Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

Муниципальное образовательное учреждение

Давыдовская средняя общеобразовательная школа

Дубовского муниципального района

Волгоградской области



Урок русского языка

в 5 классе








Без берёзы не мыслю России, – 

  Так светла по-славянски она,

  Что, быть может, в столетья иные

  От берёзы – вся Русь рождена.

                                                     

   Олег Шестинский






Автор:

учитель русского языка и литературы

Рыжкова Людмила Геннадьевна



2014


Тема: «Имя прилагательное как часть речи»


Цели:

1. Научить учеников видеть стилистическую роль прилагательного в тексте, определять его грамматические признаки и синтаксическую роль.

2. Формировать навыки работы с текстом.

3. Построив урок на центральном образе русской берёзы, формировать в учащихся национальное самосознание, приобщая их к речевому опыту своих предков, воспитывая любовь ко всему живому и к русскому языку.


Наглядность, ТСО:

  • презентация «Берёза – символ России»,

  • выставка «Берёза на картинах русских художников»,

  • музыкальное сопровождение (отрывок из песни «Отчего так в России