Ф.И.О : Сазонова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ г. Мурманска СОШ №20
Название материала : конспект урока
Название предмета(класс): русский язык, 5 класс
Урок повторения изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи», 5-й класс
Тип урока: Урок повторения изученного и систематизации полученных знаний.
Форма урока: Игра-путешествие
Технология: Проблемно-диалогическая
Цель урока: Повторить и обощить изученное по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Задачи:
— формировать умения самостоятельно применять полученные знания;
— работать над развитием мыслительных операций ( анализ, сравнение, обобщение);
— работать над развитием и совершенствованием речи ( работа над сочинением-рассуждением) ;
-работать над реализацией метапредметных связей (русский язык и литература)
— воспитывать читательскую культуру у обучающихся.
Оборудование к уроку:
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2ч./ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2013
комплект индивидуальных карточек для работы;
комплект карточек с творческим заданием для самостоятельной работы;
презентация урока;
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
выставка книг Л. Гераскиной.
1. Оргмомент | Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь. |
| |
2. Оформление индивидуальных карточек для работы. | Подпишите, пожалуйста, свои рабочие карточки, запишите дату , тему сегодняшнего урока Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». Прошу в течение всего урока следить за соблюдением единого орфографического режима. | Работа с индивидуальными карточками | |
3. Постановка цели урока | Посмотрите на тему урока и поставьте перед собой цели, над которыми мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Чему должны научиться?
| Опора на полученные знания Слайд №2 | |
2. Подготовка к восприятию материала урока | |||
1. Слово учителя. | А сейчас, ребята… Учителя прерывает стук в дверь: доставлено письмо. | Слайд №3 | |
2. Диалог | — Ребята, вспомните, кто такой адресат? адресант? вы знаете Витю Перестукина? Что вы можете сказать о нашем адресанте? — Ответы учащихся. -Давайте прочитаем письмо, может, мы ошиблись? | Опора на полученные знания. Работа со слайдом№3
Работа со слайдом № 4 | |
3. Актуализация опорных знаний | |||
1. Работа с интерактивной доской «Корректор» + индивидуальная работа | — Что затрудняет восприятие текста? — Давайте исправим ошибки, допущенные Витей. При работе используйте таблицу на форзаце учебника и памятку «Как работать над орфографическими ошибками». | 1.Работа с интерактивной доской «Корректор» ( 2 ученика) 2. Индивидуальная работа: Пунктуационный разбор предложений с обращением, с однородными членами. ( 2 ученика)
| |
2. Подводим итоги работы, обобщаем полученную информацию. Проверяем работу. | — Давайте прочитаем исправленный вариант. Докажите, что перед нами текст. Определите стиль , тип текста. докажите свою точку зрения. — На какие группы мы можем распределить орфограммы, плохо усвоенные Витей ? В каких морфемах находятся данные орфограммы? — С какими пунктограммами не «дружит» мальчик? ( ответы учащихся, работавших индивидуально)
| Слайд №5 | |
3. Слово учителя | — Действительно, Витя плохо владеет орфографическими правилами. Но, может, это и не очень-то важно- грамотно писать, а Витя преувеличивает степень опасности, и ему ничего не угрожает? Давайте отправимся в путешествие. Вперёд, ребята, в страну невыученных уроков |
Слайды №6 — 7 (видеоролик) | |
4. Слово учителя | -Да, Витя в серьёзной опасности, но, думаю, мы сможем ему помочь. Перед нами карта волшебной страны и указатели с заданиями, которые необходимо выполнить, чтобы помочь нерадивому ученику вернуться домой. |
Слайд №8 | |
5. «Восстанови слова- перейди волшебную реку» Правописание приставок на -з,-с. 6. Опорная схема «И-Ы после Ц»
| Раздарить Исполнить Возмутиться Расшуметься Безжалостно — Буквы И-Ы — друзья, но они поссорились. Не знают бедные буквы, где их место в словах. Вот-вот подерутся. Давайте поможем Вите и напомним буквам, в каких морфемах они должны жить. — Пришло время применить свои знания.
| 1. Индивидуальная работа у доски: морфемный разбор глаголов. Слайды № 9-10 Слайд №11-12 | |
7.Тестовая работа | Работа с тестом( выписать правильный вариант морфемы, обозначить условие выбора орфограммы.) Пользуемся форзацем учебника | 1. Индивидуальная работа с онлайн тестом( автор: Захарьина Е.А.)- 1 ученик Слайд №13 2. Индивидуальная работа с тренажёром (автор: Олифирова Татьяна Ивановна | |
8. Взаимопроверка работ | Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения работы. Не забудьте о графической работе. Оцените работу товарища По 1б. за правильный ответ + графическая работа. |
Слайд №14 | |
Слово учителя | Надеюсь, друзья больше никогда не будут ссориться в ваших тетрадях. Мы вместе справились и этим заданием. | Слайд №15 | |
4. Физкультминутка | |||
10. Опора на изученные правила. Орфографическая работа «Строим мост» | — Ребята, Вите предстоит добраться до волшебного замка, а для этого необходимо построить мост через глубокое горное ущелье. Строительный материал — слова с орфограммой «О-Ё после шипящих в корне слова». Давайте вспомним его | Индивидуальная работа 1 ученик: составляет предложение с обращением, используя 1-2 слова из предложенных + схема предложения; 1 ученик составляет предложение с однородными членами, используя 1-2 слова из предложенных + схема предложения. Слайды № 16-17 | |
Слово учителя | — И вот мы уже добрались до последнего испытания. В замке хранится волшебный ковёр, в него вплетены русские народные пословицы. Найдите пословицы среди узоров, «соберите» их. |
Слайд №19 | |
11. Проверка работ | — Ребята, объясните, как вы понимаете смысл пословиц | Слайд №20 | |
Слово учителя | — Вот Витя и дома. Вы помогли незадачливому ученику выбраться из страны невыученных уроков. А чтобы мальчик не попадал больше в такие опасные переделки, он должен знать, для чего необходимо учить русский язык. |
Слайды №21-22 | |
5. Творческое задание | |||
1. Творческая работа «Письмо Вите Перестукину» | — Напишите письмо Вите Перестукину. Объясните в письме, зачем необходимо относиться серьёзно к изучению русского языка. Поможет справиться с работой клише. Прочитайте его, определите стиль, тип текста, с которым вы будете работать. ( можно работать в парах)
| Слайд №23 | |
2. Проверка творческих работ. | Чтение творческих работ, обсуждение. | Работа с письмами | |
6. Итоги урока | |||
Слово учителя | Ребята, вы прошли все испытания и помогли Вите Перестукину. Какие орфограммы и пунктограммы мы вспомнили? С текстами какого стиля работали? Какое задание было для вас наиболее интересным и почему? Оцените свою работу. «Смайлики» | Беседа Объявление мотивированных оценок. | |
1. Диалог | — Какое культурное событие стало центральным в нашей стране в 2015 г.? — Год литературы. — Как наш урок связан с этим событием? — Мы познакомились с Витей Перестукиным — персонажем из книги Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков»Вы можете познакомиться и с другими приключениями незадачливого ученика, прочитав все 3 книги, которые вы найдёте в нашей школьной библиотеке. |
| |
2. Домашнее задание | 1.Составьте для Вити Перестукина 2 задания, используя материал из упр. № 709, 723, (средний уровень сложности) 2. Составьте и запишите текст выступления на тему «Любите и изучайте русский язык» ( высокий уровень сложности) |
| |
| — Надеюсь, урок вам понравился, и вы уходите с хорошим настроением. Удачного всем дня. |
|
Список использованной литературы :
1. Учебник / Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений в 2ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013
2. В.Волина , Пословицы, поговорки, ребусы/Ред. Н.Б. Петрова — Санкт-Петербург: Дидактика, 1997
5. Тексты составила Сазонова Е.В.
Список использованных Интернет-ресурсов:
http://darudar.org/thanks/2430007/ — мультфильм «В стране невыученных уроков»
http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-56480 — страница из тренажёра «И-Ы после ц» . Автор: Олифирова Татьяна Ивановна;
https://www.saharina.ru/tests/- официальный сайт Е.А. Захарьиной.