Технологическая карта урока русского языка «Местоимения в языке и речи» 6 класс

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»


Технологическая карта урока русского языка в 6А классе по теме «Местоимения в языке и речи»

Базовый учебник: Образовательная система «Школа2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А. Исаева. Русский язык 6 класс — Москва: Баллас, 2012г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

Время 1мин

Приветствует учеников. Указывает на то, как будет строиться работа на уроке, нацеливает на продуктивную совместную работу.

Приветствуют учителя и друг друга.

личностные:

формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

II. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с текстовой информацией; определение темы урока, постановка целей и задач (5 мин)

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

1. Демонстрирует стихотворный текст, состоящий из местоимений на доске через проектор. Побуждает учащихся к анализу лексического состава стихотворения. С помощью проблемного диалога подводит учащихся к формулировке темы урока, целей и задач.

2. Дает руководство по проверке тетрадей друг у друга.

1.Читают текст, определяют, слова какой части речи преобладают в тексте, сравнивают местоимения с другими частями речи.

Формулируют тему урока, пытаются определить цели и задачи урока.

2. Проверяют тетради своих одноклассников с домашними заданиями. Оценивают полноту выполнения, правильность, оформление. Выставляют отметку карандашом в тетрадь, аргументируют свою оценку.

Предметные:

умение распознавать местоимения в тексте;

соотносить их с другими частями речи;

метапредметные:

умение правильно формулировать устные ответы, высказывать и доказывать свою точку зрения

личностные:

активизация познавательной деятельности;

формирование интереса к себе и окружающим;

коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками и учителем в ходе групповой деятельности;

устное, аргументированное оценивание работы одноклассников;

познавательные:

поисковое чтение,

извлечение информации из текста;

построение логических рассуждений на основе наблюдений;

регулятивные:

формулировка темы и содержания урока, целеполагание;

умение наблюдать.

III. Актуализация знаний

1. Орфографическая пятиминутка (5мин)

2. Самостоятельная работа учащихся — составить рассказ о местоимении, разрядах местоимений, об их морфологических признаках на основе материала, данного на карточках (6 мин)

1. Указывает на вид карточки, с которой предстоит работа. Определяет цель данной работы — отработка орфограммы «Правописание НЕ с разными частями речи», формулировка правила.

2. Обращает внимание учащихся на карточки с предложениями о местоимениях. Консультирует их о выполнении работы, корректирует действия учащихся, заполняет таблицу о разрядах местоимений на основе ответов.

1. Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки. Советуются внутри группы — почему в одном случае НЕ пишется со словом слитно, а в другом раздельно. Формулируют орфограмму «Правописание НЕ с разными частями речи». Группа, первая справившаяся с заданием, рассказывает правило. Другие группы вносят дополнения.

2. Анализируют информацию, данную в предложениях. исключают ошибочные тезисы, определяют верные высказывания, составляют рассказ о местоимении, с помощью ответов заполняют таблицу «Разряды местоимений»

Предметные:

определение уровня знаний учащихся об орфограмме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»;

умение создавать устный текст на лингвистическую тему

метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации;

овладение приёмами систематизации материала;

умение высказывать и доказывать свою точку зрения

личностные:

формирование деятельности, способствующей адекватной самооценке;

коммуникативные:

умение четко излагать свое мнение;

познавательные:

построение логически обоснованных рассуждений; умение извлекать нужную информацию, дополнять ее собственными примерами; умение структурировать знания;

регулятивные:

умение планировать и оценивать свои действия.

IV. Физминутка

(2 мин)

Предлагает выполнить упражнения для снятия утомления с глаз. Демонстрирует выполнение упражнений и делает их вместе с классом.

Выполняют следующие упражнения

— вращение глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки;

— «пальчик» — приближаем палец к носу и отводим его, глазами следим за пальцем;

— «во все стороны» — двигаем глазами вправо-влево,

вверх-вниз;

— «кто там?» — сильно зажмуриваемся и резко широко открываем глаза;

— моргание;

— «сон» — закрыли глаза и посчитали до 20.


V. Обобщение и систематизация знаний

Выполнение практических заданий по нахождению местоимений в тексте, определению их разряда и морфологических признаков (5 мин)

Акцентирует внимание учащихся на заданиях, которые были розданы. Консультирует о выполнении работы. Предлагает разделить данные задания между участниками группы

Выполняют задания на карточках, разделив и внутри группы: 1 человек ищет местоимения в тексте, определяет их разряд; 2 — ищет зашифрованное в предложении местоимение — определяет его разряд и морфологические признаки; 3 — в ряду словосочетаний исключает лишнее слово, объясняет свой выбор, 4 — контролирует выполнение работы, корректирует и помогает одноклассникам.

Предметные:

умение распознавать местоимения в тексте, определять их разряд и морфологические признаки;

метапредметные:

овладение приёмами отбора материала;

умение применять теоретический материал на практике;

личностные:

формирование интереса и позитивного отношения к себе и окружающим;

формирование деятельности, способствующей адекватной самооценке;

коммуникативные:

умение четко излагать свое мнение, корректно исправлять ошибки одноклассников, контролировать и оценивать их действия;

познавательные:

формирование логических действий;

умение наблюдать;

регулятивные:

контроль, оценка своих и чужих действий.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с текстами: определение функций местоимений в речи

(7 мин)

Координирует действия учащихся по работе с текстом. Поясняет, что функции местоимений в речи различны, предлагает отредактировать тексты и сделать выводы о роли местоимний в речи

Внимательно читают тексты, редактируют их, анализируют, определяют функции местоимений в речи, делают выводы.

Предметные:

умение распознавать местоимения в тексте, определять их роль;

уместное употребление языковых единиц согласно ситуации речевого общения;

метапредметные:

пользоваться разными видами чтения;

правильно формулировать устные ответы;

высказывать и доказывать свою точку зрения;

умение выделять существенную информацию

личностные:

активизация познавательной деятельности;

коммуникативные:

выработка собственных мировоззренческих позиций, умение четко излагать свое мнение, аргументировать свою позицию;

познавательные:

изучающее чтение; умение анализировать и делать выводы;

регулятивные;

оценка своих знаний и умений их применять

VII. Контроль усвоения

Индивидуальная работа учащихся — решение контрольного теста (5 мин)

Проговаривает инструкцию для выполнения теста, обращает внимание, что данная работа — индивидуальная, но результат каждого участника команды отразиться на общей оценке для группы.

Выполняют тестовую работу, анализируют собственные знания по теме «Местоимение»

Предметные:

умение определять их разряд местоимений;

метапредметные;

умение применять теоретический материал на практике;

личностные:

формирование интереса к себе; познавательные:

формирование логических действий;

умение наблюдать;

регулятивные:

оценка степени достижения целей

VIII. Рефлексия

Подведение итогов занятия (3 мин)

Выдает таблицы, где каждый учащийся оценивает свою работу на уроке за каждый этап урока и выводит общую отметку за урок. Выслушивает мнение учащихся об уроке, высказывает свою оценку для каждой группы, а также отмечает особенно активных учеников.

Заполняют таблицы, выставляют себе оценки за каждый этап урока, оценивают свою работу в группе и на уроке в целом. Высказывают свое мнение об уроке, поясняют, что осталось непонятым.

Метапредметные:

высказывать свою точку зрения;

Личностные:

формирование позитивного отношения к себе и окружающим;

формирование деятельности, способствующей адекватной самооценке;

коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками в ходе групповой деятельности;

познавательные:

рефлексия способов и условий действий

регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения знаний; адекватное понимание причин успеха/неуспеха

IX. Домашнее задание

Инструктаж выполения домашнего задания (1 мин)

Предлагает три варианта домашнего задания, объясняет, что учащиеся вправе выбрать любое задание для выполнения.

Анализируют сложность домашнего задания, выбирают тот вариант, которые будут выполнять


Свежие документы:  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь



10

Чуксина Антонина Яковлевна

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: