Урок русского языка «Гласные и, ы после ц» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область











Урок русского языка «Гласные и, ы после ц»

5 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

















2014 год

Цели урока:

  1. Создать условия для изучения написания гласных и, ы после ц, отработки навыка грамотного письма.

  2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

  3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.



Ход урока.

1. Организационный момент.

— Мы продолжаем изучать секреты страны Фонетики. Чтобы двигаться дальше, вам необходимо правильно выполнить задание. Запишите число, классная работа.


2. Проверка домашнего задания.

Задание записано учителем на доске или выведено на экран при помощи проектора.

Вставьте буквы и посчитайте количество букв и звуков. (Один человек работает у доски).

Жизнь – 5 букв, 4 звука.

Животное – 8 букв, 9 звуков.

Чудеса – 6 букв, 6 звуков.

Жюри – 4 буквы, 4 звука.

Щавель – 6 букв, 5 звуков.

Оценивание работы, взаимооценка.

— Назовите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему? (Животное; буква е после гласного обозначает два звука. Жизнь, щавель; мягкий знак не обозначает звука, смягчает согласный).

-Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Щавель).

— Очень хорошо. Вы справились с этим заданием, теперь мы можем двигаться дальше.


  1. Определение темы урока.

Возможна как работа в парах, так и работа в группах.

— Какого согласного шипящего звука нет в словах первого задания? (Отсутствует звук [ц]).

— Дайте ему характеристику. (Согласный твердый непарный, глухой непарный).

— Прочитайте стихотворение на карточке 1.

Ц..пленок в ц..рке выступал,

Он ц..ркулем круги чертил.

На мотоц..кле разъезжал

И много ц..фр знал.

Он из ц..линдра доставал

Морковь и огурц…

И только одного не знал,

Где пишут ЦЫ, где ЦИ.

— Какой звук мы слышим после буквы Ц? (Звук [ы]).

— А вы знаете какую букву нужно писать? Чему можем научиться на уроке? (Правильно писать сочетания ЦЫ, ЦИ).

— Сформулируйте тему урока. (Написание букв И, Ы после Ц).

— Запишите тему в тетрадь.


  1. Изучение нового материала.

На доске записаны или выведены на экран три столбика слов:

Акация цифра сестрицын

Полиция панцирь ножницы

Традиция цинк царицын

— Определите, что общего между словами каждого столбика. (Слова первого столбика заканчиваются на –ция, в словах второго столбика ЦИ находится в корне, в окончаниях и суффиксе третьего столбика после Ц пишется буква Ы).

— Ваши наблюдения верны. Запомнить поможет шутливое правило.

В существительных на –ция

Мы всегда напишем – ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И,

А в концовке – цын, — цый, — цы

Пишем только букву Ы.


  1. Закрепление изученного.

Работа в парах. Выполнение упражнения 64 страница 106.

— Распределите слова в три группы: слова на –ЦИЯ, И после Ц в корне, Ы в суффиксах и окончаниях, вставьте пропущенные буквы. Три человека работают у доски.

Полиц..я, ц..нк, младенц.., коллекц..я, ножниц.., ж..льц.., панц..рь, блинец.., полководц.., бледнолиц..й, традиц..я, революц..я. ситуац..я, интонац..я, спец..алист, зайц.., иниц..алы.

(Полиция, коллекция, традиция, революция, ситуация, интонация.

Цинк, панцирь, специалист, инициалы.

Младенцы, ножницы, жильцы, близнецы, полководцы, бледнолицый, зайцы).

Взаимопроверка выполнения, оценивание работы у доски.


6. Самостоятельная работа.

— Прочитайте правило ещё раз. Вставьте пропущенные буквы в тексте на карточке 1.

Цыпленок в цирке выступал,

Он циркулем круги чертил.

На мотоцикле разъезжал

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал.

Где пишут ЦЫ, где ЦИ.

Самооценка выполнения задания.


  1. Итог урока.

— Над какой орфограммой работали сегодня на уроке? (Написание букв И, Ы после Ц).

— Удалось ли вам научиться правильно писать сочетания ЦЫ, ЦИ?

— Прочитайте ещё раз правило.

8. Домашнее задание.

Упражнение 65, 66 по выбору.



Список литературы:

1. Русский язык : 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.Д. Шмелева. – М. : Вентана – Граф, 2014.

2. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение,1991.

3. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.














Литература.

  1. Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004. С. 209.

  2. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. С.57-59.

  3. Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.









Свежие документы:  Методическая разработка на тему: Местоимение как часть речи в школьном изучении. (для работы на уроках русского языка в 6, 7, 10-11 классах)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: