ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области. Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на 2 ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования.
В программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный подходы к организации материала и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи.
В учебниках, на основе которых составлена данная рабочая программа, четко выражены системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения. Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.
Программой учитывается направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
В УМК «Русский язык» под ред. А.Д.Шмелёва отведена значительная роль исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на овладение учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.
Вклад предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования
Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
• коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
• познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
• регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
2.Примерные программы по русскому языку. Сборник нормативных документов под ред. Днепрова Э.Д., Аркадьева А.Г. Рекомендовано МО РФ. М., «Дрофа», 2008
3.Приказ МОН РФ от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
4.Устав МБОУ СОШ №49 г. Шахты Ростовской области
5.Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 49 на 2014-2015 учебный год.
6. Программа по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы (автор-составитель: Савчук Л.О., под редакцией Шмелевой Б.Я. «Вентана — Граф» 2013г.)
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане: учебный план МБОУ СОШ №49 предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе в объёме 209 часов – 6 часов в неделю.
Структура учебного курса
209 | |
| |
Язык и речь | 12ч. |
Текст | 17 ч. |
Орфография и пунктуация | 38 ч. |
Культура речи | 8 ч. |
Система языка | 78 ч. |
Фонетика и графика | 10 ч. |
Морфемика и словообразование | 12 ч. |
Лексика | 10 ч. |
Синтаксис | 12 ч. |
Морфология | 34 ч. |
Повторение | 17 ч. |
Контрольные работы | 9 ч. |
Контрольные сочинения и изложения | 4 ч. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку.
Речь и речевое общение
Ученик 5 класса научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в различных ситуациях общения;
• нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения;
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль, комментировать ее в устной форме;
• передавать содержание аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Ученик 5 класса научится:
• понимать содержание прочитанных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приемы работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы ;
• извлекать из различных источников материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей;
• осуществлять переработку текста, передавая его содержание в виде плана • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
Календарно-тематическое планирование
Раздел
| № урока | Тема урока | Виды учебной деятельности | Оборудование | Виды контроля | ||
2.09 |
| Глава 1. Наш родной язык (21ч.) | 1 | Вводный урок Родной язык.
| Осознавать роль русского языка для общения с другими людьми, для работы и учебы. | Компьютер, презентация | Устное сообщение |
3.09 |
|
| 2 | Язык и речь. | Осознавать роль русского языка для общения с другими людьми, для работы и учебы. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Распределительный диктант |
4.09 |
| Система языка (повторение изученного в начальной школе) | 3 | Звуки и буквы. | Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звуки парные и непарные. | Компьютер, презентация | Объяснительный диктант |
4.09 |
|
| 4 | Состав слова. | Овладеть основными понятиями морфемики | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Выразительное чтение
|
5.09 |
|
| 5 | Имя существительное | Распознавать имена существительные и их формы. | Проектор | Выборочное списывание |
5.09 |
|
| 6 | Имя прилагательное | Распознавать имена прилагательные и их формы. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо
|
9.09 |
|
| 7 | Местоимение | Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Выразительное чтение
|
10.09 |
|
| 8 | Глагол | Распознавать неопределенную форму глагола, время глагола, спряжение. | схема-таблица
| Тренировочные упражнения
|
11.09 |
|
| 9 | Предложение | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, характеризовать простое предложение. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Выразительное чтение
|
11.09 | 9.09 |
| 10 | Диагностический контрольный диктант по тексту администрации |
|
|
|
12.09 |
| Правописание. | 11 | Орфограммы и орфографические правила | Обладать орфографической зоркостью в правописании безударных гласных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Выразительное чтение
|
12.09 |
|
| 12 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | Обладать орфографической зоркостью в правописании безударных гласных |
| Самостоятельная работа |
16.09 |
|
| 13 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова | Соблюдать правило правописания согласных в корне слова. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Устное сообщение |
17.09 |
|
| 14 | Проверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | Подбирать проверочные слова. | Компьютер, презентация | Объяснительный диктант |
18.09 |
|
| 15 | Непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | Подбирать проверочные слова. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Распределительный диктант |
18.09 |
|
| 16 | Двойные согласные в корне слова | Использовать орфографический словарь по правописанию. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Распределительный диктант |
19.09 |
|
| 17 | Непроизносимые согласные | Использовать орфографический словарь по правописанию. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо
|
19.09 |
| Текст. | 18 | Признаки текста | Знать признаки текста Уметь анализировать текст. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Объяснительный диктант |
23.09 |
|
| 19 | Р.Р. Подробное изложение |
|
| Контрольная работа |
24.09 |
|
| 20 | Р.Р. Подробное изложение |
| Компьютер, презентация | Поморфемное письмо |
25.09 |
| Язык и культура Культура речи. Повторение | 21 | Культура речи | Владеть основными нормами русского литературного языка. | А.С.Пушкин «Сказка о…», компьютер, презентация | изложение-миниатюра |
25.09 |
|
| 22 | Комплексное повторение материала главы 1 |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | грамматический разбор |
26.09 |
|
| 23 | Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием |
|
|
|
26.09 |
|
| 24 | Анализ контрольной работы. |
|
| Комментированное письмо
|
30.09 |
| Глава 2. На каком языке мы говорим (18 ч.)
О языке и речи | 25 | Общенародный русский язык. Русский литературный язык | Знать понятие общенародного языка и диалектов. | Компьютер, презентация | сочинение-миниатюра |
1.10 |
|
| 26 | Система русского литературного языка | Знать понятие лингвистики, единиц языка (звуки языка, морфемы, слово, словосочетание, предложение). | Компьютер, презентация | взаимоконтроль |
2.10 |
| Система языка | 27 | Фонетика Звуковой состав слов и транскрипция | Знать понятие лингвистики, единиц языка (звуки языка, морфемы, слово, словосочетание, предложение). | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письменный ответ на вопрос |
2.10 |
|
| 28 | Слог и ударение | Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова устно и с помощью транскипции, слово с точки зрения деления его на слоги. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Объяснительный диктант |
3.10 |
|
| 29 | Согласные звуки: шумные и сонорные | Отличать шумные и сонорные согласные звуки. | проектор | сочинение |
3.10 |
|
| 30 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие | Отличать твердые и мягкие согласные звуки. | компьютер, презентация | Объяснительный диктант |
7.10 |
|
| 31 | Гласные звуки: ударные и безударные | Членить слова на слоги, определять место ударного слога. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | осложненное списывание |
8.10 |
|
| 32 | Графика. Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й’] | Осознавать значение письма в истории развития человечества. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Объяснительный диктант |
9.10 |
|
| 33 | Фонетический разбор слова | Проводить фонетический анализ слова. | компьютер, презентация | Распределительный диктант |
9.10 |
|
| 34 | Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц | Обладать орфографической зоркостью, освоить правописание букв и,у,а после шипящих | компьютер, презентация | Комментированное письмо
|
10.10 |
|
| 35 | Буква Ь как знак мягкости | Освоить правописание ь. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо
|
10.10 |
|
| 36 | Буква Ь после шипящих | Освоить правописание ь. |
| Предупредительный диктант |
14.10 |
|
| 37 | Разделительные Ъ и Ь | Освоить правописание ь. | схема-таблица | Объяснительный диктант |
15.10 |
|
| 38 | Употребление прописных и строчных букв. | Освоить правописание собственных имен существительных | схема-таблица | письмо по памяти |
16.10 |
|
| 39 | Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием |
|
|
|
16.10 |
| Текст | 40 | Тема и основная мысль текста | Определять тему и основную мысль текста. | Учебник, тетрадь, справочное приложение схема-таблица |
|
17.10 |
|
| 41 | Р.р. Свободное изложение Обучение изложению
| Определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Определять тему, проблему, основную мысль, средства и способы связи предложений и частей текста. |
|
|
17.10 |
|
| 42 | Р.р. Свободное изложение (контрольное) |
|
|
|
21.10 |
| Язык и культура речи. Культура речи | 43 | Нормы русского литературного языка | Владеть основными нормами русского литературного языка и соблюдать их в речи. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию |
|
|
22.10 |
| Повторение | 44 | Комплексное повторение материала главы 2. | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | схема-таблица | устное высказывание |
23.10 |
|
| 45 | Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо |
23.10 |
|
| 46 | Анализ самостоятельной работы, работа над ошибками |
|
|
|
24.10 |
| Глава 3. Как язык служит для общения (24 ч.) | 47 | Разговорная и книжная речь | Различать разговорную и книжную речь, вести диалог на бытовые и учебные темы | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Анализ текста |
24.10 |
| Система языка | 48 | Морфемика Морфемы – значимые части слова | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе словообразовательного разбора Выделять морфемы слова. Определять значение слова по словообразовательным элементам. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | устное высказывание |
28.10 |
|
| 49 | Образование форм слов | Анализировать словообразовательную структуру слова, различать изученные способы словообразования Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Словарный диктант |
29.10 |
|
| 50 | Основа слова | Анализировать словообразовательную структуру слова, различать изученные способы словообразования Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | устное высказывание |
30.10 |
|
| 51 | Корень слова и однокоренные слова | Образовывать слова способом сложения. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ , пользоваться морфемными и словообразовательными словарями | Учебник, тетрадь, справочное приложение | устное высказывание |
30.10 |
|
| 52 | Суффиксы | Образовывать слова способом сложения. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, пользоваться морфемными и словообразовательными словарями | компьютер, презентация | осложненное списывание |
31.10 |
|
| 53 | Суффиксы | Образовывать слова способом сложения. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, пользоваться морфемными и словообразовательными словарями | Учебник, тетрадь, справочное приложение | грамматический разбор |
31.10 |
|
| 54 | Приставки | Образовывать слова способом сложения. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, пользоваться морфемными и словообразовательными словарями | проектор | сочинение |
11.11 |
|
| 55 | Приставки | Образовывать слова способом сложения. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, пользоваться морфемными и словообразовательными словарями | компьютер, презентация | Морфемный разбор |
12.11 |
|
| 56 | Варианты морфем | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. |
| Морфемный разбор |
13.11 |
|
| 57 | Словообразование Образование слов с помощью приставок | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. | компьютер, презентация | Морфемный разбор |
13.11 |
|
| 58 | Образование слов с помощью суффиксов | Использовать морфемный и словообразовательный словари. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Морфемный разбор |
14.11 |
|
| 59 | Образование слов способом сложения Морфемный разбор слова Самостоятельная работа | Использовать морфемный и словообразовательный словари. | компьютер, презентация | Морфемный разбор |
14.11 |
|
| 60 | Корни с чередованием букв О и А. корни зар-зор, гор-гар | Освоить правописание чередующихся гласных в корне слова. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем Владеть орфографической зоркостью, освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Писать правильно слова с чередованием букв в корне слова | компьютер, презентация | Словарный диктант |
18.11 |
|
| 61 | Свободное изложение | Учебник, тетрадь, | Творческая работа | |
19.11 |
|
| 62 | Корни лаг-/лож |
| Словарный диктант | |
20.11 |
|
| 63 | Корни рос- /раст-/ ращ | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Осложненное списывание | |
20.11 |
|
| 64 | Корни скак -/скоч | Учебник, тетрадь, справочное приложение | выразительное чтение | |
21.11 |
|
| 65 | Беглые гласные | осуществлять самопроверку письменных текстов. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности | Учебник, тетрадь, справочное приложение | конструирование предложений |
21.11 |
|
| 66 | Гласные и согласные в приставках | осуществлять самопроверку письменных текстов. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. М/к.: Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности | Учебник, тетрадь, справочное приложение | устное высказывание, |
25.11 |
|
| 67 | Буквы о и а в приставках раз -/ рас, роз -/рос | осуществлять самопроверку письменных текстов. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. М/к.: Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности | компьютер, презентация | устное высказывание, |
26.11 |
|
| 68 | Правописание приставок на — з/-с
| Владеть орфографической зоркостью, освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Писать правильно слова с чередованием букв в корне слова | компьютер, презентация | редактирование предложений |
27.11 |
|
| 69 | Правописание приставок на — з/ -с Самостоятельная работа | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Самостоятельная работа | |
27.11 |
| Текст | 70 | Строение текста | Делить текст на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо |
28.11 |
|
| 71 | Строение текста | Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо |
28.11 |
|
| 72 | План текста | Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Составление плана |
2.12 |
|
| 73 | Речевой этикет | уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо |
3.12 |
|
| 74 | Контрольный диктант по тексту администрации. | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письмо по памяти |
4.12 |
|
| 75 | Комплексное повторение материала главы 3 | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | компьютер, презентация | конструирование предложений |
4.12 |
|
| 76 | Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корне». Диктант. |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение |
|
5.12 |
|
| 77 | Анализ контрольной работы |
|
|
|
5.12 |
| Глава 4. В чём заключается богатство языка (19ч.) | 78 | Разновидности русского языка | Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы. Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Объяснительный диктант |
9.12 |
| О языке и речи | 79 | Лексикология Слово – основная единица лексикологии | овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Устное сообщение |
10.12 |
|
| 80 | Способы толкования слова | Наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Устное высказывание |
11.12 |
|
| 81 | Однозначные и многозначные слова | Различать однозначные и многозначные слова | Учебник, тетрадь, справочное приложение | сочинение-миниатюра |
11.12 |
|
| 82 | Прямое и переносное значения слова | Уметь употреблять слова в прямом и переносном значении |
|
|
12.12 |
|
| 83 | Тематические группы слов | Работать с толковым словарем. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | свободный диктант |
12.12 |
|
| 84 | Омонимы | Распознавать омонимы | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Тестирование |
16.12 |
|
| 85 | Синонимы | Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Составление словарной статьи |
17.12 |
|
| 86 | Антонимы | Сопоставлять пары антонимов. | Учебник, тетрадь, | Составление словарной статьи |
18.12 |
|
| 87 | Фразеологизмы | Осознавать основные понятия фразеологии | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Лингвистическое высказывание |
18.12 |
|
| 88 | Фразеологизмы | Осознавать основные понятия фразеологии |
| Лингвистическое высказывание |
19.12 |
|
| 89 | Словари русского языка
| Работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Редактирование текста |
19.12 |
|
| 90 | Словари русского языка Самостоятельная работа по лексике |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | Редактирование текста |
23.12 |
| Правописание | 91 | Буквы о и ё после шипящих в корне | Освоить содержание изученных орфографических. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
24.12 |
|
| 92 | Буквы и и ы в корне после приставок | Учебник, тетрадь, | текстоведческий анализ | |
26.12 |
| Текст | 93 | Типы речи | Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
| Работа в группах |
25.12 |
| Язык и культура. Культура речи | 94 | Лексическое богатство русского языка и культура речи. Р.р. Обучение сочинению | Иметь представление о богатстве русского языка. Совершенствовать культуру речи. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | запись текста по плану |
25.12 |
|
| 95 | Р.р. Обучение сочинению |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
26.12 |
| Повторение | 96 | Комплексное повторение материала главы
| Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | Учебник, тетрадь | составление плана |
30.12 |
|
| 97 | Комплексное повторение материала главы
| Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | Учебник, тетрадь |
|
13.01 |
|
| 98 | Контрольная работа |
|
|
|
14.01 |
|
| 99 | Анализ контрольной работы |
|
|
|
15.01 |
| Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (22ч.) | 100 | Диалогическая и монологическая речь | извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | словообразовательный анализ, поморфемное письмо |
15.01 |
| Система языка | 101 | Словосочетание и предложение | Овладеть основными понятиями синтаксиса | Учебник, тетрадь, справочное приложение | словообразовательный анализ, поморфемное письмо |
16.01 |
|
| 102 | Синтаксический разбор словосочетания | Освоить навыки разбора словосочетания | схема-таблица | осложненное списывание |
16.01 |
|
| 103 | Виды предложений | Распознавать виды предложений. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | осложненное списывание |
20.01 |
|
| 104 | Распространённые и нераспространённые предложения | Моделировать предложения в соответствии с их коммуникативной задачей высказывания |
| Конструирование предложений |
21.01 |
|
| 105 | Рр Сжатое изложение (стр.36) | создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, создавать вторичный текст (писать подробное изложение текста – повествования) | Учебник, тетрадь, справочное приложение | написание изложения |
22.01 |
|
| 106 | Главные члены предложения | Моделировать предложения в соответствии с их коммуникативной задачей высказывания | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письмо по памяти |
22.01 |
|
| 107 | Второстепенные члены предложения | Распознавать второстепенные члены предложения. | Учебник, тетрадь | Синтаксический разбор |
23.01 |
|
| 108 | Предложения с однородными членами | Опознавать предложения с разными типами сочетаний однородных членов | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письмо по памяти |
23.01 |
|
| 109 | Предложения с вводными словами и обращениями | Понимать сущность обращения и вводных слов. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письмо по памяти |
27.01 |
|
| 110 | Предложения с вводными словами и обращениями | Понимать сущность обращения и вводных слов. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | морфемный анализ |
28.01 |
|
| 111 | Синтаксический разбор простого предложения | Проводить синтаксический разбор простого предложения. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | контрольный словарный диктант
|
29.01 |
|
| 112 | Сложное предложение | Опознавать сложные предложения в тексте. |
|
|
29.01 |
|
| 113 | Способы передачи чужой речи | Выделять в предложении прямую речь и слова автора | Справочное приложение | сочинение-миниатюра |
30.01 |
| Правописание | 114 | Тире между подлежащим и сказуемым | Освоить постановку тире между подлежащим и сказуемым. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | лексический разбор |
30.01 |
|
| 115 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | лексический разбор |
3.02 |
|
| 116 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Учебник, тетрадь, справочное приложение | лексический разбор | |
4.02 |
|
| 117 | Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами |
| Схема-таблица | текстоведческий анализ |
5.02 |
|
| 118 | Знаки препинания в сложном предложении | Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. | Схема-таблица | текстоведческий анализ |
5.02 |
|
| 119 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | проектор | Разбор предложений | |
6.02 |
| Текст | 120 | Повествование: рассказ | Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
6.02 |
|
| 121 | Рр Сочинение (упр.111) |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | Творческая работа |
10.02 |
| Язык и культура. Культура речи | 122 | Формы обращения и речевой этикет | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений | Учебник, тетрадь, справочное приложение | контрольный словарный диктант |
11.02 |
| ПОВТОРЕНИЕ | 123 | Комплексное повторение материала главы 5. Самостоятельная работа | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
12.02 |
|
| 124 | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | диктант |
12.02 |
|
| 125 | Анализ контрольной работы. |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение |
|
13.02 |
| Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь (24 ч.) | 126 | Речь устная и письменная | Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи, различать образцы устной и письменной речи |
| Устное высказывание |
13.02 |
| Система языка | 127 | Морфология. Части речи | Распознавать части речи. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | осложненное списывание |
17.02 |
|
| 128 | Имя существительное как часть речи | Распознавать имя существительное в предложении. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | осложненное списывание |
18.02 |
|
| 129 | Разряды имён существительных | Распознавать имя существительное в предложении. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письмо по памяти |
19.02 |
|
| 130 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | Распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | схема-таблица | поморфемное письмо |
19.02 |
|
| 131 | Рр. Изложение (упр.25) | создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, редактировать собственный текст осуществлять самопроверку письменных текстов | схема-таблица | тестирование |
20.02 |
|
| 132 | Род имён существительных | Определять род существительных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | контрольный словарный диктант |
20.02 |
|
| 133 | Род несклоняемых существительных | Определять род существительных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | осложненное списывание |
24.02 |
|
| 134 | Склонение имён существительных | Определять склонение существительных | компьютер, презентация | Работа с текстом |
25.02 |
|
| 135 | Число – непостоянный признак имён существительных | Определять число существительных. | компьютер, презентация | Комментированное письмо
|
26.02 |
|
| 136 | Падеж – непостоянный признак имён существительных | Определять падеж существительных | схема-таблица | Комментированное письмо
|
26.02 |
|
| 137 | Морфологический разбор имени существительного | Определять морфологические признаки существительного | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Морфологический разбор |
27.02 |
|
| 138 | Прописная буква в именах собственных | Освоить правописание прописной буквы в именах собственных | схема-таблица | Объяснительный диктант |
27.02 |
|
| 139 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | Освоить правописание ь на конце имен существительных. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Подбор примеров |
3.03 |
|
| 140 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | Освоить правописание падежных окончаний имен существительных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | грамматический разбор
|
4.03 |
|
| 141 | Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- | Освоить правописание гласных в суффиксах имен существительных –ек- и –ик-. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Составление памятки |
5.03 |
|
| 142 | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных | Освоить правописание гласных о и е после шипящих и ц в | Учебник, тетрадь, справочное приложение | редактирование текста |
5.03 |
|
| 143 | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных | Освоить правописание гласных о и е после шипящих и ц в |
| Подбор примеров |
6.03 |
|
| 144 | Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик- | Освоить правописание существительных с суффиксом –чик-//-щик- |
| Подбор примеров |
6.03 |
|
| 145 | Слитное и раздельное написание не с существительными | Освоить слитное и раздельное написание не с существительными | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письмо по памяти, |
10.03 |
|
| 146 | Контрольная работа (диктант) по теме « Правописание существительных». | Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи | Учебник, тетрадь, справочное приложение | диктант |
11.03 |
|
| 147 | Анализ контрольной работы |
|
|
|
12.03 |
| Текст | 148 | Тип речи: рассуждение | Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Творческая работа |
12.03 |
|
| 149 | Р.р. Контрольное сочинение — рассуждение | Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. |
|
|
13.03 |
|
| 150 | Р.р. Контрольное сочинение — рассуждение |
| сочинение | |
13.03 |
| Язык и культура. Культура речи | 151 | Что такое грамматические нормы? | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. | компьютер, презентация | Лингвистическое высказывание |
17.03 |
|
| 152 | Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа |
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо
|
18.03 |
| Глава 7. Что такое современный язык (17) | 153 | Современный русский литературный язык | Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо
|
19.03 |
| Система языка | 154 | Имя прилагательное как часть речи | Распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Устное сообщение |
19.03 |
|
| 155 | Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные | Распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Выборочное письмо |
20.03 |
|
| 156 | Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные | Распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | схема-таблица |
|
20.03 |
|
| 157 | Полная и краткая форма качественных прилагательных | Правильно образовывать полную и краткую формы прилагательных. | компьютер, презентация | рассуждение на лингвистическую тему |
31.03 |
|
| 158 | Формы степеней сравнения качественных прилагательных | Правильно образовывать степени сравнения, анализировать составные формы сравнительной степени. Правильно образовывать степени сравнения, анализировать составные формы сравнительной степени. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
1.04 |
|
| 159 | Склонение качественных и относительных прилагательных | Производить устный и письменный разбор морфологический разбор имени прилагательного | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
2.04 |
|
| 160 | Склонение притяжательных имён прилагатель-ных |
|
| |
2.04 |
|
| 161 | Морфологический разбор имени прилагательного | Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем | Учебник, тетрадь, справочное приложение | составление таблицы |
3.04 |
|
| 162 | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | Учебник, тетрадь, справочное приложение | редактирование текста, | |
3.04 |
|
| 163 | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | компьютер, презентация | контрольный словарный диктант | |
7.04 |
|
| 164 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Комментированное письмо | |
8.04 |
|
| 165 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных | Освоить правописание буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | грамматический разбор |
9.04 |
|
| 166 | Правописание н и нн в прилагательных | Освоить правописание нн и н в прилагательных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | выполнение тренировочных упражнений |
9.04 |
|
| 167 | Правописание н и нн в прилагательных | Освоить правописание нн и н в прилагательных | Учебник, тетрадь, справочное приложение | выполнение тренировочных упражнений |
10.04 |
|
| 168 | Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» | Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях |
|
|
10.04 |
|
| 169 | Анализ контрольной работы |
|
|
|
14.04 |
| Текст | 170 | Типы речи: описание предмета | Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | Учебник, тетрадь | создание текста – описания |
15.04 |
|
| 171 | Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине |
| Учебник, тетрадь, |
|
16.04 |
|
| 172 | Подробное изложение (упр.249) |
| Учебник, тетрадь, | изложение |
16.04 |
|
| 173 | Употребление имени прилагательного в речи | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | предупредительный диктант |
17.04 |
|
| 174 | Комплексное повторение материала главы 7. Самостоятельная работа |
| компьютер, презентация | тест |
17.04 |
| Глава 8. Как язык объединяет людей (25 ч.) | 175 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка | Учебник, тетрадь, справочное приложение | устное высказывание |
21.04 |
| Система языка | 176 | Глагол как часть речи | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | письмо по памяти |
22.04 |
|
| 177 | Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Морфологический разбор |
23.04 |
|
| 178 | Виды глагола | Распознавать глагол как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль. Употреблять словосочетания с глаголами в неопределённой форме. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | рассуждение на лингвистическую тему |
23.04 |
|
| 179 | Переходные и непереходные глаголы | Распознавать переходные и непереходные глаголы |
|
|
24.04 |
|
| 180 | Возвратные и невозвратные глаголы | Распознавать возвратные глаголы | Учебник, тетрадь, справочное приложение | рассуждение на лингвистическую тему |
24.04 |
|
| 181 | Определение типов спряжения глаголов | Определять спряжение глагола. |
| тест |
28.04 |
|
| 182 | Определение типов спряжения глаголов | Определять типы спряжения глагола. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Самостоятельная работа |
29.04 |
|
| 183 | Изменение глаголов по наклонениям | Находить и определять глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения и правильно употреблять их в речи. Правильно образовывать и писать глаголы изъявительного наклонения. |
|
|
30.04 |
|
| 184 | Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении | Находить и определять глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения и правильно употреблять их в речи. Правильно образовывать и писать глаголы изъявительного наклонения. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | рассуждение на лингвистическую тему |
30.04 |
|
| 185 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени | Правильно образовывать и писать глаголы в настоящем и будущем времени. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | редактирование текста |
5.05 |
|
| 186 | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени | Правильно образовывать и писать глаголы в форме прошедшего времени.
| Учебник, тетрадь, справочное приложение | редактирование текста |
6.05 |
|
| 187 | Условное наклонение | Образовывать формы условного наклонения. Выбирать форму глагола для передачи разной степени категоричности при выражении волеизъявления. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Устное высказывание |
7.05 |
|
| 188 | Повелительное наклонение | Находить и определять глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения и правильно употреблять их в речи. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | Письмо по памяти |
7.05 |
|
| 189 | Итоговая контрольная работа по тексту администрации. |
|
|
|
8.05 |
|
| 190 | Безличные глаголы | Правильно понимать семантику безличных глаголов, употреблять предложения с безличными глаголами в соответствии с речевыми ситуациями и стилями речи | Учебник, тетрадь, | тест |
8.05 |
|
| 191 | Морфологический разбор глагола | Производить устный и письменный морфологический разбор глагола | Учебник, тетрадь, | Морфологический разбор |
12.05 |
| Правописание | 192 | Не с глаголами | Формировать орфографическую. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. | Учебник, тетрадь, справочное приложение, компьютер | словарный диктант |
13.05 |
|
| 193 | Гласные е и и в корнях с чередованием | Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | словарный диктант |
14.05 |
|
| 194 | Гласные е и и в корнях с чередованием | Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
14.05. |
|
| 195 | Буква ь после шипящих в глаголах | Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
15.05 |
|
| 196 | Суффиксы глаголов —ова- (-ева)- и —ива- (-ыва-) | Учебник, тетрадь, справочное, компьютер приложение | Списывание и разбор текста | |
15.05 |
| Текст | 197 | Типы речи: описание состояния | Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; | Учебник, тетрадь, справочное приложение, компьютер | Создание текста-описания |
19.05 |
|
| 198 | Употребление глаголов в речи | Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. | Учебник, тетрадь, справочное приложение | словарный диктант |
20.05 |
|
| 199 | Повторение | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Аргументировать и координировать свою позицию | Учебник, тетрадь, справочное приложение, компьютер | Объяснительный взаимодиктант |
21.05 |
|
| 200 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе Орфография. Фонетика.
| Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике. Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях | Учебник, тетрадь, справочное приложение | текстоведческий анализ |
21.05 |
|
| 201 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе ГрафикаМорфемика.
|
|
| |
22.05 |
|
| 202 | Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» |
|
|
|
22.05 |
|
| 203 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе Словообразование. Лексикология | Выполнение тренировочных упражнений | Учебник, тетрадь, справочное приложение, таблица | Списывание и разбор текста |
26.05 |
|
| 204 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе Словообразование. Лексикология | Самостоятельная работа | Учебник, | текстоведческий анализ |
27.05 |
|
| 205 | Рр Работа с текстом (упр.131,132,133) |
|
|
|
28.05 |
|
| 206 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе Фразеология. | Решение лингвистических задач, работа в группах |
|
|
28.05 |
|
| 207 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе Синтаксис. Морфология. | Решение лингвистических задач, работа в группах |
|
|
29.05 |
|
| 208-209 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе Синтаксис. Морфология. |
|
|
|
Перечень обязательных практических работ по развитию речи и контрольных работ
Глава. Тема | Кодификатор | Форма контроля | |
Глава 1. Наш родной язык | |||
| Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». (Входной контроль) | Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. | Диктант |
| Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | Тест |
Глава 2. На каком языке мы говорим | |||
| Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант с грамматическим заданием |
| Р.р. Контрольное изложение-повествование | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | Изложение |
Глава 3. Как язык служит для общения | |||
| Контрольная работа по теме: «Чередование гласных в корне» | Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о вкорнях -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; —лаг- /-лож; —рос- / -раст- / -ращ-; | Диктант/ тест |
Глава 4. В чём заключается богатство языка | |||
| Р.р. Обучение сочинению | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. | Сочинение |
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей | |||
| Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Диктант |
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь | |||
| Контрольная работа по теме: «Правописание существительных» | Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи | Диктант |
| Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение | Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. | Сочинение |
Глава 7. Что такое современный язык | |||
| Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» | Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях | Диктант |
| Р.р. Сочинение по картине | Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | Сочинение |
Глава 8. Как язык объединяет людей | |||
| Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» | Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике. | Диктант |
| Итоговая контрольная работа | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Диктант / тест |
Перечень учебно-методического обеспечения
Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2012
Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Савчук Л.О., по д редакцией Шмелевой Б.Я. Программы по русскому языку 5-9 классы, М., «Вентана – Граф», 2013г.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска
Проектор
Экран
Мультимедийные пособия
1.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
3.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
4.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
5.Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
6.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
7.Презентации к урокам.
Темы творческих работ по русскому языку в 5 классе
Глава 1
Сжатое изложение «Не поискать ли Хомку»
Сочинение « Поговорка в нашем доме»
Глава 2
Свободное изложение по тексту «Все вокруг нас необыкновенное!»
Сжатое изложение «Кошка»
Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»
Глава 3
Свободное изложение по тексту «Как ориентироваться во времени и по цветам»
Изложение «Кипрей»
Сочинение «Нет у нас лучших друзей, чем растения»
Глава 4
Составление загадок
Изложение «О происхождении слов»
Сочинение по рисунку к сказке «Два брата»
Сочинение – рассуждение «Продолжи сказку»
Глава 5
Сжатое изложение «Песцы»
Изложение «Щедрый ежик»
Сочинение «Наша река»
Электронное письмо учителю (приятелю)
Сочинение «Вот тебе и два дела!»
Сжатое изложение «Маленькое чудовище»
Глава 6
Подробное изложение «Вулкан Алаид»
Составление диалога по картине А.И.Корзухина «Птичьи враги»
Рассказ о Москве
Сочинение – рассуждение по данному началу «Если бы мне как художнику предложили написать портрет России, то я бы…»
Электронное письмо другу с благодарностью
Подробное изложение «Галчонок»
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Глава 7
Изложение по отрывку из книги Паустовского «Повесть о жизни»
Сочинение «Невероятное приключение»
Сочинение – описание по выбору
Сочинение «Моя любимая книга»
Подробное изложение «В королевстве кривых зеркал»
Глава 8
Описание весеннего праздника
Изложение «Кижи»
Сочинение – рассуждение «Если бы у меня была волшебная палочка»
Сочинение «Весенний вечер»