Трефилова Людмила Васильевна
РФ Кировская область Омутнинский район город Омутнинск
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования Омутнинского района
Учитель русского языка и литературы
Контактный телефон – 89127049416
РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. Знаки препинания – часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначать на письме паузы и интонации, указывать смысловое и синтаксическое членение предложения и текста.
Выделяют функцию завершения предложения, функцию разделения ( однородные члены предложения, главное и придаточное предложения), функцию выделения (.вводность, обособление)
Учащиеся допускают большое количество пунктуационных ошибок. Главная причина — недостаточно быстрая ориентировка в структуре предложения, в синтаксических связях внутри предложения; недостаточное и неправильное интонирование предложений.
Интонации – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Когда мы говорим, мы всегда выражаем мысль и какое-либо чувство: радость или печаль, удовлетворение или тревогу, уважение к собеседнику или насмешку. Мы делаем это с помощью интонации.
Интонация создаётся повышением и понижением голоса. (Повышение голоса отмечаем стрелкой, указывающей вверх, а понижение –стрелкой_ указывающей вниз.) Смысл зависит от тог,о ,где вы сделаете паузу.
В предложении: ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ – если сделать паузу после первого слова, значит, надо идти. А если паузу сделать после слова нельзя, значит, надо останавливаться. Небольшие паузы обозначаются одной вертикальной чертой, паузы более длител ьные – двумя. Смысл зависит от того, на каком слове сделаем ударение (его называют логическим ударением)
В письменной речи на паузы указывают знаки препинания: точка, тире, запятая и другие.
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса.
Виды интонации.
Предложения с однородными членами. Сложносочиненное предложение(с соединительными и разделительными союзами) Бессоюзное сложное предложение (запятая) | Заволнуется в поле по-девичьи рожь/, и колосья уронит/, и тихо заплачет. (логическое ударение на каждом однородном члене предложения. Паузы -/ | |
2. Интонация подчинения, или обособления | Причастный оборот. Обособленные члены предложения. Сложноподчиненное предложение. | Лес/, виднеющийся вдали/,манил тишиной и прохладой.
|
3. Интонация противопоставления | Сложносочиненные предложения (с противительными союзами) Бессоюзное сложное предложение (тире) | Интонация резко делит предложение на две части длительной паузой //.В первой части голос повышается, пауза, вторая часть начинается с высокой ноты. Лес рубят – щепки летят. Молвит слово – соловей поёт. |
4. Интонация предупреждения, или Интонация двоеточия | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при прямой речи. (после слов автора) Бессоюзное сложное предложение (двоеточие) | Перед двоеточием голос понижается, делается длительная пауза, а следующая часть начинается с той же или более низкой ноты. Зеленеет всё// : лес, поля, даже дорога. А за окном шелестят тополя //: нет на земле твоего короля. |
5. Интонация вводности | Знаки препинания при вводных словах и предложениях. | Вводные слова и предложения читаются быстрым темпом, пониженным тоном, выделяются паузами. /Может/,назад пойдём? Ср.: Он может возвратиться. Работа выполнена,по-вашему,/ хорошо? Ср.: Работа выполнена по вашему совету. |
6. Интонация звательная | Знаки препинания при обращениях. | Логическое ударение на обращении,после него – длительная пауза.
Как хорошо ты//, о море ночное! |
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса. Тема находит отражение и в учебниках.
Параграф | Тема урока | Задания | |
5 класс | 34 | Тире между подлежащим и сказуемым | Упр.166 Прочитайте предложения,делая паузы между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащие и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым. |
5 класс | 40 | Предложения с однородными членами | Прочитайте текст,соблюдая интонацию перечисления. Обратите внимание на знак паузы между словами и на то, что слова, отмеченные знаком произносятся одним тоном. (стр.78) |
5 класс | 42 | Предложения с обращениями | Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышаете, затем – понижаете. После обращения делайте паузу. / |
5 класс | 45 | Пунктуационный разбор предложения | Знаки завершения (в конце предложения) Разделительные знаки (однородные члены предложения) Знаки выделения ( обращение) |
6 класс | 7 | Сложное предложение.Запятая в сложных предложениях. | Упр.36 Выпишите,расставляя пропущенные знаки разделения: сначала простые предложения, затем сложные. |
8 класс | 15 | Интонация .Интонационные средства | Упр.79 Прочитайте предложения в соответствии с ремарками |
|
|
| Упр.82 Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу,помещенному справа |
8 класс | 22 | Тире между подлежащим и сказуемым | Прочитайте предложения,выделяя тоном голоса подлежащие и делая паузы между подлежащим и сказуемым |
9 класс | 34 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины,пояснения, дополнения. | Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть поясняет,раскрывает,конкретизирует содержание первой части. |
Хорошо отработанные интонации не только способствуют лучшему пониманию текста, но и служат основой пунктуационных умений и навыков.
Паузная речевая пунктуация.
Когда люди говорят, произносят вслух фразу, в речи возникают паузы.
Паузы бывают правильными (те, которые надо подтвердить знаком – запятой) и ложными, где нельзя ставить никаких знаков (запятых).
Предложение с однородными членами.
Прочти вслух фразу и посчитай, сколько здесь пауз. Перечисления подтверждаем запятыми.
Ленивые ,/ толстые,/ полосатые,/ объевшиеся рыбой коты валяются поперёк дивана.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Алгоритм: 1. Ищем слово 2.Смотрим вправо 3.Задаём вопрос какой? 4.Отвечаем всей фразой 5.Убираем фразу из предложения и смотрим остаток( «голова»- «хвост»)
Попугай /, довольно прилично говорящий по-турецки,/ задумчиво сидит на лампе.
— Сколько здесь пауз? *(Две)
Далее по алгоритму.
Самолётик задымился и,/ пригибаемый лучом,/ пошёл на запад.
1.
«Самолётик» — слово? – Да.
2. Самолётик (какой?)
3.Отвечаем всей фразой: пригибаемый лучом .Ответ в рамки. Запятые на рамках!Пауза-союз-рамка. Рамка важнее паузы: она для этого иставится, чтобы на ней ставить запятые. А паузу мы сейчас легко проверим («голова»- «хвост») Самолётик задымился и пошёл…
По такому алгоритму можно работать при изучении тем: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным», «Обособленное согласованное определение», «Обособленное распространённое приложение» и т.д.
Список литературы.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М, Просвещение,1988, 239 с.
Романова Н. Идеальная грамотность. СПб.-Питер,2011, 208 с.
Учебники русского языка 5,8,9 класс