Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия
города Урая Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Как живет слово?»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Голованова Наталья Михайловна
г. Урай
2011
Урок русского языка в 5 классе «Как живет слово?»
Главная проблема урока: научиться проводить исследование.
Цели для педагога: научить учащихся проводить исследование, развивать аналитическое мышление учащихся, их умение видеть логические взаимосвязи между фактами, стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы, воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, формировать познавательный интерес к русскому языку.
Цели для учащихся: научиться самостоятельно исследовать слово и текст, развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; овладеть навыками работы с первоисточниками, развивать устную и письменную речь.
Методы: исследовательский, репродуктивный, проблемный, индуктивный.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ПК.
Ход урока.
(Приветствие, запись числа, темы урока) – 1 минута
Актуализация знаний – 5 минут
Цель этапа: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по плану исследования, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке.
Деятельность учащихся | ||||||
Прием «кластер». Суть приема – представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с заданной темой. — Какие ассоциации у вас возникают при слове «язык»?
— Действительно, почти у многих из вас возникло «слово». Когда мы говорим «язык», мы думаем – «слова». Язык состоит из слов. Это знает всякий. Но далеко не каждый представляет себе по-настоящему, что такое самое простое человеческое слово, каким удивительно сложным и тонким созданием человека оно является, сколь странной и еще далеко не до конца изученной жизнью живет оно само, какую неизмеримо огромную и важную роль играет в нашей жизни. Слово – это замечательное орудие человека – устроено ничуть не менее сложно и хитроумно, нежели самый усовершенствованный механизм, обладает не меньшим числом своеобразных, зачастую вовсе не разгаданных нами свойств и особенностей. И вот сегодня мы будем исследовать слово. — А что значит «исследовать»? — А какими качествами, умениями и навыками, с вашей точки зрения, должен обладать исследователь? — Подумайте, какие действия мы должны предпринять, чтобы начать свое исследование? — Какие методы исследования мы знаем? Какие применяли на уроках ранее? (наблюдение, анализ, сравнение) Таким образом, в конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Как проводить исследование?»
Толковый словарь С.И.Ожегова гласит: «Исследовать – 1. Подвергнуть научному изучению. 2. Рассмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь». Если это научное изучение, значит, мы должны вспомнить необходимые нам теоретические знания или приобрести их в процессе работы. Необходимо также определить предмет исследования или даже выдвинуть гипотезу (предположение), которую мы должны опровергнуть или доказать. — Все ли слова вам известны и понятны?
|
Дети называют свои ассоциации. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется стрелками со всеми понятиями «второго» уровня.
Учащимся в течение урока предлагается заполнить таблицу
(Ответы учащихся на проведенном уроке: Знаю: исследовать – изучать, рассматривать; исследователь должен быть внимательным, наблюдательным, терпеливым; мы должны определить, что будем изучать; можно воспользоваться наблюдением, анализом, сравнением. Хочу узнать: что такое гипотеза, как составить план исследования.)
|
Объяснение нового материала – 8 минут + 11 минут работа в группах
Цель этапа: получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
Деятельность учащихся | |
— Итак, начнем! Мы определили, что предметом нашего исследования будет слово. Давайте определим направления, по которым мы будем исследовать наш предмет. — Сначала посмотрим на то, что «видимо снаружи». Возьмем любое слово. Например, «зайчишка». По сути дела, это всего восемь звуков, сочетающихся между собой. Но каким совершенно особенным свойством обладают эти соединившиеся в слово звуки! Задание. Сравните наше слово с группами слов:
— Чем слова второго списка не похожи, а первого похожи на наше слово? Правильно, слова первого списка – имена существительные. Однако и внутри группы существительных можно найти множество отдельных, не схожих между собой разрядов. Приведу опять две группы слов:
— А в какую группу мы можем поместить наше слово «зайчишка»? Я рада, что никто из вас даже не засомневался, что перед нами группы живых и неживых предметов и что наше слово можно определить в первую группу. Значит, эти восемь простых звуков, став словом, приобрели свойства, которых у них раньше не было. — А к какой группе вы отнесли бы слово «айкшазчи»? Почему вы рассмеялись? Правильно, наши восемь звуков «зайчишка» — это слово, воплощение нашей мысли, а те же восемь звуков «айкшазчи» словом не являются. Давайте продолжим наше исследование.
— В какой из этих групп должно стоять наше слово? Как вы определили? — Какие оттенки внес суффикс –ишк- в наше слово? — А теперь попробуйте представить себе нашего зайчишку. Какой он? У кого-то беленький, у кого-то серенький, у кого-то маленький, жалкий, хромой, быстрый. Какого бы зайчишку вы себе ни нарисовали, слово «обнимет» их всех: перед нами зверек с длинными ушами, передние лапы короткие, задние длинные, маленький хвостик. Казалось бы, мы произнесли всего одно слово, а на самом деле дали своему собеседнику понять много вещей. — Итак, что мы узнали о слове, рассмотрев его «снаружи»? Мы теперь знаем, что такое слово. Целое живое слово, так сказать, «видимое снаружи». Подобно тому, как машина состоит из железа и меди, так и слово состоит из звуков. Но ведь железо – это только материал, который образует части машины. Человеческое тело тоже не состоит просто из клеток: из них состоят его органы. Оно же само устроено из этих органов. А как же устроено слово нашей речи? Попробуем приглядеться к анатомии слова. Для этого придется вскрыть, развинтить, разъединить его на части. Но не будем забывать, что мы с вами не просто теоретики, а маленькие исследователи. — Давайте составим план исследования. Как вы думаете, из каких пунктов он будет состоять? Прием «Верные и неверные утверждения». Предлагается несколько утверждений, дети выбирают «верные» на основе собственного опыта или просто угадывания. Затем в ходе работы выясняется, какие утверждения были верными.
Мы знаем, что есть слова, состоящие только из корня: лов, дом, еж. Однако рядом с ними мы встречаем слова, устроенные совершенно иначе: ловить, ловля, наловленный…Теперь нам помогут наши теоретические знания по морфемике. — Какие морфемы вы знаете? — Какие способы образования слов вы знаете? Учащимся предлагаются исследовательские задания по группам. — Что же интересного мы узнали с вами об анатомии слова? — Какие пункты предполагаемого нами плана исследования вы использовали? Каков же будет наш конечный вариант плана? Все ли пункты мы выбрали верно?
| Дети методом «мозгового штурма» предлагают свои направления. Делается вывод, что слово можно исследовать и «снаружи», и «изнутри». Дети записывают слова в тетради и определяют их частеречную принадлежность. Дети выписывают слова и выделяют морфемы. Ответы детей. Ответы детей. Учащиеся предлагают свои варианты верных ответов, которые кратко записываются в тетрадях. Задание 1 группе. Подберите несколько слов разных частей речи, основа которых состоит из приставки, корня и одного суффикса. Запишите их в три группы: слова приставочного способа словообразования, слова суффиксального способа словообразования и слова приставочно-суффиксального способа словообразования. Задание 2 группе. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. Задание 3 группе. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. Каждая группа по составленному плану проводит исследование. Дети работают со словарем морфем и ведут записи в тетрадях. Представление результатов исследования представителями групп. Определение предмета исследования, метода и формулировка гипотезы. Ответы учащихся. Редактирование плана исследования. |
Закрепление изученного – 5 минут.
Цель этапа: целостное осмысление, обобщение полученной информации, практическое применение приобретенных умений и навыков, формирование у каждого собственного отношения к исследуемому материалу.
Деятельность учащихся | |
Морфемы помогают создавать, творить слова. Словотворчество – одно из излюбленный художественных средств, к которому довольно часто прибегают писатели. Этот прием основан на словообразовательных возможностях русского языка. Окказионализмы (от лат. «случайный»), то есть авторские слова, создаются по хорошо известным словообразовательным моделям. Мы, впервые услышав или прочитав такое слово, понимаем его смысл и способны оценить находку автора. Окказионализмы называют еще словами «одноразового пользования», так как их невозможно найти в толковом словаре, а живут они в авторском контексте. Пойдем, поэт, взорлим, Вспоем у мира В сером храме. (В. Маяковский) Дорога довольно хорошая, Приятная хладная звень. Луна золотою порошею Осыпала даль деревень. (С.Есенин) — Как вы думаете, что обозначают эти окказионализмы? Как вы догадались? — Откуда возникают открытия? — Открытие — это случай или результат целенаправленного труда человека? Давайте попробуем с вами совершить маленькое открытие. Готовы? А поможет нам окказионализм, созданный великим русским лингвистом Л.В.Щербой. Запишите фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». — Давайте еще раз обратимся к нашему плану. Для проведения исследования необходимо выдвинуть гипотезу. Кто предложит свою гипотезу, выстроенную на материале этой фразы? Итак, перед нами проблема: возможно ли понять непонятное? — Про кого здесь говорится? (про какую-то куздру) — Почему про какую-то? Здесь ясно сказано, какая она – «глокая». — А если говорится про «куздру», то какой это член предложения? (подлежащее) А часть речи? (существительное) Падеж? Род? — Но позвольте, как же вы это все узнали, если, по вашим словам, вам ничего не понятно в этой фразе? — Может, вы мне ответите, что она наделала? (будланула) — Причем как «будланула»? (штеко) — А теперь попробуйте определить, «бокр» — это живое существо или нет. — А как вы определили? Только ли по тому, что у него «бокренок»? (будланула кого? – бокра, а не что – бокр) То есть одушевленный предмет или нет, можно определить по родительному падежу, ведь суффикс -енок- еще ничего не обозначает, например, «бочонок». — Так можно ли понять непонятную фразу? А почему это произошло? Мы взяли никому не известные корни, но присоединили к ним не вымышленные, а настоящие морфемы. — Попробуйте перевести эту фразу. Что получилось? Дома вы попробуете нарисовать картину происходящего. Конечно, у всех получится по-разному, но вместе с тем – все одинаково.
|
Дети приводят словообразовательные модели, по которым образуются окказионализмы. «Мозговой штурм» гипотез учащихся. Учащиеся записывают фразу. Выделяют известные им морфемы. Предлагаются «переводы» текста. |
Домашнее задание – 3 минуты ( 1 минута + 2 минуты просмотр м/ф)
Дома, уже имея полученные на уроки навыки, вам предстоит «перевести» на русский язык текст, выписать из текста все глаголы и прилагательные, разобрать их по составу и обязательно объяснить, почему вы смогли справиться с этой задачей. (Текст задания предоставляется каждому ученику в распечатанном виде).
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. Увазила и волит:
-Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
Калуша волит:
— Ойе! Ойе! Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и волит:
— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! (Л.Петрушевская)
— А чтобы пробудить ваше воображение, я предлагаю посмотреть мультипликационный фильм (просмотр мф).
Рефлексия – 7 минут.
Давайте вернемся к нашей таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Попробуем заполнить ее до конца. Что вы можете записать в последней графе?
ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ | |
Исследовать – изучать, рассматривать. Исследователь должен быть внимательным, наблюдательным, терпеливым. Мы должны определить, что будем изучать. Можно воспользоваться наблюдением, анализом, сравнением.
| Что такое гипотеза? Как составить план исследования?
| Как исследовать. Что гипотеза – это предположение, которое надо доказать или опровергнуть. Узнали, как составить план исследования. Поняли, что иногда можно понять непонятное, если знать, что обозначают морфемы. Научились «расшифровывать» окказионализмы. Как работать в группах.
|
Итак, получилось ли у нас сегодня стать исследователями? К каким выводам мы сегодня пришли? А кто сделал для себя маленькое открытие?
— Так как же стать настоящим исследователем?
— Какое значение имеет владение исследовательской деятельностью для человека?
— Какова структура и методы исследования? Какими методами мы сегодня пользовались?
— Что вам удалось на уроке больше всего? Что вызвало затруднение?
— Существуют различные формы представления результатов своего исследования. Как, с вашей точки зрения, можно эффектно представить результаты своей исследовательской деятельности?
— Каковы могут быть критерии для оценки качества исследовательский деятельности? Кого мы можем сегодня назвать самым удачливым исследователем? (выставление оценок за работу на уроке)
— Спасибо за урок.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EA%EA%E0%E7%E8%EE%ED%E0%EB%E8%E7%EC
https://radiopribor.clan.su/news/puski_bjatye_skazka_pro_butjavku/2011-01-02-513
https://video.yandex.ru/#search?text=%D0%B1%D1%83%D1%82%D1%8F%D0%B2%D0%BA%D0%B0&where=all