Мотина Ирина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №72» города Саратова
Тренировочная работа по русскому языку в формате проекта ЕГЭ 2015
Предмет: русский язык
Возраст учащихся: 16-17 лет, 10-11 класс
Тренировочная работа по русскому языку в формате проекта ЕГЭ 2015 Вариант 1
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. аэропОрты налИта договорЁнность слИвовый намЕрение
Ответ___________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно 1) И вот настал день, когда Сашу отправили в ВОЕННОЕ училище. 2) Враг добился серьезных успехов, овладел важными ЭКОНОМИЧЕСКИМИ районами. 3) Закомолдин взглянул на свои КОМАНДИРСКИЕ часы. 4) Ласковые лучи солнца весело пробивались сквозь тёмные зелёные кроны ВЕЧНЫХ деревьев. 1) Шинели, руки, лица — всё покрылось синей, скользкой и вязкой БОЛОТНОЙ грязью…
Ответ___________________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара летних туфель поезжай около пятьсот учеников гимнастёрка без погон промок под дождём
Ответ___________________________________
| |||||||||||||
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. укр…шения ск…кать бл…стательный аб…немент т…релка
Ответ_______________________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. на…бавочный, о…бросить бе…заветный, и…мышлять пр…близить, пр…образование без…гровой, дез…нформация сен…ор, автопод…емник
Ответ__________________________________________
| 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. накле…вать окольц…вать удачл…вый обустра…ваться расчётл…вый
Ответ__________________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. обид…вший дыш…шь дремл…шь преобразу…мый реж…шь
Ответ__________________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде. Бланк с фотографией был (не)заполнен. (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки. Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Тимофей был доволен, что, (не)колеблясь, исправил свою ошибку.
Ответ__________________________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих еще не обкатанных лыжах. (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас ( В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы. Через полкилометра сдвоенный след собак свернул (В)ЛЕВО, выбежал (НА)ВЕРХ гряды и нырнул в соседний распадок. Человек, у которого Клементьев спросил (НА)СЧЁТ ночлега, оказался, (В)ОТЛИЧИЕ от ранее встреченного, очень разговорчивым.
Ответ__________________________________________
|
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
Ответ__________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–24. (1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы формируем определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений. (8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования. (15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил: (16) Грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана!
| ||||||||
(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. (По А.Ф. Лосеву)
20. В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук? Укажите номер(-а) ответа(-ов) 1) 5 2) 8 3) 9 4) 11 5) 15
Ответ__________________________________________
21. Какое(-ие) из перечисленных утверждений является(-ются) верным(-ми)? Укажите номер(-а) ответа(-ов). 1) Предложения 3, 4 содержат аргументы, необходимые для доказательства тезиса, заявленного во 2 предложении. 2) Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 7. 3) Предложения 12-14 содержат повествование. 4) Предложения 15-16 содержат элементы описания. 5) В предложении 17-19 присутствует элемент описания.
Ответ__________________________________________
22. Из предложений 9–10 выпишите контекстные синонимы(синонимическую пару).
Ответ__________________________________________
23. Среди предложений 11–14 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ__________________________________________
|
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Тропы, например, (А)______(“«сладкий плод» учения” в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как (Б)______(“формирование в нас личности, именно личности…” в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности (В)______ (“в отношении к людям, обществу, государству” в предложении 6), а также (Г)____ (“погубив много жизни на разные забавы” в предложении 15, предложение 16) делают речь автора эмоциональной и убедительной».
Список терминов: 1) метафора 2) диалектизмы 3) лексический повтор 4) ряд однородных членов 5) литота 6) парцелляция 7) просторечное слово 8) цитирование 9) риторическое обращение
Ответ
|
Тренировочная работа по русскому языку в формате проекта ЕГЭ 2015 Вариант 2
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. снятА начАвшись облЕгчить оптОвый плодоносИть
Ответ___________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова. Все ЯВСТВЕННЫЕ и тайные агенты экспедиции переключились на поиск пропажи. Я прошёлся по ПАМЯТНЫМ местам, но улицы ничего не напоминали мне. Алишер постепенно разговорился, суждения приобрели характерную для него основательность и ЛОГИЧЕСКУЮ чёткость. Слева виднелся невысокий КАМЕНИСТЫЙ холм, поросший мелколесьем, справа — овраг, заваленный валунами.
Ответ___________________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. дешевле сахара у обеих подруг хорошо проповедовает их фирма в две тысячи двенадцатом году
Ответ___________________________________
| |||||||||||||
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. прец…дент ф…номен р…сточек разд…валка зан…маться
Ответ_______________________________________
| 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. нед…верчивый, нен…глядный пр…вращение, пр…глушить и…брать, и…желта-красный под…ём, п…еса из…скание, сверх…нтересный
Ответ__________________________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. рул…вой наде…лся натри…вый улыбч…вый обид…лся
Ответ__________________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. распил…шь выскоч…шь незабыва…мый раста…в ознаком…вшийся
Ответ__________________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1) (Не)подалеку под сенью лозняка виднеется свежая глина вперемешку с голышами. 2) Щенок был (не)большой, уши его пока еще не торчали. 3) Птицы любят (не)всякий лес. 4) (Не)яркие зимние тени от редких деревьев расплывались на снегу. Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика.
Ответ__________________________________________
|
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.
Ответ__________________________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей. . Ответ__________________________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.
Ответ__________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–24. (1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось? (7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?
|
23. Среди предложений 10–16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза и усилительной частицы. Напишите номер этого предложения.
Ответ__________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп (А)___ («жутковатая … тишина») и синтаксическое средство (Б)___ (предложения 16, 22) помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство (В)__ (в предложениях 11–12) и такой приём, как (Г)___(предложения 23–25)».
1)литота 2) эпитет 3) лексический повтор 4) фразеологизм 5) антонимы 6) однородные члены предложения 7) диалектизмы 8) риторический вопрос 9) вопросно-ответная форма изложения
Ответ
|
Использованные ресурсы Интернет:
1. Открытый банк заданий ЕГЭ (ФИПИ) https://opengia.ru/
2. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны https://www.saharina.ru/tests/