МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»
Омская область, Исилькульский район, с.Украинка
Тесты по теме: «Сложное предложение»
Учитель русского языка и литературы:
Игнатенко Елена Борисовна
Предмет: русский язык
9 класс, 15 лет
2012 г.
Тест 1
Начальн_к п_лиц_и опубл_ковал офиц_альное со_бщение о том что (ни)какого «дьявола» (не)существу_т что все это лиш_ выдумки (не)вежестве(н,нн)ых людей которые уже задерж_(н,нн)ы и пон_сут должн_е н_казание и уб_ждал рыбаков (не)дов_рять слухам и взят_ся за ло_ рыбы.
(А. Беляев)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания.
3. Каково содержание данного предложения? Выберите правильный ответ.
а) «Дьявол» существует лишь в воображении невежественных людей, из-за чего они вечно преследуются и страдают от полицейского.
б) Начальник полиции принимает меры по борьбе с паникой, вызванной появлением некоего «дьявола», и призывает рыбаков вернуться к работе.
в) Невежественные люди арестованы и понесут наказание, так как никакого «дьявола» не существует, в связи с чем, по мнению начальника полиции, рыбаки должны начать ловить рыбу.
4. Это предложение
а) сложносочиненное;
б) сложноподчиненное;
в) бессоюзное.
5. Верно ли утверждение, что
а) сообщение и выдумки — существительные в именительном падеже;
б) рыбаков и дьявола — существительные в родительном падеже;
в) это и которые — подлежащие?
6. Выпишите составные именные сказуемые.
7. В данном предложении есть
а) однородные сказуемые и однородные придаточные предложения;
б) однородные сказуемые и обособленное определение;
в) обращение и однородные придаточные.
8. Выпишите существительные с постоянной формой числа.
9. Сколько союзов и служат соединению однородных членов предложения?
а)1; б)2 ; в)3.
10. Выпишите слово, вместо которого можно поставить нет.
11. Какие формы времени использованы в предложении?
а) Прошедшее и настоящее;
б) прошедшее и будущее;
в) прошедшее, настоящее, будущее.
12. Выпишите слово, в котором 7 букв передают 5 звуков.
Ответы
1-2. Начальник полиции опубликовал официальное сообщение о том, что никакого «дьявола» не существует, что все это лишь выдумки невежественных людей, которые уже задержаны и понесут должное наказание, и убеждал рыбаков не доверять слухам и взяться за лов рыбы.
(А.Беляев)
3. б; 4. б; 5. в; 6. выдумки, задержаны; 7. а; 8. полиции, людей, лов; 9. в; 10. не существует; 11. в; 12. взяться.
Тест 2
Волосы его цвета влажной с_ломы были пр_лиза(н,нн)ы и разд_л_(н,нн)ы ровной нитью п_рбора который ш_л как(раз) (по)средине головы чтобы вступить в хитрый д_говор с м_ку_кой.
(В.Набоков)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания.
3. Какова цель данного предложения?
а) Поведать об интригах пробора;
б) описать прическу персонажа;
в) заинтриговать читателя.
4. К какому типу сложноподчиненных предложений можно отнести данное высказывание?
а) к изъяснительным придаточным;
б) к определительным придаточным;
в) к обстоятельственным придаточным цели.
5. Какая из трех основ представляет собой односоставное предложение?
а)1; б)2; в)3.
6. В какой части предложения подлежащее является союзным словом?
а)1; б)2; в)3.
7. Выпишите составные сказуемые.
8. Сколько несогласованных определений использовано в предложении?
а) 2; 6)3; в) 4.
9. Выпишите союзы.
10. Чем слово солома грамматически отличается от других существительных предложения?
а) Категорией рода;
б)склонением;
в) категорией числа.
11. Выпишите существительное с окончанием —ы, грамматическое значение которого отличается от остальных.
12. Сколько слов со звуком [з] в данном тексте?
а) 2; б) 3; в) 4.
Ответы
1-2. Волосы его цвета влажной соломы были прилизаны и разделены ровной нитью пробора, который шел как раз посредине головы, чтобы вступить в хитрый договор с макушкой.
(В.Набоков)
3. б; 4. в; 5. в; 6. б; 7. были прилизаны и разделены; 8. б; 9. и, чтобы; 10. в; 11. волосы; 12. а (прилизаны, разделены).
Тест 3
Приехав он прос_дел около часу у м_гильной ограды пол_жив тяж_лую руку в ш_рст_ной п_рчатке на обж_гающй скво_ь ш_рсть ч_гун и в_рнулся домой с чу_ством лекого разоч_р_вания словно там на п_госте он был ещ_ дальше от сына чем здесь где под снегом х_рнились летние (не)исч_слимые следы его быстрых с_ндалий.
(В.Набоков)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания.
3. О чем данное предложение?
а) О том, что попытка найти утешение рядом с могилой сына не приносит удовлетворения, а лишь усиливает ощущение недостающего присутствия.
б) О том, что все мы в этом мире тленны.
в) О том, как, посидев у могилы сына и вернувшись домой, герой почувствовал, что под снегом хранились дорогие его сердцу следы.
4. Сколько основ в данном предложении?
а) 2; б) 3; в) 4.
5. Выпишите составное сказуемое.
6. Какой из примеров содержит несогласованное определение?
а) Тяжелую руку;
б) легкого разочарования;
в) следы сандалий.
7. Выпишите обособленное уточняющее обстоятельство.
8. Сколько предлогов в данном предложении?
а) 7; б) 8; в) 9.
9. Какой грамматический признак объединяет деепричастия, использованные в предложении?
а) Переходность;
б) вид;
в) спряжение.
10. Выпишите четыре примера слов с корнями, в которых возможно чередование гласных.
11. Какое определение не является эпитетом в контексте данного предложения?
а) Тяжелую руку;
б) обжигающий чугун;
в) легкого разочарования.
12. Выделите согласные, подвергшиеся уподоблению по мягкости в данных словах: легкого, шерстяной, перчатке, шерсть, погосте.
Ответы
1-2. Приехав, он просидел около часу у могильной ограды, положив тяжелую руку в шерстяной перчатке на обжигающий сквозь шерсть чугун, и вернулся домой с чувством легкого разочарования, словно там, на погосте, он был еще дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние неисчислимые следы его быстрых сандалий.
(В.Набоков)
3. а; 4. б; 5. был дальше; 6. в; 7. на погосте; 8. в; 9. б; 10. ограды, положив, обжигающий, хранились; 11. в; 12. шерстяной, шерсть, погосте.
Тест 4
Светлая белая _страда с л_пными укр_шениями по б_кам (в)виде орга(н,нн)ых тру_ и бл_стящий ч_рный р_яль подня_ший крыло и скромный гриб стула ож_дали в т_ржестве(н,нн)ой праз_ност_ человека с мокрыми мя_кими руками который с_йчас напол_нт ур_ганом звуков и р_яль и _страду и _громный зал где как бледные черви двигались л_снились женские плечи и мужские лыс_ны.
(В.Набоков)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания.
3. О чем говорится в данном предложении?
а) Описывается характер предметов, которые вот-вот должны оказаться во власти человека с мягкими руками, способного вызвать ураган.
б) Описывается движение женских плеч и мужских лысин, ожидающих начала концерта.
в) Описывается обстановка, царящая перед выступлением пианиста.
4. Выпишите примеры метафор.
5. Сколько основ в этом сложном предложении?
а) 2; 6)3; в) 4.
6. Выпишите обособленное обстоятельство.
7. Каких однородных членов нет в данном предложении?
а) Подлежащих;
б) сказуемых;
в) определений.
8. Выпишите распространенное несогласованное определение.
9. Выпишите глаголы или глагольные формы совершенного вида.
10. Выпишите слово, корень которого не обладает значением без окружающих его аффиксов.
11. Подчеркните слова, в которых л играет одну и ту же роль:
светлая, белая, рояль, крыло, стула, ожидали, зал, двигались, лоснились.
12. Выпишите существительные среднего рода множественного числа.
Ответы
1-2. Светлая белая эстрада с лепными украшениями по бокам в виде органных труб и блестящий черный рояль, поднявший крыло, и скромный гриб стула ожидали в торжественной праздности человека с мокрыми мягкими руками, который сейчас наполнит ураганом звуков и рояль, и эстраду, и огромный зал, где, как бледные черви, двигались, лоснились женские плечи и мужские лысины.
(В.Набоков)
3. в; 4. рояль, поднявший крыло; гриб стула; ураган звуков; 5. б; 6. как бледные черви; 7. в; 8. с лепными украшениями по бокам в виде органных труб; 9. поднявший, наполнит; 10. поднявший; 11. ожидали, двигались, лоснились; 12. украшениями, плечи.
Литература:
1.Учебник «Русский язык. 9 класс». Под редакцией С. Г. Бархударова. Москва «Просвещение», 2011.
2.И.В. Текучева «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс». Москва «Экзамен», 2011.
3.Л.А. Кулюкина, А.А. Позднякова «Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс». Москва «Экзамен», 2011.
4.А.А, Позднякова, Ю.Б. Мартыненко, И.В. Федорова «Русский язык. Практикум для подготовки к ГИА за курс основной школы. 9 класс». Москва «Издательство Астрель», 2011.