Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №129
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
подготовила
учитель русского языка и литературы
Быстрицкая Марина Александровна
Санкт-Петербург 2014
Познавать, не размышляя, бесполезно,
Размышлять, не познавая, опасно.
Конфуций
I. Введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения. Метод активизации ассоциативных связей.Прочитайте внимательно текст и подготовьтесь к его обсуждению (текст дублируется на интерактивной доске).
Один из крупных мыслителей ХХ века, Клод Леви-Стросс, говорил, что культура – это система табу и так было всегда. В истории еще не было эпохи, когда объявлялись ненужными, изжившими себя все табу, кроме юридических («Разрешено все, что не запрещено»), когда финансовые и идеологические элиты при помощи купленных ими средств культуры, информации и пропаганды стремились бы лишить человека вечности, упразднить разницу между черным и белым, верхом и низом – без такой разницы жить, мол, легче и приятнее, и это называется прагматизмом.
Я убежден, что здесь начало неслыханной всемирно-исторической катастрофы, куда страшнее налета «боинга» на Всемирный торговый центр… Чтобы это предотвратить, надо для начала хотя бы отдать себе отчет в том, что происходит, разуть глаза и открыть заткнутые уши. Вспомним, что всегда, во все эпохи все религиозные, нравственные и идеологические учения исходили из того, каким должен бы быть человек. Представления об этом могли быть разными, но сам импульс был поступательный, творческий, он требовал от человека трудиться над собой, в чем-то преодолевать себя. Сейчас пестуется другой импульс – потребительский, удобственный, исключающий внутреннюю поступательность, вообще всякое самосозидание. Душа не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования. Ничего стыдного нет, запретного тоже, стыд и запрет – тоталитарные категории, а у нас свобода.
Понятия чести и достоинства остались только в формулировке судебного иска, в остальной жизни их, по-видимому, уже стесняются. Нравственные понятия «можно» и «нельзя» заменены физическими «возможно» и «невозможно». Что возможно, то и можно. Это животный принцип, и это антропологическое преступление. Ведь без различения между человеческим и, условно говоря, животным невозможно адекватное родовое самосознание человека. Без него он погибнет, сойдет на нет.
В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу. Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот.
Цивилизация служит удобству, культура требует труда. Леонид Хейфиц недавно сказал жестко и прекрасно: высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? А я отвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей. А когда свобода подменяет собой все другие ценности, когда остается одна, она истребляет все вокруг – и себя тоже. Как террорист-камикадзе… (Валентин Непомнящий. «Литературная газета» №52 от 26-31.12.01).
Задания к тексту:
1. Определить тип, стиль и жанровую принадлежность текста.
— Это рассуждение (есть тезис, который опровергает автор).
— Публицистический стиль: цель автора – воздействие на читателя, открытая оценочность, стремление убедить в своей правоте.
— Полемическая статья.
2. Назовите ключевые слова текста, аргументируя свой ответ. (Обычно сразу выделяется концепт «культура»).
Комментарий для учителя
Доказывая, что культура — ключевое слово, старшеклассники обращаются к следующей системе доказательств:
во-первых, оно находится в сильной, семантически значимой позиции текста (в первом предложении и в последнем абзаце);
во-вторых, по мере развертывания концептуального содержания текста слово «культура» четырежды повторяется в разных контекстах.
Назовите эти контексты (на интерактивной доске выделяем):
культура – это система табу;
дело культуры — помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот;
культура требует труда;
высокую культуру надо навязывать.
4. Существует ли культура сама по себе? Кто является творцом и носителем культуры? (Человек).
Учитель. Итак, в основе текста лежат два ключевых концепта: человек и культура. Перед вами два определения.
Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества. (Философский словарь).
— В каждом из двух определений выделите смысловую доминанту (на интерактивной доске). (Культура – достижение — творчество).
5. Определите слова, входящие в ядро концептуального поля культуры:
нравственность («нравственные понятия «можно» и «нельзя»»),
духовность («дух» и «душа»),
система ценностей.
6. Подумайте, какое место в системе человеческих ценностей занимает нравственность? На какой вопрос она пытается найти ответ? («Каким должен быть человек?») На какой оппозиции держится нравственность? (Можно и нельзя). Назовите высшую нравственную ценность (Добро).
На мониторе появляется фрагмент статьи Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»:
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее».
— Принимаете ли Вы эту метафору? Через какие нравственные категории может реализовываться добро? (Через честность, правдивость, ответственность, порядочность, милосердие, совестливость и т.д.).
7. Какие нравственные ценности находятся в центре внимания Валентина Непомнящего? (Честь, достоинство, нравственная свобода, стыд).
Комментарий учителя. Я хочу представить слово известному французскому социологу и философу Давиду Дюркгейму (1858-1917): «Нравственность — это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить».
Духовно-нравственно катиться вниз легче, чем подниматься вверх. Это уже потом, на самом «дне» человеку становится очень тяжело. Многие средства массовой информации зарабатывают сегодня грязные деньги на эксплуатации человеческого «низа» (потребительское отношение к жизни, сведение смысла жизни к деньгам, сенсационной славе, к еде и т.п.). «Низ» и «верх» человеческого существа намеренно меняется местами.
Вопрос: «Это, действительно, так? Каково же дело культуры?»
«Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот».
8. Составьте и запишите словосочетания со словом «культура» по схеме «сущ. + сущ.», «прил. + сущ.».
— Обобщим предложенные варианты (на доске). Какие словосочетания определяют высокую культуру, а какие – низкую?
духовная культура,
массовая культура,
массмедийная культура,
низкая культура,
культура памяти,
культура шоу-бизнеса,
культура труда,
культура развлечений,
культура СМИ и т.д
Комментарий для учителя
Философ В.А. Подорога в постсовременной культуре условно выделяет две страты высокой культуры (культуры высших или эталонных образцов) — (1) культуры труда и (2) культуры памяти и страты низкой культуры — (3) культуры свободного времени и развлечения (так называемой культуры ценностей массового потребления или культуры забытия), подчиняющейся не принципу реальности, но только принципу удовольствия (оппозиция, введенная впервые Фрейдом), требованиям полезности и комфортности.
Высокая культура, или культура памяти, разрушается. В.А. Подорога указывает на две причины этого процесса: во-первых, на всё более инструментальный, «неглубокий» характер индивидуальной («личной») памяти, которая слишком быстро стирается, ибо ее резервы перепоручаются кибер-памяти (которая в состоянии хранить буквально всё, но никому не принадлежит); во-вторых, культура развлечения постепенно подчиняет себе страту высокой культуры, «фактически встраивает ее в те потребности, которые рождаются в массмедийной индустрии образов».
Учитель. В полемической статье Валентина Непомнящего даны две разные точки зрения на культуру. Давайте обозначим их.
— Первая точка зрения заключается в упразднении «разницы между черным и белым, верхом и низом».
Учитель. С какой целью это делается?
— Чтобы жить было легче, приятнее и удобнее.
Учитель. Как называется такая позиция?
— Прагматизмом (от греч. рragma – действие).
Учитель. В чем состоит вторая позиция?
— Культура – это система табу; культура – это система ценностей, помогающих понять, каким должен бы быть человек.
Учитель. Назовем эту позицию принципом долженствования или нравственным принципом. К чему же должен стремиться человек и что ему нельзя делать? Попробуйте сформулировать «десять заповедей гуманизма» для культурной элиты. (Благоговеть перед жизнью, уважать идеи и чувства других людей и чужие культуры, стремиться к правде и справедливости, отстаивать идеалы свободы и т.д.).
Учитель. Вернемся снова к нашему тексту. Мы определили две позиции, теперь давайте распределим тезисы в таблице согласно двум точкам зрения.
На интерактивной доске:
Позиция автора (основана на идее нравственного долженствования) | |
|
Общая оценка позиций, данная автором (заполняется коллективно)
Нравственная, творческая, созидательная |
— Вся статья построена на противоположностях. Какие ещё понятия противопоставлены в последнем абзаце? (Цивилизация и культура)
— Что автор говорит о цивилизации, а что о культуре? (Цивилизация служит удобству, культура требует труда.)
— Какого труда требует культура? (Труда души).
— Любая ли культура требует такого труда? (Высокая культура)
— А высокую культуру «надо навязывать». Что это значит? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какая культура противостоит высокой? Что лежит в основе массовой культуры?
— Что же заставило автора взяться за перо (Антропологическое преступление современности). Что это значит? (Преступление против человека, нарушение целостности человека, когда нравственные понятия заменены материальными потребностями.)
— Итак, какова же позиция автора, что он хотел сказать о человеке и культуре? Что еще угрожает высокой культуре в современном мире?
Домашнее задание. Творческое задание (на выбор)
Составьте параллельный словарь понятий «Высокая культура» — «Массовая культура».
Письменно ответьте на вопрос «Чем опасна для человека массовая культура?»
Литература
Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. – «Дрофа», 2008
Русский язык. Поурочные планы по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – 2011 год
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991
ДейкинаА.Д., ПахноваТ.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000
Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006.
Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008