Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15 поселка Незамаевского
Муниципального образования Новопокровского района Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
Решением педсовета протокол № 2
от 29 августа 2012 года
________________________Н.В.Оськина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ»
ступень обучения 9 класс основное общее
количество часов 17 ч
учитель русского языка и литературы Иванова Галина Викторовна
Программа разработана на основе
Программы: Сборник программ курсов по выбору для учащихся 9 классов
Краснодар 2005 год
Гуманитарно-эстетический блок ККИДППО, составитель Е.Л.Николаевская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Элективный курс «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ»
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Крылатые слова и выражения дают возможность ярко и сжато выразить мысль, метко и кратко охарактеризовать явление, ситуацию, человека, отношения между людьми. Это формулировки человеческого опыта, жизненной мудрости народа и авторов афоризмов.
Учащиеся узнают о происхождении крылатого слова, фразеологизма или афоризма, его значении, увидят примеры его использования в художественных текстах и устном общении, овладеют умением употреблять изречения народной мудрости в собственных высказываниях.
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
— Сборник программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте, подготовленных ККИДППО, Краснодар 2005
— Курсы по гуманитарно-эстетическим дисциплинам «Крылатые слова и выражения»
(составитель Е.Л.Николаевская, ст.преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического
образования ККИДППО)
Количество учебных занятий – 17 часов
Цели обучения : углубленное изучение фразеологии, практическое применение крылатых слов и афоризмов в устной и письменной речи.
Содержание курса «Крылатые слова и выражения» даны автором программы в 2-х вариантах. Рабочая программа составлена путем выборочной интеграции этих вариантов.
Таблица тематического распределения количества часов :
ТЕМЫ | Авторская программа | Рабочая программа | |
1. | Виды фразеологизмов (общая характеристика) | 7 | 5
|
2. | Историческая фразеология | 3 | 3 |
3. | Стилевая принадлежность фразеологизмов | 5 | 5 |
4. | Афористика | 20 | 4 |
Итого: |
| 35 | 17 |
Содержание обучения :
Виды фразеологизмов (общая характеристика) 5 часов
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки народов мира
Крылатые слова и выражения
Фразеологизмы литературного происхождения . Афоризмы.
Историческая фразеология 3
Первичные формы и значения фразеологизмов
Определение источников фразеологизмов
Сфера употребления фразеологизмов
Стилевая принадлежность фразеологизмов 5
Разговорные и просторечные фразеологизмы
Фразеологизмы публицистического стиля
Роль фразеологизмов в художественном тексте
Афористика 4
Библейская афористика. Ветхий Завет (Притчи Соломоновы)
Жанры афористики. Изречение. Афоризм. Суждение.
Афоризм в ткани публицистического и художественного текста
Перечень практических работ :
Комплексный анализ текста, работа с текстами разных жанров, с деформированным текстом, сочинении на лингвистическую тему, свободную тему, публичное выступление.
Требования к подготовке учащихся:
— уметь анализировать текст, находить средства выразительности в тексте, комментировать их роль в структуре текста; работать с научно-популярной литературой, справочниками, словарями; составлять связной текст в устной и письменной форме; правильно употреблять крылатые слова и выражения.
Литература
— В.П.Аникин. Народные изречения Москва 1991 г.
— А.Н.Афанасьев. Русские заветные сказки. Минск «Дайджест» 1992 г.
— Н.Гребнев. Караван мудрости. Народные изречения и пословицы Средней Азии
Издательство «Детская литература» 1980 г.
— В.П.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва «Просвещение» 1980 г.
— А.Квятковския. Поэтический словарь Москва 1966 г.
— В.М.Лейчин Люди и слова Москва «Наука» 1982 г.
*-А.Б.Малюшкин Комплексный анализ текста. Рабочая тетерадь. 9 класс.Москва 2010 г.
— Б.Т.Панов Внеклассная работа по русскому языку. Москва «Просвещение» 1980 г.
— Л.Н.Толстой. Сборник «Мудрые мысли на каждый день». Лениздат 2008 г.
— Н.М.Шанский .В мире слов. Москва «Просвещение» 1985 г.
— Делу время, потехе час (стихи ,рассказы, пословицы, приметы) Детская литература. Москва 1988г.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Протокол заседания МО
учителей гуманитарного цикла ————————Фролова Т.Г.
————————————Иванова Г.В.
от ———————————-2012 г.
от——————————————2012 г.