Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Сценарий урока
по теме:
«Отличие повествования от описания»
( 5 класс)
Выполнила: Нефедова Г.Ф.
Учитель русского языка и литературы
II квалификационная категория
г. Братск, 2010
Тема: « Отличие повествования от описания».
Цели:
1. познакомить учащихся с типом речи описание;
2. научить отличать повествование от описания;
3. развивать эстетический вкус учащихся.
Оборудование: персональный компьютер, учебник, тетрадь, хохломская ложка, братины, солонцы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
— Здравствуйте! На дворе декабрь, зима. Холодно. Падает снег, покрывая землю пушистым одеялом (Слайд № 1)
Снежинка, еще одна снежинка: начался снегопад.
— Что делает снег?
— С каким типом речи ассоциируется у вас эта картинка?
— Что такое повествование?
— Какие ключевые слова в повествовании?
Тема урока:
II. – Сегодня на уроке мы должны познакомиться с еще одним типом речи и научиться отличать его от повествования.
— Вот снежинка, она словно хрустальная, такая хрупкая, изящная. ( Слайд № 2)
— Что я сейчас делала? Итак, это описание. Тема нашего урока: «Описание». (Слайд № 3).
III. – Так много слов было сказано о зиме, что стало холодно. Я приглашаю вас в лето.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома.
— Теплые цвета лета согревают и радуют глаз.
IV. – Внимательно посмотрите, какие цвета используют хохломские мастера ( желтый, черный, красный, зеленый).
— Подберите синонимы к слову КРАСНЫЙ. ( Ввести понятие КИНОВАРЬ).
V. – Что в хохломе важнее всего? Чтобы золотой цвет ярче играл, чтобы рисунок завивался, кудрявился. (Слайд № 4).
-Расписные солонцы обжигают. Солнечный луч падает на братины, загорается золотом.
— Как по – вашему, что такое солонцы и братины? (Слайд№ 5).
— Как они использовались в быту?
VI. Работа с текстом № 1.
Хохломские изделия радуют нас крас…той, построенной (на) игре черного и красного. Самый пр…стой узор – «травка». Ее наносят плавными и быстрыми дв…жжениями. Разн…видностью «травки» являют ? ся всевозможные узоры с мотивами з…леных листочков, красных ягодок, перистых веточек рябины, вьющихся стеблей густых трав.
Прежде чем начать расписывать, выточенную вещь сначала покрывают особым грунтом из глины, многократно олифят и просушивают в печи. Затем на поверхность наносят оловянный или алюминиевый порошок – полуду. А уже на этот серебристый фон мастер наносит кистью рисунок. После этого вновь вещь покрывают прозрачной олифой и закаливают в печи. И тогда происходит чудо! Серебристая поверхность, не закрытая рисунком, превращается в сверкающее золото.
Под слоем прозрачного лака пылает киноварь, переливается черный цвет, поблескивают золотом растительные узоры и вьющиеся травы.
1) В первом абзаце вставьте пропущенные буквы.
2) Прочитайте еще раз 2 абзац. К какому типу речи он относится? Докажите.
VII. Работа с текстом № 2.
Так в городе Семенове и окрестных деревнях с изготовления простых деревянных ложек зародился народный промысел.
Чистая шелковистой мягкости ложка лежала перед мастером. С торжественным лицом он обмакнул кисть в киноварь, и посреди кудрявой травки заалела ягодка земляники. Еще мазок и еще ягодка земляники. Еще мазок и от стебелька, как лучики, побежали листочки чашелистики.
1) Какой тип речи текста, который только что прочитали?
2) Попробуйте создать свою ложку. Перед тем, как вы начнете работу с Татьяной Витальевной, обратите внимание, что желтый цвет надо раскрашивать в последнюю очередь. (Работа с учителем информатики).
VIII. Физминутка.
IX. Работа на компьютере. (Слайд № 7).
X. А теперь возвращаемся к нашим текстам.
— Сравните повествование текста № 2 с 3- им абзацем текста № 1.
— Чем они отличаются?
— Так что же перед нами во 2 – ом случае повествование или описание?
Вывод: описание – словесное изображение предмета или явления путем перечисления его характерных признаков с помощью слов, обозначающих качество, а для особой наглядности используются глаголы.
— Попробуйте описать ложку, которая лежит перед вами.
— Так чем же отличается повествование от описания?
XI. Итог урока. Оценки.
Д/з. Опишите свою любимую игрушку.