«Разработка новых оценочных моделей, обеспечивающих введение ФГОС на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики №17











Научная статья на тему:

«Разработка новых оценочных моделей, обеспечивающих введение ФГОС на уроках русского языка и литературы»









подготовила

учитель русского языка и литературы

Костова Татьяна Владимировна













Тверь

2014

Несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС, вопросы формирования и оценки УУД являются для учителей наиболее сложными. Профессиональное сообщество приходит к выводу о необходимости разработки принципов новой системы оценивания достижений планируемых результатов.


1 Цель работы

Существование проблемы с обеспечением действующих на уровне нормативных документов, определяющих оценочную деятельность словесника, позволяет судить об актуальности данного вопроса. Отсутствие инструментария для проведения мониторинга сформированности УУД и достижения метапредметных результатов не позволяют выработать единый подход к системе оценивания. Необходимо разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Наш проект является одним из возможных вариантов разработки модели системы оценивания достижений планируемых результатов, целями которого являются:

  1. Выявление особенностей методического инструментария в оценочной системе моделей контроля качества обучения предметной области «Филология».

  2. Разработать критерии оценки выбранных моделей контроля.


2 Практическая часть

Стандарты 2 поколения. Планируемые результаты.

Смена базовой парадигмы образования со знаниевой на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные умения и стоящие за ними компетенции. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания.

Функции системы оценивания.

Прежде всего, меняются функции системы оценивания в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и учения; фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения.

Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках — баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой- баллом, потому оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
Принципы оценочной деятельности учителя:

1.Оценивание является постоянным процессом;

2.Оценивание осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода.

3.Оцениваться могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

4. Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.

Система оценки. Основные особенности.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты.

Система оценки включает в себя две согласованные между собой оценки: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией).

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно анонимной информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

Методы и формы оценки.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга метапредметные и предметные стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, развернутая оценка, диагностика самоконтроля.

Особое место среди них занимают комплексные проверочные работы.

Комплексная проверочная работа.

Результативность ее выполнения устанавливается  по уровневой системе. Описание уровней раскрывает знания и умения, необходимые для выполнения работы. Тем самым у каждого ученика выявляются зоны усвоения и неусвоения, что позволит грамотно построить его дальнейшее обучение.

В случае необходимости уровни легко соотносятся с балльной системой оценивания: 4 уровень – 5 баллов, 3 уровень – 4, 2 уровень – 3, 1 уровень – 2.

Для развития у учеников адекватной самооценки сразу после выполнения  каждой из прилагаемых работ предлагается им провести ее анализ по следующим трем параметрам и поставить соответствующий знак рядом с каждым заданием:

задание выполнил(а) легко, без затруднений;

> задание выполнил(а) с некоторыми затруднениями;

<  задание было для меня очень трудным, но я с ним справился(лась);

—  с заданием не справился(лась). 

После проверки контрольной работы и выставления оценки рекомендуется провести ее разбор. В ходе такого разбора учащимся предлагается провести анализ своей работы и ответить письменно на следующие вопросы:

1) Какие именно недостатки в моих знаниях не позволили мне правильно выполнить все задание и привели к снижению оценки?

2) Какие знания помогли мне выполнить работу полностью и получить высшую оценку?

Проверка и контроль, замыкая круг взаимодействия учителя и учащегося, являются важнейшим звеном учебного процесса. Без “обратной связи” учитель не сможет адекватно руководить учебной деятельностью учащегося.

Значение “обратной связи” не исчерпывается функцией управления учебным процессом. Проверка носит не только контрольную, но и одновременно обучающую и развивающую функции. Во время ответа школьник учится логически мыслить, развиваются его воображение, внимание, другие познавательные процессы.

Мы предлагаем в модель системы оценки включить следующие формы и разработанные к ним критерии: самооценку и взаимооценку, рецензирование, результаты проекта, портфолио, рейтинг. Критериями данных форм будут новизна, неординарность.


Самооценка и взаимооценка.

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся.

Самооценка и взаимооценка — важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. Значит, учащийся должен:

  • иметь представление о цели учебной деятельности;

  • иметь представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;

  • представлять способы достижения поставленных целей, решения задач;

  • планировать свою деятельность, предвидеть ее результат;

  • понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются:

-оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других;

-краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания;

-развернутый ответ у доски по какому-либо вопросу; ученик по желанию вызывается к доске, класс получает задание по окончании ответа дать рецензию ответа по заданному алгоритму.

Алгоритм рецензирования ответа учащегося на уроке:

  1. Внимательно прослушайте ответ на заданный вопрос.

  2. Определите:

  • излагается ли материал последовательно;

  • достаточно ли полным был ответ;

  • доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод;

  • какие были допущены ошибки при ответе;

  • была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.

  1. Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал.

  2. Дайте общую оценку ответу.

Значение рецензии и её задачи.

  1. Аргументация выставленной оценки: «Ученик должен всегда знать свои ошибки и успехи, так быстрее будет происходить контакт (взаимопонимание)»; «Каждому учащемуся приятно понимать (!), почему ему поставили именно эту оценку и какие недочёты были»; «Рецензии помогают ученикам объективно оценить результаты работы».

  2. Рекомендации по дальнейшей работе. «Рецензия позволит извлечь полезный урок для дальнейших моих работ»; «Ученик находится в процессе обучения, и ему важны комментарии, направляющие на верный путь».

Учительская рецензия является эталоном жанра рецензии для ученика:

Ученик сам будет иметь представление о том, что такое рецензия”.

Рецензия помогает установить контакт между учителем и учеником, что имеет особое значение в преподавании.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития, поможет портфолио («портфель достижений ученика»). Портфолио может содержать рефераты, сочинения, эссе и т.п. При том, что учащийся сам решает, что будет входить в его портфолио, выдвигаются критерии к его содержанию.

Основные разделы портфолио:

  • показатели предметных результатов;

  • показатели метапредметных результатов;

  • показатели личностных результатов.

Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен сам ученик. Учитель пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ).

Методом оценивания, организующим учебный процесс и активно влияющим на его эффективность, является рейтинг. Рейтинговая система оценки учитывает всю деятельность учеников, является более дифференцированной (чем традиционная) может быть представлена в виде таблиц, графиков. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений. Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен быть стандарт измерений, таким стандартом является тест. Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению предмета.


5 Рекомендации по применению

Предложенные модели оценивания могут быть использованы учителями-словесниками на этапах входного, промежуточного, итогового контроля для отслеживания сформированности УУД.


    1. Предполагаемый результат

Курсы повышения квалификации в ТОИУУ обеспечили профессиональное сообщество необходимым инструментарием, соответствующим требованиям ФГОС.

Работа над проектом «Разработка новых оценочных моделей, обеспечивающих введение ФГОС на уроках русского языка и литературы» позволила применить полученные на курсах повышения квалификации знания с учетом специфики области филологии. Данный проект является начальной ступенью для дальнейшего совершенствования нашей профессиональной деятельности, повышения компетентности.










Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — 2-е изд., М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

  3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://lib2.podelise.ru/docs/57008/index-11017.html



Свежие документы:  Статья «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: