урок изучения нового материала с использованием ИКТ » «Обобщающее слово перед однородными членами» 5 класс

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Дударева Ольга Викторовна, имеющаяся 1 категория и подтверждаемая 1 категория, учитель русского языка и литературы МБОУ Кизнерская средняя школа № 2 имени генерал-полковника Капашина В.П.

Предмет: Русский язык

Класс 5 «Б» класс

Учебник (УМК): Разумовская М.М. Русский язык 5 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2011.-286стр.

Тема урока: Обобщающее слово перед однородными членами.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Оборудование: индивидуальные компьютеры , интерактивная доска, раздаточный материал.

С целью повышения интереса к предмету и уровня качества знаний на уроках широко применяется использование ИКТ. Учащиеся могут самостоятельно находить используемые ресурсы в Интернете, под руководством учителя используют их на уроке в основном для закрепления и контроля знаний.

Учащиеся владеют:

Регулятивные УУД:

Определять цель и проблему ,работать по заданному алгоритму самостоятельно, используя ИКТ

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в паре, понимать позицию сверстника.

Личностные УУД:

Проявлять учебную и коммуникативную активность.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения


Предметные Д

-Умение находить обобщающие слова при однородных членах, расставлять знаки препинания при них.

1уровень-выполнение действий под руководством

учителя.

2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально.


метапредметные

Познавательные УУД

-с помощью учителя выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-работать с текстом,

— преобразовывать один вид информации в другой.


1уровень-выполнение действий под руководством

учителя.

3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.


Регулятивные УУД

-с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.

1уровень-выполнение действий под руководством

учителя.

3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.


Коммуникативные УУД

-сотрудничать с одноклассниками и учителем.

— использовать ИКТ как инструмент для достижения целей.

1уровень-выполнение действий под руководством

учителя.

2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально

3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.


Личностные

проявлять учебную и коммуникативную активность.


2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально





Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению

запланированных

результатов

Деятельность

ученика

Формируемые УУД и предметные действия


1.Организа-ционный

этап.

2 мин.


Организовать

самоопределение

детей к деятельности на уроке



Беседа


Фронтальная


1.Приветствует учащихся и гостей, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих, желает успеха.

2.Включение в деловой ритм.


Мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение»

( Б.Спиноза) —СЛАЙД 1


3. Просит записать число.














1.Подготовка к восприятию нового материала.


2.Записывают в тетрадь число.


Личностные:

самоорганизация.


Регулятивные:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.


















2.Актуализа-ция и пробное учебное действие

1 минута.



Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.


Беседа


Фронтальная


1.Организует повторение знаний, закрепление умений.

(Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе)




1.Прочитать слова и найти «Четвертое лишнее» слово в каждой группе.слайд-2


1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года.



1.Выполняют задания, определяя лишнее слово.


2.Анализируют остальные слова с целью использования их для составления предложений с однородными членами.



Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные :

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли


3.Постановка учебной задачи и целей урока.

10 мин.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Создание проблемной ситуации.


Фронтальная

1. Проводит беседу с целью появления темы и цели урока:

— По каким признакам вы определили, что данные слова лишние?

( Слова «дерево», «мебель», «время года» являются общими для всех остальных слов, их значение шире)

Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какова же будет тема нашего урока? Давайте запишем ее в тетрадях.

Обобщающее слово перед однородными членами.


Слайд 3


2.Давайте составим и запишем из слов 1 ряда предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

— Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

— В чем затруднение?

( Какой ставить знак после обобщающего слова)

— Задание было одно? Да

— А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

— Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

После ответов детей уточняет цель урока.

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

— На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова? –слайд 4

4.Учитель читает шутку-рифмовку, и просит учеников догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.

— Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие)

— Может, после обобщающего слова ставится двоеточие?

-Давайте проверим.

1.Объяснить ,по какому признаку отнесли выбранное слово к лишним.

2. Составить предложение из первого ряда слов, поставив обобщающее слово впереди.

Дуб, берёза, дерево, липа.

3. Расставить знаки препинания в полученном предложении.

4.Высказать свою точку зрения на название темы урока.

5. Прослушать стихотворение шуточное о двоеточии:

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.


1.Высказывают свои наблюдения.


2. Письменно составляют предложение.


3.Высказывают предположения по постановке знаков препинания в полученном предложении.


4.Выдвигают свои предположения о теме и цели урока


5.Записывают в тетрадь тему урока.



6. Слушают стихотворения и отвечают на вопрос учителя.


Регулятивные:

Планирование

Прогнозирование


Познавательные:

самостоятельное выделение и формирование цели .

-поиск и выделение необходимой информации.

-решение проблемы,

— построение логической цепи рассуждений,

— доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные.


Сотрудничество в поиске и выборе информации.


4.Постановка проекта выхода из затруднения

(открытия детьми нового знания)

5 минут.

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Работа с

учебником

фронтальная

исследо-вательск-ая деятель-ность.


1. Просит открыть учебник на странице 159 и прочитать теоретический материал.

2. Задает вопросы после прочтения:

-Итак, что мы узнали ?

(после обобщающего слова ставится двоеточие)

— Какую новую информацию вы прочитали в учебнике?

(обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные и обозначаются на письме :

3.Просит разобрать написанное предложение и начертить схему.

4. Просит на основе учебника сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составить алгоритм.


1. Прочитать параграф 61 на стр.-159


2.Ответить на вопросы учителя.


3. Найти новую информацию в учебнике.


4.Разобрать наше предложение и начертить схему

: , ,


5.

1. Читают параграф.


2. Отвечают на вопросы.


3. Находят новую информацию( обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные и обозначаются на письме :




4.Разбирают предложения и чертят его схему.


5. Делают вывод и составляют алгоритм:

1.Найду в предложении однородные члены.

2.Определю, есть ли обобщающее слово.

3.Выберу нужный знак препинания.

4. Подчеркну однородные члены и обобщающее слово.

5. Начерчу схему.


Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

установление причинно – следственных связей

Регулятивные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности

Коммуникативные:

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.Первич-ное закрепление.

5 минут

усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения

Решение

творческой

задачи

Работа в парах

1.Предлагает воспользоваться раздаточным материалом и выполнить задание в парах.

2.Наблюдает за работой учащихся

3.Отвечает на возникающие у учащихся вопросы .


4.Подводит итоги на интерактивной доске –Слайд 5

1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –

2). Сказуемое, определение, обстоятельство –

3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –

2.Найди «лишнее» слово:

Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник

Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии

3.Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.



1. Подбирают обобщающие слова.


2. Ищут и аргументируют «лишние» слова.



Регулятивные:

-Выдвижение версий

-Выбор средств для достижения цели

-контроль, оценка,коррекция.

Познавательные :


-действие по аналогии

-Умение структурировать знания.

Коммуникативные:

излагать свое мнение, аргументируя его.

-умение работать в паре, прислушиваться к мнению партнера.

Личностные:

аргументированно оценивать свой выбор.

6. Физкультминутка.

2 минуты.

Обратить внимание на здоровый образ жизни.


Фронтальная.

1.Просит приготовиться к физкультминутке.

1. Включает видео с упражнениями для физкультминутки.

1.Выполняют упражнения.

Личностные:

-осознавать правила здорового образ жизни.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

13 минут

Самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Решение творческой задачи

Дифференцированная работа по рядам.


работа в парах.

1.Организует деятельность по применению новых знаний : объясняет каждому ряду свое задание.( работать в парах)


2.Наблюдает за работой учащихся.

3.Помогает выполнить ученикам тренировочные упражнения.

4.Комментирует правильность выбора ответов учащихся.

Самостоятельная творческая работа по составлению предложений по выбору — дифференцированная работа на разноцветных листах:

1. По картинам ( на выбор) Коровина К.К., Серова В.А., Хруцкого И.Ф. , Антонова А.Н. , Сверчкова В.Д. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Натюрморт- (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов.

2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;

3. Конструирование предложений по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» К 003, сцена 3 (Все фруктовые деревья, яблони, груши, сливы, наливались плодами : — , –

набор символов)

И по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» П 002, сцена 4 (Простые полевые цветы, лютики, ромашки, колокольчики, украшали поляну : , – набор символов)


1. Один ученик из каждого ряда выбирает задание.


2.Ученики выполняют задание .


3. Записывают в тетрадь предложения.


4. Зачитывают полученные предложения и объясняют знаки препинания.


Регулятивные:

-контроль,

-коррекция,

-выделение и осознание усвоенного

-волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные :

самоопределение

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



8.Рефлексия деятельности

5 минут

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Беседа

Фронтальная

1. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносит цель и результаты, степень их соответствия (задает вопросы ученикам)

2. Благодарит за работу и выставляет оценки.


Вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Важна ли данная тема?

  • Где можно применить новые знания?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Называют ключевые слова темы.


1. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные

Рефлексия способов и условий действий

Регулятивные

-контроль и оценка способов своей деятельности.

Личностные

-самооценка

— адекватное понимание успешности или неуспешности;

Коммуникативные

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

— планирование успешного сотрудничества.

9.Задание на дом.

2 минуты.

Сформулировать проблему на следующий урок.

Решение творческой задачи.

Фронтальная

1.Объясняет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества:


Домашнее задание:


А) § 61- правило в словарик записать и выучить

Б). упр. 473, 474 (по выбору),

В) задание на «5»:

-построить из предложений, с которыми работали в классе, другие предложения, где обобщающее слово стоит в другом месте, и расставить знаки препинания (как вам кажется)

1.Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные :

Внутренняя позиция школьника.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

























1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –

2). Сказуемое, определение, обстоятельство –

3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –


2.Найди «лишнее» слово:

Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник

Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии



3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.



1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –

2). Сказуемое, определение, обстоятельство –

3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –


2.Найди «лишнее» слово:

Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник

Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии



3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.



1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –

2). Сказуемое, определение, обстоятельство –

3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –


2.Найди «лишнее» слово:

Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник

Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии



3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Упражнения в чтении и письме"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: