РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 10 класса
на основе примерной программы полного общего образования по русскому языку
(авторы: А. И. Власенков, Л. М., Рыбченкова. М.: Просвещение, 2011)
к учебнику русского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Базовый уровень. (авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2011 г.)
Программу составила учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Александрова Нина Семёновна
МБОУ СОШ № 107 «Экология и диалектика»
г. Ростова-на-Дону
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая рабочая программа по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Источники составления рабочей программы:
1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная
область Русский язык. Приказ Минобразования России от 30.06.99 №56.
2. Требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
3. Примерная программа полного общего образования по русскому языку. А. И. Власенков, Л. М.
Рыбченкова. М.: Просвещение, 2011
4. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.
/А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2011 г.
5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык.
10-11 классы»: Книга для учителя. — М.:Просвещение, 2009.
6. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.
М.: «ВАКО», 2008 г.
7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М.Шанский,
М.Т.Баранов, В.И.Капинос и др.- М.: Дрофа,2009.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в Х классе в объеме 35 часов.
В целях реализации федеральной программы поддержки русского языка и повышения уровня подготовки учащихся к ЕГЭ добавлен дополнительный час — всего 70 часов.
Увеличено количество часов на каждый раздел программы. В содержание курса включен раздел «Синтаксис». В раздел «Морфология и орфография» добавлены часы на повторение наиболее трудных правописных норм. Таким образом, уроки орфографического и пунктуационного практикума нацелены на повышение уровня грамотности.
Также в программу включены уроки развития речи, направленные на обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса русского языка в 10 классе:
— Закрепить и углубить знания, полученные в 5-9 классе, развить умения учащихся по фонетике,
графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию.
— Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
— Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать навыки конструирования текста.
— Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением
представлений об их признаках и правилах использования.
— Способствовать развитию речи и мышления учащихся. Развитие речи, ее содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно – выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
—организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 10 класса учащиеся должны:
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, — в устной и письменной формах;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
-составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
-участвовать в диспуте, дискуссии;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Структура курса русского языка в 10-ом классе.
Раздел программы | Количество часов | Из них развитие речи | |
1 | Введение в курс. | 1 | |
2 | Общие сведения о языке. | 5 | |
3 | Русский язык как система средств разных уровней. | 6 | 1 |
| Разделы науки о языке. | | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. | 4 | |
5 | Лексика и фразеология. | 6 | |
6 | Морфемика и словообразование. | 4 | 1 |
7 | Морфология и орфография. | 17 | 1 |
8 | Синтаксис и пунктуация | 10 | 1 |
9 | Текст. Виды его преобразования | 8 | 1 |
10 | Функциональные разновидности русского лит-го языка. Научный стиль речи. | 5 | |
11 | Заключительные уроки на итоговый мониторинг. | 4 | |
Общее количество часов | 70 | 5 |
Годовой график прохождения программы по русскому языку в 10 классе
на 20 – 20 уч. год
Дата пров. | Тема раздела, урока | |
1 |
| Введение в курс. Повторение изученного материала |
|
| Общие сведения о языке (5ч. ) |
2 |
| Русский язык в РФ и в современном мире. |
3 |
| К/р № 1. Диагностическая работа. |
4 |
| Взаимосвязь языка и культуры. |
5 6 |
| Язык и речь. Практикум по орфографии и пунктуации в рамках подготовки к ЕГЭ. |
|
| Русский язык как система средств разных уровней. (6ч.) |
7 8 |
| Взаимосвязь единиц языка разных уровней. |
9 |
| Пунктуационный и орфографический практикум в рамках подготов ки к ЕГЭ. |
10 |
| Словари русского языка. |
11 |
| Единицы языка. Уровни языковой системы. |
12 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения-рассуждения. |
|
| Разделы науки о языке. (4ч.) |
13 14 |
| Фонетика. Обобщающее повторение. Орфоэпия. Орфоэпические нормы литературного языка. |
15 16 |
| Принципы русской орфографии. |
|
| Лексика и фразеология. (6ч.) |
17 |
| Лексическая система русского языка. Омонимы, паронимы. |
18 |
| Виды синонимов, антонимов. |
19 |
| Русская лексика с точки зрения происхождения, сферы ее употребления |
20 |
| Русская фразеология. Фразеологические словари. |
21 |
| Практикум по теме «Лексика и фразеология» в рамках подготовки к ЕГЭ. |
22 |
| К/р № 2. Комплексный анализ текста. |
|
| Морфемика и словообразование. ( 4ч. ) |
23 |
| Морфемика и словообразование. |
24 |
| Способы словообразования. |
25 | . | Практикум по теме «Морфемика и словообразование» в формате ЕГЭ. |
26 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения- рассуждения. |
|
| Морфология и орфография. (17ч.) |
27 |
| Морфология как раздел науки о языке. |
28 |
| Имя существительное. |
29 |
| Имя прилагательное. |
30 |
| Имя числительное. |
31 |
| Местоимение. |
32 |
| К/р № 3 (за 1 п/год.) Диктант с грамматическим заданием. |
33 |
| Глагол. Правописание глагола. |
№ | Дата пров. | Тема раздела, урока |
35 |
| Правописание глагольных форм. |
36 |
| Правописание наречий. |
37 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение- рассуждение. |
38 |
| Трудные вопросы правописания -н-,-нн- в суффиксах сущ-ных, прил-ных и наречий. |
39 |
| Правописание союзов и предлогов. |
40 |
| Правописание не и ни с разными частями речи |
41 |
| Употребление Ъ и Ь. |
42 |
| Слитные, раздельные и дефисные написания. |
43 |
| К/р № 4 по теме «Морфология и орфография». Диктант с грамматическим заданием. |
|
| Синтаксис и пунктуация (10 ч.) |
44 |
| Синтаксис как раздел языка. Словосочетание. |
45 |
| Простое предложение. |
46 |
| Осложненное предложение. |
47 |
| Осложненное предложение. |
48 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение-рассуждение. |
49 50 |
| Сложное предложение. Виды СП, пунктуация в них. |
51 |
| Прямая и косвенная речь. Диалог. |
52 |
| Практическая работа по теме «Синтаксис» в рамках подготовки к ЕГЭ. |
53 |
| К/р № 5. Комплексный анализ текста. |
|
| Текст. Виды его преобразования (8ч.). |
54 |
| Понятие текста. Виды и средства связи в тексте. Типы речи. |
55 |
| Абзац. |
56 |
| Виды сокращения текста. (План, тезисы). |
57 |
| Выписки. Конспект. Тематический конспект. |
58 |
| Реферат. |
59 |
| Р/р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту |
60 |
| Аннотация. |
61 |
| Оценка текста. Рецензия. |
| | Функциональные разновидности русского лит-го языка. Научный стиль речи. (5 ч.) |
62 | | Формы существования русского языка. |
63 |
| Функциональные стили речи. Научный стиль. |
64 | | Лексические особенности научного стиля речи. |
65 | | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи. |
66 | | Практикум в рамках подготовки к ЕГЭ: текст, типы речи, стили речи. |
|
| Заключительные уроки. |
67 68 |
| К/р № 6 Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. |
69 70 |
| Резервные уроки |
Годовой график прохождения программы по русскому языку в 10 классе
(компактный вариант, чтобы всегда был под рукой)
Да та | Тема раздела, урока | № | Да та | Тема раздела, урока | |
1 |
| Введение в курс. Повторение изученного материала | 36 |
| Правописание наречий. |
|
| Общие сведения о языке (5ч. ) | 37 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение- рассуждение. |
2 |
| Русский язык в РФ и в современном мире. | 38 |
| Трудные вопросы правописания -н-,-нн- в суффиксах сущ-ных, прил-ных и наречий. |
3 |
| Взаимосвязь языка и культуры. | 39 |
| Правописание союзов и предлогов. |
4 |
| К/р № 1. Диагностическая работа. | 40 |
| Правописание не и ни с разными частями речи |
5 6 |
| Язык и речь. Практикум по орфографии и пунктуации в рамках подготовки к ЕГЭ. | 41 |
| Употребление Ъ и Ь. |
|
| Русский язык как система средств разных уровней. ( 6ч.) | 42 |
| Слитные, раздельные и дефисные написания. |
7 8 |
| Взаимосвязь единиц языка разных уровней. | 43 |
| К/р № 4 по теме «Морфология и орфография». Диктант с грамматическим заданием. |
9 |
| Пунктуационный и орфографический практикум в рамках подготовки к ЕГЭ. |
|
| Синтаксис и пунктуация (10 ч.) |
10 |
| Словари русского языка. | 44 |
| Синтаксис как раздел языка. Словосочетание. |
11 |
| Единицы языка. Уровни языковой системы. | 45 |
| Простое предложение. |
12 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения-рассуждения. | 46 |
| Осложненное предложение. |
|
| Разделы науки о языке. Фонетика. Орфоэпия. (4ч.) | 47 |
| Осложненное предложение. |
13 14 |
| Фонетика. Обобщающее повторение. Орфоэпия. Орфоэпические нормы литературного языка. | 48 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение-рассуждение. |
15 16 |
| Принципы русской орфографии.
| 49 50 |
| Сложное предложение. Виды СП, пунктуация в них. |
|
| Лексика и фразеология. (6ч.) | 51 |
| Прямая и косвенная речь. Диалог. |
17 |
| Лексическая система русского языка. Омонимы, паронимы. | 52 |
| Практическая работа по теме «Синтаксис» в рамках подготовки к ЕГЭ. |
18 |
| Виды синонимов, антонимов. | 53 |
| К/р № 5. Комплексный анализ текста. |
19 |
| Русская лексика с точки зрения происхождения, сферы ее употребления |
|
| Текст. Виды его преобразования (8ч.). |
20 |
| Русская фразеология. Фразеологические словари. | 54 |
| Понятие текста. Виды и средства связи в тексте. Типы речи. |
21 |
| Практикум по теме «Лексика и фразеология» в рамках подготовки к ЕГЭ. | 55 |
| Абзац. |
22 |
| К/р № 2. Комплексный анализ текста. | 56 |
| Виды сокращения текста. (План, тезисы). |
|
| Морфемика и словообразование. ( 4ч. ) | 57 |
| Выписки. Конспект. Тематический конспект. |
23 |
| Морфемика и словообразование. | 58 |
| Реферат. |
24 |
| Способы словообразования. | 59 |
| Р/р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту |
25 |
| Практикум по теме «Морфемика и словообразование» в формате ЕГЭ. | 60 |
| Аннотация. |
26 |
| Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения- рассуждения. | 61 |
| Оценка текста. Рецензия. |
|
| Морфология и орфография. (17ч.) |
|
| Функциональные разновидности русского лит-го языка. Научный стиль речи. (5 ч.) |
27 |
| Морфология как раздел науки о языке. | 62 |
| Формы существования русского языка. |
28 |
| Имя существительное. | 63 |
| Функциональные стили речи. Научный стиль. |
29 |
| Имя прилагательное. | 64 |
| Лексические особенности научного стиля речи. |
30 |
| Имя числительное. | 65 |
| Морфологические и синтаксические особен-ности научного стиля речи. |
31 |
| Местоимение. | 66 | | Практикум в рамках подготовки к ЕГЭ: текст, типы речи, стили речи. |
32 |
| К/р № 3 (за 1 п/год.) Диктант с грамматическим заданием. |
|
| Заключительные уроки. |
33 |
| Глагол. Правописание глагола. | 67 68 | | К/р Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. |
34 35 |
| Причастие, деепричастие. Правописание глагольных форм. | 69 70 | | Резервные уроки |
Календарно — тематическое планирование уроков русского языка для X класса по программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой
к учебнику для общеобразовательных учреждений /авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова /
№ ур | Тема разде- ла, урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| ||||
| 1 | Введение в курс. Повторение изученного материала | Повторительно-обобщающий урок. | — Познакомить с задачами курса, структурой учебника, организационными требованиями. — Активизировать лингвистические знания, правописные и пунктуационные навыки уч-ся. | Осложненные ПП, СП, члены предложения. Прямая речь. | Выразительное чтение текстов, осложненное списывание. Высказывание на лингвистическую тему. | Изученные орфограммы и пунктограммы. |
|
| |||
| | Общие сведения о языке (5ч. ) | | | | |
| |||||
| 2 | Русский язык в РФ и в современном мире.
| Изучение нового материала | — Рассмотреть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества. — Ознакомить уч-ся с ролью языка в жизни общества, отражением в нем материальной и духовной культуры; изменением языка в связи с развитием общества (изменение лексичес- ких, морфологических и орфоэпических норм в современном русском языке). — Развивать навыки работы с лингвистически ми текстами: умение составлять план, конспект по прочитанному материалу; выполнять пунктуационный анализ текста. | Роль и место р/яз. в РФ, современном обществе, в кругу языков народов России. Влияние р/яз. на становление и развитие других языков РФ. Активные процессы в современном русском языке. Заимствованные слова. | Выразительное чтение тек -стов, формулирование оце -ночного суждения, составле ние плана, тезисов (№7). Формулировка темы (№8). Рассуждение-доказательство на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста. Наблюдение над изменением норм языка. Соч.-мин. «Что такое счастье»?» (упр.5) | Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова. Изученные пунктограммы. |
|
| |||
| 3 | Взаимосвязь языка и культуры. «Язык каждого народа создан самим народом» (КД.Ушинский) | Комбинированный. | — Раскрыть связь понятий «язык» и «народ»; понятия взаимосвязи языка и культуры, нацио- нальной культуры, взаимообогащения языков как результат взаимодействия национальных культур (соотносить понятия «период развития языка» и «возникновение языка»). — Развивать навыки работы с лингвистически ми текстами, правописные навыки. | Три периода в истории русского языка. Национальная культура. Основные аспекты куль туры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический. | Выразительное чтение текс тов, формулирование оцено чного суждения. Извлечение необходимой информации из текстов. Осложненное списывание. Нахождение и объяснение изученных орфограмм и пунктограмм. | Правописание безударных гласных и согласных в разных морфемах. | Монологическое высказывание на лингвистическую тему. |
| |||
| 4
| К/р № 1. Диагностичес-кая работа. | Урок контроля знаний. | Стартовый контроль: диагностическая работа по текстам администрации. РНО – на последующих уроках.
| Владение лингвистическими терминами. | Аудирование, написание текста под диктовку. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Контрольный диктант. |
| |||
| 5 6 | Язык и речь. Практикум по орфографии и пунктуации в рамках подготов ки к ЕГЭ. | Урок обоб щения, сис тематиза ции матери ала, прак-тического примене- ния знаний
| — Рассмотреть понятия: язык и речь, виды речевой деятельности, формы речи (речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности). — Закрепить навыки правописания суффиксов и окончаний в разных частях речи, пунктуационно го оформления диалогической речи. | Диалог, монолог. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. | Аналитическое чтение текстов на лингвистическую тему, составление плана, устные сообщения по теме. Осложненное списывание. | Правописание суффиксов и окончаний разных частей речи. Пунктуация в диалоге. | Орфографи-ческая диктовка. Тесты ЕГЭ: ч. А — 13 – 25
|
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
|
| Русский язык как система средств разных уровней. ( 6ч.) |
|
|
|
| ||||||
| 7 8 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. | Урок усвоения новых знаний. | — Сформировать понятие о языке как систе- ме, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка; рассмотреть структуру языка, проанализировать языковые ресурсы. — Совершенствовать языковую компетенцию, коммуникативно-речевые умения, правописные навыки. | Уровни языка: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический. Единицы яз.: звук, слог, морфема, слово, сл/соч., предложение, текст. | Аналитическое чтение и рас-суждение на лингвистичес-кую тему. Извлечение необходимой ин формации в зависимости от коммуникативной установки. | Осложненное списывание с объяснением изученных орфограмм и пунктограмм.
| Лингвистичес-кие разборы Орфографи-ческая диктовка. |
| |||
| 9
| Пунктуацион-ный и орфо-графический практикум в рамках подго-товки к ЕГЭ. | Урок закре пления материала. | — Закрепить в ходе тренировочных упражне- ний функции знаков препинания (знаки за-вершения, выделения, разделения), основные виды орфограмм, пунктограмм. — Совершенствовать умение высказываться на линг-кую тему, производить разборы. | Терминология разделов «Фонетика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис». | Выразительное чтение худ-ных текстов. Извлечение необходимой информации в зависимости от коммуника -тивной установки. Осложненное списывание. | Орфограммы в морфемах. Пунктограммы в ПП и СП. Тесты ЕГЭ ч. А: 12 — 26 | Морфемный, словообразо-вательный, морфологи-ческий разборы. |
| |||
| 10
| Словари русского языка. | Урок усво- ения новых знаний. Практикум. | — Продолжить знакомство с разнообразием лингвистических словарей. — Развивать умение пользоваться словарями разных типов (орфографический, орфоэпиче ский, толковый, словарь грамматических тру дностей); устанавливать необходимый исто чник информации и извлекать её из словаря. | Нормативные словари современного рус./яз. и справочники по русскому правописанию. | Анализ словарных статей. Устное высказывание на лингвистическую тему, осознание роли словарей в жизни общества. ЛЗ слов.
| Изученные орфограммы и пунктограммы. | Составление словарной статьи. |
| |||
| 11 | Единицы языка. Уровни языко- вой системы. | Урок усво-ения новых знаний. | — Повторить сведения о языковых уровнях и их единицах (особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка). — Рассмотреть информацию о происходящих в языке изменениях, тенденциях в развитии. | Единицы уровней: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение. | Анализ текстов, формулиро вание вопросов к тексту — №45, определение главной мысли абзацев, монологическое высказывание — №46 | Изученные орфограммы и пунктограммы. |
|
| |||
| 12
| Р/р Обучение написанию сочинения- рассуждения. | Изучение нового материала Подготовка к ЕГЭ (ч.С). | — Познакомить с критериями, предъявляемы ми к сочинению по прочитанному тексту. — Рассмотреть особенности сочинения по прочитанному тексту в соответствии с критериями оценки. | Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания. | Чтение и анализ текста: тема, формулировка пробле-мы исходного текста, комментарий к ней.. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Сочинение- рассуждение. |
| |||
|
| Разделы науки о языке. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (4ч.) |
|
|
| |||||||
| 13 14
| Фонетика. Обобщающее повторение. Орфоэпия. Орфоэпичес-кие нормы литературно-го языка. | Повторительно-обобщающий урок. | — Обобщить знания по фонетике, графике, орфоэпии (произносительные и акцентологи- ческие нормы). -Основные нормы современного литературно го произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочета ний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произно шения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. — Вырабатывать навык правильного произно- шения отдельных звуков и их сочетаний | Фонема. Открытый и закрытый слог. Характеристика звуков. Нормы ударения в совре менном р/яз. Допустимые варианты произношения и ударения. Роль орфоэпии в устном общении. | Высказывания на лингвисти-ческую тему с употреблени-ем слов-терминов. Соблюдение в собственной речи основных произноси тельных и акцентологических норм современного русского языка. Орфографический диктант. Конспектирование. | Орфограммы в разных морфемах. Решение тестовых задач на знание орфоэпических норм (ЕГЭ, А1). | Фонетический разбор. Связный ответ по теме урока.
