Рабочая программа по элективному курсу «Крылатые слова и выражения» 9 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15 поселка Незамаевского

Муниципального образования Новопокровского района Краснодарского края



УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета протокол № 2

от 29 августа 2012 года

________________________Н.В.Оськина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективному курсу «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ»

ступень обучения 9 класс основное общее

количество часов 17 ч


учитель русского языка и литературы Иванова Галина Викторовна









Программа разработана на основе


Программы: Сборник программ курсов по выбору для учащихся 9 классов

Краснодар 2005 год

Гуманитарно-эстетический блок ККИДППО, составитель Е.Л.Николаевская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Элективный курс «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ»


9 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Крылатые слова и выражения дают возможность ярко и сжато выразить мысль, метко и кратко охарактеризовать явление, ситуацию, человека, отношения между людьми. Это формулировки человеческого опыта, жизненной мудрости народа и авторов афоризмов.

Учащиеся узнают о происхождении крылатого слова, фразеологизма или афоризма, его значении, увидят примеры его использования в художественных текстах и устном общении, овладеют умением употреблять изречения народной мудрости в собственных высказываниях.



Основу рабочей программы составляют следующие документы:

— Сборник программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте, подготовленных ККИДППО, Краснодар 2005

— Курсы по гуманитарно-эстетическим дисциплинам «Крылатые слова и выражения»

(составитель Е.Л.Николаевская, ст.преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического

образования ККИДППО)




Количество учебных занятий – 17 часов

Цели обучения : углубленное изучение фразеологии, практическое применение крылатых слов и афоризмов в устной и письменной речи.



Содержание курса «Крылатые слова и выражения» даны автором программы в 2-х вариантах. Рабочая программа составлена путем выборочной интеграции этих вариантов.

Таблица тематического распределения количества часов :


пп

ТЕМЫ

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Виды фразеологизмов (общая характеристика)

7

5


2.

Историческая фразеология

3

3

3.

Стилевая принадлежность фразеологизмов

5

5

4.

Афористика

20

4

Итого:


35

17





Содержание обучения :

  1. Виды фразеологизмов (общая характеристика) 5 часов


Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки народов мира

Крылатые слова и выражения

Фразеологизмы литературного происхождения . Афоризмы.


  1. Историческая фразеология 3

Первичные формы и значения фразеологизмов

Определение источников фразеологизмов

Сфера употребления фразеологизмов


  1. Стилевая принадлежность фразеологизмов 5

Разговорные и просторечные фразеологизмы

Фразеологизмы публицистического стиля

Роль фразеологизмов в художественном тексте


  1. Афористика 4

Библейская афористика. Ветхий Завет (Притчи Соломоновы)

Жанры афористики. Изречение. Афоризм. Суждение.

Афоризм в ткани публицистического и художественного текста



Перечень практических работ :


Комплексный анализ текста, работа с текстами разных жанров, с деформированным текстом, сочинении на лингвистическую тему, свободную тему, публичное выступление.


Требования к подготовке учащихся:


— уметь анализировать текст, находить средства выразительности в тексте, комментировать их роль в структуре текста; работать с научно-популярной литературой, справочниками, словарями; составлять связной текст в устной и письменной форме; правильно употреблять крылатые слова и выражения.





Литература




— В.П.Аникин. Народные изречения Москва 1991 г.

— А.Н.Афанасьев. Русские заветные сказки. Минск «Дайджест» 1992 г.

— Н.Гребнев. Караван мудрости. Народные изречения и пословицы Средней Азии

Издательство «Детская литература» 1980 г.

— В.П.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва «Просвещение» 1980 г.

— А.Квятковския. Поэтический словарь Москва 1966 г.

— В.М.Лейчин Люди и слова Москва «Наука» 1982 г.

*-А.Б.Малюшкин Комплексный анализ текста. Рабочая тетерадь. 9 класс.Москва 2010 г.

— Б.Т.Панов Внеклассная работа по русскому языку. Москва «Просвещение» 1980 г.

— Л.Н.Толстой. Сборник «Мудрые мысли на каждый день». Лениздат 2008 г.

— Н.М.Шанский .В мире слов. Москва «Просвещение» 1985 г.

— Делу время, потехе час (стихи ,рассказы, пословицы, приметы) Детская литература. Москва 1988г.











РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


Протокол заседания МО

учителей гуманитарного цикла ————————Фролова Т.Г.


————————————Иванова Г.В.

от ———————————-2012 г.

от——————————————2012 г.







Свежие документы:  Статья. Применение ИКТ на уроках английского языка в начальной школе К.С.Фадеева, учитель английского языка

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: