Ход урока:
Орг. момент
2.Слово учителя
Я – скульптор,
Моя мастерская – класс,
Щеки горят и челки отброшены…
Десятки ушей и десятки глаз
Слушают, видят меня сейчас –
Будущие Эйнштейны и Ломоносовы.
Язык – инструмент мой, легок и прост,
Тихонько слова подбирая, как сваи,
Строю сперва доверия мост,
На ударения не налегая,
Пальцы-слова,
Что на время застыли,
В себе согрею и разомну.
И, как ваятель на влажной глине,
Словами души твоей трону струну.
Д.Левитес.
Слова – инструменты, лишь только люди могут ими управлять.
И поэтому цель нашего урока будет совершенствование умения в определении лексического значения слова, развитие внимания к слову, соблюдение нормы лексической сочетаемости, но и , конечно же, воспитание бережного отношения к слову.
Запишите, пожалуйста, число и тему урока.
План урока:
Орфоэпические нормы. Выполнение задания А1
Лексическая работа « Значение слова» + интегрированное задание по лексике и орфоэпии.
Развитие речи. Миниатюра “Я”.
Паронимия. Выполнение задания А2.
Результаты исследовательской работы.
Синквейн «Итог урока».
Д/З
3 Итак, орфоэпическая минутка. С этого же и начинаются задания ЕГЭ(А1)
-Ребята, скажите, пожалуйста, что изучает орфоэпия?
(Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правила литературного произношения.)
У вас на столах лежат карточки со словами. Задание — расставить ударение в словах. Один человек работает у доски (2-3 мин на работу).
Проверка задания.
Есть такая притча.
Однажды слепому, который никогда не видел, объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал:
— Какой это белый цвет, на что он похож?
Слепому отвечали:
-Белый цвет, как белый заяц.
Слепой спрашивал:
-Что ж, он такой же пушистый?
— Нет! Белый цвет, как белая мука!
А слепой говорит:
-Что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый?
— Нет! — Говорят слепому, — белый цвет, как снег белый.
-Что ж, он такой же холодный?
-Нет! — Возражали слепому, — белый цвет, как чистый белый творог.
— Что ж, он такой же сырой?
Так никто и не смог объяснить слепому, что такое белый, ведь он ощущал предметы только на ощупь, у него было своё понятие, своё значение слова, которое было понятно лишь только ему — слепому.
Без значения нет и слова. Звучание слова «белый» не помогло слепому понять, что же такое белый цвет. Ведь он не знал значения этого слова, потому что никогда не видел ничего белого. Незнакомые слова для нас – это “пустой звук”, сосуды с неизвестным содержимым, пустые оболочки слов.
4Лексическая минутка.
Сейчас мы будем работать по рядам.
Итак, 1 ряд работает со следующей группой слов:
(Слова записаны на доске.)
. СамолюбИвый — обладающий чрезмерным самолюбием (чувством собственного достоинства, соединённым с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих)
ЧестолюбИвый – склонный к честолюбию (чрезмерной жажде почестей, стремлению к почётному положению)
ТщеслАвный – любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства
ТщАтельный – старательный, аккуратный
ТщедУшный – хилый, слабосильный
ТщЕтный – бесполезный, безрезультатный
ТолерАнтный – терпимый, снисходительный к чему-либо, кому-либо
Их задача , пользуясь толковыми словарями, которые находятся у них на столах, за 5 мин определить лексическое значение этих слов.
А в это время 2 и 3 ряды будут выполнять интегрированное задание, им надо пронумеровать правую колонку в соответствии с левой таким образом, чтобы каждое слово соответствовало своему лексическому значению, в случае затруднения вы так же можете воспользоваться словарём.
(Проверка заданий)
Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац – в контексте книги, книга – в контексте всего творчества автора.
Л.С.Выготский
А теперь в вашем распоряжении 2-3 мин, чтобы написать миниатюру “Я” с этими словами.
— А что такое миниатюра? (Произведение малой формы)
-Можно ли сказать, что миниатюра обладает признаками текста? Докажите своё мнение. (Конечно, любую миниатюру можно озаглавить, в ней есть основная мысль, предложения связаны по смыслу и грамматически, композиционная завершённость;эмоциональную выразительность придают всевозможные художественно-изобразительные средства.)
(Чтение миниатюр)
5.Работа с паронимами
По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь. Певец обладал замечательными голосовыми данными.
-Скажите, пожалуйста, есть ли в этих предложениях похожие слова?
(Да)
— А чем они различаются? (Суффиксами, лексическим значением).
-Такие слова называются паронимами.
(Паронимы – слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению.)
-Ребята, вспомните, пожалуйста, слова, однокоренные со словом ПАРОНИМ.
(антоним (анти-против), синоним (син- вместе), топоним (топос- место) и т.д.
Задание: выписать паронимы
Это был почти царский подарок.
У мемориала горит вечный огонь.
В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.
Она прошла мимо своей царственной походкой.
Вековые дубы росли совсем рядом.
Экзаменатор попался очень человечный.
( Царский – царственный,
вечный – вековой, человеческий – человечный).
6. Выполнение заданий из ЕГЭ ( А2)
В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
(Дипломат- 1.должностное лицо, работающее в области внешних сношений
2.плоский чемоданчик,
3. человек, действующий дипломатично.
Дипломант – человек, награждённый дипломом.)
Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
Ответ: А2 – 4
Выполнение заданий ЕГЭ (тесты)
К этому уроку у нас проводилась небольшая исследовательская работа.
Ребята работали с журналами, газетами, слушали выступления по телевизору, короче, со СМИ и отыскивали в речи популярных людей нарушение морфологических, синтаксических и орфоэпических норм. Давайте предоставим слово им.
1-й ученик
БЕРЕЗОВСКИЙ Борис Абрамович
“…Мы с ним обсуждали О ТОМ, что… (неправильное управление)
НТВ,программа “Итоги”, беседа с Е. Киселевым
ГАЙДАР Егор Тимурович
“…скомпромеНтировать…” (орфоэпическая ошибка; надо: без Н)
ВГТРК (2канал ТВ), программа “Зеркало”
ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич,
лидер КПРФ
“Без КПСС не было бы победы в войне. Когда на Прохоровском поле 1200 ТАНКОВ СХВАТИЛИСЬ ВРУКОПАШНУЮ…” (ошибочный выбор слова)
На встрече с учащимися школы № 1078 г. Москвы, цит. по публикации в газете “Моск. Комсомолец”
МАКСИМОВ Андрей, журналист
“Итак, ОДЕВАЙТЕ наушники…” (распространенная ошибка — неправильный выбор однокор. слов; надо: надевайте)
р/с “Эхо Москвы”, передача “Диалоги о любви”, разговор с Э. Памфиловой
ЗАЙЦЕВ Вячеслав, модельер
“Приехал в Париж — шел ОГРОМНЫЙ дождь” (ошибочный выбор слова; надо: сильный)
2-й ученик СЛАЙД13
Александр АНДРЕЕВ, сотрудник службы информации “Эхо Москвы”
“Что касается Примакова, то за него проголосовало триста семьдесят депутатов при ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ против” (нарушение литературной нормы склонения числительных)
“Эхо Москвы”, “Новости”, 19 мая
несклонение числительных характерно для нестрогой разговорной речи; только: при шестидесяти трех
Екатерина ПРИДОРОГИНА, корреспондент
“Между тем международные организации пытаются хоть как-то облЕгчить участь беженцев” (грубая орфоэпическая ошибка)
НТВ, “Сегодня”
только: облегчИть
Юрий ЛУЖКОВ, бывший мэр Москвы
“Сейчас на этой площади ЗАЖГЕТСЯ звезда Олега Газманова” (грубая орфоэпическая ошибка, распространенная в просторечии)
Юрий ЛУЖКОВ, бывший мэр Москвы
“Правительство может кондитерАм дать оборотные средствА” (две орфоэпические ошибки, недопустимые в литературной речи)
3-й ученик
“Это интересно!”
“Этимологическая страничка”
Можно ли считать родственными слова:
Палка – палить;
Трава – травить;
(Можно. Сожженое место называлось палом, а обожженные колья – палками ;
трава раньше означала “пища, корм”, древнейшее слово травити имело значение “перетирать, съедать ”).
(Если времени будет достаточно, то можно выполнить задание на карточках.)
5. Морфологические нормы
(Выполнение задания А3)
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Обоих учеников
Более красивый пейзаж
Более восемьдесят пяти килограмм
Новые договоры
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Обеих берегов
Пара джинсов
Петь звонче
Ягода слаще
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
более пятиста человек
инженеры
наисложнейший
в день именин
— Какой же вывод мы можем сделать?
(Вывод: для того чтобы правильно говорить, употреблять в речи паронимы , быть офографически грамотным, просто необходимо знать лексическое значение слов , расширять свой словарный запас.
8.Для подведения итога занятия я предлагаю создать синквейн на тему: «Урок»
Синквейн –слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Урок.
Интересный, яркий.
Удивляет, захватывает, поражает.
Знать лексическое значение слова очень важно .
Рождение нового!
Домашнее задание. Миниатюра Первый снег”.
— Что я вижу?
— Что я слышу? — Что я чувствую?
Используемая литература:
1. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11-й класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П.Крысина; .- М.: Просвещение, 1995.
3.Диски. Материалы участников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»