Открытый урок русского языка в 4 классе
«Имя прилагательное»
Цели:
Образовательная: осознание и мотивация учебной деятельности;
Обучение видам самостоятельной деятельности;
Развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы; добывать и перерабатывать полученную информацию; закреплять знания учащихся о прилагательном;
Умение сплоченно работать в командах.
Воспитательная: воспитать чувство гордости за свою школу, привить интерес к знаниям.
Ход урока:
I. Мотивационный этап
— Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей (хлопок в ладошки, кивок головой). Сели за парты. Открыли наши рабочие тетради, запишем число. Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте назовемего Уроком Творчества.
Почему же так? А потому что за время двух наших уроков вы покажите нашим гостям и себе свое творчество, т.е. вашу смекалку и выдумку, оригинальность и поэтичность и другие качества.
II. Операционно-познавательный этап
А) Проблемная ситуация.
Запись под диктовку.
Мы входим в хвойный лес. Подходим к высокой сосне. Переходим через глубокий овраг. Там небольшая избушка лесника.
Назовите слова, которые помогают описать лес.
(хвойный, высокой, глубокий, небольшой)
Как называются эти части речи?
Назовите тему урока.
Б) работа по карточкам.
Образуйте от имен существительных имена прилагательные
Комната, яблоко, абрикос, береза.
какие окончания имеют имена прилагательные?
М.р. –ый, ий, — ой.
Ж.р. – ая, -яя
Ср.р. – ое, ее.
Какой вопрос задаем к имени прилагательному м.р. ед.ч.? Какой?
Какой вопрос задаем к имени прилагательному ж.р. ед.ч.? Какая?
Какой вопрос задаем к имени прилагательному ср.р. ед.ч.?
Изменяются ли имена прилагательные во мн.ч.?
Задание. В выделенных словах вместо точек поставьте нужные окончания.
Зима пришла ранн…. да морозн….Навалил сугробы пушист… снег. Тонк…. льдом сковало реки. Все небо зимн…. порой!
— В какой части речи пропущены окончания?
IV. Физминутка
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, в корзиночку кладет.
Одна шишка мишке по лбу шлеп,
Мишка рассердился и ногою топ.
— Молодцы. Развеялись! Теперь покажите, насколько вы дружны в своей команде, взявшись за руки. Спасибо! Продолжим работу нашей творческой мастртерской.
V. Составление синквейна.
Задание: каждая группа составляет стих по опорным словам, состоящую из 1 существительного, 2 глаголов, 3 прилагательных, синоним.
Школа столица
Встречает, учит строится, развивает
Родная, светлая, просторная новая, красивая, большая
Храм Астана
(Далее каждая группа озвучивает написанное).
VI. Конкурс капитанов «Отгадай загадку».
Индивидуальная работа. Каждый капитан вытягивает карточку с загадкой и отвечает.
1 карточка – (звезды). Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают!
2 карточка – (солнце). Ну – ка, кто из нас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет.
3 карточка – (небо). Поле не мерено.
4 карточка – (месяц). На небе один золотой апельсин. Миновали дни недели, апельсина мы не ели, но осталась от него только долечка всего.
VII. Конкурс «Что вы знаете?» Групповая работа.
Отгаданные командирами слова мы рассмотрим с точки зрения русского языка.
Задание: попробуйте определить, какие орфограммы можно выделить в этих словах? Определите морфологические признаки.
Солнце – 1 ) непроизносимая согласная в корне слова – проверочное слово «солнышко».
Небо – 1) словарное слово.
Звезда – 1) безударная гласная в корне слова – проверочное слово «звёзды».
Месяц – 1) правописание существительного 2 склонения, мужского рода с основой на ц.
VIII. Рефлексия.
1. Чем мы занимались с вами в нашей творческой мастерской?
2. Что вы узнали нового?
3. О чем вы говорили?
4. Что запомнилось больше всего?
5. Скажите, нужны ли вам такие уроки?
IX. Домашнее задание
Стр. 52 (записано на доске).
X. Оценка ответов учеников.
У каждого капитана карточка ответов, которую он заполнял. За каждый правильный ответ ставим «+». Количество «+» подсчитываем.
XI. Итог урока. Слово учителя.
Дорогие ребята! Вот и подошел к концу наш необычный урок Творчества. Мне бы хотелось поблагодарить вас за подготовку и вручить каждой команде поощрительные призы!
Давайте поблагодарим наших гостей, что пришли к нам (кивок, хлопок).
Спасибо! Урок окончен. До свидания!