Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нахабинская гимназия № 4» Красногорского муниципального района Московской области
Урок — игра «Путешествие по городу страны Морфологии»
подготовила Чаруйская Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нахабинская гимназия №4», урок-игра по русскому языку для 6 класса
2013 год
Тип урока — сообщение новых сведений.
Технология урока — комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении, групповая форма работы).
Формы работы: индивидуальная, групповая. Цели урока:
Обучающая:
повторить определение имени прилагательного, грамматические признаки,
закрепить знания учащихся об условиях выбора н-нн в суффиксах имён прилагательных;
познакомить с образованием имён прилагательных с помощью суффиксов — к-,- ск-;
Развивающая:
развивать память, логическое мышление, речь
Воспитывающая:
воспитывать интерес к предмету в ходе освоения темы, нравственные качества учащихся (патриотическое отношение к великому национальному поэту А.С.Пушкину).
Ход урока
1) Организационный момент.
2 Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжим наше 4путешествие и отправимся в город -К-, -СК- , узнаем, в каких .случаях в суффиксах прилагательных пишется суффикс -к-, а в каких случаях в суффиксах прилагательных пишется суффикс -ск-, потренируемся в написании прилагательных с данными суффиксами.
Но нош поезд не может отправиться без пассажиров. А ими у нос будут Имена Прилагательные. В нашем поезде 4 класса, вы должны рассадить пассажиров согласно купленным билетам, объяснить, почему они должны занять именно это
Проверка домашнего задания.
-Дайте определение имени прилагательному.
-По каким признакам отличается имя прилагательное от других частей речи?
-Какой постоянный морфологический признаку имени прилагательного?
-Как изменяются имена прилагательные?
-В какой форме бывают имена прилагательные?
-Какова роль прилагательных в предложении?
-Проверка домашнего упражнения по цепочке.
-Хорошо. Двери разблокированы. Проводники, внимание! Начинается посадка на скорый поезд N9 567.
Показываю карточки с именами прилагательными. Дети называют суффикс, объясняют его выбор. (1 класс — ян-, ан-, -ин-; 2 класс -онн-,-енн-; 3 класс основа на н +суффикс -н-; 4 класс исключения)
Серебряный, гусиный, оловянный, старинный, кожаный , песчаный, ураганный, ценные, бездонный, ветреный, авиационный, клюквенный, картинный, дровяной, деревянный.
Замечательно. Все пассажиры на своих местах, чтобы время в пути прошло незаметно, проведём аукцион «Кто больше!»
-Ребята, вы должны на свободные места посадить пассажиров. (Дети называют имена прилагательные с определёнными суффиксами).
Вот мы и прибыли на станцию -К- -СК-. Давайте вспомним цель нашей поездки. (Дети называют)
3. Объяснение нового материала.
Суффикс -ск- пишётся в относительных прилагательных (они не образуют краткой формы): черкес — черкесский, Кавказ — кавказский, француз — французский. При этом сохраняется конечная буква основы, от которой образовано прилагательное.
Суффикс -к- пишется в качественных прилагательных (они образуют краткую
форму): резкий (резок), низкий (низок), близкий (близок).
Если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на -нь, — рь, то перед суффиксом -ск- мягкий знак не пишется: Сибирь — сибирский, Астрахань — астраханский, январь — январский, конь — конский.
Исключения: прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, (но: январский).
если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на д, м, ц эти согласные сохраняются перед -ск-, -к-: город — городской, Брест — брестский, немец — немецкий.
Если же данная основа оканчивается на к, ч, то в прилагательных перед к пишется — ц: казак — казацкий; ткач — ткацкий.
Исключения: узбекский, таджикский
4. Закрепление.
-Работа с учебником. Упр. № 327
Физ. минутка «Паровозик», (здоровьесберегающие технологии)
-Выписать в тетрадь имена прилагательные с суффиксами -к-,-ск-, объяснить
правописание суффиксов.
Подари ж ты мне девицу. Шамаханскую царицу… —
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего.
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою.
Лебедь около плывет, Злого коршуна клюет, Гибель близкую торопит…
В славной в Муромской земле,
В Карачарове селе
Жил-был дьяк с своей дьячихой.
Один — Рогдай,воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей… Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры…
И наконец задумал я
Оставить финские поля;
Морей неверные пучины
дружиной братской переплыть…
-Ребята, из каких сказок взяты эти предложения?
-Кто их автор?
-Чем же так привлекают нас сказки А.С.Пушкина?
(Прежде всего, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он написал эти сказки).
-Работа с сигнальными карточками.
Немец..ий язык, гигант..ий вал, монастыр..ая стена, рязан..ие просторы,
декабрь..ая стужа, узбек..ий плов, турист..ие маршруты, тунгус..ий метеорит, вяз..ая трясина, низ..ий берег, бурлац..ие песни, рыбац..ий поселок, °персид..ий язык, молодец..ий вид, сосед..кая собака, сирот., ий приют.
Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.
Рефлексия:
-Что я узнал сегодня нового?
— Чему же я научился сегодня?»
-Что тебе не понравилось во время урока?
-Что тебе понравилось во время урока?
— Что было легко?
— Что вызвало затруднение?
— Что вам помогало в работе?
— Как оцениваете свои действия?
Домашнее задание: 58, упр. № 331. (Сочинение-миниатюра «Жители города -К— СК-»).
Использованная литература:
Справочник по правописанию и литературной правке. Розенталь Д.Э. 16-е изд. — М.: 2012 — 368с.
Все сказки Пушкина. Авторский сборник, Издательство: Росмэн-Пресс, 2011 г.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, Москва «Просвещение», 1979