МБСКОУ СКОШ № 36
г. Озёрска Челябинской области
Сочинение — описание.
по картине
Фёдора Александровича Васильева «Мокрый луг»
(Урок русского языка в 8 классе)
Автор: Горохова Лариса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Сочинение-описание по картине
Фёдора Александровича Васильева
«Мокрый луг»
(Урок русского языка в 8 классе)
Цели:
1.развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи;
2.формировать умение правильного употребления и составления безличных предложений;
3.повторить особенности категории состояния как части речи;
4.развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
Эпиграф:
Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье:
Травы неуловимое движенье,
Мгновенное и смутное величье
Деревьев, раздраженный и крылатый
Сухой песок, щебечущий по-птичьи,-
Весь этот мир, прекрасный и горбатый,
Как дерево на берегу Ингула.
Там я услышал первые раскаты
Грозы. Она в бараний рог согнула
Упрямый ствол, и я увидел крону —
Зеленый слепок грозового гула.
А дождь бежал по глиняному склону,
Гонимый стрелами, ветвисторогий,
Уже во всем подобный Актеону.
У ног моих он пал на полдороге.
Арсений Тарковский
Словарная работа
Ингул – река, впадающая в Чёрное море, протекает по территории Украины.
Актеон – сын бога Арестея, охотник, превращённый богиней Артемидой в стройного оленя.
Пейзаж – это картина природы, созданная художником, композитором, писателем.
Слово о художнике
(слайд 5)
Обратите внимание на годы жизни художника: он прожил всего 23 года! Из них только пять с небольшим лет он отдал любимейшему делу— живописи. Им созданы десятки великолепных пейзажей, сотни этюдов, зарисовок, набросков.
Фёдор Васильев родился в 1850 году в Гатчине, но детство прошло уже в Петербурге. Его отец, мелкий чиновник, умер, оставив семью без всяких средств, когда Феде, старшему из детей, было всего 15 лет. Еще при жизни отца он начинает работать за гроши, но теперь на его плечи ложится необходимость заботиться о матери, у которой еще двое малолетних детей на руках. Он берется за всякую работу, стараясь помочь матери. Некоторое время он работает у известного реставратора И.К.Соколова, который посоветовал и помог ему поступить в Вечернюю рисовальную школу. В1867 году он окончил ее и этим ограничилось его художественное образование. Позже, когда он станет известным художником-пейзажистом, ему предложат звание классного художника первой степени, но при условии сдачи экзаменов по наукам. Из-за тяжелой болезни он не сможет сдать экзамены и не получит этого звания.
(слайд 6)
С этого года начинается самостоятельное творчество с полноправным участием в художественной жизни. Уже самый первый маленький этюд «После дождя» дает все основания судить о высоком профессионализме молодого художника.
(слайд 7)
По окончании учёбы Васильев вошёл в среду известных художников. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И.И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
(Слайд 8, 9)
Уже сразу по возвращении Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. в Лондоне.
(слайд 10, 11)
Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза — один из любимых его мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь, — пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги, лесные дебри, в землю вросшие деревеньки. Произведения Васильева проникнуты любовью к простым людям, ему понятен и близок их мир, их жизнь и труд.
(Слайд 12, 13, 14, 15)
Масса впечатлений от волжского лета послужили основой для ряда картин, наиболее значимые из которых – «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». Полотна подчеркивают романтическое мировосприятие художника, которое проявляется также в контрастном освещении земли и неба, в хаотичном движении тяжелых туч, в неожиданном появлении радуги над холмом, в колыхании разноцветных трав.
(Слайд 16, 17)
Васильев, предпочитавший писать природу, изредка изображал и Петербург, с которым был связан большую часть жизни. Художник ищет в городе не социальную проблему, а красоту — и его Петербург приобретает романтические черты, напоминая нам не реальный город, а видение иного мира. Излюбленными мотивами художника становились исключительно пограничные состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы и закаты, наполненные то легкой грустью, то тревожным настроением.
(Слайд 18. 19. 20)
Шишкин учил Васильева зарисовывать природу так, чтобы не пропадала ни одна травинка, и главное — правильно видеть небо и воду. Каждый вечер художник наблюдал за тем, как за озером садилось Солнце, представляя собой огненную феерию, а озеро все это послушно отображало. И Васильев по-новому открыл для себя эти две стихии – он увидел, что «небо живет своею собственной жизнью, в то время как вода лишь покорно его отражает, во всем ему повинуясь». Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин.
(Слайд 21)
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым. В Крыму Васильев написал свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. «Мокрый луг» был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию.
Беседа по картине и работа в тетради (Слайды 22-25)
1.Что изображено на картине?
2.Какое настроение у вас вызывает картина?
3.Что прежде всего бросилось в глаза?
4. Как вы думаете, в какое время дня написана картина?
5. Любите ли вы природу после дождя, во время дождя?
6.Как вы думаете, дождь на картине «еще идет» или «уже закончился»?
7.Какие растения написаны на переднем плане картины? Узнаете ли вы их? Как вы думаете, радуются ли они дождю?
8. Как, по вашему мнению, художник относился к природе?
9. Какова композиция (построение) картины?
10. Колорит картины? Какие краски использовал художник?
Записываем в тетрадь словосочетания:
Спокойное зеркало реки; нежно — розовое небо; косматые тяжёлые облака; разбуженная ветерком рябь воды; шевелятся травинки; умытая дождём природа; сочный зелёный цвет; прекрасный чистый воздух; зловещие тучи; обрывистый косогор; болотистая заводь; топкие берега; развесистые деревья; клубящиеся облака; отголоски бури…
11. Какое состояние природы и человека передано художником на этом полотне?
12. Какая часть речи помогает передать состояние природы и человека?
13. В каких предложениях используется категория состояния? В чем особенность этих предложений?
Записываем в тетрадь:
Легко и свободно дышится, светлеет, приятно смотреть на колышущиеся травы, хочется радоваться зелёной весне, на лугу свежо, тепло, уже темнеет, не удастся подышать, хочется верить, в картине легко различить…
14. Почему художник рисовал в Ялте не прекрасную крымскую природу, а обычный луг после дождя?
15. Какой смысл вкладывает художник в слово природа?
16. Какие типы речи будем использовать в сочинении?
Работа с учебником. Выполнение упражнения №287
Возможное начало сочинения
1).»Нет у нас пейзажиста-поэта,- говорил Крамской.- И если кто может и должен им быть, то это только Васильев».
2).Пейзажи пишут многие русские живописцы, но у каждого получается по-своему. «Мокрый луг» — это олицетворение самой сути творчества Федора Васильева.
3).Репин всегда восхищался той лёгкости с какой Васильев создавал свои полотна. Всего несколько мазков — и под рукой творца могло появиться облако, на создание которого у другого художника уйдут часы.
4).У Фёдора Васильева – пейзаж — стихотворение. Он не только показывает то, что видит. Он умеет передать поэзию природы, чувство, которым она наполнила его.
В помощь учителю
Художник Н.Н.Ге говорил, что Васильев «открыл мокрое, светлое, движущееся небо». «Мокрый луг» был написан за год до смерти художника. Мастер избирает переходный момент в жизни природы, что вообще характерно для произведений Васильева. Только что прошел ливень. Еще клубятся в небе сизые тучи, а природа уже как будто встряхивается, приходит в себя после дождя. Чистыми, насыщенными красками засиял омытый дождем луг. Васильев не знал равных в остроте восприятия цвета. На дальнем плане картины – отголоски прошедшей бури, клубящиеся облака. На переднем плане художник пишет омытую дождем землю. Он любуется каждой травинкой, листком, каждым комком земли. Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома — все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо… Небо в полотнах Васильева всегда играет значительную роль, а в «Мокром луге» оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями. Композиция «Мокрого луга» проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа — очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.
Возможный план (Слайд 26)
I. Ф.А. Васильев – талантливый пейзажист.
II. Описание картины «Мокрый луг».
1. Общее состояние природы.
2. Передний план картины (луг, трава, цветы, болотце).
3. Что изображено на картине слева и справа?
4. Небо.
5. Колорит картины.
III. Какое настроение создаёт картина и какие мысли вызывает?
(Слайд 27, 28)
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него крымской природе, и о милом сердцу севере. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. После дождя», «Зима в Крыму». Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Поражает и количество, и качество созданного Васильевым в Крыму. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
(Слайд 29)
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
Написание сочинения
Литература;
Сычугова Л.П. «Как сердцу высказать себя?» (Развитие речи при обучении сочинению-описанию картины). РЯШ № 3-2001г.
Интернетресурсы:
1.www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev2.html
2.nikki.ucoz.ru›…kartinnaja…vasilev_f_a/vasilev_f…1…ru.wikipedia.org›…Васильев,_Фёдор_Александрович
3. gdzspishi.abambo.ru›Opisanie-kartini…f—a—vasileva…
4. artcity.lv›design/pictures/26870…vasilev—f.a..html
5. bibliotekar.ru›Картины Федора Васильева›Мокрый луг