Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Лицей»
г.Калачинска Омской области
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
«Виды предложений по наличию и отсутствию
второстепенных членов»
(ФГОС)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Майер Елена Николаевна
г. Калачинск
2013
Тема урока: «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»
Класс: 5 класс Б
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. С.И. Львова.- 2-е изд., перераб., — М.: Мнемозина, 2010; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов.- М.: Мнемозина, 2012
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные результаты: Л1 — достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД личностные: Л3 — ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 — целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 — выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 — определяют основную и второстепенную информацию; П4 — строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 — практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Этап урока | Цель (формируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка | |
1. | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Настрой на учебную деятельность
Л3 Р3 П2 П4 К2 | Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне? «С малой удачи начинается успех!» — Как вы понимаете эти слова? — Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада! Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета. | Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Актуализация Знаний. Приём ТРКМЧП: «Мозговой штурм» «Веришь ли ты, что…»
| Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Л1 Р2 Р3 Р4 П1 П2 П4 К1 К3 | На партах у групп по одному предложению: 1. Выпал снег. 2. Ты радуешься снегу? 3. Зимние дни проходят быстро. 4. Красива зима! На доске – схемы этих предложений. Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску. Слайд 2 «Веришь ли ты, что…» — эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания? Слайд 3 — эти предложения можно объединить в группы по интонации? Слайд 4 — эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
Кто сможет распределить по этому признаку? А кто знает, как называются эти предложения? | Групповая работа. Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор. Делят предложен-ные предложения на группы. | Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе.
|
3. | Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Уметь узнавать и отличать распространён-ные предложе-ния от нерас-пространённых Р1, Р4, Л1, Л2, П4 | Мотивация к формулированию темы и цели урока: Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Слайд 5 Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала? Слайд 6 | Формулируют тему и цель урока | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4. | Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Приём ТРКМЧП: «Инсерт» (маркировка текста)
| Открытие новых знаний: — работа с информацией в учебнике
Л1 Л2 Р2 Р4 П3 П4 К1 К2
| Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложение №1) на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (Приложение №2) Назовите критерии оценки: — цель достигнута — справляюсь, но есть ошибки — ещё нужно над этим работать Оценивать работу групп сегодня буду я. Предлагаю выполнить задание № 1 из маршрутного листа: — Прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов — с.127 — Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт») v знаю + новое ! интересное ? не понимаю
Теперь вы можете выполнить это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения? | Выполняют задание №1 (индивидуальная работа) Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию
Распределяют предложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения (групповая работа) | Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе.
|
5.
| Закрепление изученного материала | Организация деятельности для отработки навыков Л2 Р4 П1 П2 П4 К2 К3 | Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание № 2 С.128 упр.281 (2) Спишите под пунктом 2) предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. Самопроверка по образцу. Слайд7
| Выполняют задание № 2 Стр.128 упр. 281 (2), Проверяют по образцу на слайде
| Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе.
|
6. | Физминутка | |||||
7.
| Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Приём ТРКМЧП: «Синквейн»
| Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний Л1 Л2 Р2 Р3 Р4 П3 П5 К2 К3
| Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание № 3 Составление синквейна (алгоритма изученного правила) со словом «Предложения»: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов 5 строка – существительное – синоним первому
Объяснить. Слайд 8
| Выполняют Задание № 3 Групповая работа Пример синквейна: Слайд 8 Предложения Распространённые, нераспространённые Бывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членов Виды | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
Самооценка в маршрутном листе. |
8. | Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) Приём ТРКМЧП: «Веришь ли ты, что…»
| Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка Л1 Л3 Р3 Р4 П1 П4 К2 | Предлагаю ответить на вопросы: — какова тема урока? — какую цель ставили? — достигли ли цели? — какое правило использовали?
Предлагаю вернуться к приёму «Веришь ли ты, что…» Слайд 9 — эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
— что было интересно на уроке? — что было трудно? — где ваши знания пригодятся? Оцените свою работу, поставьте оценку. Кто поработал на «5»? «4»? «3»? Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? Оцените работу своей группы. Даю свою оценку работе групп. Сегодня конец рабочей недели. Поднимите руку, у кого в листках достижений просматривается продвижение вперёд! В чём? | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. | Ценностное отношение к деятельности и её оценка | Самооценка в маршрутном листе. |
9. | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Закрепить полученные знания. Развить творческие способности Л1 Л3 П5. | Предлагаю выполнить по выбору: Стр. упр.282 Стр. упр. 284 Лингвистическая сказка « Два предложения». Кто выполнит второе упражнение? Кто напишет сказку?
Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово – что дать напиться… Слайд 10 СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Самостоятельная домашняя работа | Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей | Оценка учителя |
Приложение №1
Маршрутный лист 23.11.12 г.
Задание № 1 — стр. 127 прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов предложения — «Инсерт»: v знаю + новое ! интересное ? не понимаю | Задание № 2 С.128 упр.281 (2) — Спишите предложения под пунктом 2) распределив их в группы, выделите грамматические основы. Самомопроверка по образцу | Задание № 3 Составление синквейна (алгоритма изученного правила) со словом «Предложения»: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов 5 строка – существительное – синоним первому | Домашнее задание: По выбору: — Стр. упр.282 — Стр. упр. 284 — Написать лингвистическую сказку « Два предложения»
|
Приложение №2
Лист индивидуальных достижений: _________________________________________________________________ 5 Б класс
Тема «Синтаксис». Уроки 62 – 67
Урок 62 19. 11 | Урок 63 20. 11 | Урок 64 20. 11 | Урок 65 21. 11 | Урок 66 22. 11 | Урок 67 23. 11 | Оценка за неделю | |
цель достигнута — справляюсь, но есть ошибки — ещё нужно над этим поработать — | |||||||
1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока |
|
|
|
|
|
|
|
2. Умею работать самостоятельно с текстом («Инсерт») |
|
|
|
|
|
|
|
3. Умею составлять схему, модель правила |
|
|
|
|
|
|
|
4. Умею применять правило при выполнении заданий |
|
|
|
|
|
|
|
5. Умею составлять «Синквейн» |
|
|
|
|
|
|
|
6. Умею быть внимательным |
|
|
|
|
|
|
|
7. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу |
|
|
|
|
|
|
|
8. Умею оценивать свою деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
9. САМООЦЕНКА ЗА УРОК Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) |
|
|
|
|
|
|
|
Список используемых источников
1. Программа по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. С.И. Львова.- 2-е изд., перераб., — М.: Мнемозина, 2010; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
2. Русский язык. 5 кл..: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов.- М.: Мнемозина, 2012
3. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова и «Русский язык. 5 класс». — М.: «Экзамен», 2013
4. Васильевых И. П. Уроки русского языка.5 класс: пособие для учителя к учеб. С.И. Львовой и В.В. Львова «Рус.яз. 5 кл.», 2010
5. Генике, Е. А., Трифонова, Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2002
6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
7. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
8. https://www.velib.com/shcool_ru_1.html