|
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
| 15 16 | Принципы русской орфографии.
| Изучение нового материала. | — Познакомить с принципами орфографии, с классификацией орфограмм: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. — Закрепление навыков фонетического разбора, пунктуационного анализа текста. | Написания, подчиняю-щися морфологическо му, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Орфографические нормы. | Наблюдение над текстом. Конструирование текста с разными орфограммами. Орфоэпическая разминка. Опознавание изученных орфограмм в текстах разных стилей. ЕГЭ-практикум (часть А). | Орфограммы в приставках, корнях | Фонетический разбор. Тестирование. |
| |||
|
| Лексика и фразеология. (6ч.) |
| |
|
|
| |||||
| 17 | Лексическая система русского языка. Омонимы, паронимы. | Повторительно-обобщающий урок. | — Обобщить знания по теме «Лексика»: ЛЗ, многозначность, прямое и переносное значение слов; сферы употребления русской лексики (общеупотребительная и ограниченно го употребления); происхождение. — Совершенствовать коммуникативные умения учащихся: употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. | Многозначность, пря-мое и переносное значение слов; разновид-ности омонимов. Паронимы. Лексические нормы. | Выразительное чтение и анализ текста. Устные высказывания на лингвистическую тему. Конструирование предложе- ний, объяснение ЛЗ слов.
| Правописание слов в соответ- ствии с морфологическим принципом русской орфографии.
|
|
| |||
| 18 | Виды синонимов, антонимов.
| Повторительно-обобщающий урок. | — Познакомить с видами синонимов и антонимов, тренировать в умении находить их в тексте и определять их роль. (Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.) — Обогащать словарный запас уч-ся: выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его ЛЗ и стилистических свойств; конструирование предложений с парами синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.) | Синонимический ряд. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Стилистические фигуры речи: антитеза, оксюморон.
| Выразительное чтение худ-ных и научных тексов, нахождение изучаемых единиц. Подбор синонимов по заданиям экз-ых тестов. Использование в практике устной и письменной речи синонимических конструкций. Анализ средств выразитель-ности русской речи в авторских текстах. | Дефисное написание слов. Изученные орфограммы и пунктограммы. |
| Да та | Тема раздела, урока | ||
| 19 | Русская лексика с точки зрения происхождения, сферы ее употребления
| Повторительно-обобщающий урок.
| — Повторить хар-тику лексики с точки зрения: — происхождения (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова); — употребительности (диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы). — Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. — Активный и пассивный словарный запас: историзмы, архаизмы, неологизмы. — Тренировать в умении характеризовать лексику с разных сторон. | Исконно русская и заимствованная лексика. Индивидуальные новообразования, использование их в худ-ной речи. | Аналитическое чтение текстов на лингвистическую тему, составление плана, устные сообщения по теме. Осложненное списывание. Наблюдение над лексикой в текстах разных стилей речи. Соблюдение лексических норм в собственной речи. | Непроверяемые написания. Гласные в корне.
| Орфографи-ческая диктовка. |
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
| 20 | Русская фразеология. Фразеологи-ческие словари.
| Повторительно-обобщающий урок. | — Обобщить знания по теме «Фразеология» (происхождение и употребление фраз-мов). — Расширить знания учащихся о лексических и фразеологических словарях. — Развивать культуру речи: нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. | Фразеологические обороты. Крылатые слова, пословицы и поговорки. | Комментированное чтение. Высказывание на лингвисти-ческую тему. Лексико-фразеологический разбор. Объяснительный диктант. Наблюдение над лексически- ми средствами яз. в тексте. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Составить текст с вклю- чением фразеологизмов, слов с повто- ренными орф-ми. |
| |||
| 21
| Практикум по теме «Лексика и фразеоло- гия» в рамках подготовки к ЕГЭ. | Урок формирования умений и навыков. | — Закрепление знаний по теме «Лексика. Фразеология», отработка теоретических сведений с помощью дидактических упражнений; тренировка на материале экзаменационных тестов (ЕГЭ — А 2, 11, 30; В 8). | Изученные термины. | Высказывание на лингвистическую тему. Выполнение тестовой работы. |
| Тестирование (часть А: 2,11,30, часть В: 8). |
| |||
| 22 | К/р № 2. Комплексный анализ текста.
| Урок контроля знаний. | — Проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, знание лингвистической терминологии, умение выполнять предложенные лексико-грамматические задания. | Изученные термины. | Работа с деформированным текстом. Выполнение лексико-грамматических заданий. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Комплексный анализ текста.
|
| |||
|
| Морфемика и словообразование. ( 4ч. ) | |
|
|
| ||||||
| 23
| Морфемика и словообразо-вание.
| Повторительно-обобщающий урок. | — Повторить изученный материал по теме «Морфемика и словообразование». — Развивать умение выделять морфемы, выполнять словообразовательный разбор. | Морфема. Выразительные словообразовательные средства. | Сообщение на лингвистическую тему. Анализ языковых единиц.
|
|
|
| |||
| 24 | Способы словообра-зования. | Урок формирования умений и навыков. | — Повторить способы образования, морфемный анализ слов. — Познакомить с выразительными средствами словообразования. — Закреплять умение определять способы образования слов. | Выразительные словообразовательные средства.
| Использование выразитель ных средств речи. Осложненное списывание. Анализ текста. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Морфемный и словообразо— вательный разбор. |
| |||
| 25 | Практикум по теме «Морфе-мика и слово-образование» в формате ЕГЭ. | Урок формирования умений и навыков. | — Закрепление и систематизация знаний по теме «Морфемика и словообразование». — Отработка теоретических знаний на материале экзаменационных тестов.
| Способы словообразо-вания: приставочный, суффиксальный, приста вочно-суффиксальный, бессуффксный, сложение, переход одной части речи в другую. | Анализ языковых единиц, беседа. ЕГЭ-практикум: А3, В1.
| Тестовые задания ЕГЭ: ч.А 1-3, 11, 30, ч. В- 1,8) | Морфемный и словообразо— вательный разбор. |
| |||
| 26 | Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучение написанию сочинения- рассуждения. | Урок формирования умений и навыков. | — Продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. — Развивать умение формулировать и комментировать одну из проблем текста с использованием речевых клише.
| Композиция сочинения-рассуждения | Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента рий к ней, аргументация собственного мнения. | Изученные орфограммы и пунктограммы. |
|
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
|
| Морфология и орфография. (17ч.) |
|
|
|
|
| |||||
| 27 | Морфология как раздел науки о языке. | Повторительно-обобщающий урок. | — Обобщение и систематизация знаний о морфологии как разделе языка. — Закрепление умений классифицировать слова по морфологической принадлежности (критерии распределения слов по ч/речи), выполнять морфологический разбор разных частей речи. | Знаменательные и слу-жебные части речи. Грамматические признаки разных частей речи. | Аналитическое чтение и рас-суждение на лингвистичес-кую тему. Осложненное списывание. Конструирование словосочетаний, предложений. | Безударные гласные в корне, орфограммы в разных морфемах. |
|
| |||
| 28 | Имя сущест-вительное. Лексико-грам-матические особенности. | Повторительно-обобщающий урок. | — Систематизация лингвистических знаний по теме: лексико-грамматические особенности, стилистические возможности, синтаксические функции сущ-ных; закрепление правописания орфограмм в именах существительных. -Работа с текстом: тема и основная мысль тек ста, его стилевая принадлежность, роль сущ-ных | Правописание суффиксов и окончаний существительных. Грамматическая норма. | Монологическое высказыва-ние на лингвистическую тему, объяснительный и распределительный диктанты, диктант с продолжением. | Умение правиль- но писать слова с изученной орф-мой, используя алгоритм рассуждения.
| Морфологи-ческий разбор имени существительного.
|
| |||
| 29 | Имя прилага-тельное. Лексико-грам-матические особенности. | Повторительно-обобщающий урок. | — Систематизация лингвистических знаний по теме: лексико-грамматические особенности, стилистические возможности, синтаксические функции прилагательных; закрепление правописания орфограмм прил-ных. — Работа с текстом: тема и основная мысль текс та, его стилевая принадлежность, роль прилагательных. | Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. | Монологическое высказы-вание на лингвистическую тему, объяснительный и распределительный диктанты. | Правописания орфограмм в прилагательных.
| Морфологи-ческий разбор имени прилагательного.. Словарная диктовка.
|
| |||
| 30 | Имя числительное. Лексико-грам-матические особенности. | Повторительно-обобщающий урок. | — Закрепление знаний об имени числитель ном: лексико-грамматические особенности, синтаксические функции; правописания орфограмм; выявление стилистических возможностей употребления числительных — Совершенствовать правописание числитель ных, коммуникативные умения учащихся. | Имя числительное. Разряды числительных. Склонение числительных. | Монологическое высказыва-ние на лингвистическую тему Осложненное списывание.
| Правописание числительных: Ь в числительных, падежные окончания. | Морфологиче ский разбор имени числительного.
|
| |||
| 31 | Местоимение. Лексико-грам-матические особенности. | Повторительно-обобщающий урок. | — Закрепление знаний о местоимении: лексико-грамматические особенности, синтаксические функции местоимений; выявление стилистических возможностей употребления местоимений. — Развивать умения производить морфологический разбор
| Разряды местоимений. Омонимия частей речи. | Лексическая работа на мате риале пословиц. Объяснительный и распределительный диктанты. | НЕ и НИ с местоимениями, слитно-дефисно-раздельное написание приставок в местоимениях. | Морфологический разбор местоимения. Словарная диктовка.
|
| |||
| 32 | К/р № 3 Диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля знаний. | — Проверить уровень сформированности грамотного письма; умение проводить морфологический разбор; — знание учащимися теории по темам «Фонетика. Орфоэпия», «Лексика. Фразеология», «Морфемика и словообразование» | Изученная терминоло-гия разделов «Фонети-ка. Орфоэпия», «Лекси-ка. Фразеология», «Мор-фемика и словообразо-вание». | Аудирование, написание диктанта. Анализ, работа над ошибками – на последующих уроках.
| Изученные орфограммы и пунктограммы. | Контрольный диктант.
|
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока |
Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
| 33
| Глагол. Лексико-грам-матические особенности. Правописание глагола. | Повторительно-обобщающий урок. | — Активизировать знания о глаголе как части речи: лексико-грамматические особенности, стилистические возможности, синтаксические функции; — закрепить навыки правописания глаголов, умения делать морфологический разбор. — Учить различать формы повелительного наклонения и 3 лица мн. ч., образовывать разные формы глагола. | Спряжение глагола, образование форм глагола. Синтаксический разбор предложения. | Выборочно-распределитель-ный и объяснительный диктанты, синтаксический раз-бор, сочинение-миниатюра. Выполнение тренировочных упражнений № 169-172. | е-и в личных окончаниях глаголов, правописание суффиксов. | Морфологи- ческий разбор глагола. Словарная диктовка. |
| |||
| 34 35 | Причастие, деепричастие. Лексико-грам-матические особенности. Правописание глагольных форм. | Повторительно-обобщающий урок. | — Систематизировать знания о причастии (орф.46-55, пункт.№6) и деепричастии: функциональное значение данных глагольных форм, их грамматические значения. — Совершенствовать умение безошибочно образовывать все возможные виды причастий, деепричастий, выполнять пунктуационный анализ предложения. Тренировать в соблюдении грамматических норм. | Образование причастий, деепричастий, причастный и деепричастный обороты и случаи их обособления. | Составление таблицы: образование причастий, пунктуационный анализ предложений. Орфографическая разминка, выборочный диктант. Редактирование: грамматические ошибки в предложениях с оборотами. | Суффиксы причастий, не с причастиями, деепричастиями. Выделение причастных и дее- причастных оборотов | Морфологи- ческий и пун- ктуационный разборы. Словарная диктовка.
|
| |||
| 36 | Правописание наречий.
| Повторительно-обобщающий урок. | — Обобщить знания о наречии как части речи: спо собность сочетаться с разными ч/речи, смысловые группы наречий, роль в организации текста. — Закрепить навыки правописания наречий. | Смысловые группы наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание. | Развитие монологической речи. Осложненное списыва-ние. Синтаксический и фонетический разборы. | О/А на конце наречий; дефис в наречиях и местоимениях. | Словарный диктант.
|
| |||
| 37 | Р/р Обучающее сочинение- рассуждение. | Практикум. Подготовка к ЕГЭ (часть С). | — Продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. — Развивать умение формулировать и ком-ментировать одну из проблем текста с использованием речевых клише. | Содержательно- ком- позиционный анализ текста (ДВ, часть А7 –А8, А29). | Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента рий к ней, аргументация собственного мнения. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Сочинение по прочитанному тексту. |
| |||
| 38 | Трудные воп-росы правопи-сания -н-/-нн- в суффиксах сущ-ных,прил-ных, наречий. | Урок обоб щения и систематизации знаний.
| -Закрепление навыков правописания -н-, -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий. — Развивать умение пользоваться алгоритмом при выборе орфограммы, правильно писать слова с изучаемой орфограммой. | Суффиксы знаменатель ных частей речи. Сопоставительный анализ орфограмм в разных частях речи. | Рассуждение на лингвисти- ческую тему при составле-нии таблицы и заполнении её своими примерами. Применение алгоритма в объяснительном диктанте. | -Н-, -НН- в суффиксах разных частей речи. Тесты ЕГЭ: А 12 | Орфографическая диктовка. |
| |||
| 39
| Служебные части речи. Правописание союзов и предлогов. | Урок обоб щения и систематизации знаний.
| — Актуализировать знания уч-ся о служебных частях речи; закрепить навыки правописания союзов и предлогов: — слитное написание и различение союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных ч/р: так же, то же, что бы, за то (орф № 67) -слитное и раздельное написание производ ных предлогов с учётом способа их образо- вания: вследствие, вблизи, впереди, навстре -чу, в течение, в продолжение, в виде, по мере, несмотря на, в счет, в связи с, по причине, в целях, со стороны и др | Производные и непроиз -водные предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, их функция в синтаксисе ПП и СП. | Рассуждение-объяснение. Комментированное письмо, нахождение примеров в текстах, замены предлогов, составления предложений. | Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато; слитное и раздельное написание производных предлогов. | Словарный диктант. Тестирование (задания из части А, связанные с мор фологическими нормами) |
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
|
|
|
| — Развивать орфографическую зоркость, умение отличать союзы и предлоги от омонимичных самостоятельных ч/р по ЛЗ и ГЗ. |
| | | |
| |||
| 40 | Правописание не и ни с разными частями речи
| Урок обоб щения и систематизации знаний.
| — Различение частиц не и ни. — Закрепление навыков правописания не и ни с разными частями речи. — Развитие связной монологической речи.
| Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | Комментированное письмо. Объяснительный диктант. | не и ни с разны-ми частями речи. Тесты ЕГЭ: А 17 |
|
| |||
| 41 | Употребление Ъ и Ь.
| Урок обоб щения и систематизации знаний.
| — Обобщить ранее изученные орфограммы, связанные с правописанием Ъ и Ь. — Совершенствовать навыки правописания мягкого знака в различных частях речи, речевые умения (составление предложений с изученными орфограммами). | Опознавательные приз-наки орф-мы. Функции Ь: разделитель ный, грамматический, для обозначения мягкости. | Рассуждение на лингвисти-ческую тему. Запись под диктовку, комментирование условий выбора написания. Составление текста на заданную тему. | Употребление Ь после шипящих на конце сущ.(орф.№ 8), глаголов (№ 22, 47), наречий (№ 63), частиц. | Тестирование.
|
| |||
| 442 | Слитные, раздельные и дефисные написания. | Урок обоб щения и систематизации знаний.
| — Обобщить и закрепить орфограммы: слитное, раздельное и дефисное написание в словах разных частей речи. — Развивать умение действовать по алгоритму определения вида написания. | Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи. . | Монологические высказыва ния на лингвистическую тему. Объяснительный и распределительный диктанты. | Слитное, разде льное и дефис-ное написание частей речи.
| Тесты ЕГЭ: А 18 |
| |||
| 43 | К/р № 4 по теме «Мор фология и ор фография». Диктант с грамматичес ким заданием. | Урок конт- роля знаний. | — Проверить сформированность орфографи-ческих навыков, умения использовать полученные теоретические знания при выполнении к/р. -РНО: проанализировать типичные ошибки на последующих уроках, развивать навык самоконтроля, умение видеть «ошибкоопасные» места в словах, правильно писать их в тренировочных упражнениях. | Терминология по теме. Морфологический разбор частей речи. Опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм. | Аудирование, написание текста, самопроверка, выполнение грамматических заданий. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Контрольный диктант с решением тестовых задач ЕГЭ: А 11
|
| |||
| | Синтаксис и пунктуация (10 ч.) |
|
|
|
|
| |||||
| 44 | Синтаксис как раздел языка. Словосоче- тание.
| Урок пов- торения и обобщения материала | — Обобщить знания раздела «Синтаксис» по вопросам в учебнике. (Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри ПП; 3) знаки препинания между частями СП; 4) зн/препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.) -Закрепить материал: строение словосочетания, группы по способу выражения главного слова, виды подчинительной связи в сл/соч. — Совершенствовать умение конструировать сл/соч. с учетом ЛЗ, преобразовывать их, изменяя вид связи, выполнять разбор. | Словосочетание, грам-матическая основа, Пунктуационные нормы. Согласование, управление, примыкание. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | Монологические высказыва ния на лингвистическую тему. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
| Орфограммы в суффиксах разных частях речи,
| Синтаксический разбор слово-сочетаний. Тесты ЕГЭ: В 3 |
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
| 45 | Простое предложение.
| Урок повто рения и обобщения материала.
| — Обобщить сведения о ПП: двусоставные и односоставные, неполные, — Совершенствовать умения правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым в ПП, согласовывать главные члены, определять способы их выражения; характеризовать предложения по характеру грамматических основ. | Виды односоставных, неполных ПП. Нормативное согласо-вание сказуемого с под-лежащим. Интонационное богатство русской речи. | Выразительное чтение текс та, осложненное списывание, синтаксический разбор предложения. Конструирование предложений. Создание текста по заданным параметрам.
| Гласные в корне. Тире между главными членами. | Тесты ЕГЭ: А 8. |
| |||
| 46 | Осложненное предложение. | Урок повто рения и обобщения материала.
| — Повторить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами, обобщающими словами; обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями. — Развивать умение различать однородные и неоднородные члены предложения; находить в предложении обособленные члены. | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. | Анализ текста, составление обобщающей таблицы. Конструирование предложений. Создание текста по заданным параметрам.
| Пунктуация при однородных, обособленных членах в простых осложненных предложениях. |
|
| |||
| 47 | Осложненное предложение. | Урок повто рения и обобщения материала.
| — Повторить знаки препинания в ПП, осложненных словами, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения). — Развивать умение определять вид конструкции, осложняющей предложение, ее границы; различать вставные конструкции и омонимич ные члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в осложненных ПП. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
| Составление конспекта, анализ текста, выборочный диктант. Конструирование: норматив-ное построение предложе- ний с обособленными членами, | Пунктуация в простых осложненных предложениях.
| Тестирование: ЕГЭ: А 8, 19 — 22. |
| |||
| 48 | Р/р Подготовка к ЕГЭ (часть С). Обучающее сочинение- рассуждение. | Урок прак- тического примене- ния знаний
| — Продолжить обучение написанию сочине -ния-рассуждения по прочитанному тексту. — Развивать умение формулировать и комментировать одну из проблем текста с использованием речевых клише, аргументировать собственное мнение. | Содержательно-композиционный анализ текста (демоверсия ЕГЭ часть А7 –А8, А29). | Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента- рий к ней, аргументация собственного мнения. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Сочинение по прочитанному тексту. |
| |||
| 49 50 | Сложное предложение. Виды СП, пунктуация в них. | Урок повто рения и обобщения материала. Практикум. | — Закрепить знаки препинания в СП (! смысловые отношения между ПП в БСП). — Развивать умение анализировать структуру СП: определять вид предложения по количеству грамматических основ и видам связи между частями СП, определять смысловые отношения между частями СП, выполнять синтаксический разбор, составлять схемы предложений. ! Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | СП: смысловое и грам-матическое единство. Виды СП по способу связи. Синтаксическая синони-мия как источник богат-ства и выразительности русской речи.
| Составление ОК. Интонационно верное чтение СП, составление схем СП. Аналитический рассказ «Роль СП в художествен- ной речи». Конструирование: норматив-ное построение СП.
| Пунктуация в СП. Двоеточие и тире в БСП. Тесты ЕГЭ: А 18
| Тестирование по заданиям экз/тестов. |
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
| 51 | Прямая и косвенная речь. Диалог. | Урок повто рения и обобщения материала.
| — Повторить пунктуационные знаки в предложениях с прямой речью. — Тренировать в умении преобразовывать прямую речь в косвенную, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Прямая и косвенная речь. Диалог. Синтаксическая синонимия. | Чтение и анализ текста. Конструирование предложе-ний: замена прямой речи косвенной.
| Пунктуация в предложениях с прямой и косвенной речью. | Графический диктант. |
| |||
| 52 | Практическая работа по теме «Синтак- сис» в рамках подготовки к ЕГЭ. | Урок применения знаний, умений и навыков. | — Отработка теоретических знаний по теме на тестах, в том числе экзаменационных. — Выполнение тренировочных заданий, реше ние тестов, позволяющих выявить уровень усвоения знаний по теме и провести необхо -димую коррекцию. (Часть В № 3 – сл/соч.). | Типы словосочетаний, виды связи в них. ПП. СП. Пунктуация в них. | Высказывания на лингвистическую тему. Объяснительный диктант. Конструирование словосочетаний, предложений. | Изученные пунктограммы в ПП и СП. | Тестирование ЕГЭ: часть А: 5 -9, 19 — 26. |
| |||
| 53 | К/р № 5. Комплексный анализ текста.
| Урок конт- роля знаний. | — Проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, знание лингви стической терминологии, практические уме-ния уч-ся по теме при работе с деформиро-ванным текстом (выполнение лексико-грам-матических заданий, аналогичных экзамена-ционным тестовым). | Терминология раздела. Содержательно-композиционный анализ текста (ДВ, часть А7 –А8, А29). | Работа с деформированным текстом, выполнение лексико-грамматических заданий по типу экзаменационных тестов. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Комплексный анализ текста.
|
| |||
| | Текст. Виды его преобразования (8ч.). |
| |
|
|
| |||||
| 54 | Понятие текста. Виды и средства связи в тексте. Типы речи. | Комбинированный. | — Дать понятие текста: основные признаки, виды и средства связи частей текста (текст – самая крупная единица синтаксической систе мы, сложный результат мыслительной речевой деятельности) -Тренировать уч-ся находить признаки текста разных стилей речи; определять виды и сред ства связи в тексте; называть признаки типа речи в предложенных фрагментах. -Использовать разные виды чтения в зависи- мости от коммуникативной задачи: просмот- ровое, ознакомительное, изучающее, ознако -мительно-изучающее/реферативное и др. | Текст и его место в системе языка и речи. Нормы пост роения т-та, тема, идея, способы их выражения, микро тема. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | Выразительное чтение текс тов разных типов, стилей и жанров, информационная переработка: анализ основ ной, дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации. Анализ текста, конструиро-вание текста, составление схем речевых ситуаций. | Суффиксы причастий. Обособленные конструкции в ПП. | Работа с кар-точками по восстановле-нию текста. Тесты ЕГЭ: А 29 |
| |||
| 55 | Абзац.
| Урок усвоения новых знаний. | — Познакомить со строением абзаца. — Совершенствовать навыки выразительного чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания в зависимости от целевой установки. | Абзац, строение абзаца. Микротема, микротекст. | Анализ строения абзаца, восстановление текста по выписанным микротемам, синтаксическая разминка. | Пунктуация в предложениях с прямой речью. | Конструирова- ние текста. |
| |||
| 56 | Виды сокращения текста. (План, тезисы).
| Урок прак- тического примене- ния знаний
| — Познакомить с видами сокращения текста. (Информационная переработка текстов раз личных функциональных стилей и жанров). Тренировать в умении сокращать текст разны ми способами, составлять различные виды плана. — Развивать навыки выразительного чтения текстов разных стилей, работы с текстом. | План, тезисы. Информационный центр предложения.
| Аналитическое чтение научного текста. Составление сложного плана литературно-критической статьи, тезисов текста. | Изученные орфограммы и пунктограммы. |
|
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
| 57 | Выписки. Конспект. Тематический конспект. | Урок прак- тического примене- ния знаний | — Познакомить уч-ся со способами информа-ционной обработки текста: выписки, конспект (особый вид текста, результат сис тематизации и обобщения первоисточника). | Выписки. Конспект. | Составление сложного плана, тезисов, конспектов, тематических конспектов. | Пунктуация в осложнённых предложениях. | Правописание производных предлогов |
| |||
| 58 | Реферат. | Урок усвоения новых знаний. | — Познакомить уч-ся с правилами составле ния реферата. — Учить писать реферат, соблюдая требова-ния к его оформлению. | Реферат.
| Чтение текста на лингвисти-ческую тему. Эвристическая беседа. Тренировочные упражнения | |
|
| |||
| 59 | Р/р Сочинение-рассуждение по прочитан ному тексту | Урок прак- тического примене- ния знаний
| — Продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. — Развивать умение аргументировать собственное мнение с опорой на художественное произведение | Содержательно-компо-зиционный анализ текста (часть С). | Чтение и анализ текста: формулировка проблемы исходного текста, коммента рий к ней, аргументация собственного мнения. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Сочинение по прочитанному тексту. |
| |||
| 60 | Аннотация. | Урок усвоения новых знаний. | — Аннотация как вид сокращения текста. Основные требования к составлению аннотации. — Уч-ся: уметь пользоваться сокращением текста в учебной деятельности в виде аннотации. | Аннотация. | Орфографическая разминка, анализ текстов аннотаций (упр.142, в стар. уч. -325,326). | Изученные орфограммы и пунктограммы. |
|
| |||
| 61 | Оценка текста. Рецензия. | Урок формирования умений и навыков. | — Познакомить уч-ся с рецензией как видом оценки произведения или текста, особенностями рецензии. — Совершенствовать речевые и правописные навыки. | Рецензия. Художественное своеобразие книги Тема и главная мысль произведения. | Работа с научным текстом, анализ текста по вопросам. Орфографическая разминка, | | Сочинение-рецензия на прочитанную книгу. |
| |||
| | Функциональные разновидности русского литературного языка. Научный стиль речи. (5 ч.) |
|
| ||||||||
| 62 | Формы существования русского языка. | Урок усвоения новых знаний.
| — Познакомить уч-ся с формами существова ния р/яз.:литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. — Совершенствовать культуру общения в уст ной и письменной форме. (Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения). | Диалекты, диалектизмы, профессионализмы, жаргон, арго, просторечие.
| Аналитическое чтение научного текста, составление плана. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | Орфограммы в разных морфемах. Пунктуация при обособленных членах предложе ния. |
|
| |||
| 63 | Функциональные стили речи. Научный стиль. | Урок усвоения новых знаний. | — Обобщение знаний по теме «Стили речи». — Научный стиль: сферы его использования, назначение; признаки научного стиля (нейт- ральная, общенаучная и специальная лексика; термин и терминология). Знакомство с разновидностями научного сти | Основные жанры научно го стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. | Аналитическое чтение. Работа с терминами. Использование учащимися средств научного стиля в собственной речи.
| Пунктуация в конце предложения. |
|
| |||
Да та | № ур | Тема раздела урока | Тип урока | Цели урока | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Правописная компетенция | Мониторинг |
| |||
|
|
|
| ля: понятие «научно-популярный подстиль». — Развивать умение определять стилевую принадлежность текста, его тему, основную мысль; находить характерные признаки научного стиля речи и его подстиля. | Термины и профессио-нализмы, нормы их употребления в речи. |
|
|
|
| |||
| 64 | Лексические особенности научного стиля речи. | Урок усвоения новых знаний. | — Познакомить уч-ся с лексическими особен-ностями научного стиля (толкование терми-нов; терминологические энциклопедии, словари и справочники). — Учить анализировать лексические ресурсы фрагментов текста для определения его стилевой принадлежности. — Развивать культуру речи: соблюдать | Основные аспекты куль-туры речи: нормативный коммуникативный и этический. Понятие о коммуника-тивной целесообраз-ности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | Аналитическое чтение. Стилистический и пунктуационный и анализ текста. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Работа с текстами |
| |||
| 65 | Морфологи-ческие и син-таксические особенности научного стиля речи. | Урок усвоения новых знаний. | -Учить определять стилевую принадлежность текста по его морфологическим и синтаксическим особенностям. — Совершенствовать культуру восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
| Орфографическая разминка, анализ текса. Типологический анализ текста. | Изученные орфограммы и пунктограммы. |
|
| ||||
| 66 | Практикум в рамках подготовки к ЕГЭ: текст, типы речи, стили речи. | Урок применения знаний, умений и навыков. | — Обобщить знания по теме «Текст, виды переработки текста». «Стили речи (научный стиль)». — Тренировать уч-ся в выполнении практических задач на материале экзаменационных тестов. | Лингвистическая терминология раздела. | Комплексный анализ текста. Восстановление текста. Работа по заданиям экзаменационных тестов. | Изученные орфограммы и пунктограммы. | Тестирование. Тесты ЕГЭ: часть А – 6,7) |
| |||
| | Заключительные уроки. |
| |
|
|
| |||||
| 67 68 | К/р Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.
| Урок конт- роля знаний. | — Проверить сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков: 1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; 2) комментировать проблемы исходного текста; 3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме; 4) выражать и аргументировать собственное мнение; 5) последовательно и логично излагать мысли; 6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; 7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. | Композиция текста типа рассуждение. Жанр – рецензия. Критериальные требова –ния к экзаменационным работам. | Чтение исходного текста и создание вторичного текста типа рассуждение в соответствии с предъявля- емыми к нему требования ми. Владение монологической речью при аргументированном изложении своей точки зрения. | Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы | Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. |
| |||
| 69 70 | Резервные уроки |
|
|
|
|
|