Урок русского языка в 4 классе «Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»








Урок русского языка в 4 классе


« Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»




























Тема урока: Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения


Тип урока: урок закрепления изученного материала


Цели урока:


  • познакомиться с написанием слова «сверкать», запомнить его;

  • закреплять умение спрягать глаголы, распознавать спряжения глаголов с безударными окончаниями по неопределённой форме;

  • формировать навык опознавания глаголов-исключений, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;

  • развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;

  • продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.


Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебники.

Ход урока.



1.Организация класса.


— Ребята! Как вы думаете какая часть речи могла о себе так сказать

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.


-Это глагол. Сегодня мы работаем с этой частью речи.


— Оформление тетрадей (число, классная работа).


2.Актуализация знаний.


— Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.


Зелень, зеленеет, зелёный.

Весёлый, веселеет, веселье.

Бег, бегун, бежит.

Пловец, плыть, плавание.

Каток, катание, кататься.


3.Словарная работа.

— На доске таблица. В этой таблице спрятались слова, найдите и назовите их


А

С

У

С

К

В

К

Т

Я

Т

О

В

Т

О

Ж

Н

Ж

Я

Е

Ё

Г

Е

Е

М

Я

Ш

Ь

И

Н

М

Ь

Р

Ф

Н

Е

Б

О

Г

А

Н

У

К

Г

П

О

К

Ш

Ы

А

О

О

А

О

С

К

Е

Т

Р

Л

Е

К

Т

Р

Ф

П

С

Ц

Н

К

Р

Н

Ь

Я

У

Е

Т

В

Ф

М

И

И

С

Т

Е

М

Р

Ё

Н

Е

Т

Я

Д

О

М

О

Л

Н

И

Я

Т


  • Придумайте зрительную опору к этому слову сверкать (детям предлагается рассмотреть картинки с изображением молнии и лампочки, на доску вывешивается карточка со словом «сверкать»).













-Назовите синонимы к слову сверкать.

  • Придумайте предложение по картинке.

(Например: «На тёмном небе сверкает и горит молния».)

— Выполните синтаксический разбор предложения и дайте

характеристику.

— Дайте характеристику глаголу.

(время, лицо, число, вид, спряжение).


4. Физминутка (под музыку).

Отдыхаем и стараемся на слух запомнить глаголы. Дети кладут голову на руки.


— Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.

Потянулись и улыбнулись.


— Какие глаголы вы запомнили?





5.Блиц опрос.

    • Назовите три формы времени у глагола? Приведите примеры.

    • Какие формы будущего времени вы знаете? Приведите примеры.

    • В каком времени глагол изменяется по лицам?

    • Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

    • В каком времени глагол изменяется по родам?

    • От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения: I — «Е»; II — «И»).

    • Как определить спряжение? (По неопределённой форме).

    • Все ли глаголы на – ИТЬ относятся ко II спряжению?

    • Перечислите глаголы-исключения.(3-4 чел.)

I спряжение

II спряжение



брить

стелить

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть.

— Вы запомните, друзья, их на «е» спрягать нельзя!

— Назовите глаголы группы риска.

I спряжение

II спряжение

Сеять, веять, маяться,

Чуять, чаять, каяться,

Лаять, хаять и лелеять,

И надеяться и реять.


клеить


— Почему мы их называем глаголами группы риска? (В них имеются

опасные места).

6.Тренировочные устные упражнения.

-Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы


1)С.диш., св.тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш.,ч.рнееш..

-О какой орфограмме мы ещё ничего не сказали?

-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?

(упражняться в написании безударных личных окончаний глаголов)

-Вставьте безударную гласную в окончания глаголов и определите спряжение

2)Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь.

-Определить спряжение, пользуясь алгоритмом рассуждения. Вставить буквы «Е», «И» в окончания глаголов.

Алгоритм.

  1. Ставлю ударение: изуча-ть. Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.

  2. Это не глагол-исключение.

  3. Ставлю глагол в неопределённую форму – изучать. Перед – ть – гласная -а-, значит I спряжение, а в I спряжении присутствует гласная -е-, а в 3-ем лице мн.ч. окончания -ут, -ют.

  4. Изучаешь – окончание — ешь.

3) -Проверяем правильно ли определены спряжения глаголов, если да ставим «+»,если нет то-«-»

ПРАВИЛЬНО ЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ? Правильно – «+», неправильно – «-».

  1. Обидеть – 1 спр. 1. —

  2. Хлестать – 1 спр. 2. +

  3. Искать – 1 спр. 3. +

  4. Разрезать – 1 спр. 4. +

  5. Слышать – 2 спр. 5. +

  6. Сеять – 2 спр. 6. —

  7. Клеить – 1 спр. 7. —

  8. Терпеть – 2 спр. 8. +

  9. Вертеть – 2 спр. 9. +

-Проверяем.

7. Физминутка

  • Я называю глаголы, а вы хлопаете только тогда, когда услышите глаголы-исключения и глаголы группы риска

(играет, слышит, выгнать, реет, сверкает, лелеет, рисует, зависит).

4) Выполнение упражнения. (Работа по учебнику).

Стр. 74 упражнение 258. Используя алгоритм рассуждения.


8.Закрепление изученного материала.

Буквенный диктант.


— Определите гласную в безударном личном окончании глагола.

(Он покупа_т, они покупа_т, они мо_т, она работа_т, они пищ_т, они кле_т, ты ход_шь, они ма_тся, он ве_т).


е

ю

е

а

я

и

ю

е

Проверка диктанта: Карточка:

— Молодец! (Хвалит себя тот, кто не допустил ошибок.)

9.Итог урока.

  • Что повторяли на уроке?

  • Чему учились на уроке?

  • Какое словарное слово запомнили?

  • Какой этап урока понравился больше всего?

  • Вот что советует вам глагол:

Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь!

И нам предлагает он никогда не унывать,

Больше общаться и меньше скучать.

(Выставление отметок)

— Благодарю, вас, за усердие, старание и прилежание. Мне было очень приятно с вами работать.

10. Домашнее задание

Работа по карточкам из тестов.



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Учимся различать падежи имён существительных"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: