Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока: «Различение сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами»
9 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
2013 год
Цели урока:
— создать условия для совершенствования умения различать сложносочиненные предложения и простые, осложненные однородными членами, формирования навыка постановки знаков препинания в ССП и простых предложениях с однородными членами;
— формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Оборудование: проектор, учебник, карточки с текстами.
Ход урока.
Организационное начало урока.
Приветствие, запись в тетрадях.
Оптимизация знаний.
(Проводится в виде теоретической разминки. Вопросы задает учитель либо ученик. Такая форма работы позволяет повторять основные понятия русского языка. Знакомятся учащиеся с этим видом работы в пятом классе).
Теоретическая разминка:
— Как называется наука о языке? (Лингвистика).
— Что изучает состав слова? (Морфемика).
— Раздел языкознания, изучающий способы образования слов. (Словообразование).
— Правильное написание слов изучает… (Орфография).
— Знаки препинания и их постановку изучает… (Пунктуация).
— Словарный состав языка изучает… (Лексикология).
— Наука , изучающая законы построения текста. (Текстоведение).
— Что изучает синтаксис? (Словосочетания и предложения).
Формулировка темы и целей урока.
Ученикам предлагаются для сравнения два предложения (предложения могут быть записаны на доске либо выводятся при помощи проектора).
— Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. В чем сходство и различие этих предложений? (Ребята работают в парах)
1. Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза.
А.Фет.
2. Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнем,
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
А.Фет.
Вариант ответа. В первом предложении грамматическая основа одна (цветы сбирались умирать и ждали). Это предложение простое. Во втором предложении грамматических основ две (блеск дрожит, и заводят птицы). Это предложение сложное. Этим предложения различаются. Сходство заключается в использовании сочинительного союза И.
— Какие предложения называются простыми? (Предложения, имеющие одну грамматическую основу).
— Дайте определение сложносочиненного предложения. (Предложение с двумя и более грамматическими основами, части которого соединены сочинительными союзами).
— Что еще могут связывать сочинительные союзы? (Однородные члены предложения).
— Какая возникает перед нами проблема? (Как отличить сложносочиненное предложение от простого предложения, осложненного однородными членами с сочинительным союзом).
— Зачем нужно различать эти предложения? (Чтобы правильно ставить знаки препинания).
— Сформулируйте тему урока. (Различение сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами).
Через проектор выводится на экран тема урока.
— Запишите в тетрадь.
— Каковы цели урока? (Научиться различать сложносочиненные предложения и простые, осложненные однородными членами).
Изучение новой темы.
Этап №1. Составление алгоритма различения сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами.
— Прочитайте рубрику «Знайте и применяйте» в учебнике на странице 104, воспользуйтесь своим опытом работы с предложением и составьте алгоритм различения сложносочиненных предложений и простых, осложненных однородными членами. (Учитывая, что синтаксический разбор разных видов предложений проводится с пятого класса, составление алгоритма не вызовет затруднений).
Вариант алгоритма.
Прочитай предложение.
Найди грамматические основы.
Определи количество грамматических основ:
— если грамматическая основа одна, то предложение простое;
— если грамматических основ две и более, то предложение сложное.
4. Определи союз.
5. Проверь, есть ли однородные члены в простом предложении.
6. Воспользуйся схемой №8 на странице 359 в учебнике.
Этап №2. Защита алгоритмов.
Оценивание ответа с комментарием.
Этап №3. Практическая работа . Выполнение упражнения №207 страница 103. 1-3 человека выполняют работу у доски. Работу можно распределить: один ученик выполняет орфографический анализ, другой — выписывает только грамматические основы, третий — определяет вид предложений.
Задание.
— Прочитайте текст, озаглавьте его. (Хрустальный день осени).
— Сравните фотографию и текст. Что общего между ними? (Тема, настроение радости, торжественности).
— Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Можно орфограммы объяснить устно; один учащийся работает у доски).
— Обозначьте грамматические основы предложений.
— Укажите вид предложений.
Есть в осени первоначальной хрустальный день. (Простое). Вот наступил он и теперь. (Простое). Тишина! Не шевелится ни один листик вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (Сложносочиненное).
В этой хрустальной тишине и деревья, и старые пни, и сухостойные чудища ушли в себя, и их как будто бы не было. (Сложносочиненное, первая часть осложнена однородными подлежащими).
Я вышел на поляну, и они заметили меня и вышли из своего оцепенения… (Сложносочиненное, вторая часть осложнена однородными сказуемыми).
(По М.Пришвину).
Проверка выполнения работы, оценивание.
Закрепление изученного.
Упражнение №212. Выполняется письменно, 1-2 человека работают у доски.
Задание.
Сначала выпишите сложносочиненные предложения, а затем — простые, осложненные однородными членами.
Объясните орфограммы.
То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его потянуло к пожарному делу. (ССП).2) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (ССП). 3) Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение. (Простое). 4) У берегов река то струилась по переметным пескам, то стояла глубокими омутами. (Простое).
Проверка выполнения, оценивание работ у доски с комментарием.
Упражнение №217 выполняется устно.
Задание. Укажите сначала номера сложносочиненных предложений, затем — простых, осложненных однородными членами.
Ласточка быстро пронеслась мимо ног лошади и вдруг, словно что-то вспомнив, взмахнула крылышками, издала мелодический звук и крутым полукругом вильнула обратно.
Синие подснежники цветут, и под ногами лист шуршит дубовый, и ходят дождевые облака.
Воз с знакомыми нам пассажирами въехал в это время на мост, и река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними.
Город, чудный город древний, ты вместил в свои концы и посады, и деревни, и палаты, и дворцы!
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи, и с камней, блещущих на зное, в родную глубь спешат ручьи.
Она сидела на полу и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руку и бросала.
И тихо, и ясно, и пахнет сиренью, и где-то звенит соловей.
Ответы:
сложносочиненные предложения — 2, 3, 5, 7;
простые предложения — 1,4, 6.
Рефлексия.
— Запишите начало предложения Сегодня на уроке я … и закончите его самостоятельно. (Сегодня на уроке я научился различать сложносочиненные предложения и простые, осложненные однородными членами. Сегодня на уроке я узнал, чем отличаются сложносочиненные предложения от простых предложений, осложненных однородными членами).
Домашнее задание.
Упр. 209, задание 1-3.
Литература.
Русский язык. 9 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2012. С. 103-111.
В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.