Рабочая программа по русскому языку для 10 класса к учебнику: А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



для 10 класса


на основе примерной программы полного общего образования по русскому языку


(авторы: А. И. Власенков, Л. М., Рыбченкова. М.: Просвещение, 2011)


к учебнику русского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.


Базовый уровень. (авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2011 г.)






Программу составила учитель русского языка и литературы


высшей квалификационной категории


Александрова Нина Семёновна


МБОУ СОШ № 107 «Экология и диалектика»


г. Ростова-на-Дону










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


10 КЛАСС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа


Настоящая рабочая программа по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.


Источники составления рабочей программы:

1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная

область Русский язык. Приказ Минобразования России от 30.06.99 №56.

2. Требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

3. Примерная программа полного общего образования по русскому языку. А. И. Власенков, Л. М.

Рыбченкова. М.: Просвещение, 2011

4. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

/А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2011 г.

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык.

10-11 классы»: Книга для учителя. — М.:Просвещение, 2009.

6. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.

М.: «ВАКО», 2008 г.

7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М.Шанский,

М.Т.Баранов, В.И.Капинос и др.- М.: Дрофа,2009.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в Х классе в объеме 35 часов.

В целях реализации федеральной программы поддержки русского языка и повышения уровня подготовки учащихся к ЕГЭ добавлен дополнительный час — всего 70 часов.

Увеличено количество часов на каждый раздел программы. В содержание курса включен раздел «Синтаксис». В раздел «Морфология и орфография» добавлены часы на повторение наиболее трудных правописных норм. Таким образом, уроки орфографического и пунктуационного практикума нацелены на повышение уровня грамотности.

Также в программу включены уроки развития речи, направленные на обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.


Цели обучения русскому языку на базовом уровне.


Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Основные задачи курса русского языка в 10 классе:


— Закрепить и углубить знания, полученные в 5-9 классе, развить умения учащихся по фонетике,

графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию.

— Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

— Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать навыки конструирования текста.

— Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением

представлений об их признаках и правилах использования.

— Способствовать развитию речи и мышления учащихся. Развитие речи, ее содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно – выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.



Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;

выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Требования к знаниям, умениям и навыкам


По окончании 10 класса учащиеся должны:

-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русско­го языка, о тексте и стилях речи;

-владеть читательскими умениями, достаточными для продуктив­ной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжа­то, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведе­ния, с выражением собственных суждений о прочитанном, — в устной и письменной формах;

-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотнос­тью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразователь­ный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного выска­зывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

-составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

-участвовать в диспуте, дискуссии;

-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском язы­ке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.


Структура курса русского языка в 10-ом классе.



Раздел программы

Количество

часов

Из них развитие речи

1

Введение в курс.

1


2

Общие сведения о языке.

5


3

Русский язык как система средств разных уровней.

6

1


Разделы науки о языке.



4

Фонетика. Орфоэпия.

4


5

Лексика и фразеология.

6


6

Морфемика и словообразование.

4

1

7

Морфология и орфография.

17

1

8

Синтаксис и пунктуация

10

1

9

Текст. Виды его преобразования

8

1

10

Функциональные разновидности русского лит-го языка. Научный стиль речи.

5


11

Заключительные уроки на итоговый мониторинг.

4


Общее количество часов

70

5






Годовой график прохождения программы по русскому языку в 10 классе


на 20 – 20 уч. год


Дата пров.

Тема раздела, урока

1



Введение в курс. Повторение изученного материала



Общие сведения о языке (5ч. )

2


Русский язык в РФ и в современном мире.

3


К/р № 1. Диагностическая работа.

4


Взаимосвязь языка и культуры.

5

6


Язык и речь.

Практикум по орфографии и пунктуации в рамках подготовки к ЕГЭ.



Русский язык как система средств разных уровней. (6ч.)

7

8



Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

9


Пунктуационный и орфографический практикум в рамках подготов ки к ЕГЭ.

10


Словари русского языка.

11


Единицы языка. Уровни языковой системы.

12


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения-рассуждения.



Разделы науки о языке. (4ч.)

13

14


Фонетика. Обобщающее повторение.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы литературного языка.

15

16



Принципы русской орфографии.



Лексика и фразеология. (6ч.)

17


Лексическая система русского языка. Омонимы, паронимы.

18


Виды синонимов, антонимов.

19


Русская лексика с точки зрения происхождения, сферы ее употребления

20


Русская фразеология. Фразеологические словари.

21


Практикум по теме «Лексика и фразеология» в рамках подготовки к ЕГЭ.

22


К/р № 2. Комплексный анализ текста.



Морфемика и словообразование. ( 4ч. )

23


Морфемика и словообразование.

24


Способы словообразования.

25

.

Практикум по теме «Морфемика и словообразование» в формате ЕГЭ.

26


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения- рассуждения.



Морфология и орфография. (17ч.)

27


Морфология как раздел науки о языке.

28


Имя существительное.

29


Имя прилагательное.

30


Имя числительное.

31


Местоимение.

32


К/р № 3 (за 1 п/год.) Диктант с грамматическим заданием.

33


Глагол. Правописание глагола.

Дата пров.

Тема раздела, урока

35


Правописание глагольных форм.

36


Правописание наречий.

37


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение- рассуждение.

38


Трудные вопросы правописания -н-,-нн- в суффиксах сущ-ных, прил-ных и наречий.

39


Правописание союзов и предлогов.

40


Правописание не и ни с разными частями речи

41


Употребление Ъ и Ь.

42


Слитные, раздельные и дефисные написания.

43


К/р № 4 по теме «Морфология и орфография». Диктант с грамматическим заданием.



Синтаксис и пунктуация (10 ч.)

44


Синтаксис как раздел языка. Словосочетание.

45


Простое предложение.

46


Осложненное предложение.

47


Осложненное предложение.

48


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение-рассуждение.

49

50


Сложное предложение.

Виды СП, пунктуация в них.

51


Прямая и косвенная речь. Диалог.

52


Практическая работа по теме «Синтаксис» в рамках подготовки к ЕГЭ.

53


К/р № 5. Комплексный анализ текста.



Текст. Виды его преобразования (8ч.).

54


Понятие текста. Виды и средства связи в тексте. Типы речи.

55


Абзац.

56


Виды сокращения текста. (План, тезисы).

57


Выписки. Конспект. Тематический конспект.

58


Реферат.

59


Р/р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

60


Аннотация.

61


Оценка текста. Рецензия.



Функциональные разновидности русского лит-го языка. Научный стиль речи. (5 ч.)

62


Формы существования русского языка.

63


Функциональные стили речи. Научный стиль.

64


Лексические особенности научного стиля речи.

65


Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.

66


Практикум в рамках подготовки к ЕГЭ: текст, типы речи, стили речи.



Заключительные уроки.

67

68


К/р № 6

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

69

70


Резервные уроки



Годовой график прохождения программы по русскому языку в 10 классе

(компактный вариант, чтобы всегда был под рукой)

Да

та

Тема раздела, урока

Да

та

Тема раздела, урока

1


Введение в курс.

Повторение изученного материала

36


Правописание наречий.



Общие сведения о языке (5ч. )

37


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение- рассуждение.

2


Русский язык в РФ и в современном мире.

38


Трудные вопросы правописания -н-,-нн- в суффиксах сущ-ных, прил-ных и наречий.

3


Взаимосвязь языка и культуры.

39


Правописание союзов и предлогов.

4


К/р № 1. Диагностическая работа.

40


Правописание не и ни с разными частями речи

5

6


Язык и речь. Практикум по орфографии и пунктуации в рамках подготовки к ЕГЭ.

41


Употребление Ъ и Ь.



Русский язык как система средств разных уровней. ( 6ч.)

42


Слитные, раздельные и дефисные написания.

7

8


Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

43


К/р № 4 по теме «Морфология и орфография». Диктант с грамматическим заданием.

9


Пунктуационный и орфографический практикум в рамках подготовки к ЕГЭ.



Синтаксис и пунктуация (10 ч.)

10


Словари русского языка.

44


Синтаксис как раздел языка. Словосочетание.

11


Единицы языка. Уровни языковой системы.

45


Простое предложение.

12


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения-рассуждения.

46


Осложненное предложение.



Разделы науки о языке.

Фонетика. Орфоэпия. (4ч.)

47


Осложненное предложение.

13

14


Фонетика. Обобщающее повторение.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы литературного языка.

48


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение-рассуждение.

15

16


Принципы русской орфографии.


49

50


Сложное предложение.

Виды СП, пунктуация в них.



Лексика и фразеология. (6ч.)

51


Прямая и косвенная речь. Диалог.

17


Лексическая система русского языка.

Омонимы, паронимы.

52


Практическая работа по теме «Синтаксис» в рамках подготовки к ЕГЭ.

18


Виды синонимов, антонимов.

53


К/р № 5. Комплексный анализ текста.

19


Русская лексика с точки зрения происхождения, сферы ее употребления



Текст. Виды его преобразования (8ч.).

20


Русская фразеология. Фразеологические словари.

54


Понятие текста. Виды и средства связи в тексте. Типы речи.

21


Практикум по теме «Лексика и фразеология» в рамках подготовки к ЕГЭ.

55


Абзац.

22


К/р № 2. Комплексный анализ текста.

56


Виды сокращения текста. (План, тезисы).



Морфемика и словообразование. ( 4ч. )

57


Выписки. Конспект. Тематический конспект.

23


Морфемика и словообразование.

58


Реферат.

24


Способы словообразования.

59


Р/р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

25


Практикум по теме «Морфемика и словообразование» в формате ЕГЭ.

60


Аннотация.

26


Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения- рассуждения.

61


Оценка текста. Рецензия.



Морфология и орфография. (17ч.)



Функциональные разновидности русского лит-го языка. Научный стиль речи. (5 ч.)

27


Морфология как раздел науки о языке.

62


Формы существования русского языка.

28


Имя существительное.

63


Функциональные стили речи. Научный стиль.

29


Имя прилагательное.

64


Лексические особенности научного стиля речи.

30


Имя числительное.

65


Морфологические и синтаксические особен-ности научного стиля речи.

31


Местоимение.

66


Практикум в рамках подготовки к ЕГЭ: текст, типы речи, стили речи.

32


К/р № 3 (за 1 п/год.) Диктант с грамматическим заданием.



Заключительные уроки.

33


Глагол. Правописание глагола.

67

68


К/р Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

34

35


Причастие, деепричастие.

Правописание глагольных форм.

69

70


Резервные уроки

Календарно — тематическое планирование уроков русского языка для X класса по программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой

к учебнику для общеобразовательных учреждений /авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова /


Да

та

ур

Тема разде-

ла, урока

Тип

урока


Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг




1



Введение в курс.

Повторение изученного материала


Повторительно-обобщающий урок.


— Познакомить с задачами курса, структурой учебника, организационными требованиями.

— Активизировать лингвистические знания, правописные и пунктуационные навыки уч-ся.


Осложненные ПП, СП, члены предложения.

Прямая речь.


Выразительное чтение текстов, осложненное списывание. Высказывание на лингвистическую тему.


Изученные орфограммы и пунктограммы.






Общие сведения о языке (5ч. )








2


Русский язык в РФ и в современном мире.




Изучение нового материала

— Рассмотреть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества.

— Ознакомить уч-ся с ролью языка в жизни общества, отражением в нем материальной и духовной культуры; изменением языка в связи с развитием общества (изменение лексичес-

ких, морфологических и орфоэпических норм в современном русском языке).

— Развивать навыки работы с лингвистически

ми текстами: умение составлять план, конспект по прочитанному материалу;

выполнять пунктуационный анализ текста.

Роль и место р/яз. в РФ, современном обществе, в кругу языков народов России. Влияние р/яз. на становление и развитие других языков РФ. Активные процессы в современном русском языке.

Заимствованные слова.

Выразительное чтение тек -стов, формулирование оце -ночного суждения, составле ние плана, тезисов (№7).

Формулировка темы (№8).

Рассуждение-доказательство на лингвистическую тему.

Лингвистический анализ текста. Наблюдение над изменением норм языка. Соч.-мин. «Что такое счастье»?» (упр.5)

Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в

корне слова.

Изученные пунктограммы.




3

Взаимосвязь языка и культуры.

«Язык каждого народа создан самим народом» (КД.Ушинский)

Комбинированный.

— Раскрыть связь понятий «язык» и «народ»;

понятия взаимосвязи языка и культуры, нацио- нальной культуры, взаимообогащения языков как результат взаимодействия национальных культур (соотносить понятия «период развития языка» и «возникновение языка»).

— Развивать навыки работы с лингвистически ми текстами, правописные навыки.

Три периода в истории русского языка.

Национальная культура. Основные аспекты куль туры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический.

Выразительное чтение текс тов, формулирование оцено чного суждения. Извлечение необходимой информации из текстов. Осложненное списывание. Нахождение и объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.

Правописание безударных гласных и согласных в разных морфемах.

Монологическое высказывание на лингвистическую тему.



4


К/р № 1.

Диагностичес-кая работа.

Урок контроля знаний.

Стартовый контроль: диагностическая работа по текстам администрации.

РНО – на последующих уроках.


Владение лингвистическими терминами.

Аудирование, написание текста под диктовку.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Контрольный диктант.



5

6

Язык и речь.

Практикум по орфографии и пунктуации в рамках подготов

ки к ЕГЭ.

Урок обоб щения, сис тематиза

ции матери ала, прак-тического примене-

ния знаний


— Рассмотреть понятия:

язык и речь, виды речевой деятельности, формы речи (речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности).

— Закрепить навыки правописания суффиксов и окончаний в разных частях речи, пунктуационно го оформления диалогической речи.

Диалог, монолог.

Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Аналитическое чтение текстов на лингвистическую тему, составление плана, устные сообщения по теме.

Осложненное списывание.

Правописание суффиксов и окончаний разных частей речи.

Пунктуация в диалоге.

Орфографи-ческая диктовка.

Тесты ЕГЭ:

ч. А — 13 – 25



Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока


Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг




Русский язык как система средств разных уровней. ( 6ч.)







7

8


Взаимосвязь единиц языка разных уровней.


Урок усвоения новых знаний.

— Сформировать понятие о языке как систе- ме, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка; рассмотреть структуру языка, проанализировать языковые ресурсы.

— Совершенствовать языковую компетенцию,

коммуникативно-речевые умения, правописные навыки.

Уровни языка: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический.

Единицы яз.: звук, слог, морфема, слово, сл/соч., предложение, текст.

Аналитическое чтение и рас-суждение на лингвистичес-кую тему.

Извлечение необходимой ин формации в зависимости от коммуникативной установки.

Осложненное списывание с объяснением изученных

орфограмм и

пунктограмм.


Лингвистичес-кие разборы

Орфографи-ческая диктовка.



9


Пунктуацион-ный и орфо-графический практикум в рамках подго-товки к ЕГЭ.

Урок закре пления материала.

— Закрепить в ходе тренировочных упражне- ний функции знаков препинания (знаки за-вершения, выделения, разделения), основные виды орфограмм, пунктограмм.

— Совершенствовать умение высказываться на линг-кую тему, производить разборы.

Терминология разделов «Фонетика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис».

Выразительное чтение худ-ных текстов. Извлечение необходимой информации в зависимости от коммуника -тивной установки.

Осложненное списывание.

Орфограммы

в морфемах.

Пунктограммы в ПП и СП.

Тесты ЕГЭ

ч. А: 12 — 26

Морфемный, словообразо-вательный, морфологи-ческий разборы.



10


Словари русского языка.

Урок усво- ения новых знаний.

Практикум.

— Продолжить знакомство с разнообразием лингвистических словарей.

— Развивать умение пользоваться словарями разных типов (орфографический, орфоэпиче ский, толковый, словарь грамматических тру дностей); устанавливать необходимый исто чник информации и извлекать её из словаря.

Нормативные словари современного рус./яз. и справочники по русскому правописанию.

Анализ словарных статей.

Устное высказывание на лингвистическую тему,

осознание роли словарей

в жизни общества.

ЛЗ слов.


Изученные

орфограммы

и пунктограммы.

Составление словарной статьи.



11

Единицы

языка.

Уровни языко- вой системы.

Урок усво-ения новых знаний.

— Повторить сведения о языковых уровнях и их единицах (особенности фонетической,

лексической, грамматической систем русского языка).

— Рассмотреть информацию о происходящих в языке изменениях, тенденциях в развитии.

Единицы уровней: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение.

Анализ текстов, формулиро

вание вопросов к тексту — №45, определение главной мысли абзацев, монологическое высказывание — №46

Изученные орфограммы и пунктограммы.




12


Р/р

Обучение написанию сочинения- рассуждения.

Изучение нового материала

Подготовка к ЕГЭ (ч.С).

— Познакомить с критериями, предъявляемы ми к сочинению по прочитанному тексту.

— Рассмотреть особенности сочинения по прочитанному тексту в соответствии с критериями оценки.

Композиция сочинения-рассуждения.

Критерии оценивания.

Чтение и анализ текста:

тема, формулировка пробле-мы исходного текста, комментарий к ней..

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Сочинение- рассуждение.




Разделы науки о языке. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (4ч.)





13



14


Фонетика.

Обобщающее повторение.

Орфоэпия.

Орфоэпичес-кие нормы литературно-го языка.

Повторительно-обобщающий урок.

— Обобщить знания по фонетике, графике, орфоэпии (произносительные и акцентологи- ческие нормы).

-Основные нормы современного литературно го произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочета ний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произно шения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

— Вырабатывать навык правильного произно-

шения отдельных звуков и их сочетаний

Фонема. Открытый и закрытый слог.

Характеристика звуков.

Нормы ударения в совре менном р/яз.

Допустимые варианты произношения и ударения. Роль орфоэпии в устном общении.

Высказывания на лингвисти-ческую тему с употреблени-ем слов-терминов.

Соблюдение в собственной речи основных произноси тельных и акцентологических норм современного русского языка.

Орфографический диктант.

Конспектирование.

Орфограммы в разных морфемах. Решение тестовых задач на знание орфоэпических норм (ЕГЭ, А1).

Фонетический разбор. Связный ответ по теме урока.



Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока


Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг




15

16


Принципы русской орфографии.




Изучение нового материала.

— Познакомить с принципами орфографии, с классификацией орфограмм:

1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов;

5) правила графического сокращения слов.

— Закрепление навыков фонетического разбора, пунктуационного анализа текста.

Написания, подчиняю-щися морфологическо

му, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Орфографические нормы.

Наблюдение над текстом.

Конструирование текста с разными орфограммами.

Орфоэпическая разминка.

Опознавание изученных орфограмм в текстах разных стилей.

ЕГЭ-практикум (часть А).

Орфограммы

в приставках, корнях

Фонетический разбор.

Тестирование.




Лексика и фразеология. (6ч.)







17

Лексическая система русского языка.

Омонимы, паронимы.


Повторительно-обобщающий урок.

— Обобщить знания по теме «Лексика»:

ЛЗ, многозначность, прямое и переносное значение слов; сферы употребления русской лексики (общеупотребительная и ограниченно го употребления); происхождение.

— Совершенствовать коммуникативные умения учащихся: употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

Многозначность, пря-мое и переносное значение слов; разновид-ности омонимов.

Паронимы.

Лексические нормы.

Выразительное чтение и анализ текста.

Устные высказывания на лингвистическую тему.

Конструирование предложе- ний, объяснение ЛЗ слов.



Правописание слов в соответ-

ствии с морфологическим принципом русской орфографии.





18

Виды синонимов, антонимов.



Повторительно-обобщающий урок.

— Познакомить с видами синонимов и антонимов, тренировать в умении находить их в тексте и определять их роль.

(Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.)

— Обогащать словарный запас уч-ся: выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его ЛЗ и стилистических свойств; конструирование предложений с парами синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.)

Синонимический ряд. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Стилистические фигуры речи: антитеза, оксюморон.


Выразительное чтение худ-ных и научных тексов, нахождение изучаемых единиц. Подбор синонимов по заданиям экз-ых тестов.

Использование в практике устной и письменной речи синонимических конструкций. Анализ средств выразитель-ности русской речи в авторских текстах.

Дефисное

написание слов. Изученные орфограммы и пунктограммы.


Да

та

Тема раздела, урока


19

Русская лексика с точки зрения происхождения, сферы ее употребления


Повторительно-обобщающий урок.


— Повторить хар-тику лексики с точки зрения:

— происхождения (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова);

— употребительности (диа­лектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арго­тизмы).

— Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие.

— Активный и пассивный словарный запас:

историзмы, архаизмы, неологизмы.

— Тренировать в умении характеризовать лексику с разных сторон.

Исконно русская и заимствованная лексика.

Индивидуальные новообразования, использование их в худ-ной речи.

Аналитическое чтение текстов на лингвистическую тему, составление плана, устные сообщения по теме.

Осложненное списывание. Наблюдение над лексикой в текстах разных стилей речи.

Соблюдение лексических норм в собственной речи.

Непроверяемые написания.

Гласные в корне.


Орфографи-ческая диктовка.


Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока


Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг



20

Русская фразеология.

Фразеологи-ческие словари.


Повторительно-обобщающий урок.

— Обобщить знания по теме «Фразеология» (происхождение и употребление фраз-мов).

— Расширить знания учащихся о лексических и фразеологических словарях.

— Развивать культуру речи:

нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соот­ветствии с их значением и стилистическими свойствами.

Фразеологические обороты. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Комментированное чтение.

Высказывание на лингвисти-ческую тему.

Лексико-фразеологический разбор.

Объяснительный диктант.

Наблюдение над лексически- ми средствами яз. в тексте.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Составить текст с вклю- чением фразеологизмов,

слов с повто- ренными орф-ми.



21


Практикум по теме «Лексика и фразеоло-

гия» в рамках подготовки к ЕГЭ.

Урок формирования умений и навыков.

— Закрепление знаний по теме «Лексика. Фразеология», отработка теоретических сведений с помощью дидактических упражнений;

тренировка на материале экзаменационных тестов (ЕГЭ — А 2, 11, 30; В 8).

Изученные термины.

Высказывание на лингвистическую тему.

Выполнение тестовой работы.


Тестирование (часть А:

2,11,30,

часть В: 8).



22

К/р № 2.

Комплексный анализ текста.


Урок контроля знаний.

— Проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, знание лингвистической терминологии, умение выполнять предложенные лексико-грамматические задания.

Изученные термины.

Работа с деформированным текстом.

Выполнение лексико-грамматических заданий.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Комплексный анализ текста.





Морфемика и словообразование. ( 4ч. )






23


Морфемика и словообразо-вание.


Повторительно-обобщающий урок.

— Повторить изученный материал по теме «Морфемика и словообразование».

— Развивать умение выделять морфемы, выполнять словообразовательный разбор.

Морфема.

Выразительные словообразовательные средства.

Сообщение на лингвистическую тему.

Анализ языковых единиц.






24

Способы

словообра-зования.



Урок формирования умений и навыков.

— Повторить способы образования, морфемный анализ слов.

— Познакомить с выразительными средствами словообразования.

— Закреплять умение определять способы образования слов.

Выразительные словообразовательные средства.


Использование выразитель

ных средств речи. Осложненное списывание.

Анализ текста.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Морфемный и словообразо— вательный разбор.



25

Практикум по теме «Морфе-мика и слово-образование» в формате ЕГЭ.

Урок формирования умений и навыков.

— Закрепление и систематизация знаний по теме «Морфемика и словообразование».

— Отработка теоретических знаний на материале экзаменационных тестов.


Способы словообразо-вания: приставочный, суффиксальный, приста

вочно-суффиксальный, бессуффксный, сложение, переход одной части речи в другую.

Анализ языковых единиц, беседа.

ЕГЭ-практикум: А3, В1.


Тестовые задания ЕГЭ: ч.А 1-3, 11, 30, ч. В- 1,8)

Морфемный и словообразо— вательный разбор.



26

Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения- рассуждения.

Урок формирования умений и навыков.

— Продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

— Развивать умение формулировать и комментировать одну из проблем текста с использованием речевых клише.


Композиция сочинения-рассуждения

Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента рий к ней, аргументация собственного мнения.

Изученные орфограммы и пунктограммы.



Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока


Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг




Морфология и орфография. (17ч.)







27

Морфология как раздел науки о языке.

Повторительно-обобщающий урок.

— Обобщение и систематизация знаний о морфологии как разделе языка.

— Закрепление умений классифицировать слова по морфологической принадлежности (критерии распределения слов по ч/речи), выполнять морфологический разбор разных частей речи.

Знаменательные и слу-жебные части речи.

Грамматические признаки разных частей речи.

Аналитическое чтение и рас-суждение на лингвистичес-кую тему.

Осложненное списывание.

Конструирование словосочетаний, предложений.

Безударные гласные в корне, орфограммы в разных морфемах.




28

Имя сущест-вительное.

Лексико-грам-матические особенности.

Повторительно-обобщающий урок.

— Систематизация лингвистических знаний по теме: лексико-грамматические особенности, стилистические возможности, синтаксические функции сущ-ных; закрепление правописания орфограмм в именах существительных.

-Работа с текстом: тема и основная мысль тек ста, его стилевая принадлежность, роль сущ-ных

Правописание суффиксов и окончаний существительных.

Грамматическая норма.

Монологическое высказыва-ние на лингвистическую тему, объяснительный и распределительный диктанты, диктант с продолжением.

Умение правиль- но писать слова с изученной орф-мой, используя алгоритм рассуждения.


Морфологи-ческий разбор

имени существительного.




29

Имя прилага-тельное.

Лексико-грам-матические особенности.

Повторительно-обобщающий урок.

— Систематизация лингвистических знаний по теме: лексико-грамматические особенности, стилистические возможности, синтаксические функции прилагательных; закрепление правописания орфограмм прил-ных.

— Работа с текстом: тема и основная мысль текс та, его стилевая принадлежность, роль прилагательных.

Правописание суффиксов и окончаний прилагательных.

Монологическое высказы-вание на лингвистическую тему, объяснительный и распределительный диктанты.

Правописания орфограмм в прилагательных.


Морфологи-ческий разбор

имени прилагательного..

Словарная диктовка.




30

Имя числительное.

Лексико-грам-матические особенности.

Повторительно-обобщающий урок.

— Закрепление знаний об имени числитель ном: лексико-грамматические особенности, синтаксические функции; правописания орфограмм; выявление стилистических возможностей употребления числительных

— Совершенствовать правописание числитель

ных, коммуникативные умения учащихся.

Имя числительное.

Разряды числительных.

Склонение числительных.

Монологическое высказыва-ние на лингвистическую тему

Осложненное списывание.


Правописание числительных:

Ь в числительных, падежные окончания.

Морфологиче

ский разбор имени числительного.




31

Местоимение.

Лексико-грам-матические особенности.

Повторительно-обобщающий урок.

— Закрепление знаний о местоимении: лексико-грамматические особенности, синтаксические функции местоимений; выявление стилистических возможностей употребления местоимений.

— Развивать умения производить морфологический разбор


Разряды местоимений.

Омонимия частей речи.

Лексическая работа на мате риале пословиц.

Объяснительный и распределительный диктанты.

НЕ и НИ с местоимениями, слитно-дефисно-раздельное написание приставок в местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Словарная диктовка.




32

К/р № 3

Диктант с грамматическим заданием.

Урок контроля знаний.

— Проверить уровень сформированности грамотного письма; умение проводить морфологический разбор;

— знание учащимися теории по темам «Фонетика. Орфоэпия», «Лексика. Фразеология», «Морфемика и словообразование»

Изученная терминоло-гия разделов «Фонети-ка. Орфоэпия», «Лекси-ка. Фразеология», «Мор-фемика и словообразо-вание».

Аудирование, написание диктанта.

Анализ, работа над ошибками – на последующих уроках.


Изученные орфограммы и пунктограммы.

Контрольный диктант.



Да

та

ур

Тема раздела

урока

Тип

урока

Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная

компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг



33


Глагол.

Лексико-грам-матические особенности.

Правописание глагола.

Повторительно-обобщающий урок.

— Активизировать знания о глаголе как части речи: лексико-грамматические особенности, стилистические возможности, синтаксические функции;

— закрепить навыки правописания глаголов, умения делать морфологический разбор.

— Учить различать формы повелительного наклонения и 3 лица мн. ч., образовывать разные формы глагола.

Спряжение глагола, образование форм глагола. Синтаксический разбор предложения.



Выборочно-распределитель-ный и объяснительный диктанты, синтаксический раз-бор, сочинение-миниатюра. Выполнение тренировочных упражнений № 169-172.

е-и в личных окончаниях глаголов, правописание суффиксов.


Морфологи-

ческий разбор глагола.

Словарная диктовка.





34

35

Причастие, деепричастие.

Лексико-грам-матические особенности.

Правописание глагольных форм.

Повторительно-обобщающий урок.

— Систематизировать знания о причастии (орф.46-55, пункт.№6) и деепричастии: функциональное значение данных глагольных форм, их грамматические значения.

— Совершенствовать умение безошибочно образовывать все возможные виды причастий, деепричастий, выполнять пунктуационный анализ предложения.

Тренировать в соблюдении грамматических норм.

Образование причастий, деепричастий, причастный и деепричастный обороты и случаи их обособления.



Составление таблицы:

образование причастий, пунктуационный анализ предложений. Орфографическая разминка, выборочный диктант. Редактирование: грамматические ошибки в предложениях с оборотами.

Суффиксы причастий, не с причастиями, деепричастиями. Выделение причастных и дее-

причастных оборотов

Морфологи-

ческий и пун-

ктуационный разборы.

Словарная диктовка.




36

Правописание наречий.



Повторительно-обобщающий урок.

Обобщить знания о наречии как части речи: спо собность сочетаться с разными ч/речи, смысловые группы наречий, роль в организации текста.

— Закрепить навыки правописания наречий.

Смысловые группы наречий.

Слитное, раздельное и дефисное написание.

Развитие монологической речи. Осложненное списыва-ние. Синтаксический и фонетический разборы.

О/А на конце наречий; дефис в наречиях и местоимениях.

Словарный диктант.




37

Р/р

Обучающее сочинение- рассуждение.

Практикум. Подготовка к ЕГЭ (часть С).

Продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

— Развивать умение формулировать и ком-ментировать одну из проблем текста с использованием речевых клише.

Содержательно- ком-

позиционный анализ

текста

(ДВ, часть А7 –А8, А29).

Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента рий к ней, аргументация собственного мнения.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Сочинение по прочитанному тексту.



38

Трудные воп-росы правопи-сания -н-/-нн- в суффиксах сущ-ных,прил-ных, наречий.

Урок обоб щения и систематизации знаний.


-Закрепление навыков правописания -н-, -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

— Развивать умение пользоваться алгоритмом при выборе орфограммы, правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

Суффиксы знаменатель

ных частей речи.

Сопоставительный анализ орфограмм в разных частях речи.

Рассуждение на лингвисти- ческую тему при составле-нии таблицы и заполнении её своими примерами.

Применение алгоритма в объяснительном диктанте.

-Н-, -НН- в

суффиксах разных частей речи.

Тесты ЕГЭ: А 12

Орфографическая диктовка.



39


Служебные части речи. Правописание союзов и предлогов.

Урок обоб щения и систематизации знаний.


— Актуализировать знания уч-ся о служебных частях речи; закрепить навыки правописания

союзов и предлогов:

— слитное написание и различение союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных ч/р: так же, то же, что бы, за то (орф № 67)

-слитное и раздельное написание производ

ных предлогов с учётом способа их образо-

вания: вследствие, вблизи, впереди, навстре

-чу, в течение, в продолжение, в виде, по мере, несмотря на, в счет, в связи с, по причине, в целях, со стороны и др

Производные и непроиз

-водные предлоги, сочинительные и подчинительные союзы,

их функция в синтаксисе

ПП и СП.

Рассуждение-объяснение.

Комментированное письмо, нахождение примеров в текстах, замены предлогов, составления предложений.

Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато;

слитное и раздельное написание производных предлогов.

Словарный диктант.

Тестирование (задания из части А, связанные с мор

фологическими нормами)


Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока


Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг






— Развивать орфографическую зоркость, умение отличать союзы и предлоги от омонимичных самостоятельных ч/р по ЛЗ и ГЗ.







40

Правописание не и ни с разными частями речи


Урок обоб щения и систематизации знаний.


— Различение частиц не и ни.

— Закрепление навыков правописания не и ни с разными частями речи.

— Развитие связной монологической речи.


Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Комментированное письмо.

Объяснительный диктант.

не и ни с разны-ми частями речи.

Тесты ЕГЭ: А 17








41

Употребление

Ъ и Ь.



Урок обоб щения и систематизации знаний.


— Обобщить ранее изученные орфограммы, связанные с правописанием Ъ и Ь.

Совершенствовать навыки правописания мягкого знака в различных частях речи, речевые умения (составление предложений с изученными орфограммами).

Опознавательные приз-наки орф-мы.

Функции Ь: разделитель ный, грамматический,

для обозначения

мягкости.

Рассуждение на лингвисти-ческую тему. Запись под диктовку, комментирование условий выбора написания.

Составление текста на заданную тему.

Употребление Ь после шипящих на конце сущ.(орф.№ 8), глаголов (№ 22, 47), наречий

(№ 63), частиц.


Тестирование.







442

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Урок обоб щения и систематизации знаний.


— Обобщить и закрепить орфограммы: слитное, раздельное и дефисное написание в словах разных частей речи.

— Развивать умение действовать по алгоритму определения вида написания.

Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи.

.

Монологические высказыва ния на лингвистическую тему. Объяснительный и распределительный диктанты.

Слитное, разде

льное и дефис-ное написание

частей речи.


Тесты ЕГЭ:

А 18



43

К/р № 4

по теме «Мор

фология и ор фография».

Диктант с

грамматичес ким заданием.

Урок конт-

роля знаний.

— Проверить сформированность орфографи-ческих навыков, умения использовать полученные теоретические знания при выполнении к/р.

-РНО: проанализировать типичные ошибки на последующих уроках, развивать навык самоконтроля, умение видеть «ошибкоопасные» места в словах, правильно писать их в тренировочных упражнениях.

Терминология по теме. Морфологический разбор частей речи.

Опознавательные признаки орфограмм

и пунктограмм.

Аудирование, написание текста, самопроверка, выполнение грамматических заданий.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Контрольный диктант с решением тестовых задач

ЕГЭ: А 11





Синтаксис и пунктуация (10 ч.)








44



Синтаксис как

раздел языка.

Словосоче-

тание.









Урок пов- торения и обобщения материала

— Обобщить знания раздела «Синтаксис» по вопросам в учебнике.

(Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

1) знаки препинания в конце предложений;

2) знаки препинания внутри ПП;

3) знаки препинания между частями СП;

4) зн/препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.)

-Закрепить материал: строение словосочетания, группы по способу выражения главного слова, виды подчинительной связи в сл/соч.

— Совершенствовать умение конструировать сл/соч. с учетом ЛЗ, преобразовывать их, изменяя вид связи, выполнять разбор.

Словосочетание, грам-матическая основа, Пунктуационные нормы.

Согласование, управление, примыкание.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Монологические высказыва ния на лингвистическую тему.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.


Орфограммы в суффиксах разных частях речи,



Синтаксический разбор слово-сочетаний.

Тесты ЕГЭ: В 3


Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока

Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг




45



Простое предложение.




Урок повто рения и обобщения материала.


— Обобщить сведения о ПП: двусоставные и односоставные, неполные,

— Совершенствовать умения правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым в ПП, согласовывать главные члены, определять способы их выражения; характеризовать предложения по характеру грамматических основ.

Виды односоставных, неполных ПП.

Нормативное согласо-вание сказуемого с под-лежащим. Интонационное богатство русской речи.

Выразительное чтение текс та, осложненное списывание, синтаксический разбор

предложения.

Конструирование предложений.

Создание текста по заданным параметрам.


Гласные в корне.

Тире между главными членами.


Тесты ЕГЭ: А 8.



46


Осложненное предложение.

Урок повто рения и обобщения материала.


— Повторить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами, обобщающими словами; обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями.

— Развивать умение различать однородные и неоднородные члены предложения; находить в предложении обособленные члены.

Простое осложненное предложение.

Обособленные члены предложения.

Анализ текста, составление обобщающей таблицы.

Конструирование предложений.

Создание текста по заданным параметрам.


Пунктуация при однородных, обособленных членах в простых осложненных

предложениях.




47


Осложненное предложение.

Урок повто рения и обобщения материала.


— Повторить знаки препинания в ПП, осложненных словами, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения).

— Развивать умение определять вид конструкции, осложняющей предложение, ее границы; различать вставные конструкции и омонимич ные члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в осложненных ПП.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразитель­ности русской речи.


Составление конспекта, анализ текста, выборочный диктант.

Конструирование: норматив-ное построение предложе- ний с обособленными членами,

Пунктуация в простых осложненных

предложениях.


Тестирование: ЕГЭ: А 8,

19 — 22.



48






Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С).

Обучающее сочинение- рассуждение.

Урок прак- тического примене-

ния знаний


Продолжить обучение написанию сочине -ния-рассуждения по прочитанному тексту.

— Развивать умение формулировать и комментировать одну из проблем текста с использованием речевых клише, аргументировать собственное мнение.

Содержательно-композиционный анализ текста (демоверсия ЕГЭ часть А7 –А8, А29).

Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента-

рий к ней, аргументация

собственного мнения.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Сочинение по прочитанному тексту.



49

50


Сложное предложение.

Виды СП, пунктуация в них.

Урок повто рения и обобщения материала.

Практикум.

— Закрепить знаки препинания в СП

(! смысловые отношения между ПП в БСП).

— Развивать умение анализировать структуру СП: определять вид предложения по количеству грамматических основ и видам связи между частями СП, определять смысловые отношения между частями СП, выполнять синтаксический разбор, составлять схемы предложений.

! Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

СП: смысловое и грам-матическое единство.

Виды СП по способу связи.

Синтаксическая синони-мия как источник богат-ства и выразитель­ности русской речи.


Составление ОК.

Интонационно верное чтение СП, составление схем СП.

Аналитический рассказ «Роль СП в художествен- ной речи».

Конструирование: норматив-ное построение СП.


Пунктуация в СП.

Двоеточие и тире в БСП.

Тесты ЕГЭ: А 18


Тестирование по заданиям экз/тестов.


Да

та

ур

Тема раздела

урока

Тип

урока


Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг




51


Прямая и косвенная речь.

Диалог.

Урок повто рения и обобщения материала.


— Повторить пунктуационные знаки в предложениях с прямой речью.

— Тренировать в умении преобразовывать прямую речь в косвенную, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая и косвенная речь. Диалог.

Синтаксическая синонимия.

Чтение и анализ текста.

Конструирование предложе-ний: замена прямой речи косвенной.


Пунктуация в предложениях с прямой и косвенной речью.

Графический диктант.




52

Практическая работа по теме «Синтак- сис» в рамках подготовки к ЕГЭ.

Урок применения знаний, умений и навыков.

— Отработка теоретических знаний по теме на тестах, в том числе экзаменационных.

— Выполнение тренировочных заданий, реше ние тестов, позволяющих выявить уровень усвоения знаний по теме и провести необхо -димую коррекцию. (Часть В № 3 – сл/соч.).

Типы словосочетаний, виды связи в них.

ПП. СП. Пунктуация в них.

Высказывания на лингвистическую тему.

Объяснительный диктант. Конструирование словосочетаний, предложений.


Изученные пунктограммы

в ПП и СП.


Тестирование

ЕГЭ: часть А: 5 -9, 19 — 26.



53

К/р № 5.

Комплексный анализ текста.


Урок конт-

роля знаний.

— Проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, знание лингви

стической терминологии, практические уме-ния уч-ся по теме при работе с деформиро-ванным текстом (выполнение лексико-грам-матических заданий, аналогичных экзамена-ционным тестовым).

Терминология раздела. Содержательно-композиционный анализ текста (ДВ, часть А7 –А8, А29).

Работа с деформированным текстом, выполнение лексико-грамматических заданий по типу экзаменационных тестов.


Изученные орфограммы и пунктограммы.

Комплексный анализ текста.





Текст. Виды его преобразования (8ч.).







54

Понятие текста.

Виды и средства связи в тексте.

Типы речи.


Комбинированный.

— Дать понятие текста: основные признаки, виды и средства связи частей текста (текст – самая крупная единица синтаксической систе мы, сложный результат мыслительной речевой деятельности)

-Тренировать уч-ся находить признаки текста разных стилей речи; определять виды и сред ства связи в тексте; называть признаки типа речи в предложенных фрагментах.

-Использовать разные виды чтения в зависи- мости от коммуникативной задачи: просмот- ровое, ознакомительное, изучающее, ознако -мительно-изучающее/реферативное и др.

Текст и его место в системе языка и речи. Нормы пост роения т-та, тема, идея, способы их выражения, микро тема.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Выразительное чтение текс тов разных типов, стилей и жанров, информационная переработка: анализ основ ной, дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации.

Анализ текста, конструиро-вание текста, составление схем речевых ситуаций.

Суффиксы причастий.

Обособленные конструкции в ПП.

Работа с кар-точками по восстановле-нию текста.

Тесты ЕГЭ:

А 29



55

Абзац.


Урок усвоения новых знаний.

— Познакомить со строением абзаца.

— Совершенствовать навыки выразительного чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания в зависимости от целевой установки.

Абзац, строение абзаца.

Микротема, микротекст.

Анализ строения абзаца, восстановление текста по выписанным микротемам, синтаксическая разминка.

Пунктуация в предложениях с прямой речью.

Конструирова-

ние текста.



56

Виды сокращения текста.

(План, тезисы).


Урок прак- тического примене-

ния знаний


— Познакомить с видами сокращения текста. (Информационная переработка текстов раз личных функциональных стилей и жанров).

Тренировать в умении сокращать текст разны ми способами, составлять различные виды плана.

— Развивать навыки выразительного чтения текстов разных стилей, работы с текстом.

План, тезисы.

Информационный центр предложения.





Аналитическое чтение научного текста. Составление сложного плана литературно-критической статьи, тезисов текста.


Изученные орфограммы и пунктограммы.



Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока

Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг



57

Выписки.

Конспект.

Тематический конспект.

Урок прак- тического примене-

ния знаний

— Познакомить уч-ся со способами информа-ционной обработки текста: выписки, конспект (особый вид текста, результат сис тематизации и обобщения первоисточника).

Выписки.

Конспект.

Составление сложного плана, тезисов, конспектов, тематических конспектов.

Пунктуация в осложнённых предложениях.

Правописание производных предлогов



58

Реферат.

Урок усвоения новых знаний.

— Познакомить уч-ся с правилами составле ния реферата.

— Учить писать реферат, соблюдая требова-ния к его оформлению.

Реферат.


Чтение текста на лингвисти-ческую тему. Эвристическая беседа. Тренировочные упражнения





59

Р/р

Сочинение-рассуждение по прочитан

ному тексту

Урок прак- тического примене-

ния знаний


Продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

— Развивать умение аргументировать собственное мнение с опорой на художественное произведение

Содержательно-компо-зиционный анализ текста (часть С).

Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента рий к ней, аргументация собственного мнения.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Сочинение по прочитанному тексту.



60


Аннотация.

Урок усвоения новых знаний.

— Аннотация как вид сокращения текста. Основные требования к составлению аннотации.

— Уч-ся: уметь пользоваться сокращением текста в учебной деятельности в виде аннотации.

Аннотация.

Орфографическая разминка, анализ текстов аннотаций (упр.142, в стар. уч. -325,326).

Изученные орфограммы и пунктограммы.




61

Оценка текста.

Рецензия.

Урок формирования умений и навыков.

— Познакомить уч-ся с рецензией как видом оценки произведения или текста, особенностями рецензии.

— Совершенствовать речевые и правописные навыки.

Рецензия.

Художественное своеобразие книги

Тема и главная мысль произведения.

Работа с научным текстом, анализ текста по вопросам.

Орфографическая разминка,


Сочинение-рецензия на прочитанную книгу.




Функциональные разновидности русского литературного языка. Научный стиль речи. (5 ч.)




62



Формы существования русского языка.

Урок усвоения новых знаний.


— Познакомить уч-ся с формами существова ния р/яз.:литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго.

— Совершенствовать культуру общения в уст ной и письменной форме.

(Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения).

Диалекты, диалектизмы, профессионализмы, жаргон, арго, просторечие.


Аналитическое чтение

научного текста, составление плана.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Орфограммы в разных морфемах.

Пунктуация при обособленных членах предложе ния.




63


Функциональные стили речи. Научный стиль.

Урок усвоения новых знаний.

— Обобщение знаний по теме «Стили речи».

Научный стиль: сферы его использования, назначение; признаки научного стиля (нейт- ральная, общенаучная и специальная лексика; термин и терминология).

Знакомство с разновидностями научного сти

Основные жанры научно го стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.

Аналитическое чтение.

Работа с терминами. Использование учащимися средств научного стиля в собственной речи.


Пунктуация в конце предложения.



Да

та

ур

Тема раздела урока

Тип

урока

Цели урока

Лингвистическая

компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная

компетенция

Мониторинг






ля: понятие «научно-популярный подстиль».

— Развивать умение определять стилевую принадлежность текста, его тему, основную мысль; находить характерные признаки научного стиля речи и его подстиля.

Термины и профессио-нализмы, нормы их употребления в речи.






64


Лексические особенности научного стиля речи.

Урок усвоения новых знаний.

— Познакомить уч-ся с лексическими особен-ностями научного стиля (толкование терми-нов; терми­нологические энциклопедии, словари и справочники).

— Учить анализировать лексические ресурсы фрагментов текста для определения его стилевой принадлежности.

— Развивать культуру речи: соблюдать

Основные аспекты куль-туры речи: нормативный

коммуникативный и этический.

Понятие о коммуника-тивной целесообраз-ности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Аналитическое чтение. Стилистический и пунктуационный и анализ текста.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Работа с текстами



65


Морфологи-ческие и син-таксические особенности научного стиля речи.

Урок усвоения новых знаний.

-Учить определять стилевую принадлежность текста по его морфологическим и синтаксическим особенностям.

— Совершенствовать культуру восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).


Орфографическая разминка, анализ текса.

Типологический анализ

текста.

Изученные орфограммы и пунктограммы.




66


Практикум в рамках подготовки к ЕГЭ: текст, типы речи, стили речи.

Урок применения знаний, умений и навыков. 

— Обобщить знания по теме «Текст, виды переработки текста». «Стили речи (научный стиль)».

— Тренировать уч-ся в выполнении практических задач на материале экзаменационных тестов.

Лингвистическая терминология раздела.

Комплексный анализ текста.

Восстановление текста.

Работа по заданиям экзаменационных тестов.

Изученные орфограммы и пунктограммы.

Тестирование.

Тесты ЕГЭ: часть А – 6,7)




Заключительные уроки.







67

68


К/р

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.


Урок конт-

роля знаний.

— Проверить сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

2) комментировать проблемы исходного текста;

3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме;

4)  выражать и аргументировать собственное мнение;

5)  последовательно и логично излагать мысли;

6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Композиция текста типа рассуждение.

Жанр – рецензия.

Критериальные требова –ния к экзаменационным работам.

Чтение исходного текста

и создание вторичного текста типа рассуждение в

соответствии с предъявля-

емыми к нему требования ми.

Владение монологической речью при аргументированном изложении своей точки зрения.


Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы

Сочинение-рассуждение

на основе предложенного текста.



69

70

Резервные

уроки






Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "How much?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: