Обобщение опыта работы по теме «Уроки развития речи как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся». (Слайд № 1)
Моя методическая тема: «Развитие связной речи учащихся как важнейший аспект обучения родному языку в свете коммуникативного воспитания школьников».
Особенностью методической системы моей деятельности является направление работы на пробуждение творческой активности учащихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи. (Слайд 2)
Моя задача – научить ученика мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, научить добывать знания. А для этого надо верить в возможности каждого ребенка и убедить его в этом.
Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Основные приёмы развития творческих способностей: (Слайд 3)
написание сочинений, изложений
рецензирование сочинений
творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды
творческие задания на дом
На основе анализа методической литературы и собственного практического опыта я разработала и применяю на уроках различные виды работ при изучении текстов, комплексного анализа художественных произведений, при работе с учебным материалом, дополнительной литературой.
Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми. (Слайд 4)
Свободное сочинительство. Этот вид работы очень важен для развития речи. (Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свою сказку, идея моя была встречена с оптимизмом. Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.
Сочинение-описание природы в разное время года.
Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
Музыкальное сочинение.
Задание:
1-й вариант — опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
2-й вариант — воспроизведи фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
Сочинение — продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения — описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Так, обсуждая написанные сочинения на тему «Зимушка-зима», учащиеся обращали внимание на построение предложений, на описание зимней природы. Каждому ребенку зима раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям. Дети внимательнее относятся к слову, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас.
Успех развития связной речи во многом зависит от подготовки ученика к творческой работе.
Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению: (Слайд 5)
1) создание речевой ситуации. Цель — создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;
2) предварительная подготовка. Цель — создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;
3) написание сочинения.
Первое сочинение проводится мною в форме коллективной работы класса (я не только объясняю, но и показываю, как можно выполнить эту работу).
В своей практике я использую традиционный вид работы по развитию речи – сочинение по опорным словам. Особенно это эффективно для лучшего запоминания словарных слов, исключений, для чего объединяю их в смысловые ряды, на основе которых ученики составляют небольшой текст-миниатюру. Необязательно употреблять в сочинении все опорные слова. Главное, умело подбирать тему и вводить речевую ситуацию. Так на уроке по теме «Гласные после «Ц» в 5-м классе ребята сочиняют рассказ по опорным словам: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цирк, циркуль. Получились интересные варианты работ.
Предлагая ребятам то или иное задание, я стараюсь идти от желания учеников, учитывая их возрастные, психологические особенности, так как именно в младшем и среднем школьном возрасте учащиеся отличаются особой восприимчивостью к окружающему.
(Слайд 6)
Работа над словом на уроках развития речи.
Методисты прошлого связывали обучение родному языку с развитием «дара слова», с развитием логического и образного мышления. Выдающиеся лингвисты (академик Л.В. Щерба и А.М. Пешковский) говорили о взаимодействии изучения грамматики и развития речи, много сказано о необходимости и важности языкового анализа текста.
Содержательная сторона творческих работ во многом зависит от лексики. Сочинения учащихся, бедные в лексическом отношении, обычно оказываются бедными в отношении содержания.
Система занятий по русскому языку обязывает учителя вести на каждом уроке словарно-семантическую работу, которая является лексической подготовкой перед написанием творческих работ. Основной задачей такой подготовки является обогащение речи и словаря школьников. Большое внимание уделяется при этом усвоению новых слов и включению их в активный словарь учащихся. В каждом классе провожу творческие диктанты, к которым ведётся лексическая подготовка. Для уточнения смыслового значения слова, обогащения словаря учащихся, очень важной является работа с синонимами.
Стараюсь убедить ученика, как важно выбрать из синонимического ряда слово, отвечающее характеру текста. При подготовке к творческому диктанту я провожу упражнения, представляющие собой замену ряда синонимов в художественном тексте с целью выяснения выразительной сущности выбранного автором слова. Написание творческого диктанта на вставку слов требует подбора наиболее уместного и выразительного слова.
(Слайд 7)
Например, школьникам предлагалось следующее задание: в известные строчки Н.В. Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде» вместо слова «чуден» подставить слова одного синонимического ряда: «хорош, красив, прекрасен». Прием подстановки помогает увидеть, что только слово «чуден» наиболее полно выражает чувство восторга и восхищения автора перед красотой Днепра, именно оно подходит для текста Н.В. Гоголя. Нарушение этого (красив Днепр при тихой погоде, прекрасен Днепр при тихой погоде) ведет к уничтожению текста как произведения.
Недаром говорится: лучше один раз увидеть…, поэтому стараюсь использовать возможности экрана для проникновения в творческую лабораторию писателя.
(Слайд 8)
Показываю, как работал А.С. Пушкин над стихотворением «Анчар». Учащимся было предложено следующее упражнение:
Рассмотрите авторскую правку А.С. Пушкина и ответьте на вопросы:
Как идейно-художественные задачи автора диктовали выбор лексики стихотворения?
Приведите пример замены одного слова другим и покажите ее целесообразность. (Слайд 9)
Окончательная редакция | |
На почве, зноем раскаленной, Анчар, феномен роковой, Растет, один во всей вселенной… В пустыне мертвой [тощей] и глухой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как бодрый часовой, Растет…
Послал к пустынному анчару… послал ко древу властным словом…
Под сводом шалаша на лыки, И умер верный раб у ног владыки.
Свои догадливые стрелы И смерть пернатую послал К соседям в чуждые пределы | В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной…
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом. Принес – и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы |
Выполнение подобного рода упражнений знакомит учащихся с тем, как работают писатели над созданием своих произведений, как они много раз переделывают текст, совершенствуют написанное. Анализируя выбор писателем слова, сопоставляя два прилагательных бодрый часовой и грозный часовой, ученик понимает, почему А.С. Пушкин остановил свой выбор на слове грозный, так как поэт хотел подчеркнуть смертоносную силу анчара, а не просто сказать о том, что это живое дерево (бодрое). Также выбор прилагательного верный по отношению к слову раб не соответствует идейному замыслу писателя, поэтому Пушкин остановился на прилагательном бедный, которое выражает сочувствие автора положению раба. Наблюдения за работой писателя над рукописями своих произведений приобщают школьника к творческому поиску, показывают выразительную силу слова. Всё это убеждает в необходимости более тщательной работы при выборе слов, заставляет ученика задуматься над семантикой слова.
Таким образом, работа над словом, наблюдения, которые школьники делают, дают им практические умения для работы над сочинением. Познакомившись с приемами редактирования, школьники учатся перерабатывать, совершенствовать написанное. А это и является одним из условий творческой деятельности учащихся.
Еще один путь развития творческого начала у учащихся, а вместе с тем решения образовательных и воспитательных задач — сочинение на лингвистическую тему. Это эффективный способ синтезированного применения знаний учащихся, умений самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. При такой работе углубляются знания учеников по определенной теме и развиваются их творческие способности. Грамматика и фантазия оказываются совместимыми. Темы лингвистических сочинений самые разнообразные: «Ох, уж эти наречия!», «Зачем нужны вводные слова?», «Роль антонимов в речи», «Роль тире на письме» и другие.
Практическим средством осуществления принципа коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе являются упражнения по развитию речи, которые я провожу попутно в связи с изучением основной программы.
В методике русского языка имеется широко представленный тип упражнений, переходных от анализа готового языкового материала к созданию собственных высказываний, это различного рода преобразования исходного дидактического материала.
Хочу показать основные разновидности упражнений: (Слайд 10)
I. Анализ готового материала.
1. Наблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям.
2. Выделение и характеристика нужных элементов.
3. Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нём языковых средств и задач, условий, содержания высказывания.
II. Преобразование данного языкового материала .
1. Синонимия языковых фактов.
2. Построение различных единиц языка (по опорным элементам и предложенным моделям, схемам).
3. Распространение исходного материала.
4. Сжатие данного построения.
5. Редактирование.
III. Создание высказывания (или его частей).
1. Выбор языковых средств или типа речи в соответствии с данной темой или ситуацией высказывания.
2. Конструирование высказываний с учётом предложенной речевой ситуации.
3. Подготовка планов и рабочих материалов к сочинению на данную тему (в определённом или избранном стиле речи).
4. Создание фрагментов сочинения на определённую тему (в заданном или избранном стиле речи).
5. Сочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему в определённом стиле речи.
Высшей формой проявления умений создавать высказывания в методике развития речи признано сочинение.
Правильно отобрать, связать синтаксические средства языка в сочинении помогает речевая ситуация, элементы которой заложены в формулировке темы и той коммуникативной задаче, которая выдвигается перед учащимися.
(Слайд 11)
На мой взгляд, упражнения при обучении связной речи должны быть охарактеризованы по содержательной задаче: во-первых, упражнения, направленные на овладение умением раскрывать тему высказывания; строить рассуждения, выступать с докладом и т.д.;
во-вторых, по заданиям, которые программируют усвоение учащимися определённых знаний и способов деятельности.
(Слайд 12)
Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового):
составьте план текста, тезисы к нему;
изложите подробно (сжато) такую–то часть текста или весь текст;
подготовьте сообщение на такую –то тему на основе данного текста;
ответьте на вопрос, поставленный в тексте;
перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;
разверните данный сюжет (сюжетную схему) в рассказе.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение — работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно — художественных произведений, но и материал публицистического характера. К текстам изложений ставлю проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, с элементами описания и с грамматическими заданиями — и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.
Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.
Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению: (Слайд 13)
начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
ключевые слова каждого предложения записывай;
между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
помоги себе схемой, сделав их на обратной стороне листа;
из слов составь все предложения, активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют упражнения на развитие памяти.
Умелое пользование содержательной, красивой речью во все времена и у всех культурных народов, начиная с Древней Греции и Рима, ценилось высоко.
Развитие речи – одна из главных задач преподавания русского языка в современной школе, которая ставит перед собой цель подготовить учащихся, имеющих коммуникативную компетенцию, то есть владеющих всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
В результате моей работы по развитию коммуникативной компетенции обучающиеся знают и умеют создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, редактируют собственные тексты. Помимо этого у ребят развиваются внимание, память, воображение, дикция, мышление.
Обобщая всё вышеизложенное, хочется отметить, что существующие различия в речевом развитии детей обусловлены многими фактами: (Слайд 14)
успешностью обучения на уроках русского языка и литературы;
природными особенностями речи учащихся;
уровнем общего развития;
влиянием той речевой среды в школе и дома, в которой они ежедневно находятся.
Учёт этих факторов является важнейшей предпосылкой моей успешной работы по развитию речи школьников и совершенствованию её культуры.
Весь процесс преподавания русского языка в классах, где я работаю, направлен на развитие речи учащихся. Поэтому обучение работе над сочинением идет постоянно и на уроках русского языка и литературы, и во внеклассной работе.
(Слайд 15)
Внеклассная работа через организацию творческой деятельности учащихся способствует формированию коммуникативной компетентности.
Формирование коммуникативной компетентности является важным этапом преподавания русского языка в современной школе. Ведь чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений, должен уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание.
На основе коммуникативных умений Т.А. Ладыженская разработала систему обучения связной речи, которая легла в основу соответствующего раздела действующей программы по русскому языку. Основное внимание в данной системе работы обращено на содержательную сторону высказывания, то есть на раскрытие темы и выражение идеи.
Автор убежден, что в процессе обучения языку как средству общения, особенно важна коммуникативная мотивация (зачем мы создаем текст и для чего он предназначен). Без этого речевое действие теряет жизненный смысл.
Но у словесника, считаю, есть хорошая возможность расширить границы коммуникативной мотивации — сама жизнь предлагает варианты. В наш мир активно врываются самые различные конкурсы. Можно их проигнорировать. А почему бы и не использовать во внеурочной деятельности?
В последние годы активно проводятся Всероссийские конкурсы (эссе, сочинения). Предлагаю учащимся поучаствовать в них со своими работами. Конечно же, нужно провести правку сочинений (не работу над ошибками!) Мы совершенствуем написанное, ведь в конкурсе слабым работам не место.
И ребята активно включаются в работу. Конечно, учителю придется дополнительно потрудиться над каждым сочинением, но формирование коммуникативной компетентности идет более успешно, так как дети мотивированы: они любят участвовать в конкурсах.
Таким образом, обычный урок по развитию речи может стать толчком для творческого развития детей на индивидуальном уровне.
Где взять время на эту работу?!
Уроки литературы дают замечательную возможность рассмотреть использование изобразительно- выразительных средств на примере лучших образцов художественного слова. Дети, активно сочиняющие сами, с особым интересом присматриваются к творческой мастерской русских поэтов и писателей. Учителю остается только акцентировать внимание учащихся на художественном своеобразии произведений.
Так осуществляется формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством речевого творчества.
(Слайд 16)
Литература:
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1991.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1992.
Развитие речи: теория и практика обучения: Кн. для учителя / Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. — М.: Просвещение, 1998.
Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/ Н.Е.Богуславская и др.-М.: Просвещение, 2009
Развивайте дар слова./Сост. Т.А. Ладыженская, -М.: Просвещение,2090.
М.Ю. Гаврикова. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов. -Волгоград: «Панорама»,2009.
Виды работ по развитию речи./Сост. Г.К.Лидманн-Орлова.-М.:Просвещение,2009.