Рабочая программа по русскому языку для 9 класса. Учебник Л.А.Тростенцовой


МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области






Рабочая программа

по учебному курсу «Русский язык»

9 класс

Базовый уровень


(68 часов)










подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна













с. Погромец

2011-2012 учебный год

Раздел II. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Он был одобрен совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утверждён приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. В соответствии с Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области», приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 марта 2010 г. № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Бел РИПКППС «О преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области» 2011г., базисного учебного плана МОУ «Погромская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2011-2012 уч. г.

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год


Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.


Содержательные линии предмета:

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, — формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

  • Система понятий из области синтаксиса включает в себя сведения о смысловом, структурном и интонационном единстве частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Строение сложносочинённого предложения. Строение сложноподчиненного предложения. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы сложных предложений с разными видами связи.

  • Система понятий из области пунктуации включает в себя сведения о знаках препинания в сложном предложении. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания.

  • Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в IX классе.

  • Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке и истории языка.


Структура школьного курса русского языка в IX классе:

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и доступности между различными разделами курса.

Завершение систематического курса синтаксиса является предметом изучения в IX классе.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Курс русского языка в IX классе начинается вводным уроком о русском языке и заканчивается разделом «Общие сведения о языке», обобщая и систематизируя таким образом работу по культуре речи за курс основной школы.

Материал курса русского языка в IX классе располагается следующим образом: сложные предложения: союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Значительное место в программе отводится повторению. В IX классе в разделе «Повторение пройденного в 5-8 классах» для этой цели отведено 7 часов. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.


Цели и задачи, реализуемые рабочей программой


Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в IX классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.


Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.


Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

  • развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.


Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.


Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.)


Принцип построения — концентрический

Специфика предмета:

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

В рекомендациях инструктивно-методического письма по русскому языку на 2011-2112 учебный год отмечено, что по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих авторских программах представлены слабо либо не представлены вообще. В соответствии с Примерными программами необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания. С этой целью в планирование были включены темы: «Авторская пунктуация», «Изобразительно-выразительные средства», «Средства связи предложений в тексте».

В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для

5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) сказано, что авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. В том числе и увеличивать количество работ по развитию связной речи, что мной и было сделано.


Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:


Учебник: «Русский язык». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина. — М.: Просвещение, 2009

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009

Пособия для учащихся:

1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс/ А.Б.Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2010

2. Ерохина, Е.Л. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 9 класс»/ Е.Л.Ерохина, — Москва, «Экзамен», 2010

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Контрольных диктантов: 3

Тестов: 4

Сочинений: 3

Изложений: 3

Формы организации учебного процесса:


Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • проектно-исследовательская технология.


Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными (ученические конференции, уроки деловой игры, уроки презентации, олимпиадные состязания, уроки – защиты мини — рефератов, метод проектов, презентаций, индивидуализация и дифференциация обучения (работа в малых группах, ролевые и деловые игры, имитационное моделирование, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению литературе.


Методы и приёмы обучения:

— обобщающая беседа по изученному материалу;

— индивидуальный устный опрос;

— фронтальный опрос;

— опрос с помощью перфокарт;

— выборочная проверка упражнения;

— взаимопроверка;

— самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

— составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

— сжатые изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

— написание сочинений;

— письмо под диктовку;

— комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

— смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

— участие в диалогах различных видов;

аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

— создание собственных письменных текстов;

— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

— составление опорных схем и таблиц;

работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

— работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

— создание портфолио для подготовки к ГИА.


Формы текущего контроля знаний в 9 классе: использование различных форм диктантов (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинений (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложений (выборочное, подробное, сжатое), тестов, комплексный анализ текста.

Раздел III. Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы


В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.





























Раздел IV. Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

Введение

1



Повторение пройденного в VVIII классах

7

1

2

Сложное предложение. Культура речи

50

5

13

Сложные предложения

1



Союзные сложные предложения

5


2

Сложносочинённое предложение

7

1

2

Сложноподчиненное предложение

21

2

3

Бессоюзные сложные предложения

9

1

3

Сложные предложения с разными видами связи

7

1

2

Общие сведения о языке

3


1

Систематизация изученного

7

1

2

ИТОГО

68

7

18













Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе на 2011 – 2012 уч. год



п/п

Дата

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Подго

товка к ГИА,

ЕГЭ

Прим

тема

К.р.

Р.р.

1


Международное значение русского языка

1





Повторение пройденного в 5-8 классах

4

1

2



2


Р.р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог



1

А1-А6 ГИА


3


Р.р. Стили и типы речи



1

А1-А6 ГИА


4


Простое предложение и его грамматическая основа

1



В9 ГИА


5


Предложения с обособленными членами

1



В11 ГИА


6


Обособление уточняющих членов предложения

1



В11 ГИА


7


Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1



В5, В10 ГИА


8


Контрольная работа (тест) по повторению изученного в 5-8 классах


1




Сложное предложение. Культура речи

54

5

13



9


Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений

1



В12 — ГИА


Союзные сложные предложения

3


2



10


Союзные и бессоюзные сложные предложения

1



А9 -ЕГЭ


11


Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Авторская пунктуация

1



С2.1 — ГИА


12


Р.р. Средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства

1



В7, В8 — ЕГЭ


13


Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту ГИА



1

С1 ГИА


14


Р.р. Написание сжатого изложения по тексту ГИА



1

С1 ГИА


Сложносочинённое предложение

4

1

2



15


Сложносочиненные предложения и его особенности. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

1



В6 — ГИА


16


Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными и разделительными)

1



А19 — ЕГЭ


17


Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Авторское употребление знаков препинания

1



А19, А22 – ЕГЭ,

В6, В10 — ГИА


18


P.p. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль двоеточия на письме»



1



19


P.р. Написание сочинения- рассуждения на лингвистическую тему «Роль двоеточия на письме»



1



20


Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль

1



А22 — ЕГЭ


21


Контрольная работа (диктант) по теме «Сложносочинённое предложение»


1




Сложноподчиненное предложение

16

2

3



22


Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение

1



А9 -ЕГЭ


23


Место придаточного предложения по отношению к главному предложению

1



В12 — ГИА


24


Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным

1



В7 — ГИА


25


Указательные слова в главном предложении

1



В7 — ЕГЭ


26


Разделительные знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

1



А19, А22 – ЕГЭ,

В6, В10 — ГИА


27


Виды придаточных предложений. Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными

1



А24 — ЕГЭ


28


Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными

1



А26 — ЕГЭ


29


Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными

1



В7 – ГИА,

В6 — ЕГЭ


30


Контрольная работа (диктант) по теме «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях»


1




31


Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»



1

С2.1


32


Р.р. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»



1

С2.1


33


СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения места и времени

1



В6 — ЕГЭ


34


СПП предложения с придаточными причины

1



В7 — ГИА


35


СПП предложения с придаточными условия

1



В12 -ГИА


36


Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели и следствия

1



Повт. В1, В2 ГИА


37


Придаточные предложения образа действия, меры и степени

1



Повт. В3, В4

ГИА


38


Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

1



Повт. В5, В8

ГИА


39


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1



В14 — ГИА


40


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1



В14 — ГИА


41


Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения»

1



Повт. В9, В11

ГИА


42


Контрольная работа (тест) по теме «Сложноподчинённые предложения»


1




Бессоюзные сложные предложения

5

1

3



43


Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

1



В13 — ГИА


44


Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой

1



В13, повт. В4 ГИА


45


Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Двоеточие

1



А23 – ЕГЭ



46


Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире

1



А23 – ЕГЭ



47


Р.р. Реферат на лингвистическую тему



1

С2.1


48


Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1



В13 — ГИА


49


Контрольная работа (тест) по теме «Бессоюзные сложные предложения»


1




50


Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту ГИА



1

С1


51


Р.р. Написание сжатого изложения по тексту ГИА



1

С1


Сложные предложения с разными видами связи

4

1

2



52


Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Разделительные знаки препинания в них

1



В6, В7 – ГИА,

А25 — ЕГЭ


53


Различные виды предложений с союзной и бессоюзной связью. Сочетание знаков препинания в них

1



В6, В7 – ГИА,

А25 — ЕГЭ


54


Различные виды предложений с союзной и бессоюзной связью. Сочетание знаков препинания в них

1



А25 — ЕГЭ


55


Употребление в речи предложений с разными видами связи

1



В7, В8 — ЕГЭ


56


Контрольная работа (диктант) по теме «Сложные предложения с разными видами связи»


1




57


Р.р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему «Роль тире на письме»



1

С2.1 — ГИА


58


Р.р. Написание сочинения на лингвистическую тему «Роль тире на письме»



1

С2.1- ГИА


Общие сведения о языке

2


1



59


Роль языка в жизни общества.

Язык как исторически развивающееся явление.

Русский литературный язык и его стили

1





60


Русский язык как национальный язык русского народа. Наука о русском языке и ее разделы, видные учёные-русисты

1





61


Р.р. Комплексный анализ текста



1

А1-А6 — ГИА


Систематизация изученного

4

1

2



62


Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Орфография

1



КИМы


63


Морфемика. Состав слова и словообразование.

1



КИМы


64


Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту ГИА



1

С1 — ГИА


65


Р.р. Написание сжатого изложения по тексту ГИА



1

С1- ГИА


66


Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация

1



КИМы


67


Контрольная работа (тест) за курс 9 класса


1




68


Комплексное повторение

1



КИМы










Раздел V. Содержание программы учебного курса русского языка для 9 класса

Международное значение русского языка (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVIII КЛАССАХ (5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сложные предложения (1 ч)

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3 ч +2 ч)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч +2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Слож­носочиненные предложения с союзами (соединительными, проти­вительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18 ч + 3 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Глав­ное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Разделительные знаки препинания меж­ду главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточ­ными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтакси­ческие синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и язы­ковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч + 1 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного слож­ного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложе­ний, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными
предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на линг­вистическую тему.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

(5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся яв­ление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык—первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, вы­разительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, госу­дарственный язык РФ и язык межнационального общения. Мес­то русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских язы­ков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (5 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основ­ной мысли связного высказывания, средствах связи частей тек­ста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по од­ному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.








Раздел VI. Формы и средства контроля


Ведущие

формы контроля

год

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Контрольный диктант

3


2


1

Тесты

4

1


2

1

Изложение

3

1


1

1

Сочинение

3

1

1


1


Контрольно-измерительные материалы


Название раздела,

темы

Наименование

контрольных работ

Методическая литература

Контрольная работа (тест) по повторению изученного в 5-8 классах

тест

Приложение 1

Контрольная работа (диктант) по теме «Сложносочинённое предложение»

диктант

Приложение 2

Контрольная работа (диктант) по теме «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях»

диктант

Приложение 3

Контрольная работа (тест) по теме «Сложноподчинённые предложения»

тест

Приложение 4

Контрольная работа (тест) по теме «Бессоюзные сложные предложения»

тест

Приложение 5

Контрольная работа (диктант) по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

диктант

Приложение 6

Контрольная работа (тест) за курс 9 класса

тест

Приложение 7




Раздел VII. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)


Основная литература

Учебник: «Русский язык». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина. — М.: Просвещение, 2009

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009.

Пособия для учащихся:

1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс/ А.Б.Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2010

2. Ерохина, Е.Л. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 9 класс»/ Е.Л.Ерохина, — Москва, «Экзамен», 2010


Дополнительная литература

Дополнительная литература для учителя:

1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, — М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Егорова, Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Н.В.Егорова, — ООО «ВАКО», 2011

3. Капинос, В.И., Пучкова, Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык. 9 класс/ В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: «Интеллект-Центр», 2009

4. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, — Волгоград: Учитель, 2010

5. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, — Волгоград: Учитель, 2007

6. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, — С-Петербург «Паритет», 2005

7. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс/ А.Б.Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2010

8. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

9. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, — Волгоград: Учитель, 2005

10. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, — Волгоград: Учитель, 2009


Пособия для учащихся:

1. Сенина, Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. – ООО «Легион», 2011

2 Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку. 9 класс/ Е.М.Сергеева, — Москва: «Экзамен», 2011

3. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 9 класс/ Л.Н.Ситникова, — Волгоград: Учитель, 2007

4. Угроватова, Т.Ю. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся/ Т.Ю.Угроватова. – М.: «Просвещение», 2009


Справочная литература

2. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, — М.: «Логос», 2002

3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, — М.: Русский язык, 1996

6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, — Ростов н/Д: «Феникс», 2005

6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, — М.: «Просвещение», 1991

8. Универсальный словарь по русскому языку, — СПб.: ИГ «Весь», 2009

9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, — М.: «Просвещение», 1975


Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы


Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrclib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

11. http://www.svetozar.ru/


Наглядный материал

Таблицы для 9 класса:

1) Основные виды СП

2) Типы синонимов

3) Запятая и точка с запятой в сложном предложении

4) Место придаточного знаки препинания в сложноподчиненном предложении

5) Сложноподчиненное предложение с придаточными степени и образа действия

6) Знаки препинания в сложном предложении с союзом «и»

7) Знаки препинания в сложных предложениях при стечении союзов

8) Строение и значение сложноподчиненных предложений

9) Сложноподчиненные предложения с указательными словами и без них

10) Пунктуация в сложноподчиненном предложении и в простом с однородными членами.

11) Двоеточие в сложном и простом предложении.

12) Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным

13) Разбор сложного предложения

14) Подчинительные союзы и союзные слова

15) Придаточные изъяснительные в предложении

16) Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

17) Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

18) Сложноподчиненные предложения с придаточными условными

19) Тире в сложном предложении


Портреты учёных-лингвистов:

  1. Буслаев Ф.И.

  2. Виноградов В.В.

  3. Востоков А.Х.

  4. Даль В.И.

  5. Ожегов С.И.

  6. Пешковский А.М.

  7. Срезневский И.И.

  8. Трубецкой Н.С.

  9. Ушаков Д.Н.

  10. Шахматов А.А

































Приложение 1

Контрольная работа (тест) по повторению изученного в 5-8 классах


1. Какое слово образовано при помощи приставки и суффикса?

а) Ничто;

б) проход;

в) чернота;

г) издалека;

д) быстрый


2. Какое существительное является несклоняемым?

а) Пряник;

б) пальто;

в) свирель;

г) знамя;

д) фильм.


3. Укажите порядковое числительное:

а) Шестидневный;

б) трехместный;

в) пятиэтажный;

г) двойной;

д) пятый.

4. Списать, вставить пропущенные буквы:

Поздно пр…ходил, ловко взб…раться, пр…городный поселок, пр…ступить закон.

5. Укажите синоним к слову азбука.

а) Графика;

б) звук;

в) алфавит;

г) фонетика;

д) слог.

6.Что изучает словообразование?

а) Способы образования слов;

б) звуки;

в) буквы;

г) части речи;

д) словосочетания и предложения.

7. Слова, употребляющиеся только во множественном числе:

а) Семена, рельсы, каникулы;

б) бревна, сани, пальто;

в) сумерки, шахматы, брюки;

г) Батуми, березы, вожжи;

д) ворота, огороды, ветра.

8. Определите, какая из характеристик соответствует художественному стилю:

а) Используется в бытовой речи.

б) Применяется в делопроизводстве.

в) Отмечается использованием терминологии, специальной лексики.

г) Используется в средствах массовой информации.

д) Эмоционально воздействует на читателя.

9. Какой глагол первого спряжения?

а) Молотить;

б) пилить;

в) гулять;

г) смотреть;

д) боронить.

10. Какой согласный звук не имеет пары по твердости?

а) [д]; б) [с]; в) [р]; г) [л]; д) [й].

11. Какое существительное с суффиксом –ек?

а) Замоч..к;

б) нос..к;

в) ключ..к;

г) самолет..к;

д) мяч..к.

12. В каком слове нет непроизносимого согласного звука?

а) Чу…ствовался;

б) поз…ний;

в) безмол…ствовать;

г) сверс…ник;

д) ровес…ник.

13. В каком предложении числительное является подлежащим?

а) Дорога была длиною в десять километров.

б) Семеро одного не ждут.

в) Ученик решил три трудных уравнения.

г) Мальчик купил пять книг.

д) Снегопад длился две недели.

14. В каком слове пропущена буква – О — ?

а) С товарищ…м;

б) с нош…й;

в) с малыш…м;

г) с туш…нкой;

д) с отч…том.

15. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:

а) Везущий;

б) знающий;

в) пишущий;

г) достигнутый;

д) используемый.

16. Прилагательное, которое пишется через дефис?

а) (шахматно)шашечный;

б) (пяти)этажный;

в) (железно)дорожный;

г) (сельско)хозяйственный;

д) (двух)ярусный.

17. Словосочетание, в котором действие переходит на предмет:

а) Блестящая ткань;

б) правильно писать;

в) поверить готовность;

г) огромный кит;

д) явиться рано.

18. Определите тип односоставного предложения:

Люблю осеннюю пору.

а) Обобщенно-личное;

б) безличное;

в) назывное;

г) определенно-личное;

д) неопределенно-личное.

19. Определите, чем осложнено предложение:

Брат, увлеченный работой, ничего не замечал.

а) Распространенным приложением;

б) вводными словами;

в) обособленным дополнением;

г) обособленным обстоятельством;

д) обособленным определением.

20.Наречие с буквой – О — на конце:

а) Издавн…;

б) дочерн…;

в) издалек…;

г) изредк…;

д) запрост…


21. Расставьте знаки препинания

Всех подстреленных птиц мы конечно не достали но все-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью.

22. Определите значение фразеологизма:

Держать ушки на макушке

а) Молчать;

б) не обращать внимания;

в) намекать;

г) быть осторожным;

д) обманывать.

23. В каком слове нет приставки?

а) Отъехать;

б) выход;

в) собака;

г) написал;

д) сошел


24. Укажите качественное прилагательное:

а) Серьезный;

б) лесной;

в) серебряный;

г) волчий;

д) утренний.

Критерии оценки:

«5» — 22 – 24 балла

«4» — 19 – 21 баллов

«3» — 14 – 18 баллов

«2» — 0 – 13 баллов


Ответы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

г

г

д

в

а

в

д

в

д

а

д

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

б

в

г

а

б

г

д

д

г

в

а


















Приложение 2

Контрольная работа (диктант) по теме «Сложносочинённое предложение»




Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

(165 слов.)

(По В.Пескову)























Приложение 3

Контрольная работа (диктант) по теме «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях»




В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайну живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.

Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

(167 слов)

(По В.Прибыткову)























Приложение 4

Контрольная работа (тест) по теме «Сложноподчинённые предложения»



1. Найдите сложноподчиненное предложение.

A. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

B. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит …

A. перед главным предложением;

Б. после главного предложения;

B. в середине главного предложения.

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес.

A. придаточное времени;

Б. придаточное определительное;

B. придаточное условное.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

А. ( ), ( ), [ ].

Б. ( ), [ ].

В. [, ( ), ].

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

A. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

B. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

12. Продолжите сложноподчиненные предложения так, чтобы их можно было бы использовать при проведении диспутов.

A. Я не могу понять, …

Б. На основании ваших слов можно сделать вывод, …

B. Вы убеждены в том, …

13. Придумайте начало и запишите полученные предложения.

А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

14. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

A. Узнайте, пожалуйста, …

Б. С тех пор как мы поселились у озера, …

B. Девушка так мило улыбалась, …

Г. Мне нравятся песни, …

15. Спишите предложение, расставив знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.

16. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении: Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

A. придаточное сравнительное;

Б. придаточное условия;

B. придаточное времени.





Критерии оценки:

«5» — 15 – 16 баллов

«4» — 12 – 14 баллов

«3» — 9 – 11 баллов

«2» — 0 – 8 баллов


Ответы


1

2

3

4

5

6

7

8

г

б

б

б

а

9

10

11

12

13

14

15

16

а

в

б






































Приложение 5

Контрольная работа (тест) по теме «Бессоюзные сложные предложения»



1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение: Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов);

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую;

6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

А. разделяет подлежащее и сказуемое;

Б. обозначает пропуск члена предложения;

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения.

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

10.Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые


Сложносочиненные


Сложноподчиненные


Сложные бессоюзные



11. Каково роль тире в предложении: Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А. разделяет подлежащее и сказуемое;

Б. обозначает пропуск члена предложения;

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения;

Г. выделяет вводное предложение.

12. Запишите, расставляя знаки препинания

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.



Критерии оценки:

«5» — 11 – 12 баллов

«4» — 9 – 10 баллов

«3» — 7 – 8 баллов

«2» — 0 – 7 баллов




Приложение 6

Контрольная работа (диктант) по теме «Сложные предложения с разными видами связи»



Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.

По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по-видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.

Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.

С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего дек5абря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звездное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года.

(154 слова)

(«Народный месяцеслов»)
























Приложение 7

Контрольная работа (тест) за курс 9 класса



Часть 1

А- 1 В каком слове звуков больше, чем букв?

А) якорь Б) земля

В) уголь Г) пояс

А- 2 Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) тщетно Б) тщательно

В) бессмысленно Г) напрасно

А- 3 Какое слово правильно разбито на морфемы?

А) подо-жд-а-в Б) не-по-движ-ен —

В) с-верк-а-вш-ий Г) (много) из-мен-ений

А- 4 В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

А) препод…вать, пол…гается, упр…щать

Б) предст…влять, предназн…чение, дек…рация

В) д…роженька, ф…нтазия, л…боратория

Г) пригл…шать, уг…сать, выр…сти

А- 5 В каком примере пропущена буква Я?

А) они бор…тся Б) все наде…тся

В) они мел…т кофе

Г) кле…щий

А- 6 В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

А) этаж…м ниже Б) маж…рный тон

В) ч…тко обозначить

Г) извилистая реч…нка

А- 7 В каком ряду все слова пишутся через дефис?

А) (еле)еле, (кое)где, одеться (по)зимнему

Б) (юго)запад, (бледно)розовый, (как)будто

В) (давным)давно, (по)тихоньку, (как)либо

Г) (крепко)накрепко, (дальне)восточный, (по)лучше

А- 8 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Сейсмограф прибор, регистрирующий землетрясения.

Б) Ты мой самый близкий друг.

В) Помогать всем нуждающимся в помощи – долг каждого врача.

Г) Ваш чемодан тяжёлый?

А- 9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу.

А) 1, 3 Б) 2

В) 2, 4 Г) 1, 2, 3

А- 10 В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Непроходимая сибирская тайга (1) раскинувшаяся (2) океаном (3) казалась нескончаемой.

А) 1 – выделяется причастный оборот

Б) 2 – выделяется деепричастный оборот

В) 1, 3 – выделяется причастный оборот

Г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В11-В16.

(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда приехал во Францию. (2)Я уехал на полгода и не вернулся. (3)Зачем бы я вернулся? (4)Чтоб снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве нельзя. (5)Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. (6)И когда мне говорят мои близкие, мои друзья, что России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. (7)Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх неограниченное господство. (8)Я поэт. (9)Я не связан. (10)Я полон беспредельной любовью к миру и к моей матери, которая называется Россия. (11)Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я умру. (12)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (По К. Бальмонту)


В- 11 Как Бальмонт объясняет свое нежелание вернуться в Россию?

А) В послереволюционной России у него не было ни друзей, ни родных.

Б) Той России, которую он любил, уже не существовало.

В) Только за границей он чувствовал себя свободным, ничем не связанным.

Г) В России он не имел возможности публиковаться

В-12 Определите стиль и тип речи текста.

А) научно-популярный стиль; повествование

Б) художественный стиль; описание

В) художественная публицистика; рассуждение

Г) разговорный стиль; рассуждение

В- 13 Какое из перечисленных слов употреблено в тексте в переносном значении?

А) друзья (предложение 6 )

Б) мать (предложение10 )

В) болотный (предложение 11)

Г) музыка (предложение 12)

B— 14 Из 5-8 предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.

B— 15 Из предложения 6 выпишите все одушевлённые существительные.

B-16 Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.





Критерии оценки:

«5» — 15 – 16 балла

«4» — 12 – 14 баллов

«3» — 9 – 11 баллов

«2» — 0 – 8 баллов


Ответы


1

2

3

4

5

6

7

8

г

б

б

г

б

в

а

а

9

10

11

12

13

14

15

16

б

в

г

в

б

неограниченные

близкие

друзья

уехал три

года назад

























Используемая литература

1. Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫК: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009

2. Авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год

3. «Русский язык». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина. — М.: Просвещение, 2009

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009


















Свежие документы:  Конспект урока по географии "Природные условия и ресурсы США" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: