Рабочая программа по русскому языку для 7 класса. Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой


МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области








Рабочая программа

по учебному курсу «Русский язык»

7 класс

Базовый уровень


(140 часов)










подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна









с. Погромец

2011-2012 учебный год

Раздел II. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. В соответствии с Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области», приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 марта 2010 г. № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Бел РИПКППС «О преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области» 2011г., базисного учебного плана МОУ «Погромская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2011-2012 уч. г.

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.


Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, — формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.

  • Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 7 класса.



Структура школьного курса русского языка в 7 классе:

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Материал курса русского языка в 7 классе располагается следующим образом: морфология и орфография: причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, служебные части речи: предлог, союз, частица, а также междометие и звукоподражательные слова. В 7 классе вводятся сведения о причастном и деепричастном обороте.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Значительное место в программе отводится повторению. В 7 классе в разделе «Повторение пройденного в 5-6 классах» для этой цели отведено 10ч +2ч. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.


Цели и задачи, реализуемые рабочей программой


Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 7 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.


Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.


Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

  • развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.


Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.


Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.)


Принцип построения — концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • проектно-исследовательская технология.


Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование


В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 7 классе отводится 170 часов, а в рабочей программе – 140 часов согласно федеральному базисному учебному плану.

В рекомендациях инструктивно-методического письма по русскому языку на 2011-2112 учебный год отмечено, что по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих авторских программах представлены слабо либо не представлены вообще: в соответствии с Примерными программами необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания. С этой целью в планирование были включены темы: «Выразительные средства фонетики», «Основные выразительные средства морфемики», «Роль деепричастий в художественном и публицистическом тексте», «Правильное употребление причастий в устных и письменных текстах».

В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для

5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) сказано, что авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. В том числе и увеличивать количество работ по развитию связной речи, что мной и было сделано. Также в авторской программе отмечается, что разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая это, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.

Учитывая все рекомендации, таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:



Содержание

Часов в авторской

программе

Часов в рабочей программе

Повторение пройденного в 5-6классах

12ч + 2ч

10ч +2ч

Причастие

25ч + 6ч

23ч + 7ч

Наречие

28ч + 6ч

20ч + 5ч

Деепричастие

10ч + 2ч

9ч + 2ч

Категория состояния

4ч + 2ч

2ч + 2ч

Предлог

11ч + 2ч

11ч + 2ч

Союз

16ч + 2ч

13ч + 2ч

Частица

18ч + 4ч

14ч + 4ч

Междометие. Звукоподражательные слова

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

12ч + 2ч

6ч +2ч




Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:


Учебник: «Русский язык». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2009

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009.

2. Шадрина, С.Б. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ С.Б.Шадрина, — Волгоград: Учитель, 2010.

Пособия для учащихся:

1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс/ А.Б.Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2011

2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, — Ростов н/Д: Легион, 2009

3. Ерохина, Е.Л. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 7 класс»/ Е.Л.Ерохина, — Москва, «Экзамен», 2011

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 140 часов, из расчёта 4 часа в неделю.

Контрольных диктантов: 7

Тестов: 4

Сочинений: 10

Изложений: 2



Формы организации учебного процесса:


Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — лекция, урок — игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

— обобщающая беседа по изученному материалу;

— индивидуальный устный опрос;

— фронтальный опрос;

— опрос с помощью перфокарт;

— выборочная проверка упражнения;

— взаимопроверка;

— самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

— составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

— изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

— написание сочинений;

— письмо под диктовку;

— комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

— смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

— участие в диалогах различных видов;

аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

— создание собственных письменных текстов;

— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

— составление опорных схем и таблиц;

работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

— работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

— создание портфолио для подготовки к ГИА.


Формы текущего контроля знаний в 7 классе: использование различных форм диктантов (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинений (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложений (выборочное, подробное, сжатое), тестов, комплексный анализ текста.


Формы промежуточной аттестации в 7 классе:

  • тест;

  • диктант с грамматическим заданием.


Раздел III.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.













Раздел IV. Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

Введение

1



Повторение пройденного в VVI классах

12

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи

70

4

16

Причастие

30

2

7

Деепричастие

11

1

2

Наречие

25

1

5

Категория состояния

4


2

Служебные части речи. Культура речи

39

4

8

Предлог

13

1

2

Союз

15

2

2

Частица

18

1

4

Междометие. Звукоподражательные слова

3



Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

8

2

2

ИТОГО

140

11

28


















Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе на 2011 – 2012 уч. год


п/п

Дата

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Подго

товка к ЕГЭ

Прим

тема

К.р.

Р.р.

