Урок русского языка в 4 классе
« Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»
Тема урока: Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цели урока:
познакомиться с написанием слова «сверкать», запомнить его;
закреплять умение спрягать глаголы, распознавать спряжения глаголов с безударными окончаниями по неопределённой форме;
формировать навык опознавания глаголов-исключений, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;
развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.
Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебники.
Ход урока.
1.Организация класса.
— Ребята! Как вы думаете какая часть речи могла о себе так сказать
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
-Это глагол. Сегодня мы работаем с этой частью речи.
— Оформление тетрадей (число, классная работа).
2.Актуализация знаний.
— Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.
Зелень, зеленеет, зелёный.
Весёлый, веселеет, веселье.
Бег, бегун, бежит.
Пловец, плыть, плавание.
Каток, катание, кататься.
3.Словарная работа.
— На доске таблица. В этой таблице спрятались слова, найдите и назовите их
С | У | С | К | В | К | Т | Я | Т | |
О | В | Т | О | Ж | Н | Ж | Я | Е | Ё |
Г | Е | Е | М | Я | Ш | Ь | И | Н | М |
Ь | Р | Ф | Н | Е | Б | О | Г | А | Н |
У | К | Г | П | О | К | Ш | Ы | А | О |
О | А | О | С | К | Е | Т | Р | Л | Е |
К | Т | Р | Ф | П | С | Ц | Н | К | Р |
Н | Ь | Я | У | Е | Т | В | Ф | М | И |
И | С | Т | Е | М | Р | Ё | Н | Е | Т |
Я | Д | О | М | О | Л | Н | И | Я | Т |
Придумайте зрительную опору к этому слову сверкать (детям предлагается рассмотреть картинки с изображением молнии и лампочки, на доску вывешивается карточка со словом «сверкать»).
-Назовите синонимы к слову сверкать.
Придумайте предложение по картинке.
(Например: «На тёмном небе сверкает и горит молния».)
— Выполните синтаксический разбор предложения и дайте
характеристику.
— Дайте характеристику глаголу.
(время, лицо, число, вид, спряжение).
4. Физминутка (под музыку).
Отдыхаем и стараемся на слух запомнить глаголы. Дети кладут голову на руки.
— Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко,
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись и улыбнулись.
— Какие глаголы вы запомнили?
5.Блиц опрос.
Назовите три формы времени у глагола? Приведите примеры.
Какие формы будущего времени вы знаете? Приведите примеры.
В каком времени глагол изменяется по лицам?
Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
В каком времени глагол изменяется по родам?
От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения: I — «Е»; II — «И»).
Как определить спряжение? (По неопределённой форме).
Все ли глаголы на – ИТЬ относятся ко II спряжению?
Перечислите глаголы-исключения.(3-4 чел.)
II спряжение | |
брить стелить | Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть. — Вы запомните, друзья, их на «е» спрягать нельзя! |
— Назовите глаголы группы риска.
II спряжение | |
Сеять, веять, маяться, Чуять, чаять, каяться, Лаять, хаять и лелеять, И надеяться и реять. | клеить |
— Почему мы их называем глаголами группы риска? (В них имеются
опасные места).
6.Тренировочные устные упражнения.
-Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы
1)С.диш., св.тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш.,ч.рнееш..
-О какой орфограмме мы ещё ничего не сказали?
-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?
(упражняться в написании безударных личных окончаний глаголов)
-Вставьте безударную гласную в окончания глаголов и определите спряжение
2)Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь.
-Определить спряжение, пользуясь алгоритмом рассуждения. Вставить буквы «Е», «И» в окончания глаголов.
Алгоритм.
Ставлю ударение: изуча-ть. Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.
Это не глагол-исключение.
Ставлю глагол в неопределённую форму – изучать. Перед – ть – гласная -а-, значит I спряжение, а в I спряжении присутствует гласная -е-, а в 3-ем лице мн.ч. окончания -ут, -ют.
Изучаешь – окончание — ешь.
3) -Проверяем правильно ли определены спряжения глаголов, если да ставим «+»,если нет то-«-»
ПРАВИЛЬНО ЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ? Правильно – «+», неправильно – «-».
Обидеть – 1 спр. 1. —
Хлестать – 1 спр. 2. +
Искать – 1 спр. 3. +
Разрезать – 1 спр. 4. +
Слышать – 2 спр. 5. +
Сеять – 2 спр. 6. —
Клеить – 1 спр. 7. —
Терпеть – 2 спр. 8. +
Вертеть – 2 спр. 9. +
-Проверяем.
7. Физминутка
Я называю глаголы, а вы хлопаете только тогда, когда услышите глаголы-исключения и глаголы группы риска
(играет, слышит, выгнать, реет, сверкает, лелеет, рисует, зависит).
4) Выполнение упражнения. (Работа по учебнику).
Стр. 74 упражнение 258. Используя алгоритм рассуждения.
8.Закрепление изученного материала.
Буквенный диктант.
— Определите гласную в безударном личном окончании глагола.
(Он покупа_т, они покупа_т, они мо_т, она работа_т, они пищ_т, они кле_т, ты ход_шь, они ма_тся, он ве_т).
ю | е | а | я | и | ю | е |
— Молодец! (Хвалит себя тот, кто не допустил ошибок.)
9.Итог урока.
Что повторяли на уроке?
Чему учились на уроке?
Какое словарное слово запомнили?
Какой этап урока понравился больше всего?
Вот что советует вам глагол:
Глаголу нравится читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!
И нам предлагает он никогда не унывать,
Больше общаться и меньше скучать.
(Выставление отметок)
— Благодарю, вас, за усердие, старание и прилежание. Мне было очень приятно с вами работать.
10. Домашнее задание
Работа по карточкам из тестов.