Порохина Татьяна
Викторовна
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа№80» города Кемерово
Методическая разработка интегрированного урока русского языка,
литературы, живописи и музыки
по теме
«Употребление имен прилагательных в речи»
(6 класс, 2 часа)
Автор разработки:
учитель русского языка, литературы, МХК, музыки
Порохина Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
80» города Кемерово, Гагарина – 110, к.т.: 35-75-11; 5-74-47
2012
1.
Интегрированный урок русского языка, литературы, живописи и музыки в 6-м классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи»
Тип урока: комбинированный
(2 часа: русскиЙ язык+развитие речи)
Цели:
1)определение роли имен прилагательных в речи;
2)выявление значимости эпитета как образного определения в художественном тексте;
3)развитие способности созерцать мир глазами героев художественного произведения;
4)развитие культуроведческой компетенции учащихся.
Задачи:
1)проверить знания литературного материала в рамках понятия «эпитет»;
2)закрепить навыки работы с именами прилагательными в художественном тексте с точки зрения их семантического наполнения;
3)сформировать умение работать в группе;
4)развивать навыки устной и письменной речи;
5)воспитывать через эмоциональное слово учителя любовь к
русской литературе, к яркой, образной, выразительной речи.
Учащиеся должны знать:
-какова роль имен прилагательных в речи
Учащиеся должны уметь:
-работать с именами прилагательными в художественном тексте с точки зрения их семантического наполнения.
Оборудование: учебное пособие, таблица
«тропы ифигуры речи, раздаточный материал (карточки)
На доске:
2
Ход урока (стенограмма):
1.Подготовка учащихся к восприятию темы урока
Учитель: (на фоне музыки читает стихотворение «Облака»)
-Эти поэтические строки написала одна из моих шестиклассниц Беломестных Алина, которая после изучения самой загадочной части речи восхищенно развела руками и воскликнула: «О, Боже! Сколько поэтических возможностей таит в себе эта часть речи!»
И, действительно, ребята, разве удалось бы А.С. Пушкину создать образ зимней дорог без таких удивительных ажурных поэтических словосочетаний, как: «волнистые туманы», «печальные поляны», «борзая тройка», «скучная дорога», «однозвучный колокольчик»?
2.Стадия эмоционального вызова
-Давайте мы с вами еще раз представим этот художественный образ, прочитав вместе пушкинские строки.
3
(Хоровое чтение: карточка № 1)
Фоном для нашего прочтения будет музыка Г. Свиридова «Тройка». Стихи должны звучать, как песня, а я буду вашим дирижером.
-Замечательны поэтические строки, прекрасен художественный
образ! Неслучайно В.Г.Белинский дал очень яркое, очень меткое определение поэзии Пушкина. Прочтите, пожалуйста, это высказывание (запись на доске читает один из учащихся):
Учитель: Что ж, и великий критик Белинский не обошелся в своем высказывании без этой загадочной части речи. Вы только вслушайтесь в звучание этих слов: «нежен», «сладостен», «душист», «благовонен»…
Поистине царственные слова! И вы знаете, ребята, здесь хочется вспомнить философские строки А.Ахматовой, поэтессы Серебряного века, которые наводят на размышления о нетленности царственных» слов. Обратимся к карточке № 2. (Читает один из учащихся)
Учитель:
-Все в нашем мире преходяще, все изменяется, но самым долговечным, а может быть, и бессмертным остается именно слово, но какое слово! И Ахматова отвечает: «царственное»!
Проблемный вопрос:
— А любое ли слово является «царственным», ребята?..
Ответы учащихся.
Учитель:
-Конечно, нет!
«Царственное» слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Это слова, которые мужественно защищают наш певучий русский язык от сквернословия; «царственные» слова являются поэту в минуты вдохновения, в минуты его творческого взлёта, и если они уж явились настоящему поэту, то остаются на века в сокровищнице художественных образов.
— О какой же части речи можно сказать, что она «царственная»?
Ученики: Об имени прилагательном.
Учитель:
-Если бы вы назвали имя существительное, или глагол, или наречие, я бы не сказала, что ответ не верен, потому что у каждой самостоятельной части речи
5
есть свои «царственные» слова, и все же именно прилагательное здесь на пьедестале! Но это моя точка зрения.
Точка удивления
А вот герои учебных пособий по русскому языку, Антон и Кирилл, постоянно ведут споры вокруг этой части речи. Так
Кирилл доказывает, что без прилагательных в речи обойтись вполне можно, Антон же утверждает, что наша речь не может быть полноценной без имен прилагательных. Давайте попробуем доказать, чья точка зрения верна, рассмотрев и проанализировав употребление прилагательных в речи. ( Объявление темы урока ) : открывается запись на доске.
3.Работа в группах
Обратимся к карточке №3.
Прочитайте стихотворение Валерия Брюсова «Воздух живительный, воздух смолистый…» [1] упр. 238 (с.107):
6.
Учитель: В этом стихотворении 36 слов, относящихся к самостоятельным частям речи. А сколько среди них прилагательных?
Ответ: 11.
Учитель:
-А это ведь составляет более 30% от всего количества слов в данном тексте! Вот и первое поражение Кирилла, пусть поучится речевому мастерству у Брюсова!
Лингвистический эксперимент. Доказательство первое.
Проведем лингвистический эксперимент в защиту мнения Антона. Уберем из текста все прилагательные и прочтем деформированный вариант.
(После прочтения): Это ж получается какой-то ритм марша. Тут и музыкальный фон не поможет – умерла поэзия! Как можно обойтись без прилагательных, когда автора переполняют чувства восхищения от той картины, которую он созерцает и пытается нам, читателям, это состояние передать через образ лирического героя.
Обратимся к схеме «Предметный мир стихотворения В.Брюсова «Воздух живительный, воздух смолистый…»
7.
8.
-Предметный мир описан через восприятие его лирическим героем. Давайте же посмотрим, что остановило лирического героя в определенной пространственной точке стихотворения.
Заполните таблицу «Пейзаж и настроение»
Карточка № 4 Настроение:_________ (Словно в раю Вышел, стою Нежу простором Словно в дивном краю Лепечут любовно) |
-Попробуем ощутить тот мир, в котором мы оказались вместе с лирическим героем, в его качествах: какие прилагательные передают звуки этого мира? (тихие, недвижны); запахи? (смолистый); свет? (чистый).
— В прямом или переносном значении употреблены здесь имена прилагательные?
Учащиеся: В переносном.
Учитель: В пятом классе вы уже знакомились с метафорой и сравнением, а каким средством выразительности являются прилагательные в этом стихотворении?
Ответ: эпитетом.
9.
Учитель:
Вывод:
-Несомненно, что именно прилагательные — эпитеты помогают представить нам предметный мир стихотворения ярким, красочным, выразительным, потому что это слова, всегда эмоционально окрашенные.
Семантический практикум. Доказательство второе.
Работа в группах: карточка № 5. Попробуйте найти эпитеты и определить их роль – оценочную или описательную — в поэтических текстах, опираясь на схему — подсказку:
10.
Роль эпитета в тексте.
| |
1.На окнах, сплошь заиндевелых, Февральский выписал мороз Сплетенье трав молочно-белых И серебристо-сонных роз. Д.Б.Кедрин | (трав молочно-белых, серебристо-сонных роз) |
2.Ты живительной улыбкой, Свежей прелестью лица Пробуждаешь к чувствам новым Утомлённые сердца. П.А.Вяземский | (живительная улыбка, свежая прелесть, утомлённые сердца) |
3.Надо мной в лазури ясной Светит звёздочка одна, Справа – запад тёмно-красный, Слева – бледная луна А.С.Пушкин | (ясная лазурь, запад тёмно-красный, бледная луна) |
4.Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет тёмный лес. Н.А.Некрасов | (Заунывный ветер)
Карточка № 5 |
Вывод: значит прилагательные – эпитеты могут выполнять и описательную, и оценочную функции.
Информативная стадия
Учитель:
-А вот прочитав высказывание Розенталя об эпитете (запись на доске), вы узнаете еще одно очень важное сообщение об этом средстве выразительности.
11.
-А ведь действительно, ребята, мы можем одни прилагательные отнести к изобразительным эпитетам, придающим содержанию картинность, образность, конкретность, другие — к выразительным, выражающим экспрессивность, окрашенность чувствами. (Словарная работа на доске).
Распределительная работа в группах:
словосочетания карточка № 6 | |
Луч Замок Луна Сон Тайна Жизнь Дума Звезда Край Лазурь Надежда | Зловещий (замок) Бледный (луна) Неприступный (край) Печальный (дума) Роковой (жизнь) Сладостный (сон) Страшный (тайна) Золотой (луч) Счастливый (звезда) Ясный (лазурь) несбыточный (надежды) |
распределите их в колонки:
Выразительные эпитеты (выражаем эмоции) | |
(золотой луч, бледная луна, ясная лазурь, зловещий замок, неприступный край) | (печальная дума, роковая жизнь, счастливая звезда, страшная тайна, сладостный сон, несбыточные надежды) |
Вывод: (записывается на основе словарной работы)
12.
-Блестящей словесной иллюстрацией к картине И.К Айвазовского «Шторм» является использование эпитетов из тройного сочетания слов в стихотворении К.Бальмонта: Точка удивления.
Декламационное чтение
Поэтический практикум.
«Соревнование с писателем»
-Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить её перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором. (Коллективно обсуждаем предлагаемые эпитеты.) Каждая группа читает свой вариант
13.
Авторский текст:
Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес,
Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студёный серебристою струёй.
(-Интересно, как бы решил эту лингвистическую задачу Кирилл, не используя прилагательные, «озаряющие» имена существительные?!)
Учитель: Ребята, а где же хранятся эти россыпи «озаряющих» прилагательных? Точка удивления: В словаре эпитетов, что составил наш замечательный лексикограф Кирилл Сергеевич Горбачевич. Издание так и называется «Словарь эпитетов русского языка». В нем отражены эпитеты из 600 произведений поэтов и прозаиков. Давайте прочтем краткую аннотацию к словарю:
Музыкальная пауза
-И действительно, ребята, насколько велика значимость этого словаря — ведь только слово «музыка» имеет 280 эпитетов: «лёгкая», «гордая», «гармоничная», и я бы продолжила: «задорная», «игривая» (учитель исполняет на баяне эпизод «Плясовой»); «задумчивая», «опечаленная» (учитель на баяне играет вальсовую мелодию); «божественная», «возвышенная» (звучит фрагмент «Лунной сонаты» Л. Бетховена или А. Вивальди «Зима»).
Психологический тренинг:
Каждый из эпитетов передает ритм сердца музыки. Изобразите тремя разными линиями «кардиограмму» прилагательных: «задорная», «задумчивая», «возвышенная».
Ответы:
| |
Учитель:
—А ведь, ребята, не только в стихотворениях мы можем найти огромное количество «царственных» прилагательных, но и в произведениях устного
14
народного творчества широко используются постоянные (народные) эпитеты, с помощью которых автор выражает оценку образов. Давайте вспомним замечательные русские народные сказки, былины (учитель называет существительное, учащиеся должны вспомнить устойчивое сказочное, былинное выражение)
Игровое задание «Кто быстрее?»
Работа в группах
Театральная пауза
-И вот представляем мы себе: выступает красна девица, словно пава; выезжает добрый молодец на своем удалом коне в степь широкую, а в руке у него меч булатный; а румяны девки хороводы водят вкруг березоньки белой, а гусляры – то на гуслях звончатых играют, а веселы скоморохи им на ложечках волшебныих подыгрывают.