Введение

1





1


Русский язык как развивающееся явление

1





Повторение пройденного в VVI классах

9

1

2



2


Синтаксис. Синтаксический разбор

1



В3


3


Пунктуация. Пунктуационный разбор

1



А22


4


Лексика и фразеология

1



А2


5


Фонетика и орфография

1



А1


6


Выразительные средства фонетики




В8


7


Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Основные выразительные средства морфемики

1



В1


8


Морфология и орфография

1



А10


9


Морфологический разбор слов

1



В2


10


Диагностика изученного в 5-6 классах. Подготовка к контрольному диктанту

1





11


Входная контрольная работа (диктант) по повторению изученного в 5-6 классах


1




12


Р.р. Текст. Стили литературного языка



1

А6, А7



13


Р.Р. Публицистический стиль, его жанры



1

А28, А29, А30


Морфология. Орфография. Культура речи

50

4

16



Причастие

21

2

7



14


Повторение изученного о глаголе

1



А15


15


Причастие как часть речи

1





16


Свойства прилагательных и глаголов у причастий

1



А5


17


Синтаксическая роль причастий в предложении

1



А10


18


Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий

1



В2


19


Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота

1



А20


20


Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота

1



А26


21


Правильное употребление причастий в устных и письменных текстах

1



В8


22


Р.р. Описание внешности человека



1



23


Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»



1



24


Р.р. Написание сочинения-описания по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»



1



25


Действительные и страдательные причастия

1



А10


26


Краткие и полные страдательные причастия

1



В2


27


Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1



А15


28


Действительные причастия прошедшего времени

1



А15


29


Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1



А15


30


Страдательные причастия прошедшего времени

1





31


Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1





32


Одна и две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени

1



А12


33


Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени

1



А12


34


Р.р. Подготовка к выборочному изложению по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»



1



35


Р.р. Написание выборочного изложения по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»



1



36


Морфологический разбор причастия

1





37


Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание причастий»


1




38


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1



А17


39


Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1



А16


40


Обобщение изученного по теме «Причастие»

1





41


Контрольная работа (тестирование) по теме «Причастие»


1




42


Р.р. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям на тему: «Вы с ним знакомы»



1

С


43


Р.р. Написание сочинения по личным наблюдениям на тему: «Вы с ним знакомы»



1

С


Деепричастие

8

1

2



44


Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

1



А15


45


Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия

1



А10


46


Использование деепричастий в художественных и публицистических текстах

1



В8


47


Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

1



А4


48


Выделение одиночного деепричастия запятыми

1



А24


49


Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1



А17


50


Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

1



В1, В2


51


Р.р. Подготовка к сочинению по картине С.А.Григорьева «Вратарь»



1

С


52


Р.р. Написание сочинения по картине С.А.Григорьева

«Вратарь»



1

С


53


Повторение темы «Деепричастие». Морфологический разбор деепричастия

1





54


Контрольная работа (тест) По теме «Деепричастие»


1




Наречие

19

1

5



55


Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении

1



А10


56


Смысловые группы наречий

1



В2


57


Степени сравнения наречий и их образование

1



В2


58


Текстообразующая роль наречий

1



В7


59


Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий

1



В1


60


Правописание не с наречиями на и

1



А17


61


Правописание не с наречиями на и

1



А17


62


Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

1



А16, А17


63


Одна и две буквы н в наречиях на и

1



А12


64


Одна и две буквы н в наречиях на и

1



А12


65


Р.р. Описание действий как вид текста: структура текста



1



66


Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1



А13


67


Суффиксы и на конце наречий

1



В1


68


Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е. Широкова «Друзья»



1



69


Р.р. Написание сочинения по картине Е. Широкова «Друзья»



1



70


Дефис между частями слова в наречиях

1



А18


71


Дефис между частями слова в наречиях

1



А18


72


Слитные и раздельные написания наречий

1



А18


73


Слитные и раздельные написания наречий

1



А18


74


Буква ь после шипя­щих на конце наречий

1





75


Р.р. Подготовка к сочинению-описанию действий по личным наблюдениям



1

С


76


Р.р. Написание сочинения-описания действий по личным наблюдениям



1

С


77


Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

1





78


Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

1





79


Контрольная работа (диктант) по теме «Наречие»


1




Категория состояния

2


2



80


Категория состояния как часть речи. Отличие от наречия

1





81


Синтаксическая роль слов категории состояния

1





82


Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Мещёрский край»



1



83


Р.р. Написание сжатого изложения «Мещёрский край»



1



Служебные части речи. Культура речи

38

4

8



Предлог

10

1

2



84


Самостоятельные и служебные части речи.

1



А10


85


Предлог как служебная часть речи.

1



В2


86


Синтаксическая роль предлогов в предложении

1





87


Текстообразующая роль предлогов

1



В7


88


Непроизводные и производные предлоги

1



В2


89


Простые и составные предлоги

1





90


Р.р. Подготовка к сочинению-рассказу на основе увиденного на картине



1



91


Р.р. Написание сочинения- рассказа на основе увиденного на картине



1



92


Слитное и раздельное написание предлогов

1



А18


93


Слитное и раздельное написание предлогов

1



А18


94


Дефис в предлогах

1



А18


95


Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»

1





96


Контрольная работа (диктант) по теме «Предлог»


1




Союз

11

2

2



97


Союз как служебная часть речи.

1



А10


98


Синтаксическая роль союзов в предложении

1



В2


99


Простые и составные союзы

1





100


Союзы сочинительные и подчинительные

1



В2


101


Сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные

1



А19


102


Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга — наш друг и советчик»



1



103


Р.р. Написание сочинению-рассуждению «Книга — наш друг и советчик»



1



104


Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях

1



А22


105


Употребление подчинительных союзов в сложном предложении

1



А24


106


Тек­стообразующая роль союзов

1



В7


107


Слитные и раздельные написания союзов

1



А18


108


Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же

1



А18


109


Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание союзов»


1




110


Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз»

1





111


Тестирование. Диагностика знаний о предлоге и союзе


1




Частица

13

1

4



112


Частица как служебная часть речи

1



А10


113


Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие частицы

1



В2


114


Смысловые частицы

1



В2


115


Текстообразующая роль частиц

1



В7


116


Раздельное и дефисное написание частиц

1



А18


117


Раздельное и дефисное написание частиц

1



А18


118


Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»



1



119


Р.р. Написание сочинения по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»



1



120


Различение на письме частиц не, ни

1



А17


121


Правописание не и ни с различными частями речи

1



А17


122


Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1



А17


123


Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1



А17


124


Р.р. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету



1



125


Р.р. Написание сочинения-рассказа по данному сюжету



1



126


Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

1



Повторить А13


127


Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

1



Повторить А14


128


Систематизация и обобщение изученного по теме «Частица»

1





129


Контрольная работа (диктант) по теме «Частица»


1




Междометие. Звукоподражательные слова

3





130


Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении

1



А10


131


Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях

1



В2


132


Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях

1





Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

4

2

2



133


Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

1



А6-А11


134


Фонетика. Графика. Лексика и фразеология

1



А1, А2


135


Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально- этическую тему



1

С


136


Р.р. Написание сочинения-рассуждения на морально- этическую тему



1

С


137


Итоговый тест за курс 7 класса


1




138


Словообразование. Орфография

1



В1, А13-А15


139


Синтаксис. Пунктуация

1



В3,В5


140


Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 7 класса


1






























Раздел V. Содержание программы учебного курса русского языка для 7 класса


Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ (10 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие (23 ч + 7 ч)

I.Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (9 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.Рассказ по картине.

Наречие (20 ч + 5 ч)

I.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

II.Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (2 ч + 2ч)

I.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог (11 ч + 2 ч)

I.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (13 ч + 2 ч)

I.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (14 ч + 4 ч)

I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)

I.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(6 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

























Раздел VI. Формы и средства контроля


Ведущие

формы контроля

год

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Контрольный диктант

7

1

2

2

2

Тесты

4


1

1

2

Изложение

2

1


1


Сочинение

10

1

3

3

3


Контрольно-измерительные материалы


Название раздела,

темы

Наименование

контрольных работ

Методическая литература

Входная контрольная работа (диктант) по повторению изученного в 5-6 классах

диктант

Приложение 1

Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание причастий»

диктант

Приложение 2

Контрольная работа (тестирование) по теме «Причастие»

тест

Приложение 3

Контрольная работа (диктант) по теме «Деепричастие»

диктант

Приложение 4

Контрольная работа (тестирование) по теме «Наречие»

тест

Приложение 5

Контрольная работа (диктант) по теме «Предлог»

диктант

Приложение 6

Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание союзов»

диктант

Приложение 7

Тестирование. Диагностика знаний о предлоге и союзе

тест

Приложение 8

Контрольная работа (диктант) по теме «Частица»

диктант

Приложение 9

Итоговый тест за курс 7 класса

тест

Приложение 10

Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 7 класса

диктант

Приложение 11

Раздел VII. Перечень учебно-методических средств обучения


Литература (основная и дополнительная)

Основная литература

Учебник: «Русский язык». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2009

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009.

2. Шадрина, С.Б. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ С.Б.Шадрина, — Волгоград: Учитель, 2010.

Пособия для учащихся:

1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс/ А.Б.Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2011

2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, — Ростов н/Д: Легион, 2009

3. Ерохина, Е.Л. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 7 класс»/ Е.Л.Ерохина, — Москва, «Экзамен», 2011


Дополнительная литература

Дополнительная литература для учителя:

1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, — М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Егорова, Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Н.В.Егорова, — ООО «ВАКО», 2011

3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, — Волгоград: Учитель, 2010

4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, — Волгоград: Учитель, 2007

5. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, — С-Петербург «Паритет», 2005

6. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс/ А.Б.Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2010

7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

8. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, — Волгоград: Учитель, 2005

9. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, — Волгоград: Учитель, 2009


Пособия для учащихся:

1. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 7 класс/ Л.Н.Ситникова, — Волгоград: Учитель, 2007


Справочная литература

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, — М.: «Логос», 2002

2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

3. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, — М.: Русский язык, 1996

4. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, — Ростов н/Д: «Феникс», 2005

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

6. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, — М.: «Просвещение», 1991

7. Универсальный словарь по русскому языку, — СПб.: ИГ «Весь», 2009

8. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, — М.: «Просвещение», 1975


Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы


Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrclib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

11. http://www.svetozar.ru/



Наглядный материал

Таблицы для 7 класса:

1) Дефис между частями слова в наречиях

2) НН в прилагательных и причастиях

3) Не с причастиями

4) Не с существительными , прилагательными и наречиями

5) Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

6) Не с глаголами, причастиями, деепричастиями

7) Буквы а; я; е перед нн в страдательных причастиях прошедшего вр.

8) Ь после шипящих

9) Знаменательные части речи

10) Предлоги

11) Отличие производных предлогов от существительных

12) Служебные части речи

13) Дефис в словах

Картины по развитию речи:

  1. Богородский Ф.С. «Братишка»

  2. Богородский Ф.С. «Слава павшим героям»

  3. Васильев Ф.А. «Мокрый луг»

4. Венецианов А.Г. «Захарка»

5. Венецианов А.Г. «На пашне»

  1. Грабарь И.Э. «Светлана»

  2. Грабарь И.Э. «Февральская лазурь»

  3. Греков Б.М. «На другой лень в станице Платовской»

  4. Греков Б.М. «Ночная разведка»

  5. Греков Б.М. «Тачанка»

  6. Григорьев С.А. «Вратарь»

  7. Дейнека А.А. «Оборона Севастополя»

  8. Евстигнеев И.В. «Под Сталинградом»

  9. Касаткин Н.А. «За учёбу. Пионерка с книгами»

  10. Кончаловский П.П. «Сирень»

  11. Корин П.Д. «Панорама Неаполитанского залива в Сорренто»

  12. Кривоногова П.А. «Защитники Брестской крепости»

  13. Лактионов А.И. «Письмо с фронта»

  14. Левитан И.И. «Весна – большая вода»

  15. Левитан И.И. «Владимировка»

  16. Левитан И.И. «У омута»

  17. Маковский К.Е. «Дети, бегущие от грозы»

  18. Маковский В.Е. «Свидание»

  19. Мясоедов Г.Г. «Косцы»

  20. Перов В.Г. «Приезд гувернантки в купеческий дом»

  21. Перов В.Г. «Тройка»

  22. Пластов А.А. «Сенокос»

  23. Пластов А.А. «Ужин трактористов»

  24. Поленов В.Д. «Бабушкин сад»

  25. Репин И.Е. «На плоту»

  26. Романчук М.Г. «Осень»

  27. Савицкий М.А. «Зерно»

  28. Саврасов А.К. «Просёлок 1873»

  29. Сарьян М.С. «Горы»

  30. Севостьянов Г.К. «Солдатское утро»

  31. Соколов М.Г. «В.И. Ленин в Смольном в октябрьские дни»

  32. Суриков В.И. «Боярыня Морозова»

  33. Чепцов Е.М. «Заседание сельячейки»

  34. Шишкин И.И. «Корабельная роща»

  35. Щербаков Б.В. «Новолуние»

  36. Щербаков Б.В. «Осеннее солнце»

  37. Юон К.Ф. «Августовский вечер: последний луч»

  38. Юон К.Ф. «Конец зимы»

  39. Юон К.Ф. «Март»

  40. Юон К.Ф. « Мартовское солнце»

  41. Яновская О.Д. «Ждут»

  42. Яблонская Т.Н. «Утро»

Портреты учёных-лингвистов:

  1. Буслаев Ф.И.

  2. Виноградов В.В.

  3. Востоков А.Х.

  4. Даль В.И.

  5. Ожегов С.И.

  6. Пешковский А.М.

  7. Срезневский И.И.

  8. Трубецкой Н.С.

  9. Ушаков Д.Н.

  10. Шахматов А.А


Приложение 1

Входная контрольная работа (диктант) по повторению изученного в 5-6 классах


Все время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звезды усеивают темное небо и блестят чисто и нежно.

Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.

Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлетом пернатых в далекие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

Черными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.

«До свидания, осень», — говорим мы и приветствуем приход зимы.

(119 слов)



























Приложение 2


Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание причастий»



Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги.

(117 слов)




























Приложение 3

Контрольная работа (тестирование) по теме «Причастие»


х

1. Найти словосочетание «прич.+сущ.».

а) шумный класс;

б) дремучий лес;

в) спелый крыжовник;

г) шумящий ручей. х

2. Указать словосочетание «прич.+сущ.».

а) освещенный лампой;

б) увлекающийся человек;

в) стелющийся туман;

г) дремлющего озера.

3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:

а) –уч-; б) –ем-; в) –енн-; г) –ющ-; д) –вш-; е) –ящ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс –ущ-?

а) хвал..ийся успехами;

б) дыш..ий в трубку;

в) хлопоч..ий о детях;

г) держ..ий знамя.

5. В каких случаях следует писать е?

а) слыш..вший разговор;

б) наде..вшийся на удачу;

в) насто..нный чай;

г) замеч..нная опечатка.

6. В каких случаях следует писать нн?

а) плете..ая из веток корзина;

б) трава скоше..а;

в) некраше..ый стол;

г) разброса..ые вещи.

7. В каком сочетании не пишется раздельно?

а) (не)просохшая земля;

б) картина (не)окончена;

в) (не)усиливающийся, а затихающий дождь;

г) (не)крашеный забор.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) груженый вагон – страд. причастие прошед. времени;

б) висячий замок – действ. причастие прошед. времени;

в) накрытый стол – страд. причастие прошед. времени;

г) лающая собака – имя прилагательное.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется е.

а) луж..к;

б) свинц..вый;

в) реш..нный;

г) руч..нка.

10.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.

б) В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

в) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

11.От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

а) есть;

б) слышать;

в) бить;

г) жевать.

12.В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.

б) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

в) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

13. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

а) –енн-; б) –вш-; в) –т-; г) –им-; д) –ем-; е) –ущ-.

14. В каких случаях следует писать суффикс –ющ-?

а) бор..щийся за первенство;

б) клокоч..щий океан;

в) клее..аяся бумага;

г) стро..ийся стадион.

15. В каких случаях следует писать е?

а) затее..вший спор;

б) завис..щий от родителей;

в) сдерж..нный шепот;

г) закле..нный конверт.

16. В каких случаях следует писать одну букву н?

а) собра..ый урожай;

б) деревья подреза..ы;

в) некоше..ый луг;

г) заплете..ая коса.

17. В каком сочетании не пишется слитно?

а) еще (не)обжитый край;

б) (не)погасший костер;

в) ничем (не)нарушаемая тишина;

г) трава (не)скошена.

18. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) горящие дрова – имя прилагательное;

б) несжатые колосья – страд. причастие прошед. времени;

в) заросший пруд – имя прилагательное;

г) написанное письмо – действ. причастие прошед. времени.

19. Найти слово, в суффиксе которого пишется о.

а) окруж..нный;

б) плюш..вый;

в) девч..нка;

г) вооруж..нный.

20.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.

б) Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.

в) Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.

г) Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.

21.От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

а) кричать;

б) рассматривать;

в) заполнять;

г) перечитывать.

22.В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ребята, сделавшие модели, были премированы.

б) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.

в) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.


Критерии оценки:

«5» — 20 – 22 балла

«4» — 17 – 19 баллов

«3» — 13 – 16 баллов

«2» — 0 – 12 баллов


Ответы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

г

а

г

в

г

а, г

б, в

в

в

а

б

в



13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



г

а

г

б, в

б

б

в

а

а

в












Приложение 4

Контрольная работа (тест) по теме «Деепричастие»


1. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) проложенный геологами;

б) написал письмо;

в) закрыв книгу.

2. Какие морфемы указывают на деепричастие?

^ ^^ ^ ^ ^

а) -л-; б) -яв; в) -явш[ий]; г) -ну[ть].

3. В каком случае не следует писать слитно?

а) (не)построив;

б) (не)навидя;

в) (не)рассчитывая;

г) (не)освещая.

4. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) расплетая косы;

б) увлекая за собой;

в) думая об этом;

г) остановившись на ночлег.

5. В каких словах следует писать и?

а) увид..в;

б) зате..вши;

в) посе..в;

г) замет..в.

6. Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола?

а) леле..ла;

б) покле..нный;

в) вид..мый;

г) завис..в.

7. Перепишите предложение, предварительно исправив ошибку.

Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

8. Перепишите предложение, предварительно исправив ошибку.

Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

9. Разберите по составу: обидевшись

Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.

Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

10) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

а) не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые;

б) не выделено определение, выраженное причастным оборотом;

в) все знаки поставлены правильно;

г) не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

11) Выпишите из этого предложения деепричастие.

12) Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: ∩^^[]?

13. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закрытая дверь;

б) дописал доклад;

в) очищенный от грязи;

г) подготовив доклад.

14. Какие морфемы указывают на деепричастие?

^ ^ ^ ^ ^ ^

а) -евши; б) -авш[ий]; в) -т-; г) -уч-.

15. В каком случае не пишется раздельно?

а) (не)доумевая;

б) (не)задумываясь;

в) (не)взирая на лица;

г) (не)навидя.

16. Укажите деепричастие несовершенного вида:

а) легко скользя;

б) подписав документ;

в) разбросав одежду;

г) подстелив полотенце.

17. В каких словах следует писать е?

а) услыш..в;

б) посе..в;

в) постро..вшись ;

г) обид..вшись.

18. Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение глагола?

а) увид..вший;

б) бор..щийся;

в) зала..ла;

г) закле..нный.

Критерии оценки:

«5» — 16 – 18 балла

«4» — 13 – 15 баллов

«3» — 10 – 12 баллов

«2» — 0 – 9 баллов


Ответы

1 – в

2 – б

3 – б

4 – г

5 – г

6 – в

7 –

8 –

9 –

10 – г

11 – стоя

12 – смотрел

13 – г

14 – а

15 – б

16 – а

17 – г

18 – б

Приложение 5


Контрольная работа (диктант) по теме «Наречие»


Каждый раз, разбивая в этом месте лагерь, Петя не переставал удивляться. Неотразимые безлюдные пространства захлестывали его.

