Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10-11 КЛАССЕ
«Работа с текстом на уроках подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Андреева Екатерина Александровна
г. Москва
2014
Цели и задачи:
—сформировать умение работать с предлагаемым текстом, делать его анализ;
-повторить изученный материал по темам «грамматическая основа предложения», «сочинительные и подчинительные союзы», «словосочетания», «способы словообразования»;
-закрепить умение находить проблему текста, выявлять авторскую позицию.
Конспект урока:
Ученики под диктовку учителя записывают в тетрадях текст. Во время записи учащиеся комментируют орфограммы и объясняют постановку знаков препинания в тексте.
1)В раннем детстве, когда мне еще не было года, слова казались мне сладким чудесным напитком. 2)Я его пила, и все становилось на свои места: сумбурные мысли и ощущения получали имена. 3)Не знаю, как я научилась разбираться в путанице слов и мыслей, это произошло само собой. 4) К двум годам для каждого воспоминания у меня уже было свое слово и у каждого слова был свой смысл.
5)Вообще у меня в голове засело много всякой ерунды: я помню, как к нёбу прилипло несколько овсяных хлопьев, помню, как однажды плохо прополоскала рот и полдня не могла избавиться от привкуса зубной пасты.
6)В памяти просто сидит утренний запах только что сваренного кофе, он смешивается с запахом жареной ветчины и с выкриками разносчиков газет.
7)Но больше всего места в моей памяти занимают слова. 8)Вокруг миллионы слов, и все, кого я знаю, пользуются ими легко, даже не задумываясь.
(по Ш.Дрейпер «Привет, давай поговорим»)
Задания к тексту:
1)Выделите грамматические основы в предложениях. Какие типы сказуемых вам встретились? Найдите односоставные предложения, определите их вид.
2)Выделите в предложениях союзы, охарактеризуйте их.
3)Из 3 абзаца выпишите словосочетания со связью примыкание (прочно сидит, только что сваренного). Расскажите об этом типе связи.
4)Из 2 абзаца выпишите слова, образованные приставочным способом (засело, прилипло, несколько, прополоскала, привкус). Какие еще способы словообразования вы знаете? Приведите примеры из текста (чудесным, разносчиков – суффиксальный).
5)Какие художественные и синтаксические средства использует автор в тексте? (в памяти сидит запах – метафора; слова казались сладким чудесным напитком – сравнение; разговорная лексика – ерунда, засело; однородные члены предложения)
5)Какова проблема данного текста?
(Проблема первых воспоминаний. Какими бывают первые воспоминания человека о детстве? Что ребенок помнит о детстве?)
Какова авторская позиция?
(Ребенок вспоминает прежде всего то, что его тревожило, что-то важное, значимое для него)
В каких текстах мы встречались с подобной проблемой?
(Л.Н.Толстой «Детство», С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука», И.Шмелев «Лето Господне»)
Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту (не менее 150 слов), прокомментировав проблему, поставленную автором.
Список использованной литературы:
1.Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим». – М.: «Розовый жираф», 2012.
2.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. – 2000, №4. – С. 10-18.
3.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993, №3. – С. 31-38.