Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (ОС «Школа 2100″)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»

Чамзинского района Республики Мордовия




РассмотренА и одобрена

на заседании НМО учителей

русского языка и литературы

Руководитель НМО /Волгина Т.В./


« » _______________ 2013 г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

Директор МБОУ «Лицей №1»

/Туленин Н.Н./


« » _______________2013 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса по русскому языку в 6 классе А









Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.













2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель изучения русского языка в школе:


•воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

•формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

•применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Задачи организации учебной деятельности:


формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.


Основные учебные цели:


•развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку,

•формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения),

• совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы — формирование у учащихся способностей к осуществлению ответственного выбора индивидуальной траектории развития.


Общая характеристика учебного предмета:


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе

школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.


Структура курса русского языка в 5–9-м классах:


Курс подразделяется на две части: 1) 5–7-й классы; 2) 8–9-й классы.

В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:

– слова со значением «предмет»;

– слова со значением «действие» или «состояние»;

– слова со значением «количество»;

– слова со значением «признак»;

– слова со значением «признак признака»;

– слова со значением «признак действия»;

– слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком. Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно и линейно-ступенчато. Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно. В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Рабочая учебная программа по русскому языку в 6 классе А МБОУ «Лицей №1» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по русскому языку для основной школы (в сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баласс, 2004 г. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.) и учебника для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. М.: Баласс, 2010 г. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.)


Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:


Программа рассчитана на 204 часа(6 часов в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения разделов курса, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт развитие коммуникативных навыков учащихся, предусмотрены различные виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.


Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане:


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 204 часов в 6 классе.
























Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:


Учащиеся должны уметь:

– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

– по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.


Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Русский язык»:


  1. русский язык и литература, 2. русский язык и риторика.












Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе А

МБОУ «Лицей №1»


п/п

Раздел программы







Количество часов

Из них

Теоретическая часть


Уроков развития речи

Контрольные работы

1

Введение


1

1

2

Слово в языке и речи

(повторение и углубление изученного в 5-м классе)


49

41

5

3

3

Слова со значением «количество предметов»


20

17

2

1

4

Слова со значением «признак предмета»


37

30

6

1

5

Порядковые числительные в языке и речи.


33

24

8

1

6

Слова со значением «признак предмета по действию»


54

46

6

2

7

Повторение изученного в 6-м классе


10

9

1



ИТОГО

204

168

28

8
























Содержание учебной дисциплины:


п/п

Раздел программы


Содержание дисциплины,

основные понятия

Знания и умения учащихся

Виды самостоятельной работы


1

Введение

Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа. Видные ученые-русисты.

Учащиеся должны знать о роли русского языка для русского народа, о связи русского языка с национальными традициями русского народа.

Учащиеся должны уметь составлять связный текст на заданную тему и производить комплексный анализ текста.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

2

Слово в языке и речи

(повторение и углубление изученного в 5-м классе)


Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы.

Понятие «часть речи».

Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных).

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

Глагол как часть речи и как член предложения.

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.

Способы связи предложений в тексте.


Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

3

Слова со значением «количество предметов»


Имя числительное в языке и речи.

Имя числительное как часть речи.

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

Морфологические признаки количественных числительных.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.

Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.

Сочетательные возможности количественных числительных.

Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.

Грамматическая сочетаемость.

Роль количественных числительных в предложении и тексте.

Количественные числительные в качестве подлежащего.

Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.


Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

4

Слова со значением «признак предмета»


Имя прилагательное в языке и речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Лексическое значение имен прилагательных.

Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Морфологические признаки имен прилагательных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Относительные имена прилагательные.

Притяжательные имена прилагательные.

Сочетательные возможности имен прилагательных. Лексическая сочетаемость.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».

Роль имен прилагательных в предложении.

Имя прилагательное в качестве определения.

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.

Имя прилагательное в качестве сказуемого.

Составное именное сказуемое.

Имя прилагательное в тексте.

Текстообразующая роль имен прилагательных.


Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

5

Порядковые числительные в языке и речи.

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

Роль порядковых числительных в предложении.

Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

Указательные слова-местоимения. Местоимения-прилагательные в языке и речи.

Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений.

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений.

Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.

Местоимение как часть речи (обобщение).

Местоимения в тексте.

определенных местоимениях.


Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

6

Слова со значением «признак предмета по действию»


Причастие.

Причастие как особая форма глагола.

Грамматическое значение.

Морфологические признаки.

Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.

Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.

Причастный оборот.

Выделение причастного оборота на письме.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Полная и краткая форма страдательных причастий.

Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание не с причастиями.

Роль причастий в предложении.

Причастие в качестве определения.

Причастие как именная часть составного именного сказуемого.

Сочетательные возможности причастий.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».

Причастие в тексте.

Текстообразующая роль причастия.


Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

7

Повторение изученного в 6-м классе.


Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь привести в систему полученные в 6 классе знания по русскому языку.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.



Образовательная система «Школа 2100»

Календарно-тематическое планирование

программного материала по русскому языку в 6 классе



Учебник для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. М.: Баллас, 2010 г.

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. ак. РАО Леонтьева А.А.)

Программа по русскому языку для основной школы (5-11 классы). (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баллас, 2004г.)

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. ак. РАО Леонтьева А.А.)


Всего уроков

Теоретическая часть

Практическая часть

Уроков развития речи

Сочинений

Изложений

Свободных диктантов

Контрольных диктантов

204

168

36

28

8

5

13

8


Учитель Печказова С.П.





п/п


Раздел программы








Количество часов

Из них

Тип урока

Дата проведения

теоретическая часть


развитие речи


контрольная работа

планируемая

фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение.


1






1


Русский язык – язык русского народа.






Урок изучения

нового материала




1

Слово в языке и речи.

Повторение и углубление изученного в 5-м классе .

49

41

5

3




Лексическое богатство русского языка


9

8

1




2

1.1

Что такое богатство русского языка. §1


1



Урок изучения

нового материала



3

1.2

Фразеологизмы (определение, фразеологический словарь, фазеологизмы-синонимы) §1


1



Урок изучения

нового материала



4

1.3

Фразеологизмы (история фразеологизмов, группы по происхождению) §1


1



Урок изучения

нового материала



5

1.4

Р/Р Сочинение начала сказки по опорным фразеологизмам




1


Урок развития речи и совершен. лексических умений



6

1.5

Изменения в словарном составе русского языка. Слова, заимствованные из других языков. §2


1



Урок изучения

нового материала



7

1.6

Изменения в словарном составе русского языка. Слова, заимствованные из других языков. §2


1



Урок обобщения полученных знаний



8

1.7

Устаревшие слова. §2


1



Урок изучения

нового материала



9

1.8

Устаревшие слова. §2


1



Урок обобщения полученных знаний



10

1.9

Неологизмы. §2




1



Урок изучения

нового материала



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Имя существительное как часть речи и как член предложения.


12

10

1

1




11

1.10

Понятие «часть речи». §3


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



12

1.11

1.12Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. §4


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



13

1.12

Способы образования имён существительных. §5


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



14

1.13

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. §6


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



15

1.14

Буквы и, ы после ц. §6


1



Урок изучения

нового материала



16

1.15

Слитное и раздельное написание не с именами существительными. §6


1



Урок изучения

нового материала



17

1.16

Слитное и раздельное написание не с именами существительными. §6


1



Урок формирования орфографических умений



18

1.17

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



19

1.18

Имя существительное как член предложения. §7


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



20

1.19

Однородные главные и второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными. §7


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



21

1.20

Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи и как член предложения»




1

Урок контроля знаний учащихся



22

1.21

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте



Местоимение- существительное как часть речи и как член предложения.


5

4

1




23

1.22

Разряды местоимений- существительных. §8


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



24

1.23

Буквенные и небуквенные орфограммы в мест.- существительных. §9


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



25

1.24

Совершенствование орфографических умений, связанных с повторяемыми орфограммами.


1



Урок совершенствования орфографических умений



26

1.25

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



27

1.26

Местоимение- существительное как член предложения. §10


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Глагол как часть речи и как член предложения.

6

5

1




28

1.27

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки глагола. §11


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



29

1.28

Морфологический разбор глагола. Способы образования глаголов. §11


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



30

1.29

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах. §12


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



31

1.30

Глагол как член предложения. §13


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



32

1.31

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол как часть речи и как член предложения»




1

Урок контроля знаний учащихся



33

1.32

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте



Простое и сложное предложение.

14

12

1

1




34

1.33

Предложение. §14


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



35

1.34

Роль знаков препинания в письменной речи. Знаки завершения, выделения, разделения. §14


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



36

1.35

Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания. §15


1



Урок изучения

нового материала



37

1.36

Предложения с вводными словами. Выделительные знаки препинания. §15


1



Урок изучения

нового материала



38

1.37

Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания. §16


1



Урок изучения

нового материала



39

1.38

Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания. §16


1



Урок изучения

нового материала



40

1.39

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания. §17


1



Урок изучения

нового материала



41

1.40

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания. §17


1



Урок изучения

нового материала



42

1.41

Синтаксический разбор сложного предложения. §17


1



Урок изучения

нового материала



43

1.42

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. пунктуационных умений



44

1.43

Оформление чужой речи на письме. Предложения с прямой речью. Косвенная речь. §18


1



Урок изучения

нового материала



45

1.44

Диалог. §18


1



Урок изучения

нового материала



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

46

1.45

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое и сложное предложение»




1

Урок контроля знаний учащихся



47

1.46

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте



Текст.

3

2

1




48

1.47

Основные признаки текста. §19


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



49

1.48

Способы связи предложений в тексте. §19


1



Урок изучения

нового материала



50

1.49

Р/Р Сочинение-описание с использованием цепной связи предложений. §19



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений




2

Слова со значением «количество предметов»

Количественные числительные в языке и речи

20

17

2

1




51

2.1

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных. §20


1



Урок изучения

нового материала



52

2.1

Постоянные и непостоянные морфологические признаки количественных числительных. §21


1



Урок изучения

нового материала



53

2.3

Разряды количественных числительных. §21


1



Урок изучения

нового материала



54

2.4

Количественные числительные, обозначающие целые числа. §22


1



Урок изучения

нового материала



55

2.5

Склонение и правописание количественных числительных, обозначающих целые числа . §22


1



Урок формирования орфографических умений



56

2.6

Буква и в безударных окончаниях количественных числительных от 11 до 19. §22


1



Урок изучения

нового материала



57

2.7

Буква и в безударных окончаниях количественных числительных от 11 до 19. §22


1



Урок формирования орфографических умений



58

2.8

Склонение сложных и составных числительных. §22


1



Урок изучения

нового материала



59

2.9

Склонение сложных и составных числительных. §22


1



Урок формирования орфографических умений



60

2.10

Буква ь в сложных количественных числительных. §22


1



Урок изучения

нового материала



61

2.11

Количественные числительные, обозначающие дробные числа. §23


1



Урок изучения

нового материала



62

2.12

Склонение и употребление количественных числительных, обозначающих дробные числа. . §23



1



Урок формирования орфографических умений



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

63

2.13

Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление. §24


1



Урок изучения

нового материала



64

2.14

Количественные числительные как члены предложения. §25


1



Урок изучения

нового материала



65

2.15

Р/Р Составление текста по опорным словам.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



66

2.16

Морфологический разбор количественных числительных. §26


1



Урок изучения

нового материала



67

2.17

Количественные числительные в тексте. §27


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



68

2.18

Р/Р Сочинение-рассуждение «Почему слова тройка, пятёрка, миллион – это имена существительные, а не числительные»



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



69

2.19

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Количественные числительные в языке и речи»




1

Урок контроля знаний учащихся



70

2.20

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте




3

Слова со значением «признак предмета».

Имя прилагательное в языке и речи.

37

30

6

1




71

3.1

Лексическое значение имени прилагательного. §28


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



72

3.2

Грамматическое значение «признак предмета». §29


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



73

3.3

Способы образования имён прилагательных. §30


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



74

3.4

Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск. §31


1



Урок изучения

нового материала



75

3.5

Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск. §31


1



Урок формирования орфографических умений



76

3.6

Употребление ь перед суффиксом -ск- в именах прилагательных. §31


1



Урок изучения

нового материала



77

3.7

Н и нн в суффиксах имён прилагательных. §32


1



Урок изучения

нового материала



78

3.8

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.


1



Урок формирования орфографических умений



79

3.9

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.


1



Урок формирования орфографических умений



80

3.10

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

81

3.11

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. §33


1



Урок изучения

нового материала



82

3.12

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. §33


1



Урок формирования орфографических умений



83

3.13

Морфологические признаки имён прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки. §34


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



84

3.14

Полная и краткая форма имён прилагательных. §35


1



Урок изучения

нового материала



85

3.15

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящего. §35


1



Урок изучения

нового материала



86

3.16

Формы сравнения прилагательных. §35


1



Урок изучения

нового материала



87

3.17

Качественные имена прилагательные. §35


1



Урок изучения

нового материала



88

3.18

Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. §36


1



Урок изучения

нового материала



89

3.19

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §36


1



Урок формирования орфографических умений



90

3.20

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §36


1



Урок формирования орфографических умений



91

3.21

Относительные имена прилагательные. §37


1



Урок изучения

нового материала



92

3.22

Притяжательные имена прилагательные. §38


1



Урок изучения

нового материала



93

3.23

Имя прилагательное как член предложения. §39


1



Урок изучения

нового материала



94

3.24

Р/Р Сочинение-описание «Мой класс»



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



95

3.25

Однородные определения. §40


1



Урок изучения

нового материала



96

3.26

Неоднородные определения (ознакомление). §40


1



Урок изучения

нового материала



97

3.27

Имя прилагательное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое. §41


1



Урок изучения

нового материала



98

3.28

Р/Р Сочинение-описание с использованием составных именных сказуемых (упр.369)



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



99

3.29

Р/Р Сочинение-описание по опорным именам прилагательным (упр.375)



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

100

3.30

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. §42


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



101

3.31

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



102

3.32

Имена прилагательные в словосочетании. Согласование. §43


1



Урок изучения

нового материала



103

3.33

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (ознакомление). §44


1



Урок изучения

нового материала



104

3.34

Имена прилагательные в тексте. §45


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



105

3.35

Р/Р Подробное изложение текста-описания.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



106

3.36

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное в языке и речи»




1

Урок контроля знаний учащихся



107

3.37

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте




4

Порядковые числительные в языке и речи


33

24

8

1




108

4.1

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных. §46


1



Урок изучения

нового материала



109

4.2

Морфологические признаки порядковых числительных. Постоянные и непостоянные признаки. §47


1



Урок изучения

нового материала



110

4.3

Порядковое числительное как член предложения. §48



1



Урок изучения

нового материала



111

4.4

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



112

4.5

Имя числительное как часть речи (обобщение и систематизация). §49


1



Урок изучения

нового материала



113

4.6

Морфологический разбор имени числительного. §49



1



Урок изучения

нового материала



114

4.7

Имя числительное в словосочетании, предложении, тексте. §50


1



Урок изучения

нового материала



115

4.8

Р/Р Сочинение-рассуждение с использованием числительных.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



116

4.9

Р/Р Подробное изложение текста.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



117

4.10

Проверочная работа.


1



Урок проверки знаний учащихся



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

118

4.11

Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. §51


1



Урок изучения

нового материала



119

4.12

Вопросительные и относительные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. §52


1



Урок изучения

нового материала



120

4.13

Неопределённые относительные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. §53


1



Урок изучения

нового материала



121

4.14

Дефис в неопределённых местоимениях. §53


1



Урок изучения

нового материала



122

4.15

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §53


1



Урок формирования орфографических умений



123

4.16

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §53


1



Урок формирования орфографических умений



124

4.17

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



125

4.18

Отрицательные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные и их правописание. §54


1



Урок изучения

нового материала



126

4.19

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §53


1



Урок формирования орфографических умений



127

4.20

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §53


1



Урок формирования орфографических умений



128

4.21

Р/Р Сочинение-миниатюра с использованием отрицательных местоимений.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



129

4.22

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §53


1



Урок формирования орфографических умений



130

4.23

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



131

4.24

Притяжательные местоимения-прилагательные. Отличие притяжательных местоимений от личных. §55


1



Урок изучения

нового материала



132

4.25

Указательные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. §56


1



Урок изучения

нового материала



133

4.26

Определительные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. §57


1



Урок изучения

нового материала



134

4.27

Роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом и сложном предложении. §58


1



Урок изучения

нового материала



135

4.28

Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. §59


1



Урок изучения

нового материала



136

4.29

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

137

4.30

Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте. §60


1



Урок изучения

нового материала



138

4.31

Р/Р Подробное изложение текста повествовательного характера с использованием местоимений.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



139

4.32

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимения-прилагательные и местоимен.-числительные»




1

Урок контроля знаний учащихся



140

4.33

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте




5

Слова со значением «признак предмета по действию».


54

46

6

2




141

5.1

Грамматическое значение причастия. §61



1



Урок изучения

нового материала



142

5.2

Грамматическое значение причастия. §61



1



Урок изучения

нового материала



143

5.3

Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия. §62


1



Урок изучения

нового материала



144

5.4

Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия. §63


1



Урок изучения

нового материала



145

5.5

Склонение причастий. §63



1



Урок изучения

нового материала



146

5.6

Склонение причастий. §63



1



Урок закрепления знаний учащихся



147

5.7

Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. Управление. §64


1



Урок изучения

нового материала



148

5.8

Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. Управление. §64


1



Урок закрепления знаний учащихся



149

5.9

Выделение причастного оборота на письме. §64



1



Урок изучения

нового материала



150

5.10

Выделение причастного оборота на письме. §64



1



Урок закрепления знаний учащихся



151

5.11

Выделение причастного оборота на письме. §64



1



Урок закрепления знаний учащихся



152

5.12

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



153

5.13

Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных (ознакомление). §65


1



Урок изучения

нового материала



154

5.14

Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. §64



1



Урок изучения

нового материала



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

155

5.15

Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. §64



1



Урок закрепления знаний учащихся



156

5.16

Р/Р Составление текста официально-делового стиля (автобиографии).



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



157

5.17

Действительные и страдательные причастия. §67



1



Урок изучения

нового материала



158

5.18

Действительные и страдательные причастия. §67



1



Урок закрепления знаний учащихся



159

5.19

Действительные причастия настоящего времени. §67



1



Урок закрепления знаний учащихся



160

5.20

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. §69


1



Урок изучения

нового материала



161

5.21

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. §69


1



Урок закрепления знаний учащихся



162

5.22

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §69


1



Урок формирования орфографических умений



163

5.23

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §69


1



Урок формирования орфографических умений



164

5.24

Действительные причастия прошедшего времени. §70



1



Урок изучения

нового материала



165

5.25

Гласные перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени. §70


1



Урок изучения

нового материала



166

5.26

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



167

5.27

Страдательные причастия настоящего времени. §71


1



Урок изучения

нового материала



168

5.28

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. §72


1



Урок изучения

нового материала



169

5.29

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. §72


1



Урок закрепления знаний учащихся



170

5.30

Страдательные причастия прошедшего времени. §73


1



Урок изучения

нового материала



171

5.31

Гласные перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях. §73


1



Урок изучения

нового материала



172

5.32

Гласные перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях. §73


1



Урок закрепления знаний учащихся



173

5.33

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»




1

Урок контроля знаний учащихся



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

174

5.34

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте



175

5.35

Краткие страдательные причастия. §74


1



Урок изучения

нового материала



176

5.36

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. §75


1



Урок изучения

нового материала



177

5.37

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. §75


1



Урок закрепления знаний учащихся



178

5.38

Одна и две буквы н в суффиксах страдат. причастий прошедшего времени и в прилагат, образованных от глаг. §76


1



Урок изучения

нового материала



179

5.39

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §76


1



Урок формирования орфографических умений



180

5.40

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §76


1



Урок формирования орфографических умений



181

5.41

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §76


1



Урок формирования орфографических умений



182

5.42

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



183

5.43

Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий. §76


1



Урок изучения

нового материала



184

5.44

Слитное и раздельное написание не с причастиями. §77


1



Урок изучения

нового материала



185

5.45

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §77


1



Урок формирования орфографических умений



186

5.46

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §77


1



Урок формирования орфографических умений



187

5.47

Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. §77


1



Урок формирования орфографических умений



188

5.48

Р/Р Свободный диктант.



1


Урок развития речи и совершен. орфографических умений



189

5.49

Причастие как член предложения. §78



1



Урок изучения

нового материала



190

5.50

Обобщение и систематизация изученного по теме. Морфологический разбор причастия. §79


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



191

5.51

Причастие в тексте. §80


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



192

5.52

Р/Р Подробное изложение текста-рассуждения.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

193

5.53

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»




1

Урок контроля знаний учащихся



194

5.54

Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте)


1



Работа над ошибками в контрольном диктанте




6

Повторение изученного в 6-м классе.


10

9

1




195

6.1

Морфология. §81



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



196

6.2

Морфология. §81



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



197

6.3

Синтаксис и пунктуация. §82



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



198

6.4

Синтаксис и пунктуация. §82



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



199

6.5

Орфография. §83



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



200

6.6

Орфография. §83



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



201

6.7

Орфография. §83



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



202

6.8

Лексика. Речь. §84



1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся



203

6.9

Р/Р Итоговое изложение.



1


Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений



204

6.10

Заключительный урок в 6 классе. Беседа об успехах уч-ся в изучении русского языка.


1



Урок повторения и обобщения знаний учащихся




https://www.school2100.ru/uroki/general/rus.php#m4


Содержание практической деятельности

(контрольно-измерительный материал)


Варианты (примерные) контрольных работ:


  1. Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи и как член предложения» (урок 21)

Москва.

Есть на карте нашей страны город, который знают все. Конечно, этот город называется Москва. Москва является столицей России.

Центр Москвы – Кремль. Никто не пройдёт мимо Кремля. Его стены и башни – символ Москвы.

На Красной площади привлекает внимание собор Василия Блаженного. Москвичи и приезжие смотрят на его яркие главы, любуются удивительными красками.

Украшают Москву и бульвары. На них растут липы и клёны, весной цветут тюльпаны. В Александровском саду люди собираются у могилы Неизвестного солдата.

В Третьяковской галерее вы увидите картины замечательных русских художников. В Планетарии над вами вспыхнет звёздноенебо. Кто-нибудь обязательно подумает, что он попал в космос.

Москва – родной город А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Грамматические задания.

  1. Составьте схему 1-го предложения.

  2. Выпишите предложение с однородными членами предложения, выраженными именами существительными, и выполните его синтаксический разбор.

  3. Выполните морфологический разбор: I вариант: (на) карте; IIвариант: город (из 1 –го пр.)

(Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку. – М.: Баллас, 2006 г., стр.34)


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол как часть речи и как член предложения» (урок 32)

Пчёлы.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зелёных яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчёлка зазвенела в тёплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчёлы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Всё больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растёт подсолнух. Он привлекает к себе пчёл, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов мёда.

Грамматические задания.

  1. Выпишите из текста предложение, соответствующее схеме [=,=, =].

  2. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев

  3. Выпишите из текста глаголы с чередующимися гласными в корне, графически обозначьте орфограммы.

(Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку. – М.: Баллас, 2006 г., стр.46)


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое и сложное предложение» (урок 46)

Октябрь.

Октябрь – месяц жёлтых метелей. Сначала листочки тихо валятся книзу. Но вот крепче мороз, и все деревья теряют лист за листом. Листья кружатся в танце, повисают на паутинках, золотым шитьём ложатся на ёлки, на зелёные подушки кукушкина льна. Лесные дороги покрываются жёлтым ковром.

Листья не поблёкли и не подсохли ещё. В сырую погоду они липнут на колесо. Листья не успели прикрыть все грибы. Ещё можно найти такие грибы: грузди, опёнки, грозди медных рыжиков.

Дожди. Туман. Белая соль мороза. И приходит день жёлтой метели. Закружилось и перепуталось всё в лесу. Листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле.

Грамматические задания.

  1. Выпишите из текста предложение, соответствующее схеме [= и =].

  2. Выпишите из текста предложение, соответствующее схеме [: −−, −−, −−].

  3. Октябрь – месяц жёлтых метелей.

(Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2006 г., стр.68)


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Количественные числительные в языке и речи» (урок 69)

Лось.

Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает трёх метров, высота в холке двух метров, весят они 400–500 килограммов.

Род лосей включает шесть подвидов. В нашей стране 700 тысяч

диких лосей. За сутки взрослый лось съедает 35 килограммов корма, зимой – 15 килограммов.

Лось свободно поднимает вьюк весом 120 килограммов, а в санной упряжке везёт и 500 килограммов.

Лосиное молоко содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара.

Предполагают, что приручить лосей удалось 4 тысячи лет назад.

Уже 40 лет работу по одомашниванию лосей ведут наши учёные.

Грамматические задания.

  1. Лосиное молоко содержит 14 % жира, 9 % белка и 6 % сахара.

  2. Над каждым числительным в тексте укажите падеж.

(Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2006 г., стр. 82)


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное в языке и речи» (урок 106)

В горах.

Надобно хорошо знать горные тропинки, чтобы пуститься в горы. Можно заблудиться между скалистыми вершинами гор, между бесчисленными ручьями и речками. Если гора, на которую вы взбираетесь, лежит в тёплом климате, то у подошвы её вы покинете лимонные и померанцевые рощи. Выше встретят вас деревья умеренных стран, далее найдёте вы угрюмые хвойные леса и лиственные деревья Севера. Ещё выше – деревья уже прекращаются.

Внизу извивается серебряной лентой шумный поток. У границы вечных снегов только тощий мох напомнит о полярных странах, где он составляет почти единственную пищу северных оленей. На высокой площадке вы будете вполне вознаграждены величественной картиной гор.

Грамматические задания.

  1. Выпишите из текста предложение с придаточным определительным, выполните его синтаксический разбор.

  2. Выполните морфологический разбор прилагательного из данного предложения.

  3. Выпишите из текста 3 словосочетания со связью «согласование».

(Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2006 г., стр.106)


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные» (урок 139)

В горах.

Спят горы. Вдруг какой-то незримый фонарщик подносит факел к его вершинам. Загорелись снега на самых высоких горах, потом зажглись малые. Вдруг всё ущелье засияло багряно-жёлтым ярким осенним солнцем. Спокойно переезжаем дорогу и отпускаем поводья. Сидеть в деревянном киргизском седле удобно.

Горы южной Киргизии от подножия до вершин поросли фруктовыми и ореховыми деревьями. Некоторые деревья вырастили люди. Первый привал мы сделали на скалистом уступе. Ноябрьские сумерки уже укутывали местность. На большой высоте росли берёзы и клёны. Когда поднялись ещё выше, увидели только ельник и безлистую рябину с тронутыми морозцем оранжевыми ягодами.

Грамматические задания.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения: Вдруг какой-то незримый фонарщик подносит факел к вершинам.

  2. Выполните морфологический разбор местоимения из данного предложения.

(Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2006 г., стр.123)


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» (урок 173)

Улица Петровка.

Улица Петровка, расположенная между Средним Каретным переулком и Театральной площадью, является одной из древнейших улиц Москвы. Своё название она получила по Петровскому монастырю, основанному в середине 14 века.

До середины 18 столетия улица, аккуратно застроенная домами только по западной стороне, представляла собой странное зрелище. Восточная её сторона с редкими, часто разрушенными домиками страдала из-за разливов реки Неглинки.

Во второй половине 18 века Неглинку заключили в трубу, и на Петровке выросли дома московской знати. В купленном у князя Лобанова-Ростовского доме англичанин Медокс открыл театр. На этом месте сейчас стоит здание Большого театра.

Петровка была и торговой улицей. Но торговали здесь не настрелянной в лесах дичью или выращенными на огородах овощами, а дорогими тканями, книгами, украшенными драгоценными камнями ювелирными изделиями.


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» (урок 193)

Болдино.

Имение Болдино, расположенное в Нижегородской губернии, русские потомственные дворяне Пушкины получили в наследственное владение.

Дед А.С.Пушкина в Болдине почти не жил. При нём усадьба была бедной и неустроенной. В 1830 году часть имения от отца досталась Александру Сергеевичу.

В сентябре 1830 года поэт приезжает в Болдино. У въезда в село он видит пустынное кладбище. Крестьянские низкие избы крыты соломой, за деревянным барским домом стоят дворовые постройки. Затем перед его глазами появляется пруд с неровными берегами.

Поэт входит в дом. Уже в прихожей он ощущает нежилой запах давно не проветривавшихся комнат. Скрипят рассохшиеся некрашеные половицы. Две белёные печи не растоплены. Небогатая мебель отличается строгостью форм. Такой застаёт Пушкин болдинскую усадьбу, заброшенную хозяевами.

Здесь он проведёт неповторимую Болдинскую осень.

Грамматические задания.

  1. Выпишите из текста предложение, соответствующее схеме [×,····−, − = ].

  2. Скрипят рассохшиеся некрашеные половицы.

  3. Расположенное, проветривавшихся, заброшенную.

(Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку. – М.: Баллас, 2006 г., стр.50)





































Материально-техническое обеспечение учебного предмета:


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Учебник для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2010 г.

  2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Баллас, 2006 г.

  3. Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку. – М.: Баллас, 2006 г.

  4. Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).

  5. CDROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.

  6. CDROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.

  7. Презентации учителя: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными, Подготовка к свободному диктанту (упр. 86).



Список литературы:


  1. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Баллас, 2006 г.

  2. Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку. – М.: Баллас, 2006 г.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Учебник для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. М.: Баллас, 2010 г.

  4. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2006 г.

  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. – М.: Баллас, 2006 г.

  6. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2004 г.

  7. Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2004 г.

  8. ОС «школа 2100»: https://www.school2100.ru/

Свежие документы:  Урок - игра "Путешествие по городу страны Морфологии" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: