Рабочая программа учебного предмета «Русский язык». 8 класс


Корнеева Н.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской обл.


Министерство образования и науки Мурманской области

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»












Рабочая программа

учебного предмета “Русский язык”

8 класс








Разработчик:

учитель русского языка и литературы

Корнеева Н.Ю.














Оленегорск – 2008

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного образования по предмету для образовательных учреждений с русским языком обучения. При составлении программы учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таких документах, как «Методическое письмо о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года», «Анализ результатов единого государственного экзамена в Мурманской области в 2008 году», методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе».

Обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявле­ния материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русско­го (родного) языка и приоритетные направления в его преподавании.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

  • деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;

  • синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

  • формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует ос­мыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способно­стей;

  • развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

  • сбалансированное развитие устной и письменной речи;

  • формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной пе­реработки текста;

  • усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе -формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

  • формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматиче­ского, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оцени­вать эстетическую ценность художественного высказывания;

  • формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью.


Цели и задачи учебной дисциплины


Главной его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориента­ции, поиск смыслов жизнедеятельности. Целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овла­дения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отноше­ния к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах челове­ческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспе­чивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях обще­ния; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в ре­чевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и ре­чевого этикета;

  • обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оцени­вать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять ин­формационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее вре­мя компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определя­ют задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях обще­ния, основными нормами русского литературного языка;

  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользо­ваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

  • освоение компетенций — коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Язык — по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, ча­стью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального об­щения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации явля­ются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практи­чески во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: яв­ляется не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действитель­ности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и ус­воения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влия­ет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен:

знать/понимать

  • основные нормы русского литературного языка;

  • словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;

  • грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;

  • односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);

  • признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;

  • осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);

уметь

  • опознавать единицы синтаксиса;

  • проводить анализ словосочетаний предложений;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.


В данной программе отражён как федеральный, так и НРК. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии ГОСа НРК:

  • культурно-историческую (человек-история, человек-культура);

  • социально-правовую (человек-общество, человек-человек);

  • информационно-методологическую (человек-информация).




















Учебно — тематический план




п/п



Тема



Количество часов

В том числе на:



уроки

развитие речи

контрольные работы (указать вид (тест, диктант, анализ текста и др.))

сочинения (аудиторные; домашние)

изложения (подробные; сжатые; выборочные)

1.

Русский язык в современном мире.

1

1




2.

Повторение изученного в 5-7-х классах


8


5

2 (аудиторные)


1 (диктант с грамматическим заданием)

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

6

6




4.

Простое предложение.

3

2

1(домашнее)



5.

Двусоставные предложения.

8

6

2 (домашнее;

аудиторное



6.

Второстепенные члены предложения

9

6

1 (домашнее)

2 (тренировка публичных выступлений)



7.

Односоставные предложения


12

10

1(аудиторное)


1 (диктант с грамматическим заданием)

8.

Простое осложненное предложение

12

9


2 (выборочное)

1 (диктант с грамматическим заданием)

9.

Предложения с обособленными членами

20

15

2(аудиторное)


1 (зачет),

2 (контрольный диктант)

10.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

10

7

2(аудиторный

диспут)


1 (контрольный

диктант)

11.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

8

6

1(диалог)


1(итоговый тест)

12.

Повторение и систематизация изученного

5

4


1 (подробное)




Итого:

102

77

14

3

8


Календарно – тематическое планирование



Дата

Тема урока

Педагогические средства

Дидактическая модель обучения

Вид деятельнос-ти учащихся





Русский язык в современном мире.

рассказ, работа с книгой, беседа

объясни-тельно-иллюстра-тивная

индиви-дуальная, групповая

2.


Повторение изученного в 5 — 7-х классах.

Пунктуация и орфография.

тренинг, прохождение материала быстрым темпом

репродук-тивная

парная, групповая

3.


Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

4.


Знаки препинания в сложном предложении.

5.


Буквы -н- — -нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

6.


Повторение написания не с существительными, прилагательными, наречиями на –о(-е), глаголами и глагольными формами, числительными.

7.


РР Сочинение в форме письма.

работа с памяткой,

текстом

объясни-тельно-иллюстра-тивная,

индивиду-альная

8.


РР Сочинение в форме письма.

9.


Контрольный диктант. (По теме «Повторение в начале учебного года»)

контроль

репродук-тивная

фронталь-ная проверка

10.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Основные единицы синтаксиса.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично поисковая

групповая

11.


Текст как единица синтаксиса.

12.


Предложение как единица синтаксиса.

13.


Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

14.


Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

15.


Синтаксический разбор словосочетаний.

16.


Простое предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

17.


Интонация. Интонационные средства.

18.


РР Описание памятника культуры.

работа с

текстом

объяснительно-иллюстративная,

индивиду-альная

19.


Двусоставные предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее.

работа с учебником

объяснительно-иллюстративная,

частично поисковая


групповая

20.


РР Сочинение – описание по картине И.Шевандровой «На террасе».

работа с памяткой и

картиной

объяснительно-иллюстративная,

индивиду-альная

21.


Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

работа с учебником

объяснительно-иллюстративная,

групповая

22.


РР Сочинение на тему «Чудный собор» по материалам текста упр.101.

работа с

текстом

объяснительно-иллюстративная,

индивиду-альная

23.


Составное глагольное сказуемое.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

24.


Составное именное сказуемое.

25.


Тире между подлежащим и сказуемым.

26.


Тире между подлежащим и сказуемым.

27.


Второстепенные члены предложения

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

репродуктивная,

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

28.


Определение.

29.


Приложение. Знаки препинания при нем.

30.


РР Знакомство с понятием «Риторика». Основные приемы ораторской речи. (упр.128, 131)

беседа, работа с учебником, тренировочные задания

репродук-тивная,

творческая

индивиду-альная, групповая

31.


РР Совершенствование навыков устной речи. Тренировка публичных выступлений.(упр.212)

32.


Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

репродуктивная,

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

33.


Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

34.


Синтаксический разбор двусоставного предложения.

35.


РР Характеристика человека.

беседа

творческая

индивиду-альная


36.


Односоставные предложения

Главный член односоставного предложения.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

репродуктивная,

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

индивиду-альная, групповая

37.


Назывные предложения.

38.


Определенно-личные предложения.

39.


Определенно-личные предложения.

40.


Неопределенно-личные предложения.

41.


Безличные предложения.

42.


Безличные предложения.

43.


РР Рассуждение на тему «Слово делом крепи» (по упр.207)

беседа

творческая

индивиду-альная

44.


Неполные предложения.

работа с учебником, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

45.


Синтаксический разбор односоставного предложения.

проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

46.


Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

контроль

репродук-тивная

фронтальная

47.


Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

48.


Простое осложненное предложение

Понятие об осложненном предложении.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

49.


Понятие об однородных членах.

50.


Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

51.


РР Написание изложения — сравнительной характеристики

(по упр.238 – 242).


организация совместной учебной деятельности

поисковая

групповая,

индивиду-альная

52.


РР Написание изложения — сравнительной характеристики

(по упр.238 – 242).

53.


Однородные и неоднородные определения.

работа с печатными тетрадями

объяснительно-иллюстра-тивная

групповая

54.


Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

работа с учебником, печатными тетрадями

объяснительно-иллюстра-тивная

групповая

55.


Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

работа с учебником, печатными тетрадями

объяснительно-иллюстра-тивная

групповая

56.


Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

проблемные задания

репродук-тивная

индивиду-альная

57.


Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

практикум

репродук-тивная

групповая

58.


Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами».

практикум

репродук-тивная

групповая

59.


Контрольный диктант.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

60.


Предложения с обособленными членами

Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

61.


Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

62.


Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.

63.


Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

64.


Обособление согласованных приложений.

65.


Обособление согласованных приложений.

практикум

репродук-тивная

групповая

66.


Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.




67.


Обобщение изученного по теме.

практикум, проблемные задания

репродук-тивная

групповая

68.


РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди» (упр.281).

организация совместной учебной деятельности

поисковая

групповая,

индивиду-альная

69.


РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди».

70.


Контрольный диктант.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

71.


Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

работа с учебником, печатными тетрадями

объясни-

тельно-

иллюстра-тивная



групповая

72.


Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

практикум

репродук-тивная

групповая


73.


Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

практикум, проблемные задания

репродук-тивная

групповая

74.


Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

75.


Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

76.


Обособление уточняющих членов предложения.

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

практикум

репродук-тивная

групповая

77.


Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.

практикум

репродук-

тивная

групповая

78.


Зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

контроль

репродук-тивная

индивиду-альная

79.


Контрольный диктант.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

80.


Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Обращение. Назначение обращения.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

81.


Обращение и знаки препинания при нем.

82.


Вводные слова и знаки препинания при них.

83.


Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

84.


Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

85.


Вставные конструкции.

86.


РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386)

организация совместной учебной деятельности

поисковая

групповая,

индивиду-альная

87.


РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386)

88.


Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

89.


Контрольный диктант.

контроль

фронтальная

индивиду-альная

90.


Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

91.


Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

92.


Предложения с косвенной речью.

93.


Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

94.


Цитаты и знаки препинания при цитировании.

проблемные задания

частично поисковая

индивидуальная, групповая

95.


РР Диалог. Рассказ.

беседа

творческая

групповая

96.


Итоговая тестовая работа.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

97.


Анализ итогового теста.

работа над ошибками

поисковая

групповая

98.


Повторение и систематизация изученного

Синтаксис и морфология.

тренинг, прохождение материала быстрым темпом

репродуктивная

парная, групповая

99.


Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи.

100.


РР Подробное изложение с элементами описания (по упр.443)

работа с текстом

поисковая

индивиду-альная

101.


Синтаксис и орфография.

тренинг,

прохождение материала быстрым темпом

репродук-тивная

групповая

102.


Подведение итогов года.







Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

— учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

— учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

— учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.


Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.






Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы.

  1. Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено на основе Программы по русскому языку (авт. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

  2. Учебник Русский язык. 8 класс. Авт. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: «Просвещение», 2008.

  3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. В 2-х частях. Авт. Г.Богданова. Изд-во «Генжер», 2007.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

  • репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

  • репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);

  • материалы портала «Русское слово», сайта «Википедия», материалы ЦОР.



10


Свежие документы:  Повторительно–обобщающий урок-игра по теме «Древняя Греция» по мотивам поэмы Гомера «Илиада» 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: