Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Статья
Технологии контроля знаний по русскому языку
Автор: учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2012
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Сочетание традиции и новаторства актуально сегодня и требует к себе пристального внимания. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, научно разрабатывать и практически обосновывать новые идеи и технологии.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). 1
Педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации. 1. Основной канал – движение основной учебной информации от источника (учителя) к приемнику (ученику). 2. Канал управляющих воздействий — планирование и коррекция основного технологического движения обучающей информации. 3. Обратная связь – контроль, оценивание и канал дополнительной информации. 2
Роль контроля знаний в учебном процессе и воспитании
Канал передачи информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь) занимает в структуре технологического процесса немаловажное место, т.к. организация эффективного контроля знаний – один из важнейших элементов урока, позволяющий учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учёт знаний школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: даёт индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры и т.д. 3
Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся.
Выявление результатов обучения необходимо для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики и путях и способах её совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, преподаватель может обосновать выбор, применение тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний. 4
Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.
Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В.А.Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного. 5
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка
Опыт показывает, что постоянных высоких результатов обучения русскому языку добиваются те учителя, которые умело сочетают различные технологии устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, т.е. берут учёт знаний, умений и навыков учащихся под постоянное наблюдение. Текущий контроль проводится в ходе изучения темы, итоговый – после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем. В практике школьного обучения наиболее распространёнными являются две формы опроса: коллективный и индивидуальный. Из форм коллективного контроля чаще других практикуются всевозможные виды письменных проверочных работ (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов, грамматические контрольные работы и т.д.), работы с использованием элементов безмашинного программирования (тесты, перфокарты, карточки контроля знаний и т.д.), проверка с помощью заданий теста «Проверь себя» и т.д. Индивидуальный опрос – это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. 6
При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем. Отметка сразу же заносится в классный журнал и дневник ученика.
Как метод контроля за знаниями учителя часто применяют для проверки относительно законченной части темы или самостоятельных тем курса сообщение (рассказ) ученика. Одним из положительных моментом организации такого контроля является то, что во время его проведения между учителем и отвечающим устанавливается непосредственный контакт. Учитель следит за логикой мышления ученика, определяет качество его монологической и диалогической речи, выявляет индивидуальные особенности мыслительной деятельности.
Для обучения школьников рассказу об изученных понятиях и языковых фактах в учебнике используются такие виды заданий, как составление плана рассказа о том или ином явлении; предъявление готового плана для подготовки задания; подбор примеров к пунктам плана, данного в учебнике. Так, в одном из школьных учебников для 5 класса дается следующее задание: «Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану. К какому стилю вы отнесете ваше высказывание об имени прилагательном как части речи?» Следовательно, к выполнению контрольных заданий подобного типа школьники должны быть подготовлены: они должны знать, как строится рассказ, в котором раскрываются основные признаки изученного понятия.
Однако нельзя допускать, чтобы на уроке сложилась ситуация, когда «один ученик решает задачу или читает, а другие 20 человек тратят попусту время и привыкают к самому гибельному, к самому вредному препровождению его». Очень важно предварительно поставить перед школьниками задачу, дающую направление их внимания: воспроизвести ответ в виде тезисов, основных положений, проанализировать приведённые примеры с точки зрения их соответствия выдвинутым положениям и т.д. Таким образом, учитель контролирует не только отвечающего у доски, но и весь класс. Оценку получает ещё и тот школьник, который дал развёрнутый, аргументированный анализ ответа товарища. Это справедливо: верно оценить ответ может лишь тот, кто сам хорошо знает материал.
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, в частности, работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, диаграмма), овладение первоначальными умениями преобразования информации из одного вида в другой. Одним из видов работы с информацией является работа с таблицами: преобразование табличного материала в текстовой (письменный или устный рассказ по приведённой таблице), преобразование информации из сплошного текста в таблицу.
На уроках, завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного рекомендуется использовать такую форму проверки знаний, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Такой контроль ЗУН имеет большое значение, т.к. способствует развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различное.
Например, в ходе урока «Буквы ы/и после ц» (5 класс) учащимися была составлена следующая таблица:
| Ы | |||
| |
| ||
в слов, в словах на -ция | | в прилагат. | | в сущ. и прилагат. |
цирк, акация, искл.: … | | синицын, сестрицын, … | | огурцы, куцый, … |
Составление таблиц происходит исключительно под руководством учителя и носит характер иллюстрации того, как текстовой материал может быть представлен в табличном виде. Кроме того, составление подобных таблиц способствует структурированию и обобщению материала учебной программы.7
Проблема орфографической грамотности остаётся одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на осознанном использовании знаний по грамматике, на умении школьников осуществлять само- и взаимоконтроль. Само- и взаимоконтроль целесообразно применять на уроках повторения, которые дают возможность не только воспроизводить ранее изученный материал, но и совершенствовать приёмы умственной работы (опознавание, дифференциация и т.д.). Возможность контроля орфографических навыков с учётом индивидуальных способностей даёт методика взаимного тренажа. В парах постоянного и сменного состава каждый ученик получает тренажную карточку и поочерёдно отвечает напарнику о правописании указанных слов или о постановке знаков препинания. Напарники выставляют друг другу оценку, а если ученик на последующих уроках подтверждает эту оценку, учитель выносит её в журнал. Школьники, как правило, стремятся оправдать свои оценки, что влияет на качество усвоения материала, развивает разные виды памяти: зрительную, слуховую, механическую, что способствует орфографической зоркости.
Основным критерием оценки эффективности современного урока является конечный результат: достигнута ли его цель, чтоусвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке.
Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся привели учителей к использованию при опросе различных видов контроля с применением элементов безмашинного программирования, которые дают учителю «сиюминутные» показатели результатов обучения. 8
В современной практике учителя широко используют такие приёмы проверки усвоения материала, как сигнальные карточки, перфокарты различного вида (для индивидуального, коллективного опроса и т.д.).
Использование сигнальных карточек на любом этапе урока обеспечивает немедленную обратную связь, т.к. прежде чем написать необходимое слово, учащиеся поднимают карточку с нужной орфограммой, а учитель контролирует деятельность всех учащихся одновременно, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы и осознавая целостную картину успеваемости.
В своей практике я очень часто использую сигнальные карточки в ходе проверки домашнего задания, когда в упражнении даны слова с одной и той же пропущенной орфограммой. Например, при изучении темы «Правописание о/ё после шипящих и ц в окончаниях существительных» в ходе проверки домашнего упражнения 560 в 5 классе используются сигнальные карточки «Буквы о/ё»: камыш…м, ч…рные, ш…пот, ж…лтые, птенц…в, с добыч…й, щ…лкать, под кож…й, стуж…й, туч…й, лисиц…й, ш…рох, скорц…в, ш…рстка, птиц…й, ж…сткий, ш…лк и т.д. 9
Применение элементов программирования при опросе не только облегчает труд учителя (на проверку работ всего класса затрачивается не более 5-7 минут), но и даёт своевременную, быструю, точную информацию о результатах обучения. Перфокарты для коллективного и и индивидуального опроса открывают широкие возможности быстро выявлять пробелы в знаниях на ранней стадии обучения, экономят время индивидуальной работы: ученик не пишет слово (словосочетание, предложение, текст), а только вставляет орфограмму (пунктограмму), что за минимально короткий срок позволяет выполнить необходимый контроль за усвоением определённых знаний. Перфокарты можно использовать при первичном закреплении, при промежуточном контроле усвоения темы, при проведении срезов по решению орфографической задачи.
В своей практике я широко использую контроль за ЗУН учащихся при помощи перфокарт, отдавая предпочтение перфокартам индивидуального опроса. В своём дидактическом арсенале я имею несколько вариантов перфокарт на все изучаемые в школьной программе орфограммы и пунктограммы.
Своего рода разновидностью перфокарт являются тренажёры для выполнения морфологического, лексического, словообразовательного, фонетического разбора слов. Ученик, работающий на тренажёре, лишь заполняет отдельные графы, а учитель почти мгновенно оценивает результативность данной работы. Так, например, выполняя упражнение 10 в 6 классе, ученики не чертили в тетради таблицу 10
| | | |
пере | воз | к | а |
как того требует задание учебника, а выполняли эту работу на индивидуальных тренажёрах морфемного разбора слов.
Одной из форм проверки учебных достижений учащихся по русскому языку является множество разнообразных видов диктантов: словарный, выборочный, распределительный, восстановительный, предупредительный, комментированный, объяснительный, творческий, свободный, цифровой, графический и т.д. Как правило, эти виды диктантов используются во время текущего контроля.
Словарный диктант с грамматическим заданием формирует орфографические навыки в тесной связи с формированием навыков грамматических. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание. Например: 1. Ветошь, пейзаж … (определить роди склонение существительных). 2. В гвардии, у аллеи, в санатории, про ущелье …(определить падеж, записать н.ф. существительных). 3. Колышет, дышит …(определить спряжение глагола) и т.д. Таким образом, осуществляя контроль за орфографической грамотностью, учитель контролирует конкретные знания в области грамматики.
Словарный диктант с продолжением формирует орфографическую зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Данный вид диктанта контролирует успешность овладения навыками грамотного письма. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают орфограммы, а затем к каждому слову подбирают слово с той же орфограммой. Например: станция – революция, шёпот, щёки, крыжовник – шорох, подъём – съел и т.д.
Словарный диктант с сопоставлением эффективно применять в процессе работы над взаимосмешиваемыми орфограммами. Учащиеся записывают диктуемые учителем слова и словосочетания, объясняют написание, обозначают орфограммы. После этого проводится самостоятельная работа по преобразованию текста словарного диктанта в соответствии с заданием. Преобразование должно быть связано с изменением написания при изменении определенных условий (слитное написание преобразуется в раздельное, написание НН в Н и т.д.). Например: неосвещённая улица – не освещённая солнцем улица, незаконченная повесть – повесть не закончена, неширокая река – ничуть не широкая река и т.д.
Одной из основных задач словарного диктанта с усложнением дидактического материала является формирование у школьников понятия орфограммы. В процессе диктанта с усложнением дидактического материала учащимся даются слова без орфограмм, слова, в которых внимательный ученик не допустит ошибки. Задача учащихся – изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы в нём появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно аргументировать свой выбор. Например: честен – честный, клубы – клуб, шуба – шубка, мирный – мирить, свет – осветить и т.д.
Выборочный словарный диктант – это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже – предложения на закрепляемое правило. Например: Выпишите слова с орфограммами в корне (приставке, суффиксе): прибыл, чёрный, жучок, циферблат, расщелина, замочек и т.д.
Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя. Сюда же можно отнести такой вид работы, как выборочно-распределительный диктант, при выполнении которого проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы. Например: Выпишите предложения с полными причастиями в один столбик, а с краткими – в другой: В сентябрьское утро идет первоклассник, сопровождаемый родителями, в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. И трудно сказать, кто взволнован в этот час больше – ребенок или родители. Право на образование гарантировано Конституцией. На педагогов возложена обязанность учить и воспитывать детей. А школьники должны стать образованными, много знающими людьми. Это их главная гражданская обязанность, решающая их дальнейшую судьбу.
Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему. Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.
Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и, наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. Например: Восстановите текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным: Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошёл бы за 14 лет.
Кроссвордный диктант в отличие от настоящего кроссворда не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится он по завершении любой темы, суть его заключается в том, что учитель диктует толкование слова, а ученики записывают под порядковым номером само понятие (термин, определение). Таким образом, проверяется и знание грамматики, и усвоение терминов, и их написание. Например: 1. Все слова языка (лексика). 2. Словарь отдельного человека, запас слов (лексикон). 3. Раздел науки о языке, изучающий лексику (лексикология) и т.д.
Основное назначение словарного диктанта с самопроверкой – контроль за формированием у школьников навыков самоконтроля. Контроль за применением правила – неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность написания.
Разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элемент новизны. 11
Интересен и такой вид проверки, как общественный смотр знаний в виде игры. Смотры знаний как особая форма организации обучения позволяют определить уровень знаний у отдельных классов. Они строятся на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения, дающих возможность выявить, как владеют учащиеся знаниями по отдельным разделам программы. Смотры знаний важны не только со стороны контроля, сколько с воспитательной точки зрения: при их подготовке сплачивается детский коллектив, у школьников формируется ответственное отношение к учению.12
При подготовке к проведению общественного смотра знаний учителю необходимо определить объём материала, очертить круг умений и навыков, которые нужно проверить, продумать возможные формы контроля, представить задуманное в виде сценария, в котором детально расписана сюжетная основа проведения мероприятия в соответствии с требованиями программы по русскому языку (раздел «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку»), составить критерии оценки выполнения заданий. Полезно в качестве тренировочных упражнений предложить учащимся некоторые задания, аналогичные тем, которые им предстоит выполнять.
В основу формы проведения смотра целесообразно положить жизненно практическую деятельность: написание письма, заметки в газету, личного дневника, журнальной статьи – именно того, что приходится писать в реальной жизни. Это создаёт ту мотивацию, которая должна активизировать изучение русского языка. Лучше всего, если формы будут игровые: «Журналистская командировка», «Грамматический хоккей», «Марафон знатоков русского языка» и другие. 13
Эффективной формой проверки знаний по русскому языку является тестовая проверка, которая позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения.14
Вся работа ведётся на тестовых листах: ученик должен выбрать правильный ответ среди трёх-четырёх вариантов. Правильный ответ обводится ручкой или карандашом. Или же ученику предлагается заполнить бланк ответов, которые приближены к бланкам ЕГЭ. Например: В каком слове звуков больше, чем букв: 1. шатёр; 2. объявление; 3. мальчики.
Или: Укажи верную характеристику предложения (знаки препинания не расставлены): 1. повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими; 2. повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; 3. распространённое, с однородными подлежащими; 4. повествовательное, невосклицательное, простое, с однородными подлежащими.
Учитель имеет «ключ» с правильными ответами, что сводит до минимума время проверки теста. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может обеспечивать такое качество результатов проверки, как надёжность и объективность. Необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.
Однако тест, как и любой другой измеритель, не является универсальным средством контроля, способным охватить все стороны подготовки учащихся по русскому языку. Следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители. 15
Контроль знаний ни в коем случае нельзя сводить к оценочной деятельности учащихся. Учитель просто обязан, контролируя знания по предмету, не только обобщать отметки, но и похвалить, укорить, поддержать, подбодрить, ведь это поможет дальнейшему продвижению учащихся к знаниям.
Отсутствие контроля оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие…дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намёков, полупонятных ситуаций, поведения педагогов и учеников».16
Заключение
Из всего выше сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. 17
Можно предложить такую памятку для каждого учителя, контролирующего знания учеников:
не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,
научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
люби учеников и верь, что можешь научить каждого.
Список использованной литературы:
Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999.
Баранов М.Т., Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Просвещение, 2001.
Богданова Р.У. Общественный смотр знаний по русскому языку // Русский язык в школе. – 1991.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1996.
Косолапкова А.А. Из опыта работы // Русский язык в школе. – №1, 1990.
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. – М.: Айрис-Пресс, 2002.
Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 2001.
Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. – №3, 2004.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1996.
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 2000.
1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998 – с. 14-15
2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998 – с. 74-75
3 Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 2001 – с.147
4 Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1996 – с.7
5 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1996 – с.28
6 Баранов М.Т., Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Просвещение, 2001 – с.297
7 Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005 – с.147
8 Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1996 – с.51
9 Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007 – с.222
10 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007 – с.6
11 Косолапкова А.А. Из опыта работы // Русский язык в школе. – 1990, №1 – с.2
12 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 2000 – с.122
13 Богданова Р.У. Общественный смотр знаний по русскому языку // Русский язык в школе. – 1991, №3 – с.45-49
14 Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. – М.: Айрис-Пресс, 2002 – с.129
15 Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. – 2004, №3 – с.10-11
16 Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999 – с.145
17 Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1996 – с.7-8
10