К самому небу уходили сопки с их распадами и отвесными обрывами. В немыслимой дали ослепительно горели под солнцем остатки ледника, полностью исчезавшие к концу лета и дававшие начало бесчисленным таежным ручьям и речонкам. К юго-западу, понижаясь и сливаясь с горизонтом, уходила непроходимая тайга, испещренная разливами рек.

Взобравшись на причудливый каменный выступ, Петя прислушался к голосу реки, с грохотом катившейся от ледника в долину. Близился вечер, и солнце висело совсем низко над сопками, размывая их вершины. Петя, задержав дыхание, наблюдал за невиданной красотой, начиная уже уставать от переизбытка красок, от неспособности сразу вместить в себя, принять весь этот прекрасный мир согласия и тишины.

(119 слов)

(По П.Проскурину)



























Приложение 6

Контрольная работа (диктант) по теме «Предлог»


В течение времени, когда Россией правил Пётр I, имя Александра Даниловича Меншикова было известно всем, несмотря на то что он не отличался ни знатностью рода, ни богатством.

В Москве Меншиков решил возвести навстречу солнцу храм невиданной высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на старинные московские церкви. В одном из ярусов находились английские башенные часы, которые били каждую четверть часа. Прозвали эту церковь Меншиковой башней.

Однако четырнадцатого июня тысяча семьсот двадцать третьего года вследствие удара молнии церковь сгорела. В Москве насчёт пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявшемуся временщику о грядущем падении. Надо иметь в виду, что впоследствии предсказание сбылось. Вскоре Меншиков был лишён всех званий и богатств и сослан.

(118 слов)





























Приложение 7


Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание союзов»


В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

(128 слов)

(Н.Ефимова)


























Приложение 8


Тестирование. Диагностика знаний о предлоге и союзе

1. Укажите верные утверждения

Предлоги…

1) являются служебной частью речи;

2) являются самостоятельной частью речи;

3) связывают слова в словосочетаниях и предложениях;

4) по образованию могут быть простыми и производными.

2. Укажите предлоги

1) (из-за)болезни;

2) снежный (за)нос;

3) схватил (за)нос;

4) (за)печь мясо;

5) свалился (за)печь;

6) благодаря отцу.

3. Укажите словосочетания с производными предлогами

1) (на)встречу ветру;

2) (в)следствии по делу;

3) (в)роде цапли;

4) (не)смотря на усталость;

5) (на)счет школы.

4. Укажите верные утверждения.

Производные предлоги, образованные от существительных с предлогами, пишутся…

1) только слитно;

2) только раздельно;

3) раздельно и слитно.

5. Укажите лишние предлоги.

1) (в)течени…;

2) (в)продолжени…;

3) (в)целях;

4) (в)следстви…;

5) (в)заключени… .

6. Укажите правильный вариант написания.

(Не)смотря на невзгоды; (на)встречу опасности; (с)начала подумай; (с)начала урока; иметь (в)виду ученика; (в)виду экзаменов;

1) раздельно, слитно, слитно, раздельно, слитно, раздельно;

2) слитно, раздельно, раздельно, слитно, раздельно, слитно;

3) слитно, слитно, слитно, раздельно, раздельно, слитно.

7. Укажите верные утверждения.

Союзы…

1) являются самостоятельной частью речи;

2) связывают однородные члены предложения;

3) по структуре бывают простые и составные;

4) выражают зависимость одного слова от другого;

5) не являются членами предложениями.

8. Укажите верные утверждения.

Сочинительные союзы связывают

1) однородные члены предложения;

2) простые предложения в сложноподчиненном предложении;

3) равноправные по смыслу предложения в составе сложносочиненного предложения;

4) слова в словосочетаниях.

9.Укажите союзы.

Сочинительные:

1) или;

2) и;

3) как;

4) если;

5) однако;

6) потому что;

7) либо;

8) чтобы.

10.Укажите предложения…

Сложносочиненные:

1) Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло на осень. (Ю.Нагибин)

2) Сквозь листву деревьев видно было как за рекой в лугах садилось солнце. (М.Горький)

3) Ветер шумел в лесу и листья срывал с деревьев.

4) Только плескалась струйка воды да где-то вскрикивала ночная птица.(В.Короленко)

5) На Кавказских горах таяли снега а море дышало обильными предвесенними испарениями. (И.Бунин)

11.Укажите союзы, которые пишутся…

Слитно:

1) (по)тому;

2) (от)того;

3) как(будто);

4) однако(же);

5) то(же);

6) за(то);

7) так(что);

8) что(бы);

9) потому(что);

10) так(же).

12.В каких предложениях есть производные союзы?

1) Так(же) как и час назад свистел ветер.

2) Я полагал и его так(же) застать у вас. (Н.Гоголь)

3) Природе надо что(б) ее любили. (Е.Евтушенко)

4) Право мне скучно (от)того что вы уехали так далеко. (А.Чехов)

5) Берись за(то) к чему ты сроден. (И.Крылов)

6) Я долго не мог найти что(бы) мне прочитать.

13. Укажите словосочетания с производными предлогами.

1) вследствие непогоды;

2) ввиду заморозков;

3) не смотря в книгу;

4) в пору цветения;

5) насчет поездки.

14. Укажите верные утверждения.

Производные предлоги, образованные от наречий, всегда пишутся…

1) раздельно;

2) слитно;

3) раздельно и слитно.

15. Укажите лишние предлоги.

1) (на)счет;

2) (в)место;

3) (не)смотря на;

4) (в)виду;

5) (по)причине.

15. Укажите правильный вариант написания.

(на)встречу с однополчанами; стучал (в)верх палатки; (в)течении..

для; задача (на)подобие треугольников; (в)следствии.. заморозков;

(в)последствии.. вспомнил;

1) слитно, раздельно, слитно(е), слитно, раздельно(е), слитно(е);

2) раздельно, слитно, раздельно(и), слитно, слитно(и), раздельно(и);

3) раздельно, раздельно, раздельно(е), раздельно, слитно(е), слитно(и).

16. Укажите верные утверждения.

Подчинительные союзы связывают…

1) равноправные по смыслу предложения в составе сложносочиненного предложения;

2) предложения в составе сложноподчиненного предложения;

3) слова в словосочетаниях;

4) однородные члены предложения.

17.Укажите союзы…

Подчинительные:

1) или;

2) и;

3) как;

4) если;

5) однако;

6) потому что;

7) либо;

8) чтобы.

18.Укажите предложения…

Сложноподчиненные:

1) Дождь хлынул такой будто наверху опрокинули над землей огромную лейку. (Б.Полевой)

2) В окно было видно как горела утренняя заря. (А.Чехов)

3) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А Пушкин)

4) Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгновенным блеском озаряла. (А.Пушкин)

5) Дом в котором нет книг подобен телу которое лишено души. (А.Чехов)

19.Укажите союзы, которые пишутся…

Раздельно:

1) (по)тому;

2) (от)того;

3) как(будто);

4) однако(же);

5) то(же);

6) за(то);

7) так(что);

8) что(бы);

9) потому(что);

10) так(же).

20.В каких предложениях есть производные союзы?

1) Книга мне понравилась так(же) как и маме.

2) Что(бы) утешить бедного Савельича я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкой. (А.Пушкин)

3) Я отвечал что много есть людей говорящих то(же) самое. (М.Лермонтов)

4) Река залила берега снесла мост (от)чего и почта была задержана. (В.Короленко)

5) Яков был прозван Турком (по)тому что действительно происходил от пленной турчанки. (И.Тургенев)

6) Что(бы) ни случилось оставайся спокойным.


Критерии оценки:

«5» — 18 – 20 баллов

«4» — 15 – 19 баллов

«3» — 12 – 14 баллов

«2» — 0 – 11 баллов

Ответы

1 – 1, 3, 4

2 – 1, 3, 5, 6

3 – 1, 3, 4, 5

4 – 3

5 – 3

6 – 3

7 – 2, 3, 5

8 — 1, 3

9 – 1, 2, 5, 7

10 – 2

11 – 1, 2, 5, 6, 8, 10

12 – 2, 3, 4, 6

13 – 1, 2, 5

14 – 2

15 – 3

16 – 2

17 – 4, 6, 8

18 – 1, 2, 5

19 – 3, 7, 9

20 – 2, 4, 5

Приложение 9



Контрольная работа (диктант) по теме «Частица»


Юннаты блокадного Ленинграда

В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, во Дворце пионеров была организована работа кружка юннатов.

Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбаками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.

Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.

Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте: это следы рук детей несломленного Ленинграда.

(130 слов)

(«Комсомольская правда»)



























Приложение 10


Итоговый тест за курс 7 класса


1. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1) средства;

2) километр;

3) красивее;

4) мельком.

2. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1) благодаря обилию снега;

2) наперекор обычая;

3) написал красивше;

4) пришел со школы поздно

3. Найдите неверные утверждения:

1) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

2) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.

3) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

4) Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

5) Соединительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

4. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) крича друг другу – наречие;

2) идти впереди колонны – предлог;

3) сделать побольше – прилагательное в сравнительной степени;

4) летучий газ – причастие;

5) поднятая тряпка – причастие;

6) в продолжение лета – имя существительное.

5. Найдите слово, строение которого соответствует схеме ¬∩^^:

1) безвозвратный;

2) издавна;

3) подчеркивая;

4) распустил.

6. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) теч.. в лодке;

2) нестись вскач..;

3) много задач..;

4) умчаться проч..;

5) разжеч.. костер.

7. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:

1) реч..нка;

2) ещ..;

3) окруж..н;

4) холщ..вый;

5) луж..к.

8. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ющ-:

1) кле…щие коробку;

2) стро…щийся дом;

3) леч…щий врач;

4) жал…щие осы;

5) кол…щие дрова.

9. Укажите слова, в которых пишется одна буква н:

1) слушал сосредоточе…о;

2) девочка умна и воспита…а;

3) уставле…ая вазами;

4) игрушка слома…а малышом;

5) маринова… ые огурцы.

10.Найдите слово, которое пишется раздельно:

1) (в)следствие сильных дождей;

2) подняться (в)верх;

3) мог рисовать то (же) самое;

4) шёл, (не)смотря по сторонам.

11.Найдите слова, которые пишутся слитно:

1) мусор (не)убран;

2) (не)скошенная трава;

3) (не)вареные овощи;

4) (не)завершенная, а начатая работа;

5) написано ничуть (не)аккуратно;

6) (не)решенная задача по химии.

12.Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (по)другому пути;

2) бывал (кое)где;

3) скажи(ка) об этом;

4) (по)осеннему хмурое небо;

5) относиться (по)внимательнее;

6) заметил(ли) он.

13.В каком предложении на месте точек пишется НЕ?

1) Кто н… смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

2) Когда н.. придешь к подруге, она болтает по телефону.

3) Отроду н… выезжал он на охоту без Дубровского.

4) Н… раз выходил он победителем из боя.

14.Найдите словосочетания «прич.+ сущ.» с главным словом причастием:

1) подписанная по математике;

2) освещенный солнцем;

3) связанная веревкой;

4) дремлющий высокий камыш;

5) готовящие выступление;

6) пенящиеся морские волны.

15.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Светилась, падая, ракета.

2) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

3) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.

4) Замедляя ход, к станции подошел поезд.

16.Найдите сложное предложение, строение которого соответствует схеме


, сочинительный союз


1) Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.

2) В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки.

3) А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

4) Он улыбается то приветливо и недоверчиво то презрительно и простодушно.

17. Найдите неверные утверждения:

1) Предлоги делятся на производные и непроизводные.

2) Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

3) Сочинительные союзы делятся по значению на три группы.

4) Наречие всегда относится к глаголу.

5) Частицы служат для связи слов в предложении.

18. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) шли, несмотря на непогоду – деепричастие;

2) как только утихло – наречие;

3) в течение часа – имя существительное;

4) лежит вдоль дороги – предлог;

5) работать вслепую – имя прилагательное;

6) сыпучий песок – имя прилагательное.

19. Найдите слово, строение которого соответствует схеме ¬∩^^^:

1) удивляя;

2) (холодно) по-зимнему;

3) исписался;

4) (крикнул) испуганно.

20. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) встречаеш.. рассвет;

2) золотая рож..;

3) пойти проч..;

4) назнач..те дежурного;

5) выйти замуж.. .

21. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:

1) рубаш..нка;

2) окруж..нный;

3) еж..вый;

4) свеж..;

5) суч..к.

22. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ящ-:

1) бор..щийся с волнами;

2) дремл..щий тростник;

3) колебл..щийся туман;

4) стел..щийся туман;

5) хорошо вид..щий.

23. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) поступить (по)моему;

2) посмотри(ка);

3) (по)иному решению;

4) слышал где(то);

5) (по)боевому пути;

6) брать (по)немногу.

24.Найдите слова, в которых пишутся две буквы н:

1) поступил обдума..о;

2) продума..ое название;

3) дитя испуга..о шумом;

4) серебря..ый иней;

5) лакирова..ые туфли;

6) выставка организова..а спонсорами.

25.Найдите слова, которые пишутся раздельно:

1) (в)начале года;

2) (во)время предупредил;

3) (нежданно)негаданно;

4) поступил так(же), как отец;

5) что(бы) поесть на завтрак?

26.В каких словосочетаниях не пишется раздельно:

1) еще (не)убранные поля;

2) (не)исправленная ошибка;

3) (не)соленый суп;

4) (не)приятное впечатление;

5) вовсе (не)интересно рассказывал;

6) написал (не)аккуратно?

27.В каком предложении на месте точек пишется не?

1) Как н.. старался, не мог взять высоту.

2) Куда н.. посмотри, всюду море.

3) Он н.. разу не был в Москве.

4) Петя не мог н.. приехать на торжества.

28.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

2) С деревьев, окутанных легким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.

3) С самого утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов.

4) Подул сильный ветер, поднимая пыль по дороге.



Критерии оценки:

«5» — 25 – 28 баллов

«4» — 21 – 24 баллов

«3» — 16 – 20 баллов

«2» — 0 – 15 баллов

Ответы


1 – 3

2 – 1

3 – 1,5

4 – 2,3,5

5 – 3

6 – 3

7 – 2,3

8 – 5

9 – 4

10 – 5

11 – 2,3,6

12 – 2,3,4

13 – 3,4

14 – 1,2,3,5

15 – 3

16 – 1

17 – 5

18 – 6

19 – 4

20 – 5

21 – 2

22 – 5

23 – 1,2,4

24 – 1,2,5

25 — 1,5

26 – 2,3,4,6

27 – 4

28 — 2









































































Приложение 11


Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 7 класса


Славный мастер

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известные такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрыл дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.

(125 слов)

(«Комсомольская правда»)




















Используемая литература

1. Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫК: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009

2. Авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год

3. «Русский язык». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2009

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009.

5. Шадрина С.Б. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ С.Б.Шадрина, — Волгоград: Учитель, 2010.
















Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Степени сравнения наречий"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: