Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85
имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»
Конспект урока русского языка
ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
6 класс
Подготовила
Баженова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие
Ведущая технология урока: игровая
Оборудование: карта путешествия по замку, карточки с тестовыми заданиями, индивидуальные карточки «Клятва друзей».
Технические средства обучения: магнитофон, мультимедиа-проектор.
Цель:
Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе овладения лексическими и грамматическими нормами русского языка.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их и доказывать переходность или непереходность глагола.
2. Развивать речевую культуру обучающихся.
3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство товарищества.
ХОД УРОКА:
Звучит музыка.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвали на урок книги Джоан Ролинг о Гарри Поттере. Мы отправимся в удивительное путешествие: из города Тайшета перенесемся в замок Хогвартс, из реального мира в волшебный, в мир книги. И во время этого путешествия мы узнаем новое о глаголе. Поможет нам в путешествии по стране русского языка карта замка Хогвартс.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Книга прочитана, а ты как будто живешь в окружении ее героев, радуешься и печалишься вместе с ними.
— Действительно, интересная книга не оставляет нас равнодушными, мы вспоминаем ее героев, ждем с нетерпением продолжения и радуемся, когда экранизируют понравившееся нам произведение. И сегодня книга у нас в гостях.
— Выпишите из предложения глаголы живешь и радуешься.
— Обозначьте орфограммы в глаголах.
— Определите вид глаголов. Несовершенный вид.
— Давайте вспомним, чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать? Глаголы несовершенного вида на вопрос Что делать?
— Поставьте глаголы живешь и радуешься в неопределенную форму. Жить, радоваться.
— Образуйте видовую пару, т.е. подберите однокоренной глагол совершенного вида. Прожить, порадоваться.
— Подберите к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. ( Показываю книгу) Радоваться книге.
— Прожить вместе с ее героями… жизнь.
— Глаголы, как вы видите, управляют существительными.
— В каком словосочетании глагол обозначает действие, которое прямо направлено, переходит на предмет? Прожить жизнь.
— Обратите внимание, зависимое существительное в этом словосочетании в форме какого падежа? Зависимое существительное в форме винительного падежа.
— Каким членом предложения является зависимое слово? Дополнением.
— Есть ли предлог в этом словосочетании? Нет.
— Глагол в таком словосочетании называется переходным.
— А в словосочетании радоваться жизни глагол непереходный. Как вы думаете, почему? Зависимое существительное в форме дательного падежа.
3. Сообщение темы урока.
— Тема нашего урока – переходные и непереходные глаголы. Запись темы в тетрадях.
— Сегодня мы научимся находить в тексте переходные и непереходные глаголы. Обратим внимание на их лексическое и синтаксическое значение. Эти умения помогут вам выполнить домашнюю работу.
3. Изучение и закрепление нового материала.
— Какой волшебный предмет всегда был у Гарри Поттера.
— Да, Гарри Поттер с помощью волшебной палочки творил чудеса. А мы с вами можем творить чудеса не с помощью волшебной палочки, а благодаря нашей сообразительности, любознательности, памяти, смекалке.
— Кто попробует себя в роли волшебника? Вспомните, какие глаголы называются переходными?
— Перенесемся на площадку для игры в квиддич. Играют два факультета: Гриффиндор и Когтевран. Ребята 1 варианта учатся на факультете Когтевран, и они знают очень хорошо переходные глаголы. Ребята 2 варианта учатся на факультете Гриффиндор и хорошо знают непереходные глаголы.
— А кто же будет ловить снитч, мяч за 150 очков? В библиотеке замка Хогвартс есть все книги Джоан Ролинг. В них встречаются такие названия глав:
«Добби предупреждает об опасности»
«Распределяющая шляпа поет песню»
— Определите, переходный или непереходный глагол в названиях глав.
Ловцы работают с обратной стороны доски.
— Работаем с текстом. Каждый факультет выписывает по 2 словосочетания.
Звучит музыка.
В Хогвартсе Гарри узнаёт о мире волшебников. После потрясающе успешного первого полёта на метле Гарри зачисляют в факультетскую команду по квиддичу — главному и самому популярному виду спорта в магическом мире. На Рождество Гарри дарят мантию-невидимку, которая когда-то принадлежала его отцу.
— Каким членом предложения будет существительное или местоимение при переходном глаголе? Дополнением.
Запись на доске и в тетради.
дарят мантию-невидимку узнает о мире
зачисляют Гарри принадлежала отцу
— Вернемся в библиотеку. Обратите внимание на название главы «Добби предупреждает об опасности». Может ли непереходный глагол предупреждает быть переходным? При каком условии? Предупреждает Гарри.
— Значит, в русском языке есть глаголы, которые могут прятаться под мантию-невидимку, как это много раз делал Гарри Поттер. Помните, мантию ему подарили на Рождество, и она ему помогала совершать секретные вылазки. То есть в зависимости от лексического и синтаксического значения один и тот же глагол может выступать то переходным, то непереходным.
— Помните, в одной из книг Гарри превратился в Грэбба, дружка Малфоя. Как это удалось ему сделать? Выпил оборотное зелье.
— Поиграем и мы в превращения. Превратим неточную фразу Комар подточит нос в известный вам фразеологизм. Комар носа не подточит.
— Что означает данный фразеологизм? Сделано так, что не к чему придраться.
— О какой героине книг о Гарри Поттере можно так сказать? Гермиона Грейнджер.
— Что произошло с формой существительного? В каком падеже оно стоит при отрицании? Родительном.
— Каким членом предложения является? Дополнением.
— Этот глагол тоже будет переходным. А при каком условии данный глагол переходный? Если сущ. в род.пад. при отрицании.
— Молодцы! Но это еще не все. Мы познакомимся с последним условием переходности глагола на уроке зельеварения.
— Начнем. Составьте словосочетание из слов выпить и оборотное зелье, поставив существительное в форме род. падежа. Выпить оборотного зелья.
— Существительное обозначает часть предмета или весь предмет? Часть предмета.
— Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже при указании на часть предмета.
— Подведем итог. При наличии каких 3х условий глагол будет переходным?
+ в.п. без предлога
Переходный глагол + р.п. при отрицании
+ р.п. при указании на часть
предмета предмета
Непереходный глагол – все остальные
Звучит музыка.
— Совятня. Значит, Букля принесла нам письмо. Давайте его прочитаем?
— В нем вопрос: Кто всегда помогает Гарри Поттеру находить выход из сложных ситуаций? Его друзья Рон и Гермиона.
— А есть ли в книге клятва друзей? Нет.
— Давайте ее придумаем. Включим в текст клятвы переходные и непереходные глаголы.
Запись на листочках и на доске:
Всегда (помогать) другу. Непереходный глагол.
Не (предавать) друга. Переходный глагол.
Не (обманывать) друга. Переходный глагол.
Всегда (доверяй) другу. Непереходный глагол.
— Молодцы! Надеюсь, что у вас есть такие же верные, преданные друзья, как у Гарри Поттера.
4. Контроль за знаниями, умениями, навыками. Тест.
— Ребята, вы не забыли, что на карте есть кабинет профессора Снэгга.
Пришла пора отправиться к нему на экзамен.
— Вот текст, который дал профессор. Работайте в парах, как настоящие друзья помогайте друг другу.
— Обратите внимание. Каким членом предложения будет существительное при переходном глаголе?
Отметьте выделенные слова цифрами:
1 — переходные глаголы,
2 — непереходные глаголы.
Фред достал волшебную палочку и произнес:
— Торжественно клянусь, что замышляю шалость, и только шалость.
По карте двигались чернильные точки, каждая была подписана. Гарри в восхищении склонился над картой.
— Давайте проверим тестовую работу.
— На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов, чтобы получилось число.
— У вас должно получиться следующее число – 1122.
— Молодцы! Вы сдали экзамен! Теперь вы волшебники!
5. Дифференцированное домашнее задание.
— Итак, мы с вами совершили путешествие по замку Хогвартс вместе с героями книг Джоан Ролинг и узнали новое о глаголе.
— Посмотрите на карту. Где мы еще не побывали?
В запретном лесу.
Домашнее задание:
«Запретный лес». Составьте о нем рассказ или памятку посещающим этот лес, определите переходность/непереходность глаголов.
упр.478
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Что нового о глаголе мы узнали за время нашего путешествия?
— Как определить переходный или непереходный глагол?
— Вам понравилось работать на уроке?
Звучит музыка.
— Как вы думаете, только ли Гарри Поттер может быть волшебником? А вы? Сегодня вы в этом убедились. Человек, знающий возможности родного языка, – волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения.
— Спасибо за сотрудничество, было приятно работать с вами. Вы умные, добрые и вежливые ребята.
Список использованной литературы:
Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Баранов М., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А. –27 изд. – М.: Просвещение, 2010.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Узник Азкабана».- Изд. Росмэн, 2007 г.
Карта составлена самостоятельно, отпечатана в типографии.