Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Урок-исследование по теме
«Этот незнакомый и трудный жанр — эссе» (10 класс).
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Киселева Наталья Александровна
г.о. Саранск
2015
Урок-исследование по теме «Этот незнакомый и трудный жанр — эссе» (10 класс)
Цели:
Обучающие: дать собственное понятие о жанре эссе, уметь определять жанр эссе, применять теоретические знания на практике.
Развивающие: формирование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся, опора на способности учащихся и их развитие, развитие логического мышления учащихся, развитие рефлексических способностей учащихся, организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности.
Воспитывающие: пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся, воспитание привычки работать самостоятельно, стремление к приобретению новых умений, формирование культуры отношений в процессе учебного труда, воспитание способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работ.
Организационные формы: индивидуальная, групповая, парная, пары сменного состава.
Оборудование:
Книжная выставка книг писателей — эссеистов: «Исповедь» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Золотая роза» К. Паустовского, «Люди или нелюди» В. Тендрякова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.
Словари: орфографический, фразеологический, словарь литературоведческих терминов. Карточки-тесты, «правила открытого диалога», тексты сочинений.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. По следам грамматических ошибок (выполнение теста).
Цель ставят сами учащиеся: для чего эта работа? (чтобы избежать ошибок по подготовке к ЕГЭ).
Как можно продолжить предложение?
Работая над сочинением:
1) сначала составляются тезисы;
2) не отвлекайтесь;
3) вас ничего не должно отвлекать;
4) вам нужны будут дополнительные материалы.
Самооценка (сверяют с ответами контрольной карточки).
III. Обращение к теме.
— Почему тема урока носит вопросительный характер? (учащиеся считают, что эссе — трудный жанр).
Компьютерная презентация: «История возникновения эссеистики».
После просмотренной презентации «История возникновения эссеистики» учащиеся переходят к работе в группах.
I Группа.
1) Найти в словарях определения эссе, выделить ключевые слова.
2) Подобрать к жанру эссе синонимы.
3) Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? (запись после обсуждения).
4) Создать собственное определение эссе, отразив в нём ответы на следующие вопросы:
— Каков объём жанра эссе?
— Какой может быть тема?
— Что требуется от автора для создания эссе?
(Ответы учащихся: 1) Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу; разновидность очерка; жанр публицистики; свободная трактовка какой-либо проблемы; 2) авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка, этюд, «Скитце»; 3) индивидуальный авторский стиль, неожиданные выводы, небольшой объём, образность, свободная композиция; 4) нет традиционной композиции, объём мал, темы различны, требуется от автора индивидуальность и эмоциональность для создания эссе).
II Группа
Пользуясь словарём, найти этимологию слова «лаконизм».
Работа с понятием «Скитце». А. А. Фета «Шёпот, робкое дыхание:» (чтение наизусть).
Выяснение значения слова импрессионизм (фр.). Какую роль играет это направление в жанре эссе?
(Ответы учащихся: 1) в древнегреческом государстве Спарте был район Лакония, жители которого чётко умели формулировать свои мысли — отсюда появилось слово — лаконичность; лаконизм — краткость и чёткость изложения; 2) «Скитце» — маленькое произведение в жанре эссе, зарисовка, набросок, фрагментальный рассказ; 3) импрессионизм (фр. — впечатление) — направление в искусстве в последней трети XIX-начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и полно запечатлеть реальный мир в его подвижности и мимолётности, изменчивости, передать свои впечатления от того или иного явления. В русской литературе об импрессионистическом стиле говорят в связи с поэзией А. А. Фета, И. Ф. Анненского. Для них характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной тематике, мелодичность).
III Группа
1) Дайте определение жанрам:
авторская проза;
очерк;
записка;
дневник;
зарисовка;
(Ответы учащихся: 1) авторская проза — стремление понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой; очерк — разновидность малой формы эпической литературы, затрагивающая, как правило, гражданские и нравственные проблемы и т. д.; 2) небольшой объём, свободная форма изложения, выражение авторской эмоции, оригинальный взгляд на проблему, речь афористична).
Выводы: тема-вопрос превратилась в тему-ответ (вопрос можно убрать?).
Учащиеся в рефлексии отмечают, что теперь этот жанр эссе из незнакомого трудного превратился в знакомый и интересный.
Домашнее задание: написать эссе (темы индивидуальны для каждого учащегося).
Примерный перечень тем сочинений:
«Моё отношение к добру и злу»;
«Любимое стихотворение»;
«Любимые страницы»;
«Размышления о прочитанном»;
«Размышляя над рассказом (повестью)»;
«Мои размышления над поэтической строкой»;
«О милосердии в немилосердный век»;
«Кто мы — люди или нелюди?»;
«Что притягательнее для человека — дом или мир?».
Список использованной литературы.
КИМы по русскому языку.
Орфографический, толковый словари.