Стихи Есенина на уроке русского языка, 6 класс



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей» города Кирова, Калужской области









Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

«Стихи Есенина на уроке русского языка».















Подготовила учитель русского языка

и литературы Лавреникова Нина Алексеевна





2013 год.



Урок развития речи: «Стихи Есенина на уроке русского языка».

Цели урока: 1.(развивающая): развитие творческих способностей учащихся на основе собранных материалов в художественном тексте.

2. (обучающая): продолжить знакомство учащихся с понятием «текст», формировать умение анализировать поэтические тексты, используя выразительные средства языка.

3. (воспитывающая); научить понимать учащихся, что богатства мысли, заключённые в художественных произведениях, безграничны и неисчерпаемы и каждое новое прочтение становится и новым открытием.

Ход урока:

1.Подготовка к восприятию. Организационный момент.

На экране слайд с изображением рощи, звучит песня «Отговорила роща золотая»…

В-с: Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Эпиграфом к уроку будут слова, написанные на доске:

Я снова здесь, в семье родной,

. Мой край, задумчивый и нежный! (С. Есенин).

2.Давайте вспомним, что было задано на дом? ( Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь. Разобрать предложение, выписать выразительные средства языка, оставил –морфологический разбор, повторить тропы, привести примеры из художественных текстов.

В-с: Можно ли назвать это предложение текстом? (Нет. ). Дайте определение текста.

Вывод: Итак, записанное вами предложение нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из 8 предложений поэт создаёт необыкновенно лиричный, пронизанный тоской о покинутой родине текст.

(ст-е « Я покинул родимый дом»… ученик читает наизусть , у каждого на парте есть это ст-е).



3.Работа со стихотворением.

Понравилось ли вам это стихотворение?

Почему?

Какие чувства оно у вас вызвало?

Как удалось автору создать такую картину грусти, печали?

(благодаря использованию художественных средств).

Уч-ль: Исследуем, какие художественные средства использует Есенин.

Но сначала вспомним, что такое тропы.( ученики дают определение тропов , затем в качестве определения их слов на экране высвечиваются определения ). А теперь обратимся к тексту.( открываем текст, задание по группам: обратим внимание на цветовую гамму, раскрашиваем текст. На слайде: определение эпитета выделены красным цветом, метафоры- синим, олицетворение- зелёным.

Уч-ль: тот же отрывок из текста в цветовом оформлении- цветопись.

Какой вывод можете сделать, глядя на этот расцвеченный текс? ( изобилие тропов).

А теперь найдём ключевые слова, на которые нанизаны эти жемчуга, выпишем их в тетрадь. Сколько их получилось? 1.Русь, 2.мать, 3.отец, 4. вернусь, 5. радость.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Буква Уу. Уголок. Письмо строчной и заглавной буквы"

Вывод: « Многие русские слова сами по себе излучают таинственный блеск . (К.Г.Паустовский). Но, к сожалению не все способны уловить этот блеск, эту поэзию, хотя в нашей обыденной речи мы часто используем эти же слова.

4.Актуализация изученного.

(Слайд). Индивидуальное задание: Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где бы потом он не жил, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом, живя в Москве, в Петербурге, Есенин возвращался на родину, на знакомую деревенскую улицу, в низкий дом с голубыми ставнями :

«Я снова здесь, мой край родной,

Мой край, задумчивый и нежный!»

Вывод: Какие выразительные средства использует автор в этом предложении?

Уч-ль: записываем в тетради :

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома опрокинулась над окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилёг ко плетню.

Держат липы в зелёных лапах

Птичий гомон и щебетню.

Записанное вами текст или несколько предложений?

Этот текст описание?

Рассуждение?

Повествование?

Подчеркнём грамматическую основу предложений.

При каком типе текста автор больше использует выразительных средств?

В нашем тексте мы можем найти выразительные средства?

Вывод: нередко в метафоре совмещаются близость цвета и формы сопоставляемых предметов. Наблюдательный глаз находит общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придаёт метафоре особую выразительность.

Уч-ль: Как могут связываться предложения в тексте? Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.

Сейчас мы это и понаблюдаем. (Работа со стихотворением «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Есенин никогда не был в Персии, но в1924-1925 годах приезжал на Кавказ, где написал изумительный цикл стихотворений «Персидские мотивы».

Пленительная красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил свою любовь. Как удаётся поэту сочетать восточный колорит с поэзией русских раздолий? Как связаны предложения в тексте? (повторение одних и тех же слов.

Запись в тетради: Повтор- повторение слов или словосочетаний, благодаря чему фиксируется внимание читателя. Повтор придаёт тексту связность, усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

Уч-ль: Ребята, время- это движение. А может ли поэт в своём стихотворении нарисовать картину природы в движении? Послушаем стихотворение « Гой ты, Русь, моя родная» в исполнении С. Безрукова и постараемся почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

Свежие документы:  Урок для 6 класса на тему «Глагол can в прошедшем простом времени» (The verb «can» in Past Simple)»

Какие чувства возникли у вас? Какое настроение поэта почувствовали? Какие слова выбирает поэт , чтобы вы услышали его? (работаем со стихотворением). (найти повтор).

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали — это деревья в цвету,

Руки согнули, кисти встряхнули — с них ветер сбивает росу,

В сторону руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!- радостно дети кричат.



5. Работа по уровням.

Репродуктивный:

Уч-ль: У вас на партах лежат конверты с отдельными словами из текстов стихотворений, надо собрать текст, записать его в тетрадь .

Конструктивный: сделать тоже самое, но ещё определить тему текста и найти выразительные средства языка.

1. Я люблю тебя, родина кроткая,

А за что- разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С звонкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров,

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

2. Ах, сегодня весна,

Дождь взыграл, как поток!

Гладят волны челнок

И поёт тишина.

Слышен волховский звон

И весенний разгул

Закружились под гул Волга, Каспий и Дон.

3.О родина, счастливый

И неисходный час!

Нет лучше, нет красивей

Твоих весенних глаз.

Несу, как сноп овсяный,

Я солнце на руках,

Тебе, твоим туманом и

Овцам на полях.

4. Хорошо весною

Думать под сосною

Улыбаясь в дрёме,

О родимом доме.

Май всё хорошеет,

Плачет и смеётся.

На цветы и травы голос

Раздаётся.

6. Подведение итогов.

Сделаем вывод: Какую загадку стихотворений Есенина мы разгадали?

( Художественные средства, используемые Есениным, рисуют картину родной природы, родительского дома, усиливают сердечность, грусть и радость).

Уч-ль: Сегодня мы попытались понять, как в устах великого поэта самое обычное слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких простых предложений возникает не просто текст, а великолепная, яркая, запоминающаяся картина. Поэтому его стихи легко слагаются на песни.( слушаем песню « Клён…»).

7.Домашнее задание: надеюсь, что тексты сочинений-миниатюр, которые вы создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой вашей творческой работы будет строка иэ есенинского стихотворения: « Мой край , задумчивый и нежный…»

Образец сочинения- миниатюры:

«Мой край, задумчивый и нежный» эти строки могут быть написаны и о моём крае, таком красивом и таком любимом. Наш Киров -зто не только маленький город, а часть нашей большой Родины, часть русской природы.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "На что похожа наша планета?"

Я люблю свой городок, особенно мне нравится озеро, прибрежный лес на том берегу. Мне нравится бродить по лесу, валяться на траве, смотреть в небо, слушать, как шумят верхушки деревьев.

Пусть, я не могу о своём крае сказать так, как сказал Есенин, но он мне нравится своей нежностью и задумчивостью. Какое чудо, что это моя Родина!





Используемая литература:

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.

Есенин С.А. Собрание сочинений в двух томах. Том-1., изд. «Советская Россия»,1991.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: