Урок русского языка в 3 «А» классе.
Учитель: Баженова С.В.
Урок комплексного применения знаний и умений (урок-закрепления).
Тема «Род имён существительных. Закрепление»
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Род имён существительных»
Задачи: формировать умения учащихся в определении рода имён существительных; развивать словарный запас, наблюдательность, мышление, память, творческое воображение, умение слушать и высказывать свою точку зрения; продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения; воспитывать патриотизм.
Ход урока
Организационный момент.
— Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке, чтобы наш урок прошёл интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого!».
— Какое сегодня число? (27 января) Что можете рассказать о числе 27? (двузначное, нечётное, два десятка 7 единиц, является результатом умножения 3 и 9, его соседи 26 и 28 и т.д.) Запишем в тетрадях число, Классная работа. Обратите внимание на словарные слова.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с пословицей.
— А начать наш урок я предлагаю вам с задания:
— Соберите из рассыпанных слов пословицу.
РУССКОЕ СЕРДЦЕ КРЕПЧЕ ВРАЖЕСКОЙ БРОНИ.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? О ком эта пословица? (о русских людях, чья любовь к Родине победит любого врага)
— Запишите её в тетрадь.
— Сколько слов имён существительных в этой пословице? (2) Докажите. Что можете рассказать об этих существительных?
— Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. (сердце – 6б., 5зв.)
— Сколько в нём букв?
— Сколько в нём звуков?
— Почему звуков меньше, чем букв? (непроизносимая согласная д)
2. Сообщение интересных фактов.
— В дни Великой Отечественной войны пословицы появлялись на страницах боевых листков, фронтовых газет. Народные изречения передавались из уст в уста в часы отдыха на привале, в землянках после боя. Воины иногда изменяли известные пословицы. Так старинная пословица «Друг познаётся в беде» прозвучала как «Друг познаётся в бою», а пословица «С миру по нитке нищему рубаха» изменилась так: «С миру по нитке – Гитлеру верёвка».
Во время великой битвы под Москвой были популярны пословицы «Смелому воину танк не страшен», «За правое дело стой смело!». Авторами этих пословиц были люди разных военных профессий. В их творчестве отразилась боевая жизнь людей, которые 70 лет назад освободили Родину от врага, дошли до Берлина и водрузили Знамя Победы.
3. Работа на карточках. Слайд 1.
— Вам пришло письмо от ветерана. Прочитайте.
«Дорогие ребята! Я давно живу в Москве и очень люблю этот город, уважаю его жителей. Для вас задание: на карточках записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе, в вашей школе. Запишите рядом с «запретными» словами слова-антонимы, укажите род записанных слов.
И пусть они чаще звучат в нашем городе.»
— Ребята, какие слова называются антонимами? Взяли карточку №1. Выполните задание на карточках.
Карточка 1.
Война — (мир)
Горе – (радость)
Слёзы – (смех)
Враг – (друг)
Вражда – (дружба)
Поражение – (победа)
Злость – (доброта)
Ненависть – (любовь)
Самопроверка по слайду 2.
— Проверим выполнение задания. Внимание на слайд.
— Кто выполнил задание без ошибок? У кого одна ошибка? У кого две ошибки? Будьте внимательны!
III. Сообщение темы урока.
— Что помогло вам выполнить задание?
— Как определить род имени существительного?
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
— Мы продолжим работу над именем существительным, закрепим умение определять их род, узнаем какие тайны скрывает имя существительное.
IV. Закрепление знаний.
— Но прежде давайте вспомним алгоритм определения рода имени существительного. Воспользуйтесь составленными памятками. (памятки).
V. Творческое применение и добывание знаний в знакомой ситуации с проблемным заданием.
Индивидуальная работа на карточках.
2. Задание «Снеговик»
— Так как за окном зима, следующее задание будет у нас зимним. Мы будем лепить снеговика, да не простого, а из слов-существительных.
Внимание! Работаем в парах, помогаем друг другу лепить снеговика.
1-й ряд «лепит» к нашему снеговику основание, придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в тетрадь через запятую.
2-й ряд «лепит» к нашему снеговику средний ком, придумывает слова на тему «Зима» женского рода.
3-й ряд «лепит» третий ком, придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в тетрадь через запятую.
(На выполнение задания отводится 3 минуты. Три пары учеников выполняют задание у доски на «снежных комьях».)
(Проверка заданий на карточках и задания «Снеговик»)
— Какие слова мужского рода придумали ребята 1-го ряда?
— Какие слова женского рода придумали ребята 2-го ряда?
— Какие слова среднего рода придумали ребята 3-го ряда?
Вот какой снеговик у нас получился!
— Ребята, а к какому кому мы определим слово САЛАЗКИ?
— В каком числе стоит это слово?
— Что мы должны сделать, чтобы определить род имени существительного во множественном числе? (поставить его в начальную форму, т.е. в ед.число)
— Попробуйте поставить слово САЛАЗКИ в единственное число. Что получилось?
3. Сообщение новых сведений.
— Вам не удалось это сделать. В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе и не имеют формы единственного числа. Можем ли мы определить род у таких существительных? Почему? (род определяется только у существительных в ед. числе)
— Какой можем сделать вывод? (Существительные, которые имеют только форму множественного числа не имеют род)
4. Игра «Пересадки» — слово САЛАЗКИ – расскажите всё что знаете об этом слове. (существительное, нарицательное, неодушевлённое, три слога, второй слог ударный, множественное число, синоним слова САНКИ, имеет орфограмму «Парный согласный в корне» и т.д.)
5. Работа в тетрадях.
— Давайте запишем некоторые из существительных имеющих только форму множественного числа в строчку через запятую:
Синоним слова САЛАЗКИ (санки)
Механическое устройство для точного определения времени. (часы)
Мужская одежда, покрывающая ноги (брюки)
Прибор из двух стёкол и дужки для защиты глаз от солнца? (очки)
Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком. (ножницы)
С той и этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. (шахматы)
— Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе, не имеют род)
— В лингвистической науке имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, часто называют на латинском языке pluralia tantum («плюралиа тантум»).
— Давайте составим предложение с одним из этих слов. (Таня мчится на салазках с горки.)
— Подчеркните грамматическую основу предложения.
— Определите род имён существительных. Если возникнут затруднения, где будем искать помощь? (в памятках, в словаре)
— В каком слове род не определяется?
— Выполним морфологический разбор слова САЛАЗКИ. (Салазки — сущ., неодуш., нариц., мн.ч.)
6. Физ.минутка.
— «Перекрёстные шаги», «Тянем-потянем», «Ленивая восьмёрка», «Думающий копак».
7. Работа на карточках 2.
— Возьмите карточку №2. Прочитайте три задания и выполните то, с которым считаете справитесь.
Карточка 2.
Укажите род имён существительных:
Стрела, поле, дедушка, осень, смелость, стыд, потолок, врач, крышка, рояль, плащ, луч, енот, звено, стекло.
Заполни таблицу:
Начальная форма | Число | Род | |
Дождя |
|
|
|
В небо |
|
|
|
У птицы |
|
|
|
В полях |
|
|
|
Инеем |
|
|
|
На кроватях |
|
|
|
К Ане |
|
|
|
Запиши слова в три столбика по родам.
Ночь, сын, чай, утро, Сергей, брошь, ветка, ответ, луч, стекло, молодёжь, яблоко, снег, молоко, слово, Ира.
— Оценку вашей работы я сообщу после проверки.
8. (Дополнительно)
— Закончим наш урок пословицей. Прочитайте её. (записана на доске)
Учен…е свет, а неучен…е тьма.
— Что означает эта пословица?
— Найдите объяснение пословице в толковом словаре пословиц.
— Какая орфограмма пропущена? Докажите.
— Запишите пословицу в тетрадь, определите род имён существительных.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Повторить алгоритм определения рода существительных. Построить график.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
— Над какой частью речи мы сегодня работали?
— Что такое имя существительное?
— Какие тайны имени существительного вы сегодня узнали?
— Как узнать род имени существительного?
— Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?
— Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте свой смайлик в тетрадях.
(оценивание ответов учащихся)
— Спасибо за хорошую работу на уроке. Урок окончен.
КАРТОЧКА ДЛЯ ИНДИВИДУЛЬНОЙ РАБОТЫ
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Прочитай. Допиши высказывания.
Существительное, которое можно заменить личным местоимением он, —
это существительное______________________________ рода.
Существительное, которое можно заменить личным местоимением она, —
существительное __________________________ рода.
Существительное, которое можно заменить личным местоимением оно, —
это существительное ____________________________ рода.
2.Укажи род имён существительных .
сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь
Оценка:________________
ПАМЯТКА
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1.Найди имя существительное.
Поставь его в начальную форму:
Ед.ч.
Кто? Что?
Определи род имени существительного при помощи личного местоимения
ОН, мой – м.р.
ОНА, моя – ж.р.
ОНО, моё – ср.р.
Карточка 1. «Задание ветерана»
— Запишите рядом с «запретными» словами слова-антонимы, укажите род записанных слов.
Война — _______________________________________________________________
Горе – ________________________________________________________________
Слёзы – _______________________________________________________________
Враг – ________________________________________________________________
Вражда – ______________________________________________________________
Поражение – ___________________________________________________________
Карточка 2.
Укажите род имён существительных:
Стрела, поле, дедушка, осень, смелость, стыд, потолок, врач, крышка, рояль, плащ, луч, енот, звено, стекло.
Заполни таблицу:
Начальная форма | Число | Род | |
Дождя |
|
|
|
В небо |
|
|
|
У птицы |
|
|
|
В полях |
|
|
|
Инеем |
|
|
|
На кроватях |
|
|
|
К Ане |
|
|
|
Запиши слова в три столбика по родам.
Ночь, сын, чай, утро, Сергей, брошь, ветка, ответ, луч, стекло, молодёжь, яблоко, снег, молоко, слово, Ира.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________