Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №262 г. Москвы
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
«Односоставные предложения»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кокурина Мария Викторовна
г. Москва
2012
Односоставные предложения
Цели урока:
комплексное обобщение изученного на основе исследования по теме;
закрепление понятия «односоставные предложения», тренировка в различении их типов, знакомство со сферой их использования в русском языке.
Опираясь на литературные источники (стихи и другие произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова), уроки развития речи (сведения о Левитане), музыку П.И.Чайковского, сведения по риторике, подвести итоги, обобщить собранный материал по теме.
Задачи урока:
обучающие
закрепить знания о видах односоставных предложений;
совершенствовать умение видеть и различать их в контексте и выделять пунктуационно;
правильно строить односоставные предложения;
умение использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
развивающие
развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
учить детей делать выводы и выражать свое мнение;
развивать орфографическую зоркость;
развивать творческую сторону мышления;
формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения;
формирование навыков исследовательской деятельности;
воспитательная
привитие интереса к предмету и овладению им;
воспитание положительного отношение к учёбе, к знаниям;
воспитание эстетического вкуса;
воспитание патриотизма, любви к родному языку, достойного бережного отношения к классическим произведениям русской культуры и литературы.
Оборудование урока:
карточка с заданием; раздаточный материал на партах; тематический стенд по русскому языку, материалы которого использовались на протяжении изучения всей темы «Односоставные предложения»; стенд с иллюстрациями к произведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Техническое оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка готовности к уроку. Запись даты и темы в тетрадях.
Урок необычный, проявим себя с лучшей стороны.
Фрагментный опрос-беседа.
— Начнём урок с записи отдельных слов.
Слово «исследователь» — разберите по составу.
Назовём родственные слова: (следовать, последовать, след).
— Что же означает слово «исследовать»?
— Какую тему мы исследовали целую неделю?
(односоставные предложения)
— Что готовили на сегодня?
(повторяли понятие «односоставные предложения», изучали сферу их использования и писали творческие работы)
Сегодня мы подводим с вами итоги, у нас будет урок-итог, урок-обобщение по теме. Помогут нам в этом слова, с которыми вы работали по этимологическому словарю – Что же они означают?
Гражданин – горожанин, человек отечества (слайд №2)
Патриот – любящий Родину (слайд №3)
Поэт – творец (слайд №4)
Художник – умелец (слайд №5)
Композитор – сочинитель, составитель (слайд №6)
— С произведениями каких поэтов мы будем работать? ( Пушкина и Лермонтова), а с каким художником и композитором мы познакомились? (с Левитаном и Чайковским) Будем работать вместе, фронтально, индивидуально, коллективно (по группам), мы с вами сейчас – сотрудники. Не забывайте о риторике, науке о красноречии, следите за речью!
Работа по теме.
Учитель:
Едва за книгой руку протяну
И пушкинские разверну страницы,
Забыто всё, я у него в плену,
И тихая беседа наша длится
Итак, будем беседовать с нашими великими поэтами – А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. – О чём? Слушайте!
(А у доски работать по карточке (см. приложение к уроку) с предложением из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» — один ученик).
Остальные учащиеся – внимание на экран (слайд № 7)
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось! (А.С.Пушкин)
Москва! Люблю тебя, как сын, как русский – сильно, пламенно и нежно! (М.Ю.Лермонтов)
— Какая мысль выражена обоими поэтами в их высказываниях? И что роднит нас с ними?
(Любовь к родному городу Москве, и мы гордимся, что наши поэты и мы все – москвичи, Москве хоть и более 870 лет, она хорошеет с каждым годом!)
— Какими же по виду предположениями выражена любовь к Москве у Пушкина?
(1-е – Назывное предл., 2 – е – Двусоставное предл.)
А у Лермонтова? (опр./личным пред.)
— Предложения разные, мысль одна – о чём это говорит?
(Они синонимичны, взаимозаменяемы)
— Какие же предложения по составу грамматической основы есть в русском языке? А какие односоставные? (монологическая речь учащегося с опорой на таблицу (слайд №8); наблюдаем и следим за ответом).
Сообщения учащихся по группам об односоставных предложениях (монологической речью)
1-я группа – определённо-личные предложения
Учитель классу :
— Приведите примеры из самостоятельной работы – о/л предложения из стихотворных произведений Пушкина и Лермонтова (фронтально).
2-я группа – неопределённо-личные предложения
(И вновь примеры-предложения из произведений Пушкина и Лермонтова
(см. приложение к уроку).
Синтаксический разбор у доски (ученик работал по карточке) :
Товарищ! Верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
(ученик объясняет орфограммы, выделяет грамматические основы, указывает типы односоставных предложений: 1 – о/л, 2,3 – двусоставные, 3 – н/л.
— О чём поведал Пушкин в этих строчках? К чему он призывает? (призывает верить в будущее России, он верит, что потомки не забудут имена своих предков-героев).
Продолжение сообщений учеников.
3-я группа о безличных предложениях;
4-я группа о назывных предложениях;
Класс приводит примеры этих предложений из стихотворных произведений Пушкина и Лермонтова.
— Чему же учат нас наши поэты? (любви, дружбе, вере в будущее)
Работа с дидактическим материалом – практическое задание по теме.
— Внимание на экран (слайд № 9),вы видите тексты для 2-х вариантов.
Задание с последующей самопроверкой: преобразовать двусоставные предложения в указанные односоставные .
1.Для поэта наступило тяжкое время одиночества (в б/л).
2. Поселившись в Михайловской ссылке, Пушкин просил брата и друзей присылать ему книги (в н/л).
3. Книги доставлялись с каждой оказией (в н/л).
4. Поэт читал порой и по ночам (в б/л).
5. В Москве и Петербурге люди не забывали Пушкина, его любили (в н/л).
6. Я читаю его книги сейчас и горжусь нашим великим поэтом (в о/л).
II.1 Я рассматриваю картину Левитана «Осенний день в Сокольниках» (в о/л).
2. Наступает вечер (в б/л).
3. Моросит мелкий дождь (в наз.)
4. По дорожке парка идёт молодая женщина. Она грустна и одинока (в б/л).
5. Я смотрю на неё (в о/л), сердце наполняет нежность и печаль (в б/л).
— Проверьте себя сами (слайд № 10). Поднимите руки, кто не допустил ошибок в работе; допустил 1-2 ошибки. (Учитель зрительно оценивает качество выполнения данного задания учащимися)
Чтение творческих работ с о/л предложениями.
Учитель:
— А теперь рассмотрим сферу употребления разных предложений, прочитаем творческие работы.
Теорема по геометрии (о/л и н/л предл.) (см. Приложение к уроку)
«Наказы отца Гринёва» (о/л предл)
Работа с пословицами и поговорками
— А какими ещё бывают о/л и н/л предложения? (обобщённо-личными) Примеры?
Рассказ от имени героя «Побег из неволи» (безличн. предл.)
Рассказ «Побег на волю» — назывные предложения.
— Сравните, в обоих рассказах мысль одна – Мцыри стремится бежать из монастыря. Но в каком рассказе лучше удалось передать состояние героя?
Почему?
(Безличные предложения лучше всего предают состояние человека, и состояние природы).
— С чем ещё в жизни связано состояние души, чувства, настроение человека? (С природой).
— Какие виды искусства лучше всего отражают природу и действуют на наши чувства? (Живопись, музыка).
6. — Что ещё готовили дома?
(После прослушивания «Осенней песни» Чайковского и знакомства с картиной Левитана «Золотая осень» писали сочинение-миниатюру об осени, кто какой (радостной или грустной) представляет себе картину. Что же у нас получилось?
Ещё раз слушаем музыку (звучит мелодия Чайковского «Октябрь. Осенняя песня») – слайд № 11.
Чтение и обсуждение рассказов об осени с использованием односоставных предложений.
(см. Приложение).
Работа с текстом по теме.
Учитель:
А теперь я приглашаю вас всех на совместную осеннюю прогулку. Кстати, Пушкин любил какое время года? (Тоже осень). Отправляемся в парк.
Внимание на экран – слайд № 12.
Читаем. Выбираем разные односоставные предложения, указываем орфограммы и типы предложений.
Ненастный осенний день за окном. Небо затянуло тучами. Слышу шум дождя в аллеях парка. Ещё издавна писали об очаровании осени. Но мне сегодня грустно и тоскливо. Выхожу из дома, брожу по дорожкам парка, слушаю голос дождя.
Но вот выглянуло солнце и осветило всё вокруг. На душе сразу становится светло и радостно.
Вывод-обобщение.
— Итак, подводим итог.
Что нового узнали о предложении? Об использовании односоставных предложений?
— Какие же более важные? (Они все важны, все употребляются в устной и письменной речи, в различных стилях и типах текстов, они обогащают и разнообразят нашу речь).
— А чему учились у героев Пушкина и Лермонтова?
(Свободе, мужеству, любви, верности, патриотизму. Они учили нас быть гражданами своей страны).
В конце проведём маленькую проверочную работу (тестирование на 5-7 минут).
(В конвертах лежат чистые листочки по вариантам).
— Выполните тестовые задания. Внимание на экран – слайды №13-17
Ответы:
1) в;
2) а, в, г, д;
3) 1 – г;
2 – д;
3 – в;
4 – а;
5 – б;
4) а, б, д;
5) б.
— Определить типы предложений по составу грамматической основы, указать виды односоставных предложений (слайд № 18).
2 вариант
|
Ключ:
2 вариант | |
1. Двусост. | 1.Назывн. |
2.Б/Л | 2.Б/Л |
3.О/Л | 3.Двусост. |
4.Двусост. | 4.Двусост. |
5.Назывн. | 5.Б/Л |
6.О/Л | 6.О/Л |
Сбор письменных работ, тестов и домашних самостоятельных работ.
— Спасибо за работу. Вы все были молодцы (слайд №19).
Список использованной литературы
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М., «Просвещение», 2009
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. — М., «Просвещение», 2002
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 8 -й класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Дону: Легион, 2008
Степанова Л.С. ГИА 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 8 класс/ Л.И. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева. – М.: Эксмо, 2009