(учитель исполняет на ложках фрагмент рнп «Ах вы, сени»).
-Именно постоянные эпитеты, которые как нитка за иголкой тянутся, помогают воссоздать фольклорные сказочные и былинные образы.
Пушкин – то сразу смекнул, как хороши фольклорные россыпи прилагательных, да и разукрасил ими — то свои сказочки!
Доказательство четвертое
.
15.
16.
-Вспомните содержание «Сказки о рыбаке и рыбке», рассмотрев иллюстрации, и соедините правильно прилагательное с существительным, соответственно пушкинскому тексту:
морские | |
море | высокий |
волны | ласковое |
терем | дубовые |
рыбка | сердитые |
трава | синее |
ворота | ветхая |
слово | золотая |
| Карточка № 11 |
Вывод:
-Уберем эти ключевые словосочетания, и сказка станет бесцветной, потеряет своих читателей.
17.
Учитель:
-Подумаешь, — скажет Кирилл, — это все лирика да сказки! Вот рассказы — другое дело: повествуется о событиях, происходящих с героями, к чему здесь прилагательные?!
-Давайте, ребята, обратимся к фрагменту рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».
Доказательство пятое.
Учитель:
-Какова здесь роль имен прилагательных?
Ответ: с помощью прилагательных автор дает портретную характеристику одному из героев рассказа – Феде.
Учитель: А сколько всего было мальчиков в тексте?
Ответ: 7
Учитель:
-Представляете, как бы мы их различали, если бы автор не наделил каждого из них индивидуальными портретными характеристиками.
Вывод: Таким образом, прилагательные помогают читателю в этом рассказе более точно представить каждого из героев и почувствовать авторское отношение к ним.
А Непревзойдённый мастер создания «цветовой» лексики — И. А. Бунин! Вот где кладезь «разноцветных» прилагательных!
Давайте выразительно прочитаем отрывок из его рассказа.
18.
-Подумаешь (от безысходности скажет Кирилл), это только русские писатели такие сентиментальные, без прилагательных не могут обойтись! Найдите — ка мне примеры из зарубежной литературы!
Доказательство шестое.
Проверка домашнего задания
-Давайте, ребята, представим Кириллу свое домашнее задание, пусть убедится в мастерстве зарубежных писателей, которые умеют блестяще «детально» описывать героев своих произведений.
1гр.: зачитывает эпизод из сказки В. Гауфа «Холодное сердце» (описание Петера); называет прилагательные. 19.
2гр.: зачитывает эпизод из сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (описание гнома); называет прилагательные.
3гр.: зачитывает эпизод из сказки Г.Х.Андерсена «Оле – Лукойе» (описание Оле – Лукойе), называет прилагательные.
4гр.: зачитывает эпизод из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» (описание Дюймовочки), называет прилагательные.
Рефлексивная стадия.
Учитель:
— Ну что ж, ребята, Кириллу мы доказали, насколько ценно употребление прилагательных в речи. Давайте теперь самим себе докажем, насколько мастерски мы научились на уроке использовать эти «царственные» слова в письменной речи.
Творческая работа.
20
-Используя словарь эпитетов к картинам И.И. Левитана, составьте текст – пейзажную зарисовку.
1 и 2 группы: по картине «Золотая осень»
3 группа: по картине «Октябрь»
4 группа: по картине «Осень. Долина реки»
Музыкальный фон: «Осенняя песня». П. И. Чайковский.
Словарь эпитетов к картине «Золотая осень» :
Осень – пламенная, огненная, золотая, яркая, праздничная, торжественная.
Настроение – праздничное, радостное, приподнятое.
Деревья – жёлтые, золотые, багряные, разноцветные, отливающие бронзой.
Травы – Изумрудные, зелёные, жёлтые, желтовато-коричневые.
Небо – голубое, светло-голубое, лазурное, с лёгкими белыми облаками.
Река – синяя, тёмная, более светлая, голубая вдали,
21
Берега – обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые.
Воздух – бесцветный, прозрачный, чистый.
(1 -2 группы)
Словарь эпитетов к картине «Октябрь»:
Осень – неяркая, неброская.
Настроение – грустное, печальное, тихое.
Деревья – жёлто-коричневые, облетевшие, голые, лес – тёмный, мрачный.
Трава – жёлтая, серая, сухая.
Небо – мутное, серое, пепельное, тучи низкие, темные, тяжёлые.
Воздух – туманный, непрозрачный, размывающий очертания.
(3группа)
22
Словарь эпитетов к теме «Осень»:
ДОЖДЬ — бесконечный, затяжной, моросящий, тоскливый, однообразный, унылый:
ТУЧА — нависшая, иссиня-черная, свинцовая, тяжелая, грозная, мрачная:
МОЛНИЯ — багровая, золотистая, ослепительная, яркая:
НЕБО — безбрежное, бесконечное, грозовое, лучезарное, пепельное, свинцовое, сизо-черное, усталое, неохватное:
ГРОМ — отдаленный, раскатистый, веселый, гулкий, далекий, страшный:
ГРОЗА — освежающая, буйная, жуткая, яростная, весенняя
( 4 группа)
По окончании работы представители каждой группы читают сочинения
23.
Домашнее задание:
1вариант
2вариант: Сочините фантастический мини-рассказ с использованием изобразительных и выразительных эпитетов.* Задание для одаренных (творческих) детей.
Заключительная стадия.
Итоги урока:
-Переверните карточки обратной стороной и назовите еще раз причины, указывающие на то, что наша речь без прилагательных будет неполноценной.
Хоровое исполнение песни:
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая, Какая белая!
Оценки за урок:
«5» — восхитительная, удивительная, поразительная, отличная
«4» — симпатичная, привлекательная, хорошая
«3» — задумчивая, грустная, удовлетворительная ли?
«2» — отталкивающая, негодующая, неудовлетворительная
Используемая литература:
1.Поташник М.М. Требования к современному уроку. [Текст]. / Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
Музыкальное сопровождение:
1Поэтическое вступление к уроку «Облака». Музыка Ф.Шопена. Этюд.
2.Карточка №1. Г.Свиридов. Тройка. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».
3.Карточка №3. Музыка К.Дебюсси. Игра воды.
4.Карточка №7. Музыка К. Дебюсси, Чюрлениса, Р.Вагнера (на выбор учителя).
5.Карточка №8. Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повестям А.С.Пушкина или «Времена года» П. И. Чайковского (на выбор учителя).
6.Карточка №11. Музыкальные картинки Н.А. Римского – Корсакова (по мотивам сказок А.С.Пушкина).
7.Карточка №13. Музыкальные картинки Э.Грига (лучше из сюиты «Пер Гюнт»).
8.Иллюстративный материал И.Левитана лучше сопровождать музыкальным лейтмотивом «Осень» из «Времен года» П.И. Чайковского.
9.Хоровое исполнение песни «Снежинка белая». Музыка Т.В. Порохиной.
Хронометраж занятия
Отведенное время (в минутах) | |
1.Поэтическое слово учителя | 3 |
2.Работа по карточкам № 1,2 | 4 |
3.Работа по карточкам № 3,4 | 6 |
4.Работа по карточке № 5 | 6 |
5.Вывод | 1 |
6.Распределительная работа | 5 |
7.Работа по карточке №7 | 5 |
8.Работа по карточке №8 | 6 |
9.Вывод | 1 |
10.Музыкальная пауза | 3 |
11.Психологический тренинг | 3 |
12.Игра | 3 |
13.Театральная пауза | 4 |
14юРабота по карточке №11 | 5 |
15.Работа по карточке 12 | 6 |
16.Работа по карточке №13 | 6 |
17.Проверка домашнего задания | 8 |
18.Творческая работа Вывод. | 10 |
19.Домашнее задание | 3 |
20.Заключение урока. Песня. | 2 |
Итого | 90 |