МОУ «Новоибрайкинская гимназия имени М.И.Абдрахманова» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема: «Повторение имен числительных».
Урок-игра.
Провела урок учитель русского языка
и литературы Камалова Фидания
Рашитовна.
2010 год
Тема: «Повторение имен числительных» Калейдоскоп. Урок-игра.
Цель: Развитие возможностей учащихся, их творческих способностей; упражняться в определении разрядов числительных, вспомнить все о числительных. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
Дидактический материал к уроку: карточки, схемы, таблицы.
Ход урока-игры:
Станция «Любознательные».
Игра со зрителями «Грамотей».
Станция «Знатоки» (тесты).
Игра со зрителями «Семья пятниц на неделе».
Станция «Эрудит».
Игра со зрителями «На обложках книг».
Станция «Занимательная грамматика».
Итог.
Станция «Любознательные».
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое)
Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По многу ли досталось им? (по полтора)
Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, рожь)
у двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы).
Четыре братца под одним шатром стоят. (стол)
Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (всадник и лошадь)
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (колеса)
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (год, месяц, дни)
Игра со зрителями «Грамотей».
Для игры нужно по 8 человек из зрителей от каждой команды. Слово «Грамотей» написано по буквам, каждая буква на отдельной карточке размером с открытку. У каждого участника в руках карточка с какой-то буквой. Задача игроков быстро «написать» слово. Побеждает та команда, которая быстрее справляется с заданием.
Слова для игры: герой, море, тема, атом, рота, март, грамотей.
Эта игра дает возможность командам отдохнуть и вовлечь всех присутствующих зрителей в игру. ( при проведении этой игры в зале равнодушных не бывает)
Станция «Знатоки»
Тест №1. Укажите строчку, в которой все числительные написаны правильно.
1-ая команда:
1. Десять, шестьдесять, шестнадцать, шестсот, шестеро.
2. Девять, девятнадцать, девятьсот, девятый, девяносто.
3. Первы, второй, седьмой, васьмой, девятый.
4. нет ответа.
(правильный ответ: 2)
2-ая команда:
1. Десять, шестьдесять, шестнадцать, шестьсот, шесть.
2. Девять, девятьнадцать, девятьсот, девяносто.
3. Первый, второй, васьмой, девятый.
4. Нет ответа.
(правильный ответ: 4)
Тест №2. укажите тот единственное число, которое написано правильно.
1-ая команда:
1. Пятьдесять
2. Пятьдесят.
3. Пятдесять.
4. Пятдесят.
5. Нет ответа. (ответ: 2)
2-ая команда:
1. Шестьдесять.
2. Шестьдесят.
3. Шестдесят.
4.Шестдесять
5. Нет ответа. (ответ: 2)
Игра со зрителями «Семя пятниц на неделю».
Задание: нужно подобрать фразеологические обороты и пословицы, в состав которых входить числительное 7. За правильный ответ – очко всей команде.
(1.Семь раз отмерь, один раз отрежь.2. У семи нянек дитя без глазу. 3. семи пядей во лбу. 4. Семь бед – один ответ. 5. За семью печатями. И др.)
Станция «Эрудит»
1. Порядковые числительные изменяются по родам, как прилагательные: шестой- шестая – шестое. А какие вы знаете количественные числительные, которые изменяются по родам? (один, одна, одно; два, две; оба, обе).
2. Какие количественные числительные во всех падежах, кроме И.п. и В.п. имеют окончание – а? (сто, девяносто, сорок).
3. Какое числительное во всех падежах имеет окончание – а?(полтора)
4. У каких числительных в каждом падеже имеет 2 окончания и оба одинаковых? (у сложных числительных пятьдесят – восемьдесят, восьмидесяти).
5. Сколько окончаний у слова семьсот? ( два окончания, оба нулевые).
6. Можно ли образовать множественное число от числительных двое и пять? (числительные собирательные и количественные не имеют форм числа)
7.Поставьте собирательные числительные двое и четверо в Р.п. (двоих, четверых)
8. Как употреблять в речи существительные ЧАСЫ, НОЖНИЦЫ, СУТКИ с числительными 2, 3, 4? (двое часов, трое ножниц, четверо суток).
Игра со зрителями «На обложках книг».
Задание: вспомнить название литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. («Три толстяка», «Семнадцать мгновений весны», «Двенадцать месяцев», «Два друга» и др,)
Станция «Занимательная грамматика».
Прочитайте ребусы: 7-я, 40-а, 100-л, е-2, о-5,с-3-ж.
Запишите стихотворения, заменив числительные словами.
У про100го 100рожа –
Непро100рный дом.
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног.
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Назовите слова, в составе которых встречаются имена числительные. ( всПять, вмеСто, Семья, Сторож, поДВАл, СТОянка, сесТРИца, сТРИчь и др).
Задачи-шутки:
Сколько яиц можно съесть натощак? (одну, остальные уже не будут натощак)
Может ли дождь идти тир дня подряд? (нет, между днями будут две ночи).
Прочитайте внимательно: «Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку»
8. Итог . Определяются победители.
Использованная литература:
Учебник русского языка для 6 класса (для татарских школ)..Изд-во «Мэгариф», 2007 год.
«Фразеологические словари». Изд-во «Олма – Мидия», 2010 год
Таблицы «Склонение числительных» «Разряды числительных».