Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения учащегося 9 класса « » составлена в соответствии с нормативно-методическими документами, обеспечивающими реализацию программы:
Нормативные документы | |
1 | примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования МО РФ. 3-е издание. Москва. «Просвещение», 2008г. |
2 | Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы:С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 32-е издание. Москва. «Просвещение», 2010г. |
3 | основной образовательной программой МБОУ СОШ № 107; |
4 | требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования |
Общие цели образования.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуника-тивной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной куль-туры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Место и роль учебного курса в достижении обучающимися
планируемых результатов освоения программы.
Основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть свободной речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения.
Программа 9 класса делится на три раздела:
сложные союзные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);
бессоюзные сложные предложения ;
сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
На протяжение всего курса 9 класса школьники знакомятся с разными видами сложных предложений, с разнообразием семантико-грамматических конструкций, которые вступают между собой в синонимичные связи; учатся употреблять в речи сложные синтаксические конструкции. Для предотвращения разрушения орфографических навыков в программе присутствует повторение орфографических тем, которые традиционно трудно усваиваются школьниками.
Весьма важным представляется изучение общих сведений о языке: каждый гражданин обязан иметь представление о роли языка в жизни общества, о месте русского языка в современном мире.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса 9 класса.
Идея развивающего обучения реализуется в творческих заданиях, освещающих проблемные вопросы, в обучении построению стилистически, грамматически, композиционно, логически правильного текста. В связи с чем в работе по развитию речи используются задания из учебника русского языка для 9 класса под редакцией М.М.Разумовской (Москва, «Дрофа», 2005г.) и учебника А.А.Введенской, А.М.Пономаревой: «Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование», учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательных школ. (Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2001/2002г).
Программа, рассчитанная на 102 часа (3 часа в неделю), позволяет усилить практическую направленность курса по подготовке к сдаче ГИА в выпускном классе:
— уделить больше внимания трудным орфографическим темам (правописание приставок; орфограммы в корне, в суффиксах; н – нн в прилагательных, причастиях, наречиях; правописание наречий),
задания по которым стали традиционными при сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;
— отрабатывать полученные орфографические и пунктуационные навыки (в форме практических занятий и тестирования);
— готовить к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
В качестве измерителей для проверки подготовки учащихся 9 класса по русскому языку (языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций) использованы задания, предложенные в книге «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку» (Н.М.Шанский, М.Т.Баранов и др., М.:Дрофа, 2001г. с.26-76), материалы учебников по русскому языку и научно-методического журнала «Русский язык в школе» (учредитель: Министерство Образования Российской Федерации) 2000 год: № 3, 4, 5, 6; 2001г.: № 1, 2).
Информация о количестве учебных часов.
В 20__ – 20__ учебном году на изучение русского языка по программе индивидуального обучения в 9 « » классе отводится 51 час (1,5 часа в неделю),
из них 15 часов — на уроки развития связной речи учащихся.
В соответствии с рекомендациями СанПиНа к мониторингу образовательного процесса запланировано
7 контрольных работ: из них 3 диктанта, 3 изложения, 1 работа – по модели ГИА (адм.КР).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
— Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс.
Автор – Г. А. Богданова.
— учебно-методическое пособие для подготовки к ГИА выпускников.
Автор – Н. А. Сенина.
Демонстрационные пособия:
— таблицы по отдельным разделам курса русского языка.
Нормативные документы,обеспечивающие реализацию программы.
Нормативные документы | Авторы | Издание | |
1. | О преподавании русского языка в общеобразова-тельных учреждениях. Письмо МО РФ от 25.05.94 №497 /11/. Материалы к урокам русского языка и литературы. Выпуск II. Часть 2. | Авторы-составители: В.Я.Рыбникова, Т.И.Павлова. | Ростов-на-Дону Изд. РО ИПК и ПРО, 1998. |
2. | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Язык и литература» (Русский язык (родной)). | Авторский коллектив: Н.М.Шанский, В.И.Ка –пинос (руководители); М.Т.Баранов, А.И.Власенков и др. | Москва, «Просвещение» 1996 г. |
3. | Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства Образования РФ. 3-е издание. | Авторский коллектив: М.Т.Баранов. Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. | Москва, «Просвещение» 2008 г. |
4. | Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. Допущено Департаментом общего среднего образования МО РФ. | Авторский коллектив: Н.М. Шанский, В.И.Капинос, С.И.Львова, М.М.Разумов ская | Москва, «Дрофа», 2001г. |
Учебно-методическое и диагностическое обеспечение курса русского языка в 9 классе.
Учебники, пособия. | Авторы | Издание | |
1. | Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. | Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. | Москва «Дрофа», 2001г. 5-е издание |
2. | Русский язык. Справочные материалы. | М.Т. Баранов и др. | Москва «Просвеще ние» 1998г |
3. | Уроки русского языка в 9 классе. Методическое пособие для учителя. | Г.А. Богданова. | Москва «Просве — щение» 2003г. |
4. | В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по русскому языку. | Н. В. Егорова | Москва «Вако» 2007 г. |
| Диагностический материал. | | |
1. | Оценка качества подготовки выпусников основной школы по русскому языку. Допущено Департамен том общего среднего образования МО РФ. | Авторский коллектив: Н.М.Шанский, В.И.Капинос, С.И.Львова, | Москва “Дрофа”, 2001 г. (с. 26 — 76). |
2. | “Русский язык в школе”. Научно-методический журнал. (Примерное планирование по русскому языку для IX класса). | Учредители: Мин.Обр. РФ . Автор планирования — Т. А. Костяева. | МОиН 2001 г. № 4, 5, 6; 2002г. № 1,2. |
3. | Тестовые задания по русскому языку. 9 кл. | Г.А. Богданова. | Москва «Просвеще ние» 2007 г. |
Учебно-методическое и диагностическое обеспечение
курса русского языка в 9 классе.
Структура курса русского языка для IX класса
Раздел | Кол-во час. | Из них разв. речи | |
1. | Международное значение русского языка | 1 |
|
2. | Повторение изученного материала. | 8 | 1 |
3. | Синтаксис сложного предложения | 4 | 2 |
4. | Сложносочиненные предложения | 5 | 4 |
5. | Сложноподчиненные предложения | 20 | 6 |
6. | Бессоюзные сложные предложения | 5 | 1 |
7. | Сложные предложения с разными видами связи | 2 |
|
8. | Общие сведения о языке | 1 |
|
9. | Повторение | 5 | 1 |
|
| 51 | 15 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 9 класса
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный,
морфологический, синтаксический; стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами;
определять стиль и тип текста;
соблюдать основные нормы литературного языка.
По пунктуации:
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания,
находить и исправлять пунктуационные ошибки,
производить пунктуационный разбор предложения.
По орфогрфии:
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами,
производить орфографический разбор слов,
правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи:
— определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей речи;
— готовить доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
составлять тезисы или конспект литературно-критической статьи,
писать сочинение публицистического характера;
писать заявление, автобиографию,
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять
различные языковые ошибки в своем тексте.
Календарный график прохождения программы по русскому языку
в 9 « » классе в 20__ – 20__ учебном году.
| | Тема раздела, урока | |
1 |
|
|
Международное значение русского языка. § 1. |
|
|
| Повторение изученного материала ( 7ч + 1 р/р ) |
2 3 |
|
| Повторение. Фонетика. Лексика и фразеология. § 2, 3. ГИА-практикум:В1 — подбор синонимов. |
4 |
|
| Морфемика. Словообразование. § 4. |
5
|
|
| Устная и письменная речь. Монолог и диалог Морфология. Правописание омонимичных частей речи. § 5. ГИА-практикум: В2 — чередование гласных в корне. В3-правописание приставок. |
6 |
|
| Язык. Культура речи. Рр. Стили речи. Повт.орфографии: Н- НН в прилагательных, причастиях, наречиях. ГИА-практикум: В 4. |
7 |
|
| Повторение. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Гр. основы. Однородные члены Текст. § 6. ГИА-практикум: В 8 – виды связи слов в предложении. |
8 |
|
| Повторение: текст, стили речи, типы речи. Лексика, морфемика и словообразование, обособленные члены |
9 |
|
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями |
|
|
| Синтаксис сложного предложения ( 4ч + 2 р/р ) |
10 |
|
| Сложные предложения. Основные виды сложных предложений. § 7. ГИА-практикум: В 6,7 — ССП, СПП. |
11 |
|
| Союзные и бессоюзные предложения. Способы сжатого изложения текста: тезисы, конспект. |
12 13 |
|
| Рр ГИА-практикум: Разделит. и выделит. знаки между частями СП Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. |
|
|
|
Сложносочиненные предложения. ( 5ч ) |
14 |
|
| Понятие о ССП. Основные группы ССП по значению и союзам. Смысловые отношения в СП § 8. |
15 |
|
| ССП. Знаки препинания. Средства связи частей СП § 8. Рр Способы сжатия текста. Сжатое изложение текста. ГИА-практикум: сжатое изложение текста. |
16 |
|
| Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения». ГИА-практикум: задание В 6. |
17
|
|
| Рр Итоговая работа по ССП. |
18 |
|
| Рр Рецензия. Понятие о жанре. Структура, языковые особенности. |
|
|
| Сложноподчиненные предложения. ( 14 + 6 р/р) |
19 |
|
| Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. § 9. Основные группы СПП. СПП с придаточным определительным. § 10. Повт-ние: знаки препинания при обособленном определении. |
20 |
|
| К/р Сжатое изложение (из сборника текстов для изложений) |
21 |
|
| Повторение орфографии. «Не с различными частями речи». ГИА-практикум. |
22 |
|
| СПП с придаточными изъяснительными. § 11. |
23
|
|
| Закрепление изученного: СПП с придаточными определительными и изъяснительными. |
24 |
|
| РНО. ГИА-практикум: задание В 7. |
25 |
|
| К/р Диктант. |
26 |
|
| СПП с придаточными обстоятельственными. § 12. Основные группы придаточных обстоятельственных. Придаточные предложения образа действия и степени. |
27 |
|
| Придаточные предложения места и времени. |
28 |
|
| Рр Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае. Анализ текста-образца (упр № 150, учеб. Бархударова) |
29 |
|
|
Придаточные предложения условные, причины, цели. |
30 |
|
| Придаточные предложения сравнительные. |
31 |
|
| Рр Эссе: понятие о жанре |
32 |
|
| Придаточные предложения уступительные. |
33 |
|
| Придаточные следствия, присоединительные.
|
34 |
|
| Рр Сочинение в жанре эссе. Темы: 1.«Кем быть? Каким быть?» 2..«О времени и о себе». |
35
|
|
| Закрепление изученного по теме «Сложноподчиненные предложения». |
36 |
|
| Рр Сообщение на лингвистическую тему. |
37 |
|
| СПП с несколькими придаточными. § 14 Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения». § 1. ГИА-практикум: В 7. . |
40 |
|
| Итоговая работа по теме «Сложноподчиненные предложения» Рр Сжатое изложение. |
| | | Бессоюзные сложные предложения ( 4 + 1 р/р ) |
41 |
|
| Запятая и точка с запятой в БСП. § 15. |
42 |
|
| Двоеточие и тире в БСП § 1. |
43
|
|
| БСП. Обобщение и закрепление изученного материала. § 1. ГИА-практикум В13 |
44 |
|
| Итоговая работа по теме «БСП» : Работа над ошибками. |
45 |
|
| Рр Реферат |
| | | СП с разными видами связи ( 2 ч. ) |
46 |
|
| Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи § 18. |
47 |
|
| Авторские знаки препинания. § 19. |
|
|
| Общие сведения о языке ( 1ч. ) |
48 |
|
| Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. § 20. Русский литературный язык и его стили.§ 21. РрИзложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды». |
|
|
| Повторение и контроль знаний (4ч. + 1 р/р) |
49 |
|
| Повторение и систематизация изученного материала. ГИА-практикум: В 1 – В 14. |
50 |
|
| Р/р Сочинение на лингвистическую тему. |
51 |
|
| Итоговая контрольная работа и ее анализ. |
Календарно — тематическое планирование уроков русского языка для IX класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской к учебнику для общеобразовательных учреждений /авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов,Л.А. Чешко/
№ ур | Тема раздела, урока
|
Цели, задачи
| Компетенции | Мониторинг результатов обучения | Методи-ческая лит-тура |
| |||||
1. лингвистическая 2. коммуникативная | 1. орфографическая 2. пунктуационная |
| |||||||||
| 1 | Международное значение русского языка. § 1. |
| 1.Понятие «русский национальный язык», его особенности, образование, развитие, назначение. 2. Чтение лингвистических текстов, создание собственных высказываний на линг/темы, определение смыслового единства высказываний (упр.№6) и их связи с эпиграфом к §1. | 1.Орфограммы в приставках и корнях, подбор однокоренных слов (упр №2) 2.Наличие и отсутствие запятой перед союзом И в разных синтаксических конструкциях.
|
| Уч/пособие В. Введен-ская, М.А Пономарева стр 6-10 |
| |||
|
| Повторение изученного материала ( 7ч + 1 р/р ) |
|
|
|
| |||||
| 2 3 | Повторение. Фонетика. Лексика и фразеология. § 2, 3. ГИА-практикум: В1 — подбор синонимов.
|
| 1. Лингвистические термины разделов «Фонетика», «Лексика и фразеология» 2.Чтение лингв/текстов, монологичес кие высказывания,работа с орфоэпическим и толковым словарем, объяснение ЛЗ слов. Конструирование предложений с парами омонимов, синонимов. Подбор синонимов по заданиям экзаменационных тестов. | 1.Грамотная запись деформированного текста с восстановлением пропущенных орфограмм в разных морфемах. 2.Знаки препинания в простых предложениях. | Фонетический разбор. | Введенская стр 26 инд/ зад -29
|
| |||
| 4
| Морфемика. Слово-образование. § 4.
|
| 1. Термины раздела «Морфемика. Словообразование». 2.Составление высказывания на лингвистическую тему. Работа по заданиям экзаменационных тестов. | 1.Безударные гласные в корне, суффиксы страдательных причастий. 2. Запись самостоятельно составленных предложений с объяснением знаков препинания. | Морфемно-словообразо-вательный разбор слов. | Н.В. Егорова стр. 16 |
| |||
| 5
| Устная и письменная речь. Монолог и диалог.Морфология. Правописание омонимичных частей речи. § 5. ГИА-практикум: В2 — чередование гласных в корне. В3-правописа- ние приставок. |
критерии распределения слов по частям речи, изменение: склонение, спря-жение, приемы различения омонимичных частей речи — по алгоритму).
| 1.Владение лингвистическими терминами раздела «Морфология». Морфологический разбор частей речи. 2.Выразительное чтение текстов, высказывания на лингвистическую тему. Составление таблиц.
| 1 .Правописание омонимичных частей речи, суффиксов страдательных причастий, глагольных окончаний, НЕ-НЕ в местоимениях. 2..Знаки препинания в за-писанных предложениях. | Тест (право-писание предлогов).
| Г.А.Богданова стр. 18 |
| |||
Д | № | Тема урока | Цели, задачи | Компетенции | Мониторинг | Метод. лит. |
| ||||
| 6
|
Язык культура речи. Стили речи.Повт.орфографии: Н- НН в прилагательных, причастиях, наречиях. ГИА-практикум:В 4. |
|
1.Причастия, деепричастия, наречия; суффиксы, окончания. 2. Составление таблиц (ОК). Устные высказывания на лингвистическую тему. |
1.Правописание слов с орфограммой -НН- в суффиксах разных частей речи 2.Знаки препинания в ПП и СП. |
Тест, словарный диктант. |
Г.А.Богданова стр.101 |
| |||
| 7 | .Повторение. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.Гр. основы, однород. члены
ГИА-практикум: В 8 – виды связи слов в предложении. |
| 1.Понятия: структура словосочетания, грамматическая основа предложений, отличие главных и второстепенных членов, способы их выражения, характеристика предложений, односоставные предложения. 2.Высказывания на лингв. тему. Выразительное чтение стихотворного текста с предварительной подготовкой (обозначение и соблюдение пауз, логического ударения, восходящей интонации, орфоэпических помет).
| 1.Орфограммы в приставках, корнях слов. 2.Знаки препинания при однородных членах, вводных словах, тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении.
| Соч-ин./конст-руирование предложений/ с использованием однородных членов, вводных слов.
| Г.Г. Граник «Секреты пунктуации» стр. 36
Введенская стр 202
Н.В. Егорова стр. 26 |
| |||
| 8 9
| Рр Текст, стили речи, типы речи. Повторение:Лексика. Морфемика. Словообразование. Обособленные члены |
умение проводить стилистический и типологический анализ текста, использовать профессиональную терминологию; умение создавать тексты — рассуждения с элементами научного стиля. | 1.Понятия: текст, стиль речи (основа для стилистического расслоения язы-ка), стилистическая окраска слов, тип речи, тема, основная мысль. 2.Выразительное чтение текстов, раз вернутые ответы на вопросы, типологический анализ текста по плану. Устное рассказывание о роли знаний в жизни человека | 1.Грамотная запись деформи рованного текста, объяснение пропущенных орфограмм в приставках, корнях. 2.Экспрессивные синтаксичес кие средства: ряды однород ных членов, обособленные расчлененные конструкции, восклицательные предл-ния. |
| М М Разумовская § 28,29 (стр. 170). (упр № 253) |
| |||
|
| Синтаксис сложного предложения ( 4ч + 2 р/р ) |
|
|
|
|
| ||||
| 10
| Сложные предложения. Основные виды сложных предложений. § 7.
ГИА-практикум: В 6,7 — ССП, СПП. |
фические ошибки, обосновывать выбор орф-мы.
| 1.Сложное предложение (смысловое и грамматическое единство), ССП, СПП, БСП. 2.Интонационно верное чтение СП. Аналитический рассказ «Роль сложных предложений в художественной речи». Составление опорного конспекта § 7 3. Работа по заданиям экз/тестов. | 1.Грамотная запись текстов упражнений, объяснение условий выбора орфограмм. 2. Знаки препинания в сложном предложении, наличие и отсутствие запятой перед союзом И в предложениях. |
| Г.Г. Граник «Секреты пунктуации» стр. 65-70
Н.В. Егорова стр. 31 |
| |||
| 11
| Союзные и бессоюзные предложения. Рр Способы сжатого изложения текста: тезисы, конспект. |
| 1.Терминология: текст, план, тезисы, конспект; тип речи, тема, основная мысль текста. 2.Чтение лингвистических текстов, составление плана, тезисов, конспекта, сжатый пересказ текста на основе его стилистического и типологического анализа. | Грамотная запись, правильная постановка знаков препинания. | Упр.№ 55 – те- зисы, упр. № 56 – конспект.
| М.М.Разумов-ская § 29 упр. № 259
|
| |||
| 12 13
|
ГИА-практикум. Разделительные и выделительные знаки между частями СП. Рр Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. |
ния с учётом лингвистической тематики.
вии с типом речи; приёмам цитирования. | 1.Композиция текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Приёмы цитирования. 2. Составление памятки, чтение и анализ текстов, создание текстов типа речи рассуждение. | 2.Знаки препинания при цитировании. Пунктуационное оформление СП. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. |
|
| |||
|
|
Сложносочиненные предложения. ( 5 ) |
|
|
|
| |||||
| 14
| Понятие оССП. Основные группы ССП по значению и союзам.Смысловые отношения в СПП. § 8.
|
| 1.Союзное и бессоюзное предл-ние, ССП, группы сочинительных союзов. 2.Чтение лингв-го текста, интонацон-но правильное произношение ССП; высказывание на лингв-кую тему. | 1.Правописание сочинительных союзов; Н и НН в суф-сах прилагательных и причастий. 2.Пунктуационное оформление ССП. |
| В.А. Мызина «Грамматико-стилисти-ческие упражнения» стр. 95 |
| |||
| 15
| ССП. Знаки препинания.Средства связи частей Сп. § 8. Рр Способы сжатия текста. Сжатое изложение текста. ГИА-практикум: сжатое изложе- ние текста.
| Закреплять навыки:
| 1. Средства связи (интонация и сочинительные союзы). 2. Аналитический рассказ о роли ССП в художественной речи. Сочинение-миниатюра с использованием ССП. 3.Способы сжатия текста. 4. Чтение, работа над сохранением композиции, темы, основной мысли текста, выразительными языковыми средствами; выборочный пересказ текста по плану, составление концовки, выражение в ней своего отношения к герою.
| 1.Орфограммы в разных частях слова. Правописание сочинительных союзов. 2.Знаки препинания в ССП, в простых предложениях с однородными членами. 3. Грамотная запись текста, сжатие текста с использованием 1-2-х приёмов сжатия. правильная постановка знаков препинания. | Тест по ССП: знаки препинания, смысловые отношения. Сжатое изложение текста | Р.А.Москов-кина, стр.52, 53, 54 Г.А.Богданова стр. 33
|
| |||
| 16
| Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения». ГИА-практикум: задание В 6. |
| 1. Терминология раздела. 2. Лингвистический рассказ по теме. Наблюдение над морфологией и синтаксисом текста. Конструирование предложений. | 1.Орфограм-мы в различных морфемах 2.Знаки препинания в ССП. |
| Н.В. Егорова стр. 31 — 37 |
| |||
| 17
| Итоговая работа по ССП. |
| 1.Терминология раздела. 2.Рассуждение на лингвистическую тему. Работа с тестовыми заданиями. |
| Тест.
| Г.А.Богданова стр. 35 |
| |||
| 18 | Рр Рецензия Понятие о жанре. Структура, языковые особенности. § 1.
|
| 1.Понятия «рецензия, отзыв», требования к ним, различия между ними. 2. Работа с памяткой «Как строится научная рецензия».
| Изученные орфограммы и пунктограммы. | Сочинение — рецензия. | Разумовская § 34 Упр. № 300.
|
| |||
|
| Сложноподчиненные предложения. ( 14 + 6 р/р) |
|
|
|
|
| ||||
| 19
| Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Основные группы СПП. СПП с придаточным определительным. § 9. § 10. Повт-ние: знаки пре-пинания при обособленном определении и обстоятельстве
|
1.находить главную и придаточную части, определять место придаточного пр-ния, способы и средства его связи с главным предложением; 2. расставлять знаки препинания, строить графическую схему СПП; 3. различать смысловые и стилистические особенности СПП; 4. производить синонимическую замену ПП с обособленными членами и ССП сложноподчиненными предложениями. | 1.ССП и СПП. Сочинительная и подчинительная связь. Главная и придаточная части предложений, средства связи: союзы, союзные слова; указательные слова. Синтаксический разбор предложений. 2. Чтение лингвистического текста, аудирование, составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему. Выяснение смысловой связи между частями СПП с помощью постановки вопросов. Конструирование предложений. § 9 — тезисный план 3. Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Понятие синтаксической синонимии | 1.Правописание подчинитель- ных союзов и союзных слов. Безударные гласные в корне, слитное и раздельное написание НЕ со словами. 2. Пунктуационное оформление СПП.
| Тест по СПП
| Г.Г. Граник стр. 85
В.А. Мызина стр. 102
Г.А.Богданова стр. 45
Московкина стр. 52 |
| |||
| 20
| К/р Сжатое изложение (из сборника текс-тов для изложений) |
комплексный анализ текста: ( тема и основная мысль, композиция, стиль речи, выразительные языковые средства); составление плана; словарная работа. | 1. Понятийный аппарат: тема, идея, композиция, типологическая структура, стиль и тип речи. 2.Прослушивание текста, ответы на вопросы, сжатый пересказ. Наблюдение над лексикой и синтакси ческими особенностями текста ил. | Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление текста изложения. | Сжатое изложение. | Сборник текс-тов для изложений. |
| |||
| 21
| Повторение орфографии. «Не» с различными частями речи. ГИА-практикум.
|
Орфоэпические нормы и варианты литературного языка
| 1.Частица НЕ, приставка НЕ. 2. Составление художественного рассказа с наличием изучаемых орфограмм и синтаксических конструкций
| 1. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | Тест « НЕ с различными частями речи».
| Г.А.Богданова стр. 56
В.Введенская стр. 44-47
|
| |||
| 22
| СПП с придаточными изъяснительными. § 11.
|
| 1.Придаточное изъяснительное предложение. Синтаксическая синонимия 2. Опознавание СПП с придаточными изъяснительными в тексте, рассказ об употреблении данных СПП в художественных текстах | 1.Орфограммы в корне, падежные окончания имен существительных. 2. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, обособленны ми чл/предложения, в СП. |
| Московкина стр. 63 |
| |||
| 23
| Закрепление изученного: СПП с придаточными определительными и изъяснительными. |
| 1. Владение терминологией по теме. 2. Аналитический рассказ «Роль СПП в структуре художественных текстов». Схематический диктант | 1.Орфограммы в различных частях слова. 2. Пунктуационное оформление СПП. |
| Н.В. Егорова стр. 52 |
| |||
| 24
| РНО. ГИА-практикум: задание В 7.
|
(зад. В 7). | 1. СПП. Основные группы. СПП по виду придаточных. Работа с тестовыми заданиями. 2.Рассуждение на лингв-кую тему. |
|
| Сборник тестов. |
| |||
| 25
| К/р Диктант. |
на промежуточном этапе. | Аудирование, написание диктанта, работа с грамматическим заданием. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | К/р № 3. Диктант. | Г.А.Богданова стр. 62 |
| |||
| 26
| СПП с придаточными обстоятельст-венными. § 12. Придаточные предложения образа действия и степени Основные группы придаточных обстоятельственных. |
| 1. Обстоятельство, придаточные обстоятельственны. Простые и составные союзы в изучаемых СПП. 2.Чтение и пересказ лингвистического текста. Употребление данных СПП в устной и письменной речи. | 1.Орфограммы в корне. 2. Пунктуационное оформление СПП. | Словарный диктант | Н.В. Егорова стр. 56 Г.А.Богданова стр. 63 Н.В. Егорова стр. 58 Московкина стр. 67 |
| |||
| 27
| Придаточные предложения места и времени.
|
1.распознавать придаточные места, вре-мени, правильно ставить знаки препинания; 2.определять их средства связи с главным предложением; 3.производить синонимическую замену. | 1.Обстоятельства места и времени. Уточняющие члены предложения. Синонимичность союзов. Синтаксическая синонимия. 2..Работа с художественными текстами на предмет выявления СП изучаемых конструкций. Употребление данных СПП в своей устной и письменной речи. | 1.Безударные гласные в корне, окончания существительных, правописание причастий, деепричастий. 2. Правильное пунктуационное оформление СПП с придаточными места и времени. Знаки препинания в предло- жениях с обособленными обстоятельствами, в СПП. | Тест
| Г.А.Богданова стр 66 Московкина стр.71 |
| |||
| 28 | Рр Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае. Анализ текста-образца (упр № 150, учеб. Бархударова)
|
| 1.Речеведческие понятия: типы речи, композиция, типологическая структура. Изучаемые синтаксические конструкции. 2. Выразительное чтение текста-образца, его анализ: композиционно-содержательный, типологический, языковой. | Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление собственного текста. | Домашнее сочинение — рассуждение |
|
| |||
| 29
| Придаточные предложения условные, причины, цели.
|
| 1.Союзы, передающие значение причины, условия, цели. Стилистические особенности употребления союзов. Многозначность союзов когда (времени и цели), чтобы. Замена авторских союзов синонимами. 2. Определение стиля речи. Упот- ребление данных СПП в своей речи. | 1.Не и НИ с частями речи. Безударные гласные в корне. Производные составные сою -зы (чтобы, затем, для того чтобы, с тем чтобы, лишь…) 2..Зн/ преп. в предложениях с однородными членами, деепричастными и причастными оборотами, в СПП. |
| Г.А.Богданова стр 69 Н.В. Егорова стр. 63 — 66 |
| |||
| 30
| Придаточные предложения сравнительные.
|
| 1. Понятия: сравнительный оборот, придаточное сравнительное. Синтаксическая синонимия. 2. Нахождение данных СПП в тексте, уместное использование в речи данных синтаксических конструкций. | 1.Правописание подчинительных союзов. Орфограммы в суффиксах, окончаниях 2.Зн/преп. в пр-ях со сравнительными оборотами, в СПП с прид-ыми сравнительными |
| Н.В. Егорова стр. 70 |
| |||
| 31
| Рр Эссе: понятие о жанре |
| 1.Параллельный способ связи предложений, именительный представления, ряды однородных членов предложения. 2. Типологическая структура текста. Задача высказывания. | 1.Изученные орфограммы. 2.Изученные пунктограммы. |
| М.М.Разумов- ская §32 Л.А.Введен- ская стр 207 |
| |||
| 32
| Придаточные предложения уступительные.
|
| 1. Лексическое значение слов « уступка, уступительный». Многозначность отношений в СПП с союзами и союзными словами. 2.Употребление данных СПП в речи. | 1.Правописание союзов ( несмотря на то что, как ни, сколько ни…). 2.Зн/пр. при деепричастиях и деепричастных оборотах. |
| Н.В. Егорова стр. 72 |
| |||
| 33
| Придаточные следствия, присоединительные.
|
динительными.
| Нахождение данных СПП в тексте, уместное использование в речи. Создание связного текста с использованием прямого доказательства и доказательства «от противного». |
|
| Н.В. Егорова стр. 75 |
| |||
| 34
| Рр Сочинение в жанре эссе. Темы: 1.«Кем быть? Каким быть?» 2..«О времени и о себе». |
| 1. Рассуждение-размышление как тип речи (вопросно-ответная форма речи, расчленение предложения, использование вводных слов для подчеркивания субъективного характера изложения.). 2. Создание письменного высказыва- ния в виде сочинения-рассуждения. | 1,2. Орфографически и пунктуационно грамотная запись собственного текста. | Сочинение в жанре эссе. | М.М.Разумов- ская §32 упр 288 |
| |||
| 35
| Закрепление изученного по теме «Сложноподчиненные предложения».
|
| 1.Владение терминологией. 2.Конструирование и преобразование предложений, нахождение в тексте. Монологическое высказывание на лингвистическую тему. | 1 Орфограммы в слове. 2. Правильное пунктуационное оформление СПП. | Тест | Г.А.Богданова стр. 74,75 Н.В. Егорова стр. 76 |
| |||
| 36
| Рр Сообщение на лингвистическую тему. |
| 1. Лексика, ССП, СПП. 2.Выр-ное чтение текста-образца, его анализ: композиционно-содержатель-ный, типологический, языковой. |
|
|
|
| |||
| 37
| СПП с несколькими придаточными. § 14.
| Формировать умения:
| 1.Закрепление понятий: соподчинение ( однородное и неоднородное), после довательное и параллельное подчинение; синтаксическая синонимия. 2.Уместное и правильное употребление в речи СПП с несколькими прида точными; устные монологические вы-сказывания на лингвистическую тему. | 1.Слитное, раздельное и де фисное написание слов, пра-вописание приставок (морфемный, фонетический, семантический принципы выбора орфограмм). 2.Зн/преп. в предложениях с причастны ми, деепричастными оборотами; в СПП. | Словарный диктант | Г.А.Богданова стр. 78 Н.В. Егорова стр. 78 |
| |||
| 38 39
| Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения». § 1. ГИА-практикум: В 7. |
| 1. СПП с одним или несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. 2. Составление устных монологи- ческих высказываний на лингвисти-ческую тему. | 1.Правописание подчинительных союзов, союзных слов. 2.Пунктуационное оформление СПП. |
| Г.А.Богданова стр. 74,75 |
| |||
| 40
| Итоговая работа по теме «Сложноподчиненные предло-жения» Сжатое изложение. |
| 1.Виды сложноподчиненных предложений с одним или несколькими придаточными. 2.Конструирование СПП, нахождение заданных конструкций. 3. Аудирование. Запись чернового варианта, редактирование текста | 1. Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление СПП. Орфографически и пунктуационно грамотная запись текста
| Тестовые задания Сжатое изложение. | Г.А.Богданова стр. 79 РЯШ №5 2001г. с.128 |
| |||
|
| Бессоюзные сложные предложения ( 4 + 1 р/р ) |
|
|
|
| |||||
| 41
|
Запятая и точка с запятой в БСП. § 15.
|
1. находить БСП, определять их значение, объяснять интонацию; 2.правильно употреблять зн/препинания; использовать различные синонимичесские конструкции для передачи одного и того же смысла. |
А) перечисления; Б) причины, пояснения, изъяснения; В) противопоставления, времени, условия, следствия. 2. Правильное интонационное оформление БСП в зависимости от смысловых отношений.
| 1.Орфограммы в различных морфемах частей речи. 2.Пунктуационное оформление сложных предложений. Запятая и точка с запятой в БСП.
|
| Г.А.Богданова стр. 102
Н.В. Егорова стр. 82 |
| |||
| 42
| Двоеточие и тире в БСП § 1.
|
| 1.Виды БСП по значению: перечисле- ния, причины, пояснения, изъяснения, противопоставления, времени, условия, следствия). 2.Правильное интонационное офор-мление БСП в зависимости от смысло вых отношений (интонация предупре ждения, понижение голоса) Выразительное чтение текста, стилистический анализ. Синтаксическое конструирование. | 1.Орфограммы в морфемах различных частей речи. 2.Пунктуационное оформление БСП: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. | Словарный диктант.
| Н.В. Егорова стр. 85 — 87 |
| |||
| 43
| БСП. Обобщение и закрепление изученного материала § 1. ГИА-практикум:В13 |
зировать материал о БСП.
| 1. Виды сложных предложений: ССП, СПП, БСП. Синтаксическая синонимия | 1.Орфограммы в морфемах |
| Н.В. Егорова стр. 94 |
| |||
| 44
| Итоговая работа по теме «БСП» Работа над ошибками.
|
и пунктуационную грамотность.
| 1. Структура БСП, значения. 2. Нахождение БСП, конструирова- ние, синонимическая замена. 3. Знание изученных лингвистичес- ких явлений.
| 1,2. Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление БСП. | Тестовая работа | Г.А.Богданова стр. 111 |
| |||
| 45
| Рр Реферат |
| Аналитическое чтение лингвистичес-кого текста, монологические высказывания. |
| Реферат по тексту упр. № 242. |
|
| |||
|
| Сложные предложения с разными видами связи (2 ч. ) |
|
|
|
| |||||
| 46
| Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи § 18.
|
-четаний видов связи, составлению схем.
| 1.Понятие «СП с разными видами связи»; сочинительная, подчини- тельная и бессоюзная связь. 1.Понятие «период», его языковые особенности, порядок слов, (анафора, лексический повтор, синонимы, антонимы, параллелизм). 2.Аудирование, монологические выска зывания на лингвистическую тему. | 1.Правописание местоимений, наречий, союзов. Н-НН в суффиксах; ТСЯ — ТЬСЯ в глаголах. 2. Знаки препинания в СП.
| Словарный диктант | Г.А.Богданова стр 119
Н.В. Егорова стр. 89 |
| |||
| 47
| Авторские знаки препинания. § 19.
|
| 1.Понятие «Авторские знаки препинания». 2.Выразительное чтение и лингво- стилистический анализ текстов. Монологическое высказывание на лингвистическую тему. | 1. Изученные орфограммы. Правописание НЕ-НИ с разными частями речи. 2. Знаки препинания в СП. Обособленные определения и обстоятельства. |
|
|
| |||
|
| Общие сведения о языке ( 1ч. ) |
|
|
|
| |||||
| 48
| Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. § 20. Русский литературный язык и его стили. § 21. Изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды».
|
| 1. Понятия: общеславянский язык, индоевропейские языки, кириллица. 2.Выразительное чтение текстов, составление плана, тезисов. Работа с толковым и этимологическим словарями.
| Изученные орфограммы и пунктограммы. |
| Введенская § 1.2 стр 16 – 24 Н.В. Егорова стр. 97 |
| |||
|
| Повторение и контроль знаний (3ч. + 1 р/р) |
|
|
|
| |||||
| 49
| Повторение и систематизация изученного материала.
ГИА-практикум: В 1 – В 14.
|
синтаксису, пунктуации. Повторить изученный за курс 5-9-го закрепить полученные знания с помощью анализа текста (восприятие текста, анализ языковых единиц, правописание). | 1.Изученные языковые, лингвистические и речеведческие понятия. 2.Выразительное чтение, лингво-стилистический анализ, монологические высказывания на лингвистическую тему. | 1. Орфограммы в морфемах. 2.Знаки препинания в ПП, СП. |
| Н.В. Егорова стр. 114 |
| |||
| 50
| Р/р Сочинение на лингвистическую тему. | Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч. | Аудирование. Запись текста под диктовку. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Сочинение на лингвистичес- кую тему. | Г.А.Богданова стр.127 |
| |||
| 51
| Итоговая контрольная работа и ее анализ. |
| Изученные языковые и лингвистические понятия. |
| Итоговый тест | РЯШ 2002 №1 стр.112 |
|