Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»
Технологическая карта урока русского языка в 6А классе по теме «Местоимения в языке и речи»
Базовый учебник: Образовательная система «Школа2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А. Исаева. Русский язык 6 класс — Москва: Баллас, 2012г.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
I. Организационный этап Время 1мин | Приветствует учеников. Указывает на то, как будет строиться работа на уроке, нацеливает на продуктивную совместную работу. | Приветствуют учителя и друг друга. | личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающим. |
II. Мотивация учебной деятельности 1. Работа с текстовой информацией; определение темы урока, постановка целей и задач (5 мин) 2. Проверка домашнего задания (5 мин) | 1. Демонстрирует стихотворный текст, состоящий из местоимений на доске через проектор. Побуждает учащихся к анализу лексического состава стихотворения. С помощью проблемного диалога подводит учащихся к формулировке темы урока, целей и задач. 2. Дает руководство по проверке тетрадей друг у друга. | 1.Читают текст, определяют, слова какой части речи преобладают в тексте, сравнивают местоимения с другими частями речи. Формулируют тему урока, пытаются определить цели и задачи урока. 2. Проверяют тетради своих одноклассников с домашними заданиями. Оценивают полноту выполнения, правильность, оформление. Выставляют отметку карандашом в тетрадь, аргументируют свою оценку. | Предметные: умение распознавать местоимения в тексте; соотносить их с другими частями речи; метапредметные: умение правильно формулировать устные ответы, высказывать и доказывать свою точку зрения личностные: активизация познавательной деятельности; формирование интереса к себе и окружающим; коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками и учителем в ходе групповой деятельности; устное, аргументированное оценивание работы одноклассников; познавательные: поисковое чтение, извлечение информации из текста; построение логических рассуждений на основе наблюдений; регулятивные: формулировка темы и содержания урока, целеполагание; умение наблюдать. |
III. Актуализация знаний 1. Орфографическая пятиминутка (5мин) 2. Самостоятельная работа учащихся — составить рассказ о местоимении, разрядах местоимений, об их морфологических признаках на основе материала, данного на карточках (6 мин) | 1. Указывает на вид карточки, с которой предстоит работа. Определяет цель данной работы — отработка орфограммы «Правописание НЕ с разными частями речи», формулировка правила. 2. Обращает внимание учащихся на карточки с предложениями о местоимениях. Консультирует их о выполнении работы, корректирует действия учащихся, заполняет таблицу о разрядах местоимений на основе ответов. | 1. Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки. Советуются внутри группы — почему в одном случае НЕ пишется со словом слитно, а в другом раздельно. Формулируют орфограмму «Правописание НЕ с разными частями речи». Группа, первая справившаяся с заданием, рассказывает правило. Другие группы вносят дополнения. 2. Анализируют информацию, данную в предложениях. исключают ошибочные тезисы, определяют верные высказывания, составляют рассказ о местоимении, с помощью ответов заполняют таблицу «Разряды местоимений» | Предметные: определение уровня знаний учащихся об орфограмме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»; умение создавать устный текст на лингвистическую тему метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации; овладение приёмами систематизации материала; умение высказывать и доказывать свою точку зрения личностные: формирование деятельности, способствующей адекватной самооценке; коммуникативные: умение четко излагать свое мнение; познавательные: построение логически обоснованных рассуждений; умение извлекать нужную информацию, дополнять ее собственными примерами; умение структурировать знания; регулятивные: умение планировать и оценивать свои действия. |
IV. Физминутка (2 мин) | Предлагает выполнить упражнения для снятия утомления с глаз. Демонстрирует выполнение упражнений и делает их вместе с классом. | Выполняют следующие упражнения — вращение глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки; — «пальчик» — приближаем палец к носу и отводим его, глазами следим за пальцем; — «во все стороны» — двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз; — «кто там?» — сильно зажмуриваемся и резко широко открываем глаза; — моргание; — «сон» — закрыли глаза и посчитали до 20. |
|
V. Обобщение и систематизация знаний Выполнение практических заданий по нахождению местоимений в тексте, определению их разряда и морфологических признаков (5 мин) | Акцентирует внимание учащихся на заданиях, которые были розданы. Консультирует о выполнении работы. Предлагает разделить данные задания между участниками группы | Выполняют задания на карточках, разделив и внутри группы: 1 человек ищет местоимения в тексте, определяет их разряд; 2 — ищет зашифрованное в предложении местоимение — определяет его разряд и морфологические признаки; 3 — в ряду словосочетаний исключает лишнее слово, объясняет свой выбор, 4 — контролирует выполнение работы, корректирует и помогает одноклассникам. | Предметные: умение распознавать местоимения в тексте, определять их разряд и морфологические признаки; метапредметные: овладение приёмами отбора материала; умение применять теоретический материал на практике; личностные: формирование интереса и позитивного отношения к себе и окружающим; формирование деятельности, способствующей адекватной самооценке; коммуникативные: умение четко излагать свое мнение, корректно исправлять ошибки одноклассников, контролировать и оценивать их действия; познавательные: формирование логических действий; умение наблюдать; регулятивные: контроль, оценка своих и чужих действий. |
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации Работа с текстами: определение функций местоимений в речи (7 мин) | Координирует действия учащихся по работе с текстом. Поясняет, что функции местоимений в речи различны, предлагает отредактировать тексты и сделать выводы о роли местоимний в речи | Внимательно читают тексты, редактируют их, анализируют, определяют функции местоимений в речи, делают выводы. | Предметные: умение распознавать местоимения в тексте, определять их роль; уместное употребление языковых единиц согласно ситуации речевого общения; метапредметные: пользоваться разными видами чтения; правильно формулировать устные ответы; высказывать и доказывать свою точку зрения; умение выделять существенную информацию личностные: активизация познавательной деятельности; коммуникативные: выработка собственных мировоззренческих позиций, умение четко излагать свое мнение, аргументировать свою позицию; познавательные: изучающее чтение; умение анализировать и делать выводы; регулятивные; оценка своих знаний и умений их применять |
VII. Контроль усвоения Индивидуальная работа учащихся — решение контрольного теста (5 мин) | Проговаривает инструкцию для выполнения теста, обращает внимание, что данная работа — индивидуальная, но результат каждого участника команды отразиться на общей оценке для группы. | Выполняют тестовую работу, анализируют собственные знания по теме «Местоимение» | Предметные: умение определять их разряд местоимений; метапредметные; умение применять теоретический материал на практике; личностные: формирование интереса к себе; познавательные: формирование логических действий; умение наблюдать; регулятивные: оценка степени достижения целей |
VIII. Рефлексия Подведение итогов занятия (3 мин) | Выдает таблицы, где каждый учащийся оценивает свою работу на уроке за каждый этап урока и выводит общую отметку за урок. Выслушивает мнение учащихся об уроке, высказывает свою оценку для каждой группы, а также отмечает особенно активных учеников. | Заполняют таблицы, выставляют себе оценки за каждый этап урока, оценивают свою работу в группе и на уроке в целом. Высказывают свое мнение об уроке, поясняют, что осталось непонятым. | Метапредметные: высказывать свою точку зрения; Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающим; формирование деятельности, способствующей адекватной самооценке; коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками в ходе групповой деятельности; познавательные: рефлексия способов и условий действий регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; адекватное понимание причин успеха/неуспеха |
IX. Домашнее задание Инструктаж выполения домашнего задания (1 мин) | Предлагает три варианта домашнего задания, объясняет, что учащиеся вправе выбрать любое задание для выполнения. | Анализируют сложность домашнего задания, выбирают тот вариант, которые будут выполнять |
|
10
Чуксина Антонина Яковлевна