Урок-игра по русскому языку «Путешествие в страну Лексики» 5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Поталай Валентина Александровна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г.Зверево Ростовской области


Тема: «Путешествие в страну Лексики»







































Урок-игра по русскому языку в 5 классе

«Путешествие в страну лексики»

Цель урока: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры-сказки.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.

Ход урока

Слайд №2 (теремок)

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

Слайд №3

А сейчас ответьте на вопросы:

  1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика)

  2. Для чего служат слова? (СЛОВА НАЗЫВАЮТ И КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, И ОТВЛЕЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ)

Слайд №4

Следующее задание выполняем письменно:

ВОЗЯТ ПОЧТУ КОРАБЛИ,
САМОЛЕТЫ, ПОЕЗДА,
МЧАТ ВО ВСЕ КОНЦЫ ЗЕМЛИ:
В СТЕПИ, В ГОРЫ, В ГОРОДА.
ПОЧТУ В ДАЛЬНИЕ РАЙОНЫ
ДОСТАВЛЯЮТ ПОЧТАЛЬОНЫ.

Задания к тексту:

  1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

  2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

  3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон.

В словаре В.И.Даля сказано, что почта – это учреждение срочного сообщения для пересылки писем, вещей, денег.

В словаре С.И.Ожегова почта – место приёма писем и бандеролей.

Почтальонпочтовый служитель для отправки почты и разноски писем, гонец.

Слайд №5

— Ребята, вы слышите кто-то стучится в нашу дверь? Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к нашему теремку? (На слайде высвечивается почтальон Печкин). Ба, да это всем знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

В Толковом словаре В.И.Даля корреспонденция — это взаимная переписка.

С.И. Ожегов считал, что корреспонденция – это обмен письмами, почтовые и телеграфные отправления.

Учитель берёт в руки конверты с письмами и вместе с ребятами приступает к вручению писем адресатам. В процессе работы формулируются задания для учащихся.

— Этот конверт предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы) Наш получатель проживает в квартире №1. Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев, проживающих в этой квартире (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).

Хозяин квартиры прочитал письмо вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». Ребята, а давайте вместе поможем Синонимам! Послушайте задание:

Слайд №6

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню.

Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

— Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый (Антонимы).

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от другого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.

Слайд №7

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

— Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

(Я.Козловский)

Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир»

Пользуясь словарём, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами. Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Слайд №8

Юмореска

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

— О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный… (И.Верзин)

— Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? ( Средство создания юмора).

Слайд №9

— Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.

Слайд №10

Использованные ресурсы:

  1. Н.О. Крамаренко «Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/ — Волгоград: Учитель, 2004.

  2. Н.А. Шашлова «Нестандартные уроки русского языка. 6 класс. /-Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

  3. https://multiki.arjlover.net/ap/troe.iz.prostokvashino.avi/troe.iz.prostokvashino.avi.image5.jpg





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание корней с чередованием гласных"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: