Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения, ученицы 8 класса « », составлена в соответствии с
нормативными документами, обеспечивающими реализацию программы:
— программой по русскому языку для 5 -9 классов общеобразовательных учреждений,
авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (Москва, «Просвещение», 2008 г.),
программа рекомендована Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных
учреждений,
— обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету
«Русский язык» (Приказ МО РФ от 14.05. 1998 № 1236),
— федеральным компонентом стандарта образования,
— базисным учебным планом МОУ СОШ «Экология и диалектика» № 107.
Изучение курса русского языка по индивидуальной программе проводится по учебнику для общеобразовательных учреждений «Русский язык». 8 класс». Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова. Издательство «Просвещение», 2009 г.
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Программа по русскому языку в VIII классе предусматривает изучение общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Предметом изучения в VIII классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.
Обучение языку строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
В 20__ – 20__ учебном году на индивидуальное обучение русскому языку в 8 классе отведено 34 часа, из них уроков развития связной речи – 6.
В соответствии с рекомендациями СанПиНа к мониторингу образовательного процесса индивидуального обучения в 8 классе запланировано 5 контрольных работ, из них 3 диктанта, 1 сочинение, 1 изложение.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Нормативные документы | |
1 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по русскому языку. Вестник образования России. 2004. №12. |
2 | Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276). |
3 | Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, «Просвещение», 2008 г. |
4 | Региональный компонент стандарта общего образования (разрабатывается). |
5 | Закон об образовании РФ.
|
2
Структура курса русского языка в VIII классе (индивидуальное обучение)
Раздел программы
| Количество часов | Из них уроков развития речи | |
1 | Введение.
| 1 |
|
2 | Повторение изученного материала в 5-7 кл. | 3 |
|
3 | Синтаксис и пунктуация. Культура речи. | 3 | 1 |
4 | Простое предложение. | 2 |
|
5 | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
| 7 | 1 |
6 | Односоставные предложения.
| 6 | 1 |
7 | Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. | 6 | 2 |
8 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения. Вводные и вставные конструкции. | 3 |
|
9 | Чужая речь.
| 2 | 1 |
10 | Повторение и систематизация изученного материала. | 1 |
|
Количество часов по развитию речи | | 6 | |
Общее количество часов | 34 | | |
| | |
Учебно-методическое обеспечение курса русского языка в VIII классе.
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ( Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Москва, «Просвещение «, 2009 год, 6-е издание.). | |
2 | Обучение русскому языку в 7 классе: методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комисарова. 2-е издание. Москва. «Просвещение «, 2007 год. |
3 | Тесты по русскому языку к учебнику Л.А. Тростенцовой. 8 класс. Книга для учителя. Автор — Н.Г.Горашова. Москва. «Экзамен». 2007 год. |
4 | Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику 8 класса. И.В. Текучева, издательство «Экзамен «, Москва 2006 г.
|
5 | Сборник изложений по русскому языку к любому из действующих учебников по русскому языку для 8 класса. Москва. Издательство «Экзамен», 2008 г. |
6 | Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. Москва. «Просвещение «, 2004 год. |
4
Система отслеживания обученности
по русскому языку в VIII классе (индивидуальное обучение).
Тема раздела | № урока | Вид работы | Методичекое обеспечение | ||
I чет. | Повторение. | 3 | Тестирование. | Тесты по русскому языку. Н.Г. Горашова. стр. 5 | |
| 4 | Кр № 1 Диагностическая работа. Диктант. | Текст администрации. | ||
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. | 7 | Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание» | Тесты по русскому языку. Н.Г. Горашова. стр. 19 | ||
Простое предложение.
| 9 | Тестирование.
| Тесты по русскому языку. Н.Г. Горашова стр. 32 | ||
Двусоставные предложения. |
| ||||
| Главные члены предложения. | 12 | Тестирование.
| Тесты по русскому языку. Н.Г. Горашова стр. 32 | |
|
| 16 | К/р № 2. Изложение. |
| |
Односоставные предложения. | 20 | Тестирование.
| Тесты по русскому языку. Н.Г. Горашова. стр. 46 | ||
Простое осложненное предложение. |
| ||||
Однородные члены предложения. | 25 | К/р № 3. Сочинение: описание картины. |
| ||
Предложения с обособлен-ными и с обособленными уточняющими членами. | 28 | Тестирование.
| Тесты по русскому языку. Н.Г. Горашова. стр. 78 | ||
Чужая речь. |
| ||||
| 32 | Тестирование.
| Тесты по русскому языку. Н.Г. Горашова. стр. 104 | ||
IV чет. |
Повторение и систематизация изученного материала | 34 | Итоговая к/р № 4. Диктант с грамматическим заданием. | Текст администрации. | |
|
|
Контрольные работы – 4, из них диктанты – 2 сочинения – 1 изложения – 1 Тесты — 7 |
Годовой график проведения уроков русского языка в 8 классе на 20__ — 20__г. по индивидуальной программе обучения.
| Раздел. Тема урока. | № |
| Раздел. Тема урока. | |
1 |
| Введение. Функции русского языка в современном мире. | 18 |
| Назывные предложения. Значение назывных предложений, сфера их употребления. § 31 |
|
| II. Повторение изученного в 5 – 7 кл. (3 ч.) | 19 |
| Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. § 32-33
|
2
|
| Пунктуация и орфография. Знаки препинания в СП, знаки завершения, разделения, выделения. §1-3 | 20
|
| Безличные предложения. § 35 Тестирование
|
3
|
| Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. § 4 § 5 Тестирование | 21 |
| Р/р Рассуждение. § 36 |
4
|
| К/р № 1. Диагностический диктант. РНО | 22 |
| Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. § 37-38 |
|
| Синтаксис и пунктуация. (3ч.) |
|
| ПП осложненное. (6ч) Однородные члены предложения (3ч) |
5 |
| Основные единицы синтаксиса. § 6 Р/р Предложение и текст как единицы синтаксиса.§ 7-8 | 23 |
| Однородные члены, связанные перечис лительной интонацией и сочинительными союзами, пунктуация при них. § 41 — 43 |
6 |
| Словосочетание как единица синтаксиса.§ 9 Виды словосочетаний. § 10 | 24 |
| Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. § 42 , 44 Тест |
7 |
| Синтаксические связи слов в словосочетании. § 11.Синтаксический разбор словосочетаний.§ 12. Тестирование. | 25 |
| К/р № 3. Сочинение по картине Ю. Пименова «Спор». |
|
| Простое предложение (2 ч.). |
|
| Предложения с обособленными и с обособле нными уточняющими членами (3ч.) |
8
|
| Грамматическая (предикативная) основа предложений. § 13 | 26 |
| Понятие об обособлении. § 47. Обособленные определения и приложение. Выделительные зн/преп. Обособление уточняющих членов предложения. § 48,§ 50, § 52 |
9 |
| Порядок слов в предложении. Интонация предложения. § 14, 15. Тестирование | 27 |
| Р/р Изложение (худож. или публицист. стиль) |
|
| Простые двусоставные предложения 7ч Главные члены предложения ( 3ч) | 28 |
| Повторение и обобщение «Обособленные и обособленные уточняющие члены предложения». Тестирование. |
10
|
| Подлежащее. § 17
|
|
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения 3ч. |
11 |
| Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. § 18 — 20 | 29
|
| Назначение и употребление обращений в речи. Выделительные знаки препинания при обращении § 55, 57-58 |
12 |
| Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. §22 Тестирование | 30 |
| Вводные конструкции, группы по значению. Междометия. § 59-60 |
|
| Второстепенные члены предложения. (4 ч.) | 31 |
| Синтаксический,пунктуационный разбор пре д-ний со словами и предложениями, грамм матически не связанными с член/предл. §64 |
13 |
| Роль второстепенных членов предложения.§ 23 Дополнение. Виды. Способы выражения. § 24 |
|
| Чужая речь. 2ч |
14 |
| Определение и приложение. Способы выражения. графическое оформление. § 25 — 26 | 32 |
| Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты и знаки препинания при них. § 67,72 Тестирование |
15 |
| Основные виды обстоятельств Способы выражения. Синтаксический разбор двусоставного предложения. § 27 | 33 |
| Р/р Рассказ. § 71 Сочинение по картине. Интервью у победителя конкурса
|
16 |
| К/р № 2. Изложение. |
|
| Повторение и систематизация изученного материала ( 1ч ). |
|
| Односоставные предложения. Виды о/п. Неполные предложения ( 6ч.). | 34 |
| Морфология. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.§ 73-75 Итоговая Кр №4 по тексту администрации и ее анализ |
17 |
| Главный член односоставного предложения. § 30 |
|
| К /р – 4, из них : диктантов – 2, сочинение – 1, изложение – 1. Р/р – 6 ч
|
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка для 8 — го класса по программе Т.А. Ладыженской
к учебнику для общеобразовательных учреждений /авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина/.
Тема раздела, урока | Цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная) | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция (орфография, пунктуация) | Отслеживание уровня усвоения материала | Методич. пособия |
| ||
Межпредм связи |
| ||||||||
1 | Введение.Функции русского языка в современном мире.
| 1. Закрепить понятия об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков. 2. Развивать умение пользоваться справочным аппаратом учебника, совершенствовать навык выразительного аналитического чтения. 3.Воспитывать уважение к русскому языку. | Восточнославянские языки. Место русского языка среди родственных. Справочный аппарат книги. | Монолог на лингвистическую тему, выразительное аналитическое чтение текстов, составление тезисов и плана. | Проверяемые орфограммы в корне. Знаки препинания в конце предложения. | Ответы на вопросы в ходе беседы. Орфографический и пунктуационный анализ текста.
|
Б — 8 |
| |
История, литература. |
| ||||||||
| Повторение изученного материала в 5-7 кл. (3ч.)
|
|
|
|
|
| |||
2
| Пунктуация и орфография. Знаки препинания в СП, знаки завершения, разделения, выделения. § 1-§ 3
| 1. Повторить функции и знаков препинания в СП, средства связи в СП, виды союзов. 2. Развивать навык выразительного чтения поэтических тестов, умение рассуждать на лингвистические темы. Развивать навык разграничения ПП и СП путем выделения грамматических основ, видов СП, умение различать составлять схемы 3. Воспитывать чувство гордости за выдающиеся памятники архитектуры нашей Родины. | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Средства связи частей СП. Виды союзов. | Выразительное чтение, беседа по вопросам, монологические высказывания на лингвистическую тему. Работа по таблице. Составление вопросного плана текста (упр. 10). Осложненное списывание. | Орфограммы в корне, суффиксах прилагательных, причастий, окончаниях существительных. Запятая между частями СП.
| Различные виды разборов. Диктант (упр.20). | Б – 9 Т – 10, 91, 110 |
| |
История русской литературы и архитектуры |
| ||||||||
|
| ||||||||
3 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи § 4-5. Тестирование | 1.Повторить правописание Н-НН в прилагательных, причастиях и наречиях. Обобщить и систематизировать правила написания НЕ с разными частями речи, закрепить знания при составлении таблицы Тренировать в написании сжатого изложения. 2. Развивать умение различать однокоренные наречия, краткие прилагательные и причастия, правильно определять их синтаксическую роль 3. Показать романтическую привлекательность текстов К.Паустовского, А.Аверченко. Вызвать уважение к понятиям «офицерская честь, братство». | Прилагательные, причастия, наречия. Тип и стиль речи. Опознавательные признаки орфограммы. ЛЗ и ГЗ слова. Часть речи (частица) и часть слова (приставка). | Выразительное чтение, беседа по вопросам, монологические высказывания на лингвистическую тему. Осложненное, выборочное списывание. Сжатое изложение. Рассуждение-объяснение на лингвистическую тему. | Безударные гласные в корне, Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. НЕ с разными частями речи.
| Сжатое изложение (упр. 26). Тестирование.
| Б — 103 Домашнее Сочинение-миниатюра. (упр. 36). |
| |
Литература. |
| ||||||||
4 |
К/р № 1. Диагностический диктант. РНО |
Проверить орфографические и пунктуационные навыки за 5 -7 классы. Провести работу над ошибками контрольного диктанта. |
Изученная терминология. | Аудирование. Запись текста под диктовку. | Орфографически и пунктуационно грамотное оформление текста. | Диагностический диктант. |
|
| |
| Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (3ч.) |
|
|
|
|
|
| ||
5 | Основные единицы синтаксиса. Р/р Предложение и текст как единица синтаксиса. § 6 — 8
| 1. Познакомить с текстом как единицей синтак сиса, его признаками (тема, основная мысль текста; типы текстов: описание, повествование, рассуждение). Повторить основные единицы синтаксиса 2.Развивать навык выразительного чтения, умение конструировать предложения. 3.Вызвать эмоциональный отклик при чтении стихотворения Н.Рубцова о «Ночь на Родине». | Синтаксис. Текст. Предложение. Словосочетание. Многозначные слова. | Информационно-смысловая обработка учебного текста, ответы на вопросы. Конструирование предложений. Выразительное чтение художественных текстов Определение темы текста, основной мысли.
| Изученные орфограммы и пунктограммы. | Синтаксический и пунктуационный разбор ПП. | Б – 26 Т — 24 |
| |
Поэзия. |
| ||||||||
6 | Словосочетание как единица синтаксиса. § 9 Виды словосочетаний. § 10 | 1.Показать ученикам роль с/с как единицы синтаксиса, их смыслоразличительную силу; строение, грамматическое значение, средства связи. Познакомить с видами сл/соч в зависимости от морфологии главного слова; обучать выявлению форм выражения смысловой и грамматической связи слов. 2. Формировать умение вычленять словосочетания в тексте, различать их, конструировать, составлять схемы, производить разбор. 3. Воспитывать культуру речи: соблюдать речевых нормы, касающиеся правильного употребления зависимых слов.
| Виды словосочетаний по морфологическим свойствам: глагольные, именные и наречные. Грамматическая форма и грамматическое значение. Фразеологизмы. Отличие словосочетаний от слов и предложений | Наблюдение за языковым материалом. Аналитическое чтение, беседа. Конструирование ссоч Выборочное и распределительное списывание (упр.55, 58, 63). Выразительное чтение текста. Заполнение таблицы примерами.
| Проверяемые и чередующиеся гласные в корне, орфограммы в приставках, суффиксы глаголов, слитное и дефисное написание слов. | Монологические высказывания на лингвистическую тему |
|
| |
Литературоведение. |
| ||||||||
7 | Синтаксические связи слов в словосочетании. § 11 Синтаксический разбор словосочетаний. § 12. Тестирование | 1.Познакомить со способами связи слов в словосочетании, дать понятие о синонимичных словосочетаниях, обучать составлению словосочетаний с разными способами связи слов по предложенным схемам, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные, но с другим способом связи.. 2. Развивать умение вычленять сл/соч., определять строение и грамматическое значение словосочетаний, конструировать их, 3.Воспитывать культуру речи: соблюдать речевые нормы употребления зависимых слов в с/с | Согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания. Разбор словосочетания.
| Выразительное аналитическое чтение учебного текста. Рассуждение на лингвистическую тему. Словарная работа. Конструирование словосочетаний, предложений. Синонимическая замена словосочетаний, редактирование ошибок в управлении. Конструирование сл/соч., синтаксический разбор. | Гласные в корне, правописание приставок.
| Синтаксический разбор словосочетаний.
Тестирование.
|
Г — 19 |
| |
| Простое предложение (2ч.). |
|
|
|
|
|
| ||
8 | Грамматическая (предикативная) основа предложений. § 13
| 1.Расширить знания уч-ся о строении и грамматическом значении простых предложений. Продолжить обучение изложению. 2.Развивать умение отличать простое предложение от словосочетания, выделять грамматическую основу предложения, определять цель высказывания. 3.Воспитывать чувство гордости за выдающиеся памятники архитектуры Ленинграда. | Отличительные признаки предложения. Грамматическая основа. Виды ПП по цели высказывания, по строению грамматической основы.
| Выразительное чтение, информационно-смысловая обработка учебного текста. Восстановление деформированного текста. Словарная работа. Конструирование предложений. Изложение. | Знаки завершения, разделения. | Изложение (упр. 76). | Б – 31 Т – 23, 93, 111 |
| |
История русского градостроения. |
| ||||||||
9 | Порядок слов в предложении. Интонация предложения. § 14, 15 Тестирование.
| 1.Дать понятие о порядке слов в предложении (прямом и обратном), об интонации, ее элементах, роли в предложении, о логическом ударении. 2. Развивать умение выразительно читать предложения, меняя порядок слов в предложении, интонацию, логическое ударение; развивать навык наблюдения над речью в произведениях художественной лит-ры ( усиление выразительности, эмоциональности речи с помощью инверсии, логического ударения). 3.Воспитывать культуру выразительной речи: осознанное использование разных способов выражения вопроса, интонирование речи как одно из условий выразительного чтения.
| Прямой и обратный порядок слов. Инверсия. Логическое ударение. Восходящая, нисходящая интонация, повышение тона. Интонация конца предложения. | Выразительное чтение: соблюдение правильной интонации при чтении, использование логического ударения для выделения важных слов. Объяснение целесообразности выбора определенного порядка слов в высказывании, логического ударения. Монолог на лингвистическую тему по плану. Синтаксичес кое конструирование. Интонационный диктант. | Правописание имен собственных. Знаки препинания в конце предложения. | Выразительное чтение с обоснованием выбора интонации.Тестирование. |
|
| |
| Простые двусоставные предложения. ( 7 ч.) |
|
|
|
|
| |||
Главные члены предложения ( 3 ч. ) |
|
|
|
|
| ||||
10 | Подлежащее. § 17
| 1.Расширить сведения о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц. 2.Развивать умение выделять подлежащее, правильно согласовывать его со сказуемым. Совершенствовать лингвистическую, коммуникативную компетенции. 3.Воспитывать чувство прекрасного, культуру устного ответа.
| Двусоставное предложение. Грамматическая основа предложения, подлежащее. Синтаксически неделимое сочетание слов.
| Монологическое высказывание на лингвистическую тему. Составление таблицы, обобщающей информацию. Конструирование пред-ний.
| Н-НН в причастиях. Выделение причастного оборота. | (упр.91). | Б – 41 Т – 27, 93 |
| |
Живопись: И. Шевандронова. |
| ||||||||
11 | Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. § 18- 20
| 1.Расширить сведения о сказуемом, его признаках, способы выражения; дать понятие о простом и составном глагольном сказуемом, способах его выражения, обучать составлению предложений с разными видами сказуемых. Учить различать сказуемые по составу слов, по способу выражения ЛЗ и ГЗ. 2.Развивать умение составлять синонимические синтаксические конструкции, лингвистическую компетенцию. 3. Воспитывать эстетическое чувство при встрече с произведениями искусства. | Двусоставное предложение. Грамматическая основа предложения. Сказуемое, простое и составное глагольное сказуемое. Род сложносокращенных слов. Наклонения глагола. Формы глагола. | Выразительное чтение. Развернутые ответы на вопросы. Комментированное письмо. Конструирование предложений. Создание связного текста. Информационно-смысловая обработка учебного текста. Монологические высказывания на лингвистическую тему | Гласные в корне, окончания глаголов. Знаки препинания в сложных предложениях. | Домашнее сочинение (упр.102). Минисочинение с использованием составных глагольных сказуемых |
|
| |
Архитектура живопись: С.В.Герасимов, С.А.Баулин. |
| ||||||||
12 | Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. §22 | 1.Дать понятие о составном именном сказуемом, способах его выражения; познакомить с оттенками значения именной части. Ознакомить с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым. 2. Развивать умение определять способ выражения именной части сказуемого; отличать составное именное сказуемое от составного глагольного сказуемого; 3.Воспитывать уважительное отношение к великим личностям нашей страны, красоте и величию Петербурга. | Составное именное сказуемое. Постановка тире между подлежащим и сказуемом при определенных способах выражения главных членов предложения. | Комментированное чтение, ответы на вопросы . Составление синтаксических синонимов, анализ их стилистических особенностей. Монологические высказывания на лингвистическую тему. рассуждение на лингвистическую тему.
| НЕ с разными частями речи, Н-НН в прилагательных, причастиях. Знаки препинания в ПП и СП, при однородных членах. Тире между подлежащим и сказуемым. | (упр. 120). Объяснительный диктант со схемами. |
|
| |
Биография великих писателей. История русской цивилизации. |
| ||||||||
|
| ||||||||
| Второстепенные члены предложения. (4 ч.) |
|
|
|
| ||||
13 | Роль второстепенных членов предложения. § 23 Дополнение. Способы выражения. § 24 | 1.Закрепить знания о вт/ членах, расширить представления о дополнении (способы выра жения, трудные случаи выражения дополнений, разделение на прямые и косвенные, роль прямого порядка слов в различении дополнения и подлежащего). 2.Развивать умение определять способы выражения дополнений. 3.Воспитывать культуру речи: соблюдать речевые нормы. | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Прямое и косвенное дополнение. Инфинитив-сказуемое.
| Монологические высказывания на лингвистическую тему. Конструирование предложений, умение правильно ставить вопросы. Словарная работа. | Проверяемые орфограммы в корне слов, в окончаниях прилагательных. Изученные пунктограммы. | Синтаксичес- кий разбор предложений. | Б – 57 Т – 32, 93, 112 |
| |
14 |
Определение и приложение. . Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения. § 25 | 1.Расширить представления учеников об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида. Формировать умение различать виды определений и приложений .способы их выражения. 2 Тренировать в умении распознавать приложения; различать приложение и определяемое слово, правильно ставить знаки препинания при приложении. 3. Воспитывать культуру речи: соблюдать нормы, касающиеся согласования определений и приложений с зависимыми словами. | Определение, согласованные и несогласованные определения. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Приложение.
| Аналитическое чтение учебного материала, составление плана. Конструирование предложений, использование определений и приложений как средств выразительности речи. Определение типа, стиля речи. Выделение ключевых слов в описании внешности человека. | Проверяемые и чередующиеся гласные в корне. Правописание суффиксов прилагательных , причастий. Запятая при причастных оборотах, в СП. | Д/р: изложение текста (упр.139). Замена согласованных определений несогласованными.
|
|
| |
Литература, история. |
| ||||||||
География. |
| ||||||||
15
| Основные виды обстоятельств. Способы выражения. Синтаксический разбор двусоставного предложения. § 27 | 1.Расширить представления учеников об обсто- ятельстве: основные виды обстоятельств и способы их определения. Повторить сведения о двусоставных предложениях, познакомить с планом синтаксического разбора двусоставного предложения. 2. Совершенствовать коммуникативную и лингвистическую компетенции. 3.Воспитывать убеждение, что речь культурного человека — это богатая, правильная речь | Обстоятельство, виды обстоятельств по значению; способы их выражения. Обороты: деепричастные, фразеологические, сравнительные. | Выразительное чтение. Монологические высказывания на лингвистическую тему Конструирование предложений с использованием обстоятельств как средства выразительности речи Составление таблицы.
| Правописание наречий. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах. Запятая при деепричастных оборотах. | Находить обстоятельств, определение способа их выражения. Синтаксический разбор двусоставного предложения.
|
|
| |
Литература. |
| ||||||||
16
| К/р № 3. Изложение. | 1.Подготовить к написанию изложения; проверить знания учеников по теме «Односоставные предложения»; 2.Развивать умение письменно излагать прочитанный или услышанный текст; развивать творческие способности учеников. 3.Воспитывать внимательное отношение к работе, ответственность за свою учебу. | Термины, изученные в разделе «Второстепенные члены предложения». Опознавательные признаки орфограмм. | Аудирование, беседа по содержанию. Составление плана, подбор ключевых слов. Создание собственного текста.
| Изученные орфограммы и пунктограммы. | К/р № 3. Изложение. |
|
| |
| Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Неполные предложения ( 6ч.). |
|
|
|
| ||||
17 | Главный член односоставного предложения. § 30 | 1.Познакомить с термином «предикатив», дать понятие о двусоставных и односоставных предложениях. 2. Развивать навык выделения грамматических основ простых предложений, умения распространять ПП второстепенными членами. 3. Воспитывать культуру устного ответа. | Двусоставные и односоставные предложения. | Аналитическое чтение, ответы на вопросы. Анализ предложений. Конструирование. Осложненное списывание. | Окончания глаголов, безударные гласные в корне. |
| Б – 66 Т – 36, 96 |
| |
18 | Назывные предложения. Значение назывных предложений, сфера их употребления. § 31 | 1.Дать понятие об односоставных предложениях с главным членом — подлежащим, показать их роль в художественной литературе, публицистике. 2.Развивать умение различать односоставные предложения, использовать их в речи. 3.Воспитывать речевую культуру учеников; чувство любви к родной природе.
| Двусоставные и односоставные предложения. Грамматическая основа предложения. Назывные предложения. | Выразительное чтение отрывков из сочинений, работа с поэтическими текстами. Составление плана §. Создание текста с использованием назывных предложений. | Н-НН в причастиях, прилагательных. Правописание окончаний разных частей речи. Знаки препинания В СП. | Тест. Диктант (упр. 183). |
|
| |
История, литература. |
| ||||||||
19 | Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. § 32 — 33 | 1.Познакомить с определенно-личными и неопределенно-личными предложениями, способами выражения в них сказуемого. 2. Развивать умение выделять данные предложения в составе СП, в тексте; отличать их от определенно-личных предложений, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными предложениями. 3. Воспитывать речевую культуру учеников: использование различных синтаксических конструкций — один из признаков богатой и правильной речи. | Односоставные и двусоставные пред ложения. Главные члены предложения. Определенно-лич- ные предложения. Неопределенно-личные предложения.Синтаксические синонимы. | Функционально-смысловая обработка текста. Выразительное чтение. Структурно-семантический анализ определенно-личных предложений (способность ОЛП придавать тексту динамичность, так как внимание сосредоточено на действии).
| Орфограммы в корне, приставки ПРЕ-ПРИ, Е-И в личных окончаниях глаголов. Знаки конца предложения. Знаки препинания в сложных предложениях, при обращении. | Разбор предложений. Сочинение-миниатюра. |
Фольклор |
| |
20 | Безличные предложения. § 35 | 1.Дать представление о безличных предложе -ниях, способах выражения сказуемого в них; показать синтаксическую синонимичность двусоставных и односоставных предложений. 2.Развивать умение находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, отличать их от других односоставных предложений; употреблять их для передачи состояния природы, человека. 3.Воспитывать речевую культуру учеников.
| Безличные пред-ния Общие и отличитель ные признаки безли чных предложений. Синтаксическая синонимичность двусоставных и односоставных предложений. Слова категории состояния. Интонация. | Структурно-семантический анализ синонимичных синтак сических конструкций, выявление значений безличных предложений. Составление плана §, работа с таблицей. Соч/мин. с использованием изучаемых предложений. Конструирование пред-ний. | Правописание наречий. Окончания прилагательных. Запятая в СП. | Сочинение-миниатюра с использованием изучаемых предложений.
|
|
| |
Математика |
| ||||||||
21 | Р/р Рассуждение. § 36 | 1.Повторить изученный материал о стилях речи, о трех смысловых типах речи описании, повествовании, рассуждении; признаках и строении текста типа рассуждение (тезис, аргументы, вывод). 2.Развивать умение различать стили речи, типы текстов, умение определять идею текста, составлять опорный конспект текста, 3.Воспитывать культуру речи, вкус к хорошему языку.
| Текст, тема, основная мысль. Стили речи. Типы речи. Рассуждение. | Анализ имеющихся в учебнике и самостоятельно созданных текстов: стиль, типологическая структура. Создание текста на лингви стическую тему. Написание изложения. Создание текста по имеющемуся плану.
| Правописание приставок, корней, суффиксов сущ-ных, глаголов. Запятая при однородных членах, в СП | Изложение (упр. 208). Создание текста по имеющемуся плану (упр.210).
|
|
| |
22 | Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. § 37-38. | 1.Дать понятие о неполных предложениях: сфера их применения, значение интонации в них, роль в тексте художественных произведений; пунктуация в неполных предложениях. Учить различать неполные и односоставные предложения, производить синонимическую замену неполных предложений полными. Познакомить с синтаксическим разбором односоставного предложения; 2.Развивать умение пользоваться неполными предложениями в разговорной речи.. 3.Восп-вать бережное отношение к природе. | Неполные предложения. Односоставные предложения. Разговорная речь. Диалог. Синтаксическая синонимия. | Выразительное чтение текстов. Анализ языковых явлений. Редактирование ошибок, вызванных избыточным повтором слов или неоправданной «неполнотой», мешающей восприятию речи. Составление диалогов. Монологический рассказ на лингвистическую тему. | Н-НН в причастиях, прилагательных. Знаки препинания в диалоге. Тире неполных предложениях. Знаки препинания В СП | Тест на определение видов односоставных предложений | Т – 42, 96, 114 |
| |
| Простое осложненное предложение. (6 ч.) |
|
|
|
|
|
| ||
| Однородные члены предложения (3ч.). |
|
|
|
|
|
| ||
23 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией и сочинительными союзами, пунктуация при них. § 41-43 | 1.Закрепить знание об однородных членах предложения, о способах связи между ними. Обучать составлению характеристики. 2. Развивать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных интонацией перечисления и сочинительными союзами. 3.Вызвать интерес к теме появления первого русского словаря, к личности Дашковой Е.Р. | Интонация перечисления. Знаки разделения. Сравнительная характеристика. | Выразительное чтение текстов с соблюдением перечислительной интонации, деление на абзацы, формулирование основной мысли. Осложненное списывание. Составление характеристики. Изложение. | Правописание приставок, гласные и согласные в корне. Пунктуация при однородных членах, в предложениях с прямой речью. | Упр. 247 |
|
| |
История языкознания. |
| ||||||||
24 | Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. § 42, § 44 Тестирование | 1.Научить различать однородные и неоднородные определения в ходе анализа смысловой роли определений; обучать умению выразительно читать и пунктуационно правильно оформлять предложения с однородными и неоднородными определениями и обобщающими словами. 2.Развивать умение узнавать однородные и члены, графически обозначать их. 3. Вызвать интерес к личности писателя А.Куприна, художника Н.Ге. | Однородные и неоднородные определе ния. Обобщающие слова Разряды имен прилагательных. Градация, нагнетание. Описание внешности. | Аудирование, аналитическое чтение теоретического материала. Выявление роли определений в разных стилях речи. Объяснительный диктант. Составление схем предложений. | Гласные в корне, окончания сущ-ных Правописание прилагательных. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | (упр. 274). |
|
| |
Литература. |
| ||||||||
25 | К/р № 5. Сочинение по картине Ю. Пименова «Спор». | 1.Подготовить учеников к написанию сочинения по картине. 2.Развивать навыки описания картины, использования предложений с однородными членами в творческих работах. 3.Воспитывать интерес творческой работе. | Стиль, тип речи. Описание как тип текста. Структура текста, его языковые особенности. | Устное словесное рисование. Развернутые ответы на вопросы. Определение стиля и типа речи. Составление плана. Конструирование предложений. | Изученные орфограммы и пунктограммы.. | К/р № 5. Сочинение: описание картины. |
|
| |
| Предложения с обособленными уточняющими членами. (3ч.). |
|
|
|
| ||||
26 | Обособленные определения и приложения. Обособленные уточняющие члены предложения § 47- 48, 52 | 1.Дать понятие об обособлении как одном из способов смыслового выделения части предложения; познакомить с обособлением определений и приложений. 2.Развивать умение находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительным; интонационно и пунктуационно правильно выделять их. 3.Воспитывать внимательное отношение к при роде. | Обособленные члены предложения. Синтаксическая синонимия. Выделительные знаки препинания при обособлении. | Выразительное чтение научного текста, составление плана. Анализ языкового материала. Конструирование предложений с уточняющими членами.
| НЕ и НИ со словами. Орфограммы в корне. Запятая при обособленных определениях и приложениях. | Монологические высказывания на лингвистическую тему Конструирование предложений. | Б – 126 Т – 56, 103, 120 |
| |
27 | Р/р Изложение (худож. или публицист. стиль) | 1.Написать изложение с использованием обособленных членов предложения. 2.Развивать умение письменно излагать услышанный текст, составлять план; совершенствовать навыки лингвистического анализа. 3. Способствовать развитию творческих способностей учеников. | Стиль, тип речи. Структура текста, его языковые особенности. Средства выразительности.
| Выразительное чтение текста, составление плана. Лексическая работа. | Изученные орфограммы и пунктограммы. |
Изложение. |
|
| |
28 | Повторение и обобщение по теме «Обособленные и обособленные уточняющие члены предложения». Тестирование. | 1.Закрепить знание теоретического материала по теме в процессе выполнения разнообразных тренировочных упражнений. Проверить применение их на практике 2.Развивать умение находить изученные синтаксические конструкции, выразительно читать, пунктуационно правильно оформлять их, состав- лять схемы; использовать их в связной речи. 3. Воспитывать внимательное отношение к миру природы, эстетическое чувство. | Уточняющие члены предложения. Типы речи, типы связи слов в словосочетании, типы связи предложений в тексте.
| Устные монологические сообщения на лингвистичес кую тему. Словарная работа. Выразительное чтение предложений. Конструирование предложений. | НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами, в сложных предложениях. | Тестирование. | Г — 78 |
| |
Литература. |
| ||||||||
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения. (3 ч.) |
|
|
|
| ||||
29
| Назначение и употребление обращения в речи. Выделительные знаки препинания при обращении. § 55,57-58 | 1.Углубить сведения об обращениях: назначе ние в речи (звательная, оценочная, изобразительная функции), способы выражения, роль в предложении, стилистические особенности, пунктуационное оформление. 2.Развивать умение находить в предложении обращение, выразительно читать предложения с обращениями (соблюдение нужного темпа, мелодики, логического ударения, передачи эмоционального отношения к адресату), правильно ставить знаки препинания. 3.Воспитывать самостоятельность в работе с учебником. | Обращения. Функции обращений. Стили речи. Выделительные знаки препинания. Этикетные обращения, их изменчивость.
| Самостоятельная работа с § учебника. Анализ предложений, составление схем. Анализ текста. Конструирование предложений. Выразительное чтение предложений. Комментированное письмо.
| Знаки препинания при обращении, в предложениях с прямой речью. | Схематический диктант. | Б – 112 Т – 50, 101 |
| |
30 | Вводные конструкции, группы по значению. Междометия § 59 -60
| 1.Ознакомить с явлением вводности как речевой категории; дать понятие о вводных словах и предложениях, их значении, роли в тексте, показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями междометиями. 2. Формировать умения: выражать отношение к высказываемому с помощью в/к; производить си- нонимическую замену; различать вводные слова и члены пред-ния; соблюдать интонацию при чте нии предложений с вводными конструкциями. 3.Воспитывать культуру выражения своих чувств | Вводные слова. Междометия. Груп пы вводных слов по значению.Вводные предложения. Различение вводных слов и членов предложения. Выделительные знаки препинания. Синтаксические синонимы. | Наблюдение над языковым материалом, работа с учебником, составление развернутого плана §. Выразительное чтение предложений. Анализ примеров; объяснительный диктант. Конструирование предложений. Составление схем. | Правописание наречий, числительных, предлогов. Знаки препинания при вводных конструкциях и междометиях. | Осложненное списывание (упр.363). |
Б – 116 Т – 50, 101, 118 |
| |
31 | Синтаксический, пунктуационный разбор пред-ний со словами и пре дложениями, гра мматически не связанными с член/предл. §64 | 1.Тренировать учащихся в синтаксическом и пунктуационном разборе предложений с вводными и вставными конструкциями. 2. Развивать умение находить изученные синтаксические конструкции, выделять их пунктуационно, составлять их схемы. 3.Воспитывать культуру устного ответа, речевого общения. | Синтаксический, пунктуационный раз бор предложений. Вводные и вставные конструкции | Аналитическое чтение образцов разбора. Устные монологические высказывания. Осложненное списывание. | Гласные в корне. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.
| Синтаксичес кий и пунктуационный разбор предложений. | Г — 99 |
| |
|
Чужая речь. ( 2ч.).
|
|
|
|
|
| |||
32 | Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты и знаки препинания при них. Тестирование. § 67- 68 § 72
| 1. Закрепить навык перевода прямой речи в косвенную, навык постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи. Повторить понятие диалога и правила постановки знаков препинания при оформлении диалога 2. Развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, правильной интонации в таких предложениях; развивать навыки правильного построения и использования диалога 3. Воспитывать внимательное отношение к тексту художественного произведения. | Прямая и косвенная речь. Интонация предупреждения, пояснения. | Аналитическое чтение учебного текста. Монологические высказывания на лингвистическую тему. Конструирование предложений. Составление схем предложений с прямой речью. . | Знаки препинания при оформлении диалога, в предложениях с прямой и косвенной речью, в сложных предложениях | Объяснительный диктант.
| Б – 164 Т – 70, 105, 123 |
| |
33 | Р/р Рассказ. § 71
Сочинение по картине. Интервью у победителя конкурса. | 1.Обучать различным видам работы с текстом: — переработка текста с прямой речью в рассказ с диалогом; — сжатая передача диалогов и прямой речи; — создание текста по данному началу; — создание связного текста по картине в форме диалога; 2. Развивать навыки аналитического чтения, культуру устного ответа, речевого общения. 3.Воспитывать потребность в творческой работе, чувство гордости за русский язык. | Основная мысль. Описание внешности. Прямая речь. Диалог. | Выразительное аналитическое чтение, переработка текстов. Создание связного текста по картине в форме диалога. Расширение словарного запаса учеников. | Знаки препинания в СПП, в предложениях с прямой речью, диалоге.
| Сжатое изложе ние (упр.419).
К/р № 8. Дом. сочинение Связный текст по картине в виде интервью.
|
|
| |
Литература. Живопись: худ. В.Репки «Водитель Валя «. |
| ||||||||
| Повторение и систематизация изученного материала ( 1ч ). |
|
|
|
|
| |||
34 | Морфология. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Итог. К/р № 4. по тексту администрации. | 1.Систематизировать материал: основные едини цы синтаксиса, их морфологическое выражение, синтаксический и морфологический разборы. Проверить умение письменно излагать услышанный текст; выражать свое отношение. 2.Развивать навык различения частей речи опре деления их синтаксической роли, навык постанов ки знаков препинания в осложненном ПП и СП. 3Воспитывать внимательное отношение к работе | Основные единицы синтаксиса. Морфология. Синтаксический и морфологический разборы.
| Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему. Работа с опорными конспектами. . | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Синтаксический и морфологический разборы. Итог. К/р № 4. по тексту администрации. | Б – 169 Т – 78, 108, 125 |
|