Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснолипковская средняя общеобразовательная школа»
Фроловского района Волгоградской области
Конспект урока – путешествия по русскому языку
в 5 классе:
«Буквы Е и И в корнях с чередованием»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Данилова Татьяна Павловна
Красные Липки
2012
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму.
Развивающая: умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать ее графически и объяснять правописание; создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование:
дидактический материал (индивидуальные сборники с заданиями), медиапроектор, компьютер, сигнальные карточки Е и И, учебник, дидактический материал (индивидуальные сборники с заданиями).
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
(Слайд №1)
— Ребята, я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие на неизведанный остров «Правописание» в отдаленную страну под названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием». Нашими проводниками будут Незнайка и его друзья.
Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием.
III. Блиц-опрос.
Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание. А для этого давайте вспомним уже известное для нас понятие.
— С каким новым видом морфологическим признаком глагола вы познакомились на прошлых уроках?
— Каких видов бывают глаголы в русском языке? На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?
— Глаголы какого вида вы использовали, описывая приготовления ребят к плаванию?
— Глагол какого вида вы использовали, когда рассказывали о моменте отплытия?
— Что такое чередование? (Ответы ребят).
— Давайте попросим Дежурного по словарю уточнить нам это понятие.
(Дежурный по словарю читает понятие «чередование»).
Игра «Четвертое лишнее»
Давайте поиграем со словами- найдем четвертое лишнее (Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд, «лишние» слова разбирают по составу).
1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…раю
2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть.
3. Л…са, бл…стят, см…треть, гл…зок.
— От чего зависит написание гласной в этих корнях? (От последующего согласного).
— Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к путешествию.
— Группа корней с чередованием очень большая. Рассмотрите эту группу на опорной таблице. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы.
— Теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.
Внимание! Вот мы направляемся к Острову Правописание, но нам необходимо преодолеть некоторые преграды на пути. Итак, первое испытание — степь..
Работа с текстом. (Учитель читает текст — слайд № 3.)
Донская степь…В ослепительной солнечной вышине выводит круги коршун, зорко вглядывающийся и примечающий самые малые движения в степной вотчине. Дышит теплом и зноем донская степь. Она представляет собой неоглядную ширь.
— Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Определите основную мысль. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
IV. Исследовательская работа.
— Мы в неизведанной стране и нам необходимо провести исследовательскую работу. (Слайд №4).
Чем отличаются слова в каждой паре? (Гласным в корне).
1. Работа в тетрадях.
— А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
— Какие гласные чередуются? (Е – И).
V. Изучение нового материала.
— Вот мы с вами и попали на сказочный остров. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку.
Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А — неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
— Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
2. Работа с таблицей.
— Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И.
3. Устная работа с сигнальными карточками Е и И.( (Слайд №11)
От чего зависит написание гласной в корне? Ответить на этот вопрос нам будет легче с помощниками.
— А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях. (Ответы ребят). (Слайд №12)
— Откройте учебники на странице 245 и найдите это правило, рассмотрите примеры. Как обозначается эта орфограмма?
— А теперь правило – подсказка. (Слайд №13).
Учитель читает шуточное стихотворение:
Жили-были две подружки,
Симпатичные вполне,
Две подружки-побегушки,
Буква И и буква Е.
Корни нескольких глаголов
Рады были их принять,
Только нужно было знать,
Как в них встать без лишних споров.
Но подружки не ругались,
Меж собой чередовались.
Скажет буква Е едва:
— Здесь за корнем суффикс –а-!
И без лишней кутерьмы
Примет корень букву И.
Если суффикс где-то бродит,
В корне место Е находит.
До сих пор живут согласно
Чередующиеся гласные.
Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И.
VI. Закрепление изученного.
— Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием.
1. Предупредительное списывание.
(Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все работают в тетрадях).(Слайд № 14).
Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.
Физкультминутка.
2. Распределительный диктант.
— Ребята, у жителей Острова чередующихся гласных возникла проблема. Они не могут разобраться в какой домик им нужно поселиться.
(Слайд №15). (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).
Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться.
3. Взаимопроверка.
— А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом.
4. Самостоятельная работа ( по вариантам)
— Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
1 вариант 2 вариант
Неразб…риха обт…рание
Отм…рание выч…тание
Бл…стательный заж…галка
Вывод: чередование е-и свойственно не только глаголам, но и словам других частей речи с теми же корнями.
VII. Итог урока.
— Ну что ж. Пришло время покидать остров и отправляться домой.
(Слышен стук в дверь, входит Незнайка).
— Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!
Учитель: — Что случилось, Незнайка?
— Я опаздываю в школу…Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить.
Учитель: — Ну успокойся. Показывай нам свое задание.
Незнайка: — Вот оно. Нужно найти слова с чередованием е — и в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, на котором написано его домашнее задание.)
Берись дружно — не будет грузно.
Всякий избирает друга по своему нраву.
Когда у человека есть друг, он всегда может опереться на его плечо.
(Учащиеся находят слова с изученной орфограммой, обозначают ее, объясняют выбор нужной гласной)
(Слайд №17).
VIII. Домашнее задание.
— Молодцы! Мы провели путешествие успешно. И на пути домой должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. (Слайд №18)
1. Выучить правило – с.245. 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму.
— Вы все успешно справились с путешествием и будете награждены памятными подарками от жителей этого удивительного сказочного мира «Правописание». (Самыми активными участниками путешествия были…).(Слайд №19)
Спасибо за урок. (Слайд №20).
Список использованной литературы
1. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» № 1, 2001 г . – Министерство образования РФ.
С.И.Львова. Русский язык. 5 кл.: пособие для учащихся – М.: Дрофа, 2007, — 222 с. : — (За страницами школьного учебника).
Е.И.Никитина. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. -4 изд. –М.: Просвещение, 2003. -272 с.
Раздаточные материалы по русскому языку.5 кл./А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, — 2-изд.-М.: Дрофа, 2007, — 215с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы