Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»
Рабочая программа по русскому языку
для 8 класса
по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ольхова Оксана Николаевна
Белгород 2010
Рабочая программа по русскому языку
для 8 класса
по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской
Ольхова Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
вторая категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Н.М.Шанский//: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2004).
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Цели обучения русскому языку
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, осознанного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, овладение культурой межнационального общения.
Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию к потребности в речевом самосовершенствовании.
Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Изменения, внесенные в примерную учебную программу, их обоснование
Сопоставление примерной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствуют дидактические единицы.
Дидактические единицы, которые следует ввести в рабочую программу | |
Речевая деятельность | Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Виды чтения, приемы работы с учебником и другими информационными источниками. |
Синтаксис как раздел грамматики | Связь синтаксиса и морфологии. |
Словосочетание | Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. |
Предложение | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные. |
Простое предложение | Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Интонация предложений с обращениями. Синонимия вводных конструкций.
|
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебные пособия | Методические пособия | |
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2007. |
|
|
Количество часов в 8 классе
В год – 105 часов, из них на развитие речи – 23 часа
В неделю – 3 часа
Плановых контрольных работ
1 | |
Контрольное тестирование | 1 |
Изложение | 2 |
Сочинение | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
— составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
— пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
— соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи.
Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи | |
Функции русского языка в современном мире. | 2 |
|
|
Повторение пройденного в V—VII классах. | 8 | 1 | 2 |
Синтаксис и пунктуация. | 4 |
| 1 |
Словосочетание. | 4 |
|
|
Простое предложение. | 3 |
| 1 |
Двусоставные предложения. | 7 |
| 1 |
Второстепенные члены предложения. | 8 |
| 2 |
Односоставные предложения. | 13 | 1 | 2 |
Простое осложненное предложение. | 1 |
|
|
Однородные члены предложения. | 13 |
| 3 |
Обособленные члены предложения. | 16 | 1 | 2 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | 12 | 1 | 4 |
Синтаксические конструкции с чужой речью. | 7 | 1 | 3 |
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе | 7 | 1 | 2 |
|
|
|
|
ИТОГО | 105 | 6 | 23 |
Календарно-тематический план
Календар-ные сроки | Тема учебного занятия | Формирование универсальных учебных действий
| Диагностика | Подготовка к итоговой аттестации | Использование ресурсов кабинета, ИКТ |
| |||||
Знать
| Уметь | |
|
| |||||||
Общие сведения о языке (2 ч.) |
| ||||||||||
|
| Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. | Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. | Составлять опорный конспект. |
|
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.
| Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств. | Составлять опорный конспект. |
|
|
|
| |||
Повторение пройденного в V—VII классах (6 ч. +2 ч.) |
| ||||||||||
|
| Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Повторить правописание пре-при, -раст-рос-, -кас-кос, -лаг-лож. | Опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Слайды презентаций по теме.
|
| |||
|
| Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи. | Правило слитного и раздельного написания Не с разными частями речи.
| Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами и деепричастиями, с причастиями, с существительными и прилагательными, прилагательными, наречиями на –о. Аргументиро вать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ. |
|
| Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. 8 класс». |
| |||
|
| Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. | Алгоритм слитного и раздельного написания НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. | Понимать сходство и различие в написании НЕ-НИ с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов, делая обобщения и выводы при сопоставлении, употреблять изученные части речи уместно. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Р.р. Подготовка к обучающему подробному изложению-повествованию «Как важно читать книги» (упр.27). | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам. | Уметь пересказыватьтекст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3 лица. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Р.р. Обучающее подробное изложение-повествование «Как важно читать книги» (упр. 27). | Последовательность работы над изложением | Работать над изложением-повествованием. |
|
| Презентация к уроку. |
| |||
|
| Правописание дефиса. | Правописание дефиса в разных частях речи. | Уметь употреблять дефис в написании слов различных частей речи на основе знаний дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах; делать выводы и обобщения, приводить свои примеры, находить эти написания в тексте и объяснять их. |
|
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обобщение по теме «Повторение пройденного в V—VII классах » | Теоретический материал изученных тем. | Применять изученные правила на практике. | Составление листка учета знаний по итогам изученной темы. | О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в V—VII классах ». | Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, дефис в разных частях речи, НЕ и НИ в местоимениях и наречиях. | Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам. | Составление аналитической карты наблюдений формирования различных видов учебной деятельности на уроках русского языка. |
| Презентация к уроку. |
| |||
|
| ||||||||||
Синтаксис и пунктуация(3 ч. + 1 ч.) |
| ||||||||||
|
| Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении. | Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе синтаксиса. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. | Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Понимать смыслоразличительную роль ЗП, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении, грамотно расставлять ЗП (отделительные, определительные, разделительные, выделительные). |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Словосочетание и предложение как единица синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
| Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Виды средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы. | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль; использовать синтаксические средства: формы слов, смысловую и грамматическую связь – в составлении словосочетаний и предложений, знать роль служебных слов как средства связи. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Р.р. Текст как единица синтаксиса.
| Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста. | Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевых ситуация, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
Словосочетание (4 ч.) |
| ||||||||||
|
| Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетания по характеру выражения главного слова. | Словосочетание и его функция. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.
| Составлять именное словосочетание и употребление в тексте. Составление именных словосочетаний и употребление их в речи. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний. | Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Синтаксический разбор словосочетаний. | Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания. |
|
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного, согласование сокращенных слов с прилагательными и др. | Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний различных видов. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. | Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средство выражения мысли. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложения утвердительные и отрицательные | Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности. Определять границы предложения и способы передачи их в речи. Использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
Простое предложение (2 ч. +1 ч.)
|
| ||||||||||
|
| Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
| Структура простого предложения. Главные ЧП двусоставного, основные типы грамматических основ. | Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Порядок слов в предложении. Интонация.
| Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов. |
|
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Р.р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности. | Знать структуру теста-описания, его языковые особенности. Проводить сопоставительный анализ репродукций картин А.Баулина, С.В.Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | Делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно выразительные средства языка, соблюдать нормы русского языка на письме. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| ||||||||||
Двусоставные предложения. (6 ч. + 1ч.) |
| ||||||||||
|
| Главные члены двусоставного предложения. | Знать и пояснять функцию главных членов. Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. | Находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.
| Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. | Находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев составляющие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Р.р. Публицистическое сочинение-описание о памятнике культуры. | Публицистическое сочинение о памятнике культуры (на основе упр. 101,102). | Создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененное предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения однородных членов). |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.
| Знать структуру составного глагольного сказуемого и способы его выражения. | Опознавать составное глагольное сказуемое в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс. | Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Составное именное сказуемое. Способы его выражения.
| Знать структуру составного именного сказуемого и способы его выражения. | Различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимическими сказуемыми разных видов. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс. | Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. | Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. |
|
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми. | Алгоритм постановки тире между подлежащими и сказуемыми. | Определять морфологические способы выражения способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
|
|
| ||||||||
|
| ||||||||||
Второстепенные члены предложения (6 ч. +2 ч.) |
| ||||||||||
|
| Дополнение. Способы выражения дополнения.
| Знать определение дополнения. Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения. | Различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».
|
| |||
|
| Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.
| Согласованные и несогласованные. Способы выражения определения. | Различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты – как средства выразительности речи. |
|
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | Распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обстоятельство. Способы его выражения. | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств. | Различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах. |
|
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Главные и второстепенные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом | Определять грамматические основы в простом и сложном предложении, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов. Различать разные виды сказуемых, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Р.р. Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности.
| Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности. | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Р.р. Составление характеристики одноклассника. | Алгоритм составления характеристики человека.
| Создавать текст- характеристику с учетом его строения и языковых особенностей. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».
| Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения. | Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при приложении. | Составление листка учета знаний по итогам изученной темы. |
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
Односоставные предложения (11 ч. +2 ч.) |
| ||||||||||
|
| Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. | Знать структурные особенности односоставных предложений, их группы. | Различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения |
|
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.
| Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | Различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать их в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Неопределенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.
| Знать структурные особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложе6ния синонимичными односоставными | Сопоставительный анализ определенно-личных предложений и неопределенно-личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений. |
|
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Вопрос об обобщенно-личных предложениях. | Понятие обобщенно-личных предложений. Их структурные и смысловые особенности. | Выделять обобщенно-личные предложения. Употреблять их в собственных высказываниях, использовать односоставные предложения с обобщающим значением (пословицы, афоризмы, крылатые выражения). |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности (2).
| Понятие безличных предложений. Их структурные и смысловые особенности, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи.
| Выделять безличные предложения в тексте, правильно употреблять их в собственной речи.
|
|
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Закрепление темы «Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности». | Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности.
| Определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого; различать односоставные и двусоставные предложения, использовать синонимические односоставные предложения, сопоставляя личные и безличные предложения, включать безличные предложения в текст, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Р.р. Подготовка к контрольному изложению-повествованию «Ю.А. Гагарин».
| Алгоритм работы над изложением-повествованием.
| Работа над изложением-повествованием
|
|
| Презентация к уроку. |
| |||
|
| Р.р. Контрольное изложение-повествование «Ю.А. Гагарин». | Алгоритм работы над изложением-повествованием. | Работа над изложением-повествованием
| Мониторинговое исследование по результатам изложения. |
| Презентация к уроку. |
| |||
|
| Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности.
| Понятие назывных предложений. Их структурные и смысловые особенности. | Опознавать назывные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс. | Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Неполные предложения. | Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, ограничивать структуру неполных предложений от односоставных предложений. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс |
| |||
|
| Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | Правило употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Особенности синонимии односоставных и двусоставных предложений. | Проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ и использовать синонимия двусоставных и односоставных предложений; односоставные предложения в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обобщение по теме « Односоставные предложения».
| Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические выражения главного члена | Пользоваться односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определенно-личных предложений, включать неопределенно-личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы. | Составление листка учета знаний по итогам изученной темы | И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обучающее тестирование по теме «Односоставные предложения».
| Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений. | Различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов предложений в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать текст. | Составление информационной карты результатов обучающего тестирования по русскому языку. |
| Презентация к уроку. |
| |||
Простое осложненное предложение (1 ч.) |
| ||||||||||
|
| Понятие об осложненном предложении.
| Осложненные и неосложненные предложения. | Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновать их выбор и расставить знаки препинания в соответствии с изученными правилами. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
|
|
| ||||||||
|
| ||||||||||
Однородные члены предложения (10 ч. +3 ч.). |
| ||||||||||
|
| Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.
| Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами. | Опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Однородные и неоднородные определения (2). | Понятия однородных и неоднородных определений. | Различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Закрепление темы «Однородные и неоднородные определения». | Понятия однородных и неоднородных определений. | Различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений. |
|
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Р.р. Обучающее сжатое изложение-рассуждение (текст–сравнительная характеристика). | Алгоритм работы над сжатым изложением. Принципы компрессии текста. | Дифференцировать главную и второстепенную, известную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, пересказывать текст сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека. | Составление мониторингового исследования по итогам изложения. |
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них (2). | Разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи частей ССП и однородных членов предложения. | Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Закрепление темы «Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них». | Разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи частей ССП и однородных членов предложения. | Пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах. |
|
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них(2). | Правило расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.
| Находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам предложения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Закрепление темы «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
| Правило расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.
| Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения и предложения с составным именным сказуемым, распознать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. | Составление листка учета знаний по итогам изученной темы. | И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами.
| Порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Стилистические особенности предложений с однородными членами.
| Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Выделять стилистические особенности предложений с однородными членами. |
|
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Обобщение по теме «Однородные члены предложения».
| Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | Опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | Составление листка учета знаний по итогам изученной темы | О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обучающий диктант по теме ««Однородные члены предложения». | Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | Анализировать текст по следующим параметрам: композиционно-содержательный анализ текста, типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи); языковой анализ отдельных элементов текста; анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. | Составление аналитической карты по итогам обучающего диктанта. |
| Презентация к уроку. |
| |||
|
| Р.р. Подготовка к обучающему сочинению — сравнительной характеристике двух знакомых лиц. | Роль однородных членов в художественном тексте. Особенности строения текста. | Создавать текст – сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство и различие, строить высказывание на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), использовать для выражения различия антонимы, предлоги, союзы, вводные слова, параллельные синтаксические конструкции, для которых характерна сопоставительно-противительная интонация. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Р.р. Обучающее сочинение — сравнительная характеристика двух знакомых лиц. | Роль однородных членов в художественном тексте. Особенности строения текста. | Создавать текст — сравнительную характеристику двух знакомых лиц. |
|
| Презентация к уроку. |
| |||
Обособленные члены предложения (14 ч. +2 ч.) |
| ||||||||||
|
| Понятие об обособлении второстепенных членов предложения..
| Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. | Характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. |
|
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки при них. | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки при них. | Находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | Виды обособленных определений, способы выражения. | Распознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов. |
|
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений. | Правила обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений. | Выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на дискуссионную тему «Слово делом крепи» (упр. 207). | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать свое мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Слово делом крепи» | Признаки текста-рассуждения. | Работать над сочинением-рассуждением. | Составление мониторингового исследования по итогам сочинения. |
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них. | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями. | Правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | Правила обособления приложений. Условия обособления приложения. | Опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием (2). | Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. |
|
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Закрепление темы «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием».
| Правила обособления обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Способы выражения обособленных обстоятельств. | Определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно -выразительные средства в художественной речи. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот. | Алгоритм отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Понятие и значение сравнительного оборота в речи. | Находить синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи |
|
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом. | Условия обособления обстоятельств, выраженных существительным с предлогом.
| Интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания. |
| О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | Иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Виды уточняющих членов предложения, правила выделения уточняющих членов предложения. | Опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. | Виды уточняющих членов предложения, правила выделения уточняющих членов предложения. | Производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения. Соблюдать интонацию уточнения. |
|
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Повторение по теме «Обособленные члены предложения». | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | Определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены предложения, находить сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений и приложений. Выявлять различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлений обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их. | Составление листка учета знаний по итогам изученной темы. | А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обучающее тестирование по теме ««Обособленные члены предложения». | Повторить теоретические сведения. | Применять теорию на практике. | Составление мониторингового исследования по итогам тестирования. |
| Презентация к уроку. |
| |||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (8 ч. + 4 ч.) |
| ||||||||||
|
| Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Характеризовать синтаксические. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. |
|
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально- деловом стиле. | Интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Р.р. Составление делового письма. | Алгоритм составления делового письма. | Составить собственное высказывание в официально-деловом стиле, сохраняя его особенности, соблюдая специфику жанра (деловое письмо), использовать обращение, учитывая адресат и цель делового письма. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). | Группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. | Выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | Виды вводных слов, вводные словосочетания и их опознавательные признаки, знаки препинания при них. | Употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему. | Требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный» и «публицистический». Разграничение понятий «публичный» и «публицистический». | Использовать характерные для публицистического стиля средства языка, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды, убеждения. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Вводные предложения, знаки препинания при них. | Значение вводных предложений в тексте, алгоритм постановки знаков препинания при них. | Употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Вставные конструкции. Особенности их употребления. | Понятие вставных конструкций, правила их выделения в устной речи и на письме.
| Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. |
|
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Р.р. Подготовка к контрольному изложению-описанию «Картина великого мастера». | Алгоритм работы над изложением-описанием. | Работать над изложением-описанием. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Р.р. Контрольное изложение-описание «Картина великого мастера». | Алгоритм работы над изложением-описанием. | Работать над изложением-описанием. | Составление аналитической карты по итогам изложения. |
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения ». | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания. | Производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста. Различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей. |
| И.В. Миловидова Тесты по русскому языку. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Обучающий диктант по теме ««Слова, грамматически не связанные с членами предложения ». | Повторить изученные знания по теме.
| Пользоваться изученными правилами на практике.
| Составление мониторингового исследования по итогам диктанта. |
|
|
| |||
Синтаксические конструкции с чужой речью (4 ч. +3 ч.) |
| ||||||||||
|
| ||||||||||
|
| Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания. | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. |
|
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | Особенности пунктуации предложений с косвенной речью. Принцип замены прямой речи косвенной. | Различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Цитаты и знаки препинания при них. | Способы введения цитаты в авторском тексте, правила пунктуационного оформления. | Правильно ставить знаки препинания, вводить цитату в авторский текст разными способами. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс. | Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Р.р. Обучающее сжатое изложение-рассуждение «Хлеб – всему голова». | Текст как речевое произведение. | Пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
|
| Обобщение по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью».
| Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. | Производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью. Пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью выразительно читать предложении я с прямой и косвенной речью. | Составление листка учета знаний по итогам изученной темы. | О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Р.р. Рассказ.
| Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента. | Создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включая в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы |
|
| Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Р.р. Контрольное сочинение – рассказ на тему «Великий подвиг простого человека». | Алгоритм составления рассказа. | Создавать текст – рассказ о Великой Отечественной войне. | |
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
| |||
Повторение и систематизация пройденного вVIII классе (5 ч. +2ч.) |
| ||||||||||
|
| Повторение. Синтаксис и морфология. | Морфология и синтаксис как раздел грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи. | Опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи. |
|
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Повторение. Синтаксис и пунктуация.
| Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. |
| А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. | Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс». |
| |||
|
| Повторение. Синтаксис и орфография.
| Взаимосвязь синтаксиса и орфографии.
| Правильно писать слова с изученными орфограммами. |
|
| Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа». |
| |||
|
| Повторение. Синтаксис и культура речи.
| Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы- при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
|
| Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе». | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи. | Анализировать текст: производить композиционно- содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ правописания отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. |
|
| Презентация к уроку. |
| |||
|
| Анализ контрольного тестирования в форме ЕГЭ по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе». | Алгоритм выполнения работы над ошибками. | Работать над ошибками, проводить анализ допущенных ошибок. |
| И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.
| Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». |
| |||
105. |
| Р.р. Комплексный анализ текста по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе». | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи. | Анализировать текст: производить композиционно- содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ правописания отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. |
|
| Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением». |
|
Содержание программы учебного курса
Общие сведения о языке (2 ч.)
Повторение пройденного в V—VII классах (6 ч. + 2 ч.)
Синтаксис и пунктуация(3 ч. +1 ч.)
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.
II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.
Словосочетание (4 ч.)
I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Двусоставные предложения (6 ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6 ч. + 2 ч.)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (11 ч.+2 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Простое осложненное предложение (1ч.)
Однородные члены предложения (10 ч. + 3 ч.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (14 ч. + 2 ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (8 ч. + 4ч.)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Синтаксические конструкции с чужой речью (4 ч. + 3 ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (5 ч. +2ч.)
Формы и средства контроля
Тема | Кодификатор | Форма контроля | |
| Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в V—VII классах ». | Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам. | Диктант |
| Р.р. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».
| Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
| Изложение-повествование |
3. | Р.р. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». | Создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать свое мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка, использовать в работе обособленные члены предложения. | Сочинение-рассуждение |
4. | Р. р. Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме. | Изложение-описание |
5. | Р.р. Контрольная работа по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью». | Знать композицию рассказа, использовать в рассказе диалога как текстообразующего элемента. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включая в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы | Сочинение-рассказ |
6. | Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе». | Выделять словосочетания по видам подчинительной связи, определять предикативную часть в предложении, выделять виды односоставных предложений. Постановка знаков препинания при обособлении и вводных словах, выполнять синтаксический разбор предложений. | Тестирование |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Богданова Г.А Уроки русского языка в 8 классе/ Г.А. Богданова. СПБ, 2004
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
Вялкова Г. М. Рабочие программы 5-11 класс по русскому языку. – М.: Планета, 2010.
Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-9 класс.- Саратов: Лицей, 2000.
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.- М.: Вако, 2008 .
Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. – М.: Экзамен, 2009.
Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 8 класс. – М.: Образование, 2007.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2007.
Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная учебная литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 8 класс. – М.: Разум, 2008.
Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: Сфера, 2006.
Миловидова И.В. Тесты по русскому языку. – М.: Янтарь, 2008.
Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. — М.: Просвещение, 1986
И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс. — М.: Просвещение, 2009.
.Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 8 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. — М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Ресурсы ИКТ
Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».
Диск « Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».
Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
Диск « Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс.