Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Поталай Валентина Александровна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 г.Зверево Ростовской области
Тема: «Путешествие в страну Лексики»
Урок-игра по русскому языку в 5 классе
«Путешествие в страну лексики»
Цель урока: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры-сказки.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
Ход урока
Слайд №2 (теремок)
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)
Слайд №3
А сейчас ответьте на вопросы:
Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика)
Для чего служат слова? (СЛОВА НАЗЫВАЮТ И КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, И ОТВЛЕЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ)
Слайд №4
Следующее задание выполняем письменно:
ВОЗЯТ ПОЧТУ КОРАБЛИ,
САМОЛЕТЫ, ПОЕЗДА,
МЧАТ ВО ВСЕ КОНЦЫ ЗЕМЛИ:
В СТЕПИ, В ГОРЫ, В ГОРОДА.
ПОЧТУ В ДАЛЬНИЕ РАЙОНЫ
ДОСТАВЛЯЮТ ПОЧТАЛЬОНЫ.
Задания к тексту:
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
Определите лексическое значение слов почта и почтальон.
В словаре В.И.Даля сказано, что почта – это учреждение срочного сообщения для пересылки писем, вещей, денег.
В словаре С.И.Ожегова почта – место приёма писем и бандеролей.
Почтальон – почтовый служитель для отправки почты и разноски писем, гонец.
Слайд №5
— Ребята, вы слышите кто-то стучится в нашу дверь? Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к нашему теремку? (На слайде высвечивается почтальон Печкин). Ба, да это всем знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?
В Толковом словаре В.И.Даля корреспонденция — это взаимная переписка.
С.И. Ожегов считал, что корреспонденция – это обмен письмами, почтовые и телеграфные отправления.
Учитель берёт в руки конверты с письмами и вместе с ребятами приступает к вручению писем адресатам. В процессе работы формулируются задания для учащихся.
— Этот конверт предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы) Наш получатель проживает в квартире №1. Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев, проживающих в этой квартире (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).
Хозяин квартиры прочитал письмо вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». Ребята, а давайте вместе поможем Синонимам! Послушайте задание:
Слайд №6
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню.
Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
— Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый (Антонимы).
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от другого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.
Слайд №7
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
— Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я.Козловский)
Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир»
Пользуясь словарём, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами. Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.
Слайд №8
Юмореска
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
— О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный… (И.Верзин)
— Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? ( Средство создания юмора).
Слайд №9
— Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.
Слайд №10
Использованные ресурсы:
Н.О. Крамаренко «Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/ — Волгоград: Учитель, 2004.
Н.А. Шашлова «Нестандартные уроки русского языка. 6 класс. /-Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
https://multiki.arjlover.net/ap/troe.iz.prostokvashino.avi/troe.iz.prostokvashino.avi.image5.jpg