Статья
Ермошенко Тамара Ивановна,
учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ « Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза генерал — майора
И.С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»
Тема: «Организация здоровьесозидающей образовательной среды на уроке»
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
Не может расцвести искусство,
Не играют силы, бесполезно богатство,
и бессилен разум.
Геродот.
Вряд ли кто-то сегодня будет оспаривать то, что будущее нации, его благополучие, зависит от состояния здоровья детей. Тем не менее, многочисленные данные различных регионов страны выявили реально существующие тенденции к ухудшению здоровья, физического состояния детей в процессе обучения. Способствует этому много факторов, среди которых возрастание интенсивности информационного потока, широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс. Учение требует от школьников больших умственных, психоэмоциональных и физических затрат, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье.
На сегодняшний день главной задачей школы является не только обучить ребенка, наделив его необходимым запасом общеучебных умений и навыков, но не менее важно научить его культуре здоровья. Под культурой здоровья учащихся мы понимаем компетентность детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, их здоровую жизнедеятельность на основе принятия обучающимися культурных норм здоровья и правильной оценки факторов как укрепляющих, так и разрушающих его.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока, показателем которой являются:
объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе;
занятия активно-двигательного характера: физкультминутки, динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.
Перед учителем стоит проблема: как организовать здоровьсберегающий учебный процесс на уроке?
Основной путь решения проблемы – валеологически обоснованное преобразование урока. Валеологический подход к уроку направлен на разрешение следующего противоречия: между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью школьников, с одной стороны и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья, с другой.
Требования к организации валеологически обоснованного урока:
–учет половозрастных и индивидуальных особенностей школьников на уроке;
– профилактика и преодоление утомительности обучающихся;
– формирование валеологической культуры школьников.
Каждая учебная дисциплина в школе обладает большими потенциальными возможностями для формирования здоровье ориентированного сознания личности ученика. Наряду с уроками здоровья, «традиционные» учебные курсы могут помочь школьникам выйти на концептуальные, ценностные представления и идеалы здоровья, наполнить их нравственным смыслом и определить свою личностную позицию через систему отношений.
Предметы гуманитарного цикла позволяют формировать духовное здоровье учащихся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа тексты, пропагандирующие разные виды спорта, туризм, формирование здорового образа жизни. При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, о завоёванных нашими спортсменами медалях в разные периоды.
Различные тестовые задания с выбором ответа, задания на перегруппировку, на распознавание, поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.
Вот несколько примеров таких заданий:
1. Выполните орфографический и пунктуационный разбор предложения.
Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы.
— Расскажите о первой помощи при ожогах. (Народных способов лечения ожогов масса, но самый дикий способ – это прикладывать к обожженному месту землю. Этого делать нельзя: в земле живут многие бактерии, можно погибнуть от столбняка.)
2. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
3.Творческий словарный диктант “ Если хочешь быть здоров…”
Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела
водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).
4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.
Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо.
Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.
5. Текст для диктанта.
В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.
На уроках развития речи учащиеся пишут сочинение «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы: «Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Спорт – альтернатива вредным привычкам».
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент валеологического подхода к уроку.
На уроках литературы также уделяется внимание педагогике здоровья. Так, например, при изучении темы «Мифы Древней Греции» на примере подвигов Геракла рассуждаем о формировании таких важных качеств характера, как выносливость, стойкость, сила, смекалка и ум, которые отражают нравственные ценности человека. Знакомство с жанрами фольклора дает возможность подбора пословиц и поговорок не только о Родине, дружбе, семье, но и о здоровом образе жизни. (Например: «Где здоровье, там и красота», «Здоровье дороже денег», «Курить – здоровью вредить»).
Неоценимо значение уроков литературы в формировании и коррекции нравственного здоровья учащихся. Известно, что предназначение литературы, как учебного предмета, заключается в том, чтобы очеловечить душу ребенка, представить ему гуманистическую картину мира и помочь в поисках смысла жизни. Уникальность литературы видится в том, что посредством художественных образов возможно надолго запечатлеть в сознании учащихся нравственные категории добра, чести, справедливости, долга, любви, верности.
На уроках-диспутах, уроках-конференциях учащимся предлагаю для обсуждения в соответствии с изучаемой темой острые проблемы сегодняшней жизни, затрагивающие и потребности учеников: любовь к ближнему; истина и нравственность; душевная щедрость и внутренняя свобода (в произведениях Ф. М. Достоевкого «Идиот», «Преступление и наказание»); в чем истинная красота человека; путь нравственного роста; сила национального духа (Л. Н.Толстой «Война и мир»); поиск смысла жизни в произведениях поэтов «Серебряного века», ложь и правда (А. М. Горький «На дне»); добро и зло, моральная ответственность человека за его поступки, прекрасные чувства и пороки (В. Дудинцев «Белые одежды», Ч. Айтматов «Белый пароход», М. А.Булгаков «Мастер и Маргарита»); смысл жизни и истины (А. А. Платонов «Котлован»).
Глубокое впечатление производит на ребят знакомство с жизнью Л. Н. Толстого. Известно, что писатель много ходил пешком. Он трижды прошел из Москвы в Ясную Поляну. Толстой даже повторил путь Руссо по Альпам, по берегам Женевского озера. Придавая огромное значение физическому труду, писатель привозил воду, колол дрова, шил сапоги, косил и пахал наравне с крестьянами. Л. Н. Толстой советовал чередовать умственный и физический труд: «Одна часть дня – физический труд, другая – умственная работа, третья – ремесленные занятия, четвертая – общение с людьми». Важным для себя он считал воздержание в еде. Пересмотрев свой рацион, увлекся вегетарианством. Лев Николаевич вел активный образ жизни. Он посадил один из самых больших яблоневых садов Европы, в 67 лет научился кататься на велосипеде, в 75 лет – еще бегал на коньках. Ему было уже за 80, когда он ежедневно верхом на лошади преодолевал путь в 20 километров.
Изучая творчество И. С. Тургенева, школьники узнают о том, каким неутомимым он был ходоком и исходил свой край вдоль и поперек. По признанию писателя, просторы России врачевали его. Оказавшись во Франции, вдали от родины, И. С. Тургенев лечился от одиночества музыкой. Но самую большую радость, силу и молодость души давала ему любовь.
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Список использованной литературы
1. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух! Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 класс. Книга 1. – М., 2004.
2. Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок. //Школьные технологии, 2004, №2, с. 200-207.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие. Под ред. Сократова Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Чупаха И.В. и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2001.
5