Рабочая программа по русскому языку (9 кл.) для индивидуального обучения по программе М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,Н.М.Шанского

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения учащегося 9 класса « » составлена в соответствии с нормативно-методическими документами, обеспечивающими реализацию программы:


Нормативные документы

1

примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования МО РФ. 3-е издание. Москва. «Просвещение», 2008г.

2

Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы:С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

32-е издание. Москва. «Просвещение», 2010г.

3

основной образовательной программой МБОУ СОШ № 107;

4

требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования


Общие цели образования.


Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,

оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуника-тивной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.


Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).


Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииосвоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.


Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной куль-туры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

Место и роль учебного курса в достижении обучающимися

планируемых результатов освоения программы.


Основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть свободной речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения.


Программа 9 класса делится на три раздела:

  1. сложные союзные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

  2. бессоюзные сложные предложения ;

  3. сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.


На протяжение всего курса 9 класса школьники знакомятся с разными видами сложных предложений, с разнообразием семантико-грамматических конструкций, которые вступают между собой в синонимичные связи; учатся употреблять в речи сложные синтаксические конструкции. Для предотвращения разрушения орфографических навыков в программе присутствует повторение орфографических тем, которые традиционно трудно усваиваются школьниками.

Весьма важным представляется изучение общих сведений о языке: каждый гражданин обязан иметь представление о роли языка в жизни общества, о месте русского языка в современном мире.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса 9 класса.

Идея развивающего обучения реализуется в творческих заданиях, освещающих проблемные вопросы, в обучении построению стилистически, грамматически, композиционно, логически правильного текста. В связи с чем в работе по развитию речи используются задания из учебника русского языка для 9 класса под редакцией М.М.Разумовской (Москва, «Дрофа», 2005г.) и учебника А.А.Введенской, А.М.Пономаревой: «Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование», учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательных школ. (Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2001/2002г).


Программа, рассчитанная на 102 часа (3 часа в неделю), позволяет усилить практическую направленность курса по подготовке к сдаче ГИА в выпускном классе:

— уделить больше внимания трудным орфографическим темам (правописание приставок; орфограммы в корне, в суффиксах; н – нн в прилагательных, причастиях, наречиях; правописание наречий),

задания по которым стали традиционными при сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;

— отрабатывать полученные орфографические и пунктуационные навыки (в форме практических занятий и тестирования);

— готовить к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

В качестве измерителей для проверки подготовки учащихся 9 класса по русскому языку (языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций) использованы задания, предложенные в книге «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку» (Н.М.Шанский, М.Т.Баранов и др., М.:Дрофа, 2001г. с.26-76), материалы учебников по русскому языку и научно-методического журнала «Русский язык в школе» (учредитель: Министерство Образования Российской Федерации) 2000 год: № 3, 4, 5, 6; 2001г.: № 1, 2).



Информация о количестве учебных часов.


В 20__ – 20__ учебном году на изучение русского языка по программе индивидуального обучения в 9 « » классе отводится 51 час (1,5 часа в неделю),

из них 15 часов — на уроки развития связной речи учащихся.

В соответствии с рекомендациями СанПиНа к мониторингу образовательного процесса запланировано

7 контрольных работ: из них 3 диктанта, 3 изложения, 1 работа – по модели ГИА (адм.КР).


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. Печатные пособия:

— Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс.

Автор – Г. А. Богданова.

— учебно-методическое пособие для подготовки к ГИА выпускников.

Автор – Н. А. Сенина.


  1. Демонстрационные пособия:

— таблицы по отдельным разделам курса русского языка.




Нормативные документы,обеспечивающие реализацию программы.




Нормативные документы


Авторы

Издание

1.

О преподавании русского языка в общеобразова-тельных учреждениях. Письмо МО РФ от 25.05.94 №497 /11/. Материалы к урокам русского языка и литературы. Выпуск II. Часть 2.

Авторы-составители: В.Я.Рыбникова, Т.И.Павлова.

Ростов-на-Дону Изд. РО ИПК и ПРО, 1998.

2.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Язык и литература» (Русский язык (родной)).

Авторский коллектив: Н.М.Шанский, В.И.Ка –пинос (руководители); М.Т.Баранов, А.И.Власенков и др.

Москва, «Просвещение»

1996 г.

3.

Программы общеобразовательных учреждений.

Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства Образования РФ. 3-е издание.

Авторский коллектив: М.Т.Баранов. Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Москва, «Просвещение»

2008 г.

4.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку.

Допущено Департаментом общего среднего образования МО РФ.

Авторский коллектив: Н.М. Шанский, В.И.Капинос, С.И.Львова,

М.М.Разумов

ская

Москва, «Дрофа», 2001г.













Учебно-методическое и диагностическое обеспечение курса русского языка в 9 классе.



Учебники, пособия.

Авторы

Издание

1.

Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.

Авторы-составители:

Л.М.Рыбченкова,

В.Л.Склярова.

Москва «Дрофа», 2001г. 5-е издание

2.

Русский язык.

Справочные материалы.

М.Т. Баранов и др.

Москва «Просвеще ние» 1998г

3.

Уроки русского языка в 9 классе.

Методическое пособие для учителя.

Г.А. Богданова.

Москва «Просве — щение» 2003г.

4.

В помощь школьному учителю.

Поурочные разработки по русскому языку.

Н. В. Егорова

Москва «Вако» 2007 г.


Диагностический материал.


1.

Оценка качества подготовки выпусников основной школы по русскому языку. Допущено Департамен том общего среднего образования МО РФ.

Авторский коллектив: Н.М.Шанский, В.И.Капинос, С.И.Львова,

Москва

Дрофа”, 2001 г.

(с. 26 — 76).

2.

Русский язык в школе”. Научно-методический журнал. (Примерное планирование по русскому языку для IX класса).

Учредители: Мин.Обр. РФ .

Автор планирования —

Т. А. Костяева.

МОиН

2001 г. № 4, 5, 6; 2002г. № 1,2.

3.

Тестовые задания по русскому языку. 9 кл.


Г.А. Богданова.

Москва «Просвеще ние» 2007 г.


Учебно-методическое и диагностическое обеспечение


курса русского языка в 9 классе.



Структура курса русского языка для IX класса


Раздел

Кол-во час.

Из них разв. речи

1.

Международное значение русского языка

1


2.

Повторение изученного материала.

8

1

3.

Синтаксис сложного предложения

4

2

4.

Сложносочиненные предложения

5

4

5.

Сложноподчиненные предложения

20

6

6.

Бессоюзные сложные предложения

5

1

7.

Сложные предложения с разными видами связи

2


8.

Общие сведения о языке

1


9.

Повторение

5

1



51

15


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 9 класса

  1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный,

морфологический, синтаксический; стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами;

  • определять стиль и тип текста;

  • соблюдать основные нормы литературного языка.

По пунктуации:

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания,

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки,

  • производить пунктуационный разбор предложения.

По орфогрфии:

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор,

  • правильно писать слова с изученными орфограммами,

  • производить орфографический разбор слов,

  • правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи:

— определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей речи;

— готовить доклад на историко-литературную тему по одному источнику;

  • составлять тезисы или конспект литературно-критической статьи,

  • писать сочинение публицистического характера;

  • писать заявление, автобиографию,

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять

различные языковые ошибки в своем тексте.


Календарный график прохождения программы по русскому языку

в 9 « » классе в 20__ – 20__ учебном году.

ур



Тема раздела, урока


1




Международное значение русского языка. § 1.




Повторение изученного материала ( 7ч + 1 р/р )

2

3



Повторение. Фонетика. Лексика и фразеология. § 2, 3.

ГИА-практикум:В1 — подбор синонимов.

4



Морфемика. Словообразование. § 4.

5




Устная и письменная речь. Монолог и диалог Морфология. Правописание омонимичных частей речи. § 5.

ГИА-практикум: В2 — чередование гласных в корне.

В3-правописание приставок.

6



Язык. Культура речи. Рр. Стили речи. Повт.орфографии: Н- НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

ГИА-практикум: В 4.

7



Повторение. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Гр. основы. Однородные члены

Текст. § 6. ГИА-практикум: В 8 – виды связи слов в предложении.

8



Повторение: текст, стили речи, типы речи. Лексика, морфемика и словообразование, обособленные члены

9



Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями




Синтаксис сложного предложения ( 4ч + 2 р/р )

10



Сложные предложения. Основные виды сложных предложений. § 7. ГИА-практикум: В 6,7 — ССП, СПП.

11



Союзные и бессоюзные предложения. Способы сжатого изложения текста: тезисы, конспект.

12

13



Рр ГИА-практикум: Разделит. и выделит. знаки между частями СП

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.




Сложносочиненные предложения. ( 5ч )

14



Понятие о ССП. Основные группы ССП по значению и союзам. Смысловые отношения в СП

§ 8.

15



ССП. Знаки препинания. Средства связи частей СП § 8.

Рр Способы сжатия текста. Сжатое изложение текста.

ГИА-практикум: сжатое изложение текста.

16



Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения».

ГИА-практикум: задание В 6.

17




Рр Итоговая работа

по ССП.

18



Рр Рецензия. Понятие о жанре.

Структура, языковые особенности.




Сложноподчиненные предложения. ( 14 + 6 р/р)

19



Сложноподчиненные предложения.

Строение СПП. § 9. Основные группы СПП. СПП с придаточным определительным.

§ 10. Повт-ние: знаки препинания при обособленном определении.

20



К/р

Сжатое изложение (из сборника текстов для изложений)

21



Повторение орфографии. «Не с различными частями речи».

ГИА-практикум.

22



СПП с придаточными изъяснительными.

§ 11.

23




Закрепление изученного: СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

24



РНО. ГИА-практикум: задание В 7.

25



К/р Диктант.

26



СПП с придаточными обстоятельственными. § 12.

Основные группы придаточных обстоятельственных. Придаточные предложения образа действия и степени.

27



Придаточные предложения места и времени.

28



Рр Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае.

Анализ текста-образца (упр № 150, учеб. Бархударова)

29




Придаточные предложения условные, причины, цели.

30



Придаточные предложения сравнительные.

31



Рр Эссе: понятие о жанре

32



Придаточные предложения уступительные.

33



Придаточные следствия, присоединительные.

34



Рр Сочинение в жанре эссе. Темы:

1.«Кем быть? Каким быть?» 2..«О времени и о себе».

35




Закрепление изученного по теме

«Сложноподчиненные предложения».

36



Рр Сообщение на лингвистическую тему.

37



СПП с несколькими придаточными.

§ 14 Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения». § 1.

ГИА-практикум: В 7. .

40



Итоговая работа по теме «Сложноподчиненные предложения» Рр

Сжатое изложение.




Бессоюзные сложные предложения ( 4 + 1 р/р )

41



Запятая и точка с запятой в БСП. § 15.

42



Двоеточие и тире в БСП

§ 1.

43




БСП. Обобщение и закрепление изученного материала. § 1.

ГИА-практикум В13

44



Итоговая работа по теме «БСП» : Работа над ошибками.

45



Рр Реферат




СП с разными видами связи ( 2 ч. )

46



Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи § 18.

47



Авторские знаки препинания. § 19.




Общие сведения о языке ( 1ч. )

48



Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. § 20. Русский литературный язык и его стили.§ 21.

РрИзложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды».




Повторение и контроль знаний (4ч. + 1 р/р)

49



Повторение и систематизация изученного материала.

ГИА-практикум: В 1 – В 14.

50



Р/р Сочинение на лингвистическую тему.

51



Итоговая контрольная работа и ее анализ.


Календарно — тематическое планирование уроков русского языка для IX класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской к учебнику для общеобразовательных учреждений /авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов,Л.А. Чешко/


Дата

ур


Тема раздела, урока


Цели, задачи

Компетенции

Мониторинг

результатов обучения

Методи-ческая

лит-тура


1. лингвистическая

2. коммуникативная

1. орфографическая

2. пунктуационная



1

Международное значение русского языка.

§ 1.

  • Расширить знания учащихся о «мировых языках», месте русского языка среди языков мира.

  • Совершенствовать навыки чтения лингвистических текстов, определения типа и стиля текста, составления плана текста.

1.Понятие «русский национальный язык», его особенности, образование, развитие, назначение.

2. Чтение лингвистических текстов, создание собственных высказываний на линг/темы, определение смыслового единства высказываний (упр.№6) и их связи с эпиграфом к §1.

1.Орфограммы в приставках и корнях, подбор однокоренных слов (упр №2)

2.Наличие и отсутствие запятой перед союзом И в разных синтаксических конструкциях.



Уч/пособие

В. Введен-ская,

М.А Пономарева

стр 6-10




Повторение изученного материала ( 7ч + 1 р/р )







2

3

Повторение.

Фонетика.

Лексика и фразеология.

§ 2, 3.

ГИА-практикум:

В1 — подбор синонимов.


  • Обобщить сведения из области фонетики (характеристика звуков, фонетический разбор слов), лексикологии, фразеологии (значение, употребление, происхождение слов, многозначность, переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы).

  • Закрепить навыки фонетического разбора, навыки работы со словарями.

1. Лингвистические термины разделов «Фонетика», «Лексика и фразеология»

2.Чтение лингв/текстов, монологичес кие высказывания,работа с орфоэпическим и толковым словарем, объяснение ЛЗ слов. Конструирование предложений с парами омонимов, синонимов. Подбор синонимов по заданиям экзаменационных тестов.

1.Грамотная запись деформированного текста с восстановлением пропущенных орфограмм в разных морфемах.

2.Знаки препинания в простых предложениях.

Фонетический разбор.

Введенская

стр 26

инд/ зад -29




4


Морфемика. Слово-образование. § 4.


  • Обобщить знания по морфемике и словообразованию (состав слова и основные способы словообразования).

  • Закрепить навыки морфемно-словообразовательного разбора.

1. Термины раздела «Морфемика. Словообразование».

2.Составление высказывания на лингвистическую тему.

Работа по заданиям экзаменационных тестов.


1.Безударные гласные в корне, суффиксы страдательных причастий.

2. Запись самостоятельно составленных предложений с объяснением знаков препинания.

Морфемно-словообразо-вательный разбор слов.

Н.В. Егорова стр. 16




5







Устная и письменная речь. Монолог и диалог.Морфология.

Правописание омонимичных частей речи. § 5.

ГИА-практикум:

В2 — чередование гласных в корне.

В3-правописа-

ние приставок.

  • Закрепить знания о частях речи: (самостоятельные/служебные ч/речи,

критерии распределения слов по частям речи, изменение: склонение, спря-жение, приемы различения омонимичных частей речи — по алгоритму).

  • Совершенствовать навык морфологического разбора слов.

1.Владение лингвистическими терминами раздела «Морфология».

Морфологический разбор частей речи.

2.Выразительное чтение текстов, высказывания на лингвистическую тему. Составление таблиц.


1 .Правописание омонимичных частей речи, суффиксов страдательных причастий, глагольных окончаний, НЕ-НЕ в местоимениях.

2..Знаки препинания в за-писанных предложениях.

Тест (право-писание предлогов).


Г.А.Богданова

стр. 18


Д

Тема урока

Цели, задачи

Компетенции

Мониторинг

Метод. лит.




6



Язык культура речи. Стили речи.Повт.орфографии:

Н- НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

ГИА-практикум:В 4.

  • Повторить правописание Н — НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

  • Тренировать уч-ся в решении тестовых заданий В 4.



1.Причастия, деепричастия,

наречия; суффиксы, окончания.

2. Составление таблиц (ОК).

Устные высказывания на лингвистическую тему.


1.Правописание слов с орфограммой -НН- в суффиксах разных частей речи

2.Знаки препинания в

ПП и СП.


Тест, словарный диктант.


Г.А.Богданова

стр.101



7

.Повторение.

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Текст. § 6.Гр. основы, однород. члены


ГИА-практикум:

В 8 – виды связи слов в предложении.

  • Обобщить и систематизировать знания по синтаксису.

  • Закрепить навык выделения в тексте словосочетания, производить его разбор.

  • Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

  • Уметь опознавать виды односоставных предложений.


1.Понятия: структура словосочетания, грамматическая основа предложений, отличие главных и второстепенных членов, способы их выражения, характеристика предложений, односоставные предложения.

2.Высказывания на лингв. тему.

Выразительное чтение стихотворного текста с предварительной подготовкой (обозначение и соблюдение пауз, логического ударения, восходящей интонации, орфоэпических помет).


1.Орфограммы в приставках, корнях слов.

2.Знаки препинания при однородных членах, вводных словах, тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении.



Соч-ин./конст-руирование предложений/

с использованием однородных членов, вводных слов.


Г.Г. Граник

«Секреты пунктуации»

стр. 36


Введенская

стр 202


Н.В. Егорова стр. 26



8

9


Рр

Текст, стили речи, типы речи.

Повторение:Лексика. Морфемика. Словообразование. Обособленные члены

  • Обобщить и систематизировать знания о стилях речи, типах речи, о тексте.

  • Закрепить:

умение проводить стилистический и типологический анализ текста, использовать профессиональную терминологию;

умение создавать тексты — рассуждения с элементами научного стиля.


1.Понятия: текст, стиль речи (основа для стилистического расслоения язы-ка), стилистическая окраска слов, тип речи, тема, основная мысль.

2.Выразительное чтение текстов, раз

вернутые ответы на вопросы, типологический анализ текста по плану.

Устное рассказывание о роли знаний в жизни человека

1.Грамотная запись деформи

рованного текста, объяснение пропущенных орфограмм в приставках, корнях.

2.Экспрессивные синтаксичес

кие средства: ряды однород

ных членов, обособленные расчлененные конструкции, восклицательные предл-ния.


М М Разумовская

§ 28,29

(стр. 170). (упр № 253)




Синтаксис сложного предложения ( 4ч + 2 р/р )







10



Сложные предложения. Основные виды сложных предложений. § 7.


ГИА-практикум:

В 6,7 — ССП, СПП.

  • Развивать умение исправлять орфогра-

фические ошибки, обосновывать выбор орф-мы.

  • Повторить признаки сложного предложения.

  • Закрепить навык разграничения ПП и СП на основе выделения грамматических основ, различения сложных предложений разных типов.

  • Дать классификацию СП, представление о средствах связи частей СП.

  • Повторить виды союзов.



1.Сложное предложение (смысловое и грамматическое единство), ССП, СПП, БСП.

2.Интонационно верное чтение СП.

Аналитический рассказ «Роль сложных предложений в художественной речи».

Составление опорного конспекта § 7

3. Работа по заданиям экз/тестов.

1.Грамотная запись текстов упражнений, объяснение условий выбора орфограмм.

2. Знаки препинания в сложном предложении, наличие и отсутствие запятой перед союзом И в предложениях.



Г.Г. Граник «Секреты пунктуации»

стр. 65-70


Н.В. Егорова стр. 31



11




Союзные и бессоюзные предложения.

Рр

Способы сжатого изложения текста: тезисы, конспект.

  • Ознакомить уч-ся со способами сжатого изложения текста.

  • Закрепить умение сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную.

  • Воспитание уважения к русскому языку как средству общения.

1.Терминология: текст, план, тезисы, конспект; тип речи, тема, основная мысль текста.

2.Чтение лингвистических текстов, составление плана, тезисов, конспекта, сжатый пересказ текста на основе его стилистического и типологического анализа.

Грамотная запись, правильная постановка знаков препинания.

Упр.№ 55 – те-

зисы,

упр. № 56 – конспект.


М.М.Разумов-ская § 29

упр. № 259




12

13



ГИА-практикум. Разделительные и выделительные знаки между частями СП.

Рр Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

  • Повторить композицию текста-рассужде

ния с учётом лингвистической тематики.

  • Обучать умению подбирать примеры из текста, иллюстрирующие тезис, строить собственное высказываниев соответст

вии с типом речи; приёмам цитирования.

1.Композиция текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

Приёмы цитирования.

2. Составление памятки, чтение и анализ текстов, создание текстов типа речи рассуждение.

2.Знаки препинания при цитировании. Пунктуационное оформление СП.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.





Сложносочиненные предложения. ( 5 )






14


Понятие оССП. Основные группы ССП по значению и союзам.Смысловые отношения в СПП.

§ 8.


  • Ознакомить с особенностями строения ССП (независимость предикативных частей в составе ССП), классификацией.

  • Развивать навык постановки запятой в ССП, определения значения ССП.

1.Союзное и бессоюзное предл-ние, ССП, группы сочинительных союзов.

2.Чтение лингв-го текста, интонацон-но правильное произношение ССП; высказывание на лингв-кую тему.

1.Правописание сочинительных союзов; Н и НН в суф-сах прилагательных и причастий.

2.Пунктуационное оформление ССП.


В.А. Мызина «Грамматико-стилисти-ческие упражнения» стр. 95



15


ССП.

Знаки препинания.Средства связи частей Сп.

§ 8.

Рр

Способы сжатия текста.

Сжатое изложение текста.

ГИА-практикум:

сжатое изложе-

ние текста.



Закреплять навыки:

  • определять смысловые отношения частей ССП,правильно расставлять зн/преп в ССП с общим второстепенным членом, Ознакомить уч-ся со способами сжатия текста.

  • различать ПП с однородными членами и ССП,продолжить обучение изложению:

  • композиционно- содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбор материала для изложения, стилистические приемы, усиливающие выразительность речи; способы и средства связи предложений в тексте.

  • производить синтаксический разбор ССП, строить схемы.

1. Средства связи (интонация и сочинительные союзы).

2. Аналитический рассказ о роли ССП в художественной речи.

Сочинение-миниатюра с использованием ССП.

3.Способы сжатия текста.

4. Чтение, работа над сохранением композиции, темы, основной мысли текста, выразительными языковыми средствами; выборочный пересказ текста по плану, составление концовки, выражение в ней своего отношения к герою.


1.Орфограммы в разных частях слова.

Правописание сочинительных союзов.

2.Знаки препинания в ССП, в простых предложениях с однородными членами.

3. Грамотная запись текста, сжатие текста с использованием 1-2-х приёмов сжатия.

правильная постановка знаков препинания.

Тест по ССП: знаки препинания, смысловые отношения.

Сжатое изложение текста

Р.А.Москов-кина, стр.52, 53, 54

Г.А.Богданова стр. 33




16


Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения». ГИА-практикум:

задание В 6.

  • Систематизировать сведения о сложносочиненных предложениях.

  • Совершенствовать навык постановки запятой, определять значения ССП.

  • Отработка задания по экз-ным тестам.

1. Терминология раздела.

2. Лингвистический рассказ по теме.

Наблюдение над морфологией и синтаксисом текста.

Конструирование предложений.

1.Орфограм-мы в различных морфемах

2.Знаки препинания в ССП.


Н.В. Егорова стр. 31 — 37



17


Итоговая работа

по ССП.

  • Определить уровень усвоения теоретического материала и умения применять его на практике.

1.Терминология раздела.

2.Рассуждение на лингвистическую тему. Работа с тестовыми заданиями.


Тест.


Г.А.Богданова стр. 35



18

Рр Рецензия

Понятие о жанре.

Структура, языковые особенности.

§ 1.

  • Дать понятие рецензии как письменного разбора, содержащего критическую оценку произведения (книги, спектакля, к/фильма), познакомить со стандартными выражениями, используемыми в рецензии как средства связи частей текста.

  • Подготовить к сочинению-рецензии на понравившееся произведение.

1.Понятия «рецензия, отзыв», требования к ним, различия между ними.

2. Работа с памяткой «Как строится научная рецензия».


Изученные орфограммы и пунктограммы.

Сочинение —

рецензия.

Разумовская

§ 34

Упр. № 300.





Сложноподчиненные предложения. ( 14 + 6 р/р)







19


Сложноподчиненные предложения.

Строение СПП.

Основные группы СПП.

СПП с придаточным определительным.

§ 9. § 10.

Повт-ние: знаки пре-пинания при обособленном определении и

обстоятельстве


  • Сформировать представление о СПП как об одном из типов СП (особенность конструкции, средства связи, богатство смысловых отношений). Познакомить с синтаксической моделью СПП с придаточным определительным, с особенностями структуры и функционирования в речи.

  • Закреплять навыки:

1.находить главную и придаточную части, определять место придаточного пр-ния, способы и средства его связи с главным предложением;

2. расставлять знаки препинания, строить графическую схему СПП;

3. различать смысловые и стилистические особенности СПП;

4. производить синонимическую замену ПП с обособленными членами и ССП сложноподчиненными предложениями.

1.ССП и СПП. Сочинительная и подчинительная связь. Главная и придаточная части предложений, средства связи: союзы, союзные слова; указательные слова. Синтаксический разбор предложений.

2. Чтение лингвистического текста, аудирование, составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

Выяснение смысловой связи между частями СПП с помощью постановки вопросов.

Конструирование предложений.

§ 9 — тезисный план

3. Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Понятие синтаксической синонимии

1.Правописание подчинитель-

ных союзов и союзных слов.

Безударные гласные в корне, слитное и раздельное написание НЕ со словами.

2. Пунктуационное оформление СПП.

Тест по СПП


Г.Г. Граник

стр. 85


В.А. Мызина

стр. 102


Г.А.Богданова стр. 45


Московкина

стр. 52



20


К/р

Сжатое изложение

(из сборника текс-тов для изложений)

  • Провести подготовку к изложению:

комплексный анализ текста:

( тема и основная мысль, композиция, стиль речи, выразительные языковые средства);

составление плана; словарная работа.

1. Понятийный аппарат: тема, идея, композиция, типологическая структура, стиль и тип речи.

2.Прослушивание текста, ответы на вопросы, сжатый пересказ.

Наблюдение над лексикой и синтакси

ческими особенностями текста ил.

Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление текста изложения.

Сжатое изложение.

Сборник текс-тов для изложений.



21


Повторение орфографии.

«Не» с различными частями речи.

ГИА-практикум.


  • Повторить правописание НЕ с различными частями течи,

Орфоэпические нормы и варианты литературного языка

  • Закреплять навык пользования алгоритмом слитного и раздельного написания «не» с разными част/ речи.

1.Частица НЕ, приставка НЕ.

2. Составление художественного рассказа с наличием изучаемых орфограмм и синтаксических конструкций



1. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Тест

« НЕ с различными частями речи».


Г.А.Богданова стр. 56


В.Введенская

стр. 44-47




22


СПП с придаточными изъяснительными.

§ 11.


  • Познакомить со спецификой СПП с придаточными изъяснительными.

  • Уметь определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным предложением., правильно расставлять знаки препинания, строить схему СПП.

1.Придаточное изъяснительное предложение.

Синтаксическая синонимия

2. Опознавание СПП с придаточными изъяснительными в тексте, рассказ об употреблении данных СПП в художественных текстах

1.Орфограммы в корне, падежные окончания имен существительных.

2. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, обособленны

ми чл/предложения, в СП.


Московкина

стр. 63



23


Закрепление изученного: СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

  • Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и изъяснительными.

  • Подготовка к диктанту.

1. Владение терминологией по теме.

2. Аналитический рассказ «Роль СПП в структуре художественных текстов».

Схематический диктант

1.Орфограммы в различных частях слова.

2. Пунктуационное оформление СПП.


Н.В. Егорова стр. 52



24


РНО.

ГИА-практикум:

задание В 7.


  • Отработка умения находить СПП среди предложенных предложений

(зад. В 7).

1. СПП. Основные группы. СПП по виду придаточных.

Работа с тестовыми заданиями.

2.Рассуждение на лингв-кую тему.



Сборник тестов.



25


К/р

Диктант.

  • Проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности

на промежуточном этапе.

Аудирование, написание диктанта, работа с грамматическим заданием.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

К/р № 3.

Диктант.

Г.А.Богданова

стр. 62



26


СПП с придаточными обстоятельст-венными. § 12. Придаточные предложения образа действия и степени

Основные группы придаточных обстоятельственных.

  • Познакомить с особенностями СПП с придаточными обстоятельственными.

  • Формировать навык различать виды обстоятельственных придаточных по значению, вопросам, средствам связи.

  • различать смысловые и стилистические особенности СПП с синонимическими подчинительными союзами.


1. Обстоятельство, придаточные обстоятельственны. Простые и составные союзы в изучаемых СПП.

2.Чтение и пересказ лингвистического текста. Употребление данных СПП в устной и письменной речи.

1.Орфограммы в корне.

2. Пунктуационное оформление СПП.

Словарный

диктант

Н.В. Егорова стр. 56 Г.А.Богданова стр. 63

Н.В. Егорова стр. 58

Московкина

стр. 67



27


Придаточные предложения места и времени.


  • Познакомить с особенностями данных СПП.

  • Формировать умения:

1.распознавать придаточные места, вре-мени, правильно ставить знаки препинания;

2.определять их средства связи с главным предложением;

3.производить синонимическую замену.

1.Обстоятельства места и времени. Уточняющие члены предложения.

Синонимичность союзов.

Синтаксическая синонимия.

2..Работа с художественными текстами на предмет выявления СП изучаемых конструкций. Употребление данных СПП в своей устной и письменной речи.

1.Безударные гласные в корне, окончания существительных, правописание причастий, деепричастий.

2. Правильное пунктуационное оформление СПП с придаточными места и времени.

Знаки препинания в предло-

жениях с обособленными обстоятельствами, в СПП.

Тест


Г.А.Богданова

стр 66

Московкина

стр.71



28

Рр

Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае.

Анализ текста-образца (упр № 150, учеб. Бархударова)


  • Провести анализ текста-образца: композиция, особенности типологического строения, языковые средства, обеспечивающие экспрессивность повествования.

  • Подготовить к написанию сочинения (умение выдерживать основную мысль, стиль речи, структуру, логику изложения мысли; отбор изобразительных средств).

1.Речеведческие понятия: типы речи, композиция, типологическая структура.

Изучаемые синтаксические конструкции.

2. Выразительное чтение текста-образца, его анализ: композиционно-содержательный, типологический, языковой.

Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление

собственного текста.

Домашнее сочинение — рассуждение




29


Придаточные предложения условные, причины, цели.






  • Познакомить уч-ся с особенностями СПП с придаточными причины, условия, цели.

  • Обучать умению определять стилистические особенности союзов; конструировать данные СПП, опознавать их в текстах, уместно употреблять в своей речи.

1.Союзы, передающие значение причины, условия, цели. Стилистические особенности употребления союзов.

Многозначность союзов когда (времени и цели), чтобы. Замена авторских союзов синонимами.

2. Определение стиля речи. Упот-

ребление данных СПП в своей речи.

1.Не и НИ с частями речи. Безударные гласные в корне. Производные составные сою

-зы (чтобы, затем, для того чтобы, с тем чтобы, лишь…)

2..Зн/ преп. в предложениях с однородными членами, деепричастными и причастными оборотами, в СПП.


Г.А.Богданова

стр 69

Н.В. Егорова

стр. 63 — 66



30


Придаточные предложения сравнительные.



  • Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения.

  • Научить различать СПП с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительным оборотом.

1. Понятия: сравнительный оборот, придаточное сравнительное.

Синтаксическая синонимия.

2. Нахождение данных СПП в тексте, уместное использование в речи данных синтаксических конструкций.

1.Правописание подчинительных союзов. Орфограммы в суффиксах, окончаниях

2.Зн/преп. в пр-ях со сравнительными оборотами, в СПП с прид-ыми сравнительными


Н.В. Егорова стр. 70



31


Рр

Эссе: понятие о жанре

  • Учить определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста).

1.Параллельный способ связи предложений, именительный представления, ряды однородных членов предложения.

2. Типологическая структура текста. Задача высказывания.

1.Изученные орфограммы.

2.Изученные пунктограммы.


М.М.Разумов-

ская §32


Л.А.Введен-

ская стр 207



32


Придаточные

предложения

уступительные.



  • Познакомить уч-ся с особенностями СПП с придаточными уступительными.

  • Обучать умению находить в текстах, конструировать данные СПП, уместно употреблять их в своей речи.

1. Лексическое значение слов

« уступка, уступительный».

Многозначность отношений в СПП с союзами и союзными словами.

2.Употребление данных СПП в речи.

1.Правописание союзов

( несмотря на то что, как ни, сколько ни…).

2.Зн/пр. при деепричастиях и деепричастных оборотах.


Н.В. Егорова стр. 72



33


Придаточные следствия, присоединительные.

  • Познакомить уч-ся с особенностями СПП с придаточными следствия, присое-

динительными.

  • Обучать умению конструировать данные СПП, находить их в текстах, уместно употреблять в своей речи.

Нахождение данных СПП в тексте, уместное использование в речи.

Создание связного текста с использованием прямого доказательства и доказательства «от противного».



Н.В. Егорова стр. 75



34


Рр

Сочинение в жанре эссе. Темы:

1.«Кем быть? Каким быть?»

2..«О времени и о себе».

  • Проверить умение писать сочинение в жанре эссе на морально — этическую тему.

  • Способствовать воспитанию в уч-ся серьёзного отношения к своему будущему, осознанию своего места в жизни.



1. Рассуждение-размышление как тип речи (вопросно-ответная форма речи, расчленение предложения, использование вводных слов для подчеркивания субъективного характера изложения.).

2. Создание письменного высказыва-

ния в виде сочинения-рассуждения.

1,2. Орфографически и пунктуационно грамотная запись собственного текста.

Сочинение в жанре эссе.

М.М.Разумов-

ская §32

упр 288



35


Закрепление изученного по теме

«Сложноподчиненные предложения».


  • Повторить и закрепить знания уч-ся о СПП (виды придаточных, способы связи, синтаксическая синонимия ).


1.Владение терминологией.

2.Конструирование и преобразование предложений, нахождение в тексте.

Монологическое высказывание на лингвистическую тему.

1 Орфограммы в слове.

2. Правильное пунктуационное оформление СПП.

Тест

Г.А.Богданова

стр. 74,75

Н.В. Егорова стр. 76



36


Рр

Сообщение на лингвистическую тему.

  • Провести анализ текста-образца на лингвистическую тему.

  • Подготовить к созданию сообщения на заданные темы (по упр. № 198).

1. Лексика, ССП, СПП.

2.Выр-ное чтение текста-образца, его анализ: композиционно-содержатель-ный, типологический, языковой.






37


СПП с несколькими придаточными.

§ 14.



Формировать умения:

  • определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному предложению;

  • составлять схемы СПП с несколькими придаточными; правильно ставить знаки препинания.

1.Закрепление понятий: соподчинение ( однородное и неоднородное), после

довательное и параллельное подчинение; синтаксическая синонимия.

2.Уместное и правильное употребление в речи СПП с несколькими прида

точными; устные монологические вы-сказывания на лингвистическую тему.

1.Слитное, раздельное и де

фисное написание слов, пра-вописание приставок (морфемный, фонетический, семантический принципы выбора орфограмм).

2.Зн/преп. в предложениях с причастны ми, деепричастными оборотами; в СПП.

Словарный диктант

Г.А.Богданова

стр. 78

Н.В. Егорова стр. 78



38

39


Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения».

§ 1.

ГИА-практикум:

В 7.

  • Повторить и систематизировать знания о СПП с придаточными обстоятельственными.

  • Закрепить навык правильного пунктуационного оформления СПП.

1. СПП с одним или несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

2. Составление устных монологи-

ческих высказываний на лингвисти-ческую тему.

1.Правописание подчинительных союзов, союзных слов.

2.Пунктуационное оформление СПП.


Г.А.Богданова

стр. 74,75



40


Итоговая работа по теме «Сложноподчиненные предло-жения»

Сжатое изложение.

  • Определить уровень усвоения темы, умение применять знания на практике. Определить уровень обученности

  • уч-ся на промежуточном этапе, умение применять способы сжатия текста.

1.Виды сложноподчиненных предложений с одним или несколькими придаточными.

2.Конструирование СПП, нахождение заданных конструкций.

3. Аудирование.

Запись чернового варианта, редактирование текста

1. Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление СПП.

Орфографически и пунктуационно грамотная запись текста


Тестовые задания

Сжатое изложение.

Г.А.Богданова

стр. 79

РЯШ №5

2001г. с.128




Бессоюзные сложные предложения ( 4 + 1 р/р )






41






Запятая и точка с запятой в БСП.

§ 15.

  • Познакомить уч-ся с особенностями БСП, с основным принципом классифи-икации- семантическим (вариативность произнесения)

  • Формировать навыки:

1. находить БСП, определять их значение, объяснять интонацию;

2.правильно употреблять зн/препинания; использовать различные синонимичесские конструкции для передачи одного и того же смысла.

  1. Виды БСП по значению:

А) перечисления;

Б) причины, пояснения, изъяснения;

В) противопоставления, времени,

условия, следствия.

2. Правильное интонационное оформление БСП в зависимости от смысловых отношений.


1.Орфограммы в различных морфемах частей речи.

2.Пунктуационное оформление сложных предложений.

Запятая и точка с запятой в

БСП.








Г.А.Богданова стр. 102


Н.В. Егорова стр. 82



42


Двоеточие и тире в БСП

§ 1.




  • Рассмотреть значения причины, пояснения, дополнения в рамках БСП;

  • выявить соотнесенность дан-ных БСП с СПП с союзами «потому что, так как, что, а именно»

  • Проанализировать интонационные и пунктуационные особенности БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия.

1.Виды БСП по значению: перечисле-

ния, причины, пояснения, изъяснения, противопоставления, времени, условия, следствия).

2.Правильное интонационное офор-мление БСП в зависимости от смысло

вых отношений (интонация предупре

ждения, понижение голоса)

Выразительное чтение текста, стилистический анализ. Синтаксическое конструирование.

1.Орфограммы в морфемах различных частей речи.

2.Пунктуационное оформление БСП: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

Словарный

диктант.


Н.В. Егорова стр. 85 — 87



43


БСП. Обобщение и закрепление изученного материала

§ 1.

ГИА-практикум:В13

  • Обобщить и систематизиро-

зировать материал о БСП.

  • Закрепить навык правильного выбора знаков препинания в БСП.

  • Подготовить к контр/работе.

1. Виды сложных предложений: ССП, СПП, БСП. Синтаксическая синонимия

1.Орфограммы в морфемах


Н.В. Егорова стр. 94



44


Итоговая работа по теме «БСП» Работа над ошибками.


  • Проверить сформированность знаний о БСП, умение применять знания на практике.

  • Проверить орфографическую

и пунктуационную грамотность.

  • Совершенствовать умение проводить работу над ошибками: уметь объяснять условия выбора орфограмм и пунктограмм.

1. Структура БСП, значения.

2. Нахождение БСП, конструирова-

ние, синонимическая замена.

3. Знание изученных лингвистичес-

ких явлений.


1,2. Грамотное орфографическое и пунктуационное оформление БСП.

Тестовая

работа

Г.А.Богданова

стр. 111



45


Рр

Реферат

  • Познакомить с таким видом изложения текста как реферат; ввести понятия «репродуктивный и продуктивный»реферат.

Аналитическое чтение лингвистичес-кого текста, монологические высказывания.


Реферат по тексту упр.

242.





Сложные предложения с разными видами связи (2 ч. )






46


Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

§ 18.

  • Познакомить уч-ся с понятием «СП с разными видами союзной и бессоюзной связи»;

  • обучать нахождению в тексте разных со

-четаний видов связи, составлению схем.

  • Познакомить с понятием «период».

  • Совершенствовать умения и навыки, связанные с употреблением СП в устной и письменной речи.

1.Понятие «СП с разными видами связи»; сочинительная, подчини-

тельная и бессоюзная связь.

1.Понятие «период», его языковые особенности, порядок слов, (анафора, лексический повтор, синонимы, антонимы, параллелизм).

2.Аудирование, монологические выска зывания на лингвистическую тему.

1.Правописание местоимений, наречий, союзов.

Н-НН в суффиксах;

ТСЯ — ТЬСЯ в глаголах.

2. Знаки препинания в СП.


Словарный

диктант

Г.А.Богданова стр 119


Н.В. Егорова стр. 89



47


Авторские знаки препинания.

§ 19.


  • Продолжить работу с изучаемыми синтаксическими конструкциями, тренировать в постановке зн/препинания.

  • Совершенствовать умения и навыки, связанные с употреблением СП в устной и письменной речи.

1.Понятие «Авторские знаки препинания».

2.Выразительное чтение и лингво-

стилистический анализ текстов. Монологическое высказывание на лингвистическую тему.

1. Изученные орфограммы.

Правописание НЕ-НИ с разными частями речи.

2. Знаки препинания в СП.

Обособленные определения и обстоятельства.






Общие сведения о языке ( 1ч. )






48



Роль языка в жизни общества.

Язык как развивающееся явление.

§ 20. Русский литературный язык и его стили.

§ 21.

Изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды».


  • Ознакомить уч-ся с ролью языка в жизни общества, его изменением в связи с развитием общества; с историей появления славянской азбуки.

  • Совершенствовать навыки работы с лингвистическими текстами.

  • Закрепить имеющиеся у уч-ся сведения о литературном языке и его стилях ( функции, особенности, сфера употребления ).

1. Понятия: общеславянский язык, индоевропейские языки, кириллица.

2.Выразительное чтение текстов, составление плана, тезисов.

Работа с толковым и этимологическим словарями.

  1. 3. Стили речи.


Изученные орфограммы и пунктограммы.


Введенская

§ 1.2

стр 16 – 24

Н.В. Егорова стр. 97




Повторение и контроль знаний (3ч. + 1 р/р)






49


Повторение и систематизация изученного материала.


ГИА-практикум:

В 1 – В 14.

  • Повторить изученный за курс 5-9-го классов материал, систематизировать материал по морфемике, морфологии,

синтаксису, пунктуации.

Повторить изученный за курс 5-9-го

закрепить полученные знания с помощью анализа текста (восприятие текста, анализ языковых единиц, правописание).

1.Изученные языковые, лингвистические и речеведческие понятия.

2.Выразительное чтение, лингво-стилистический анализ, монологические высказывания на лингвистическую тему.

1. Орфограммы в морфемах.

2.Знаки препинания в ПП, СП.


Н.В. Егорова стр. 114



50


Р/р

Сочинение на лингвистическую тему.

Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч.

Аудирование.

Запись текста под диктовку.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Сочинение на лингвистичес-

кую тему.

Г.А.Богданова

стр.127



51


Итоговая контрольная работа и ее анализ.

  • Проверить степень усвоения уч-ся изученного материала.

Изученные языковые и лингвистические понятия.


Итоговый тест

РЯШ 2002 №1 стр.112










Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Буквы Бб и звуки, которые они обозначают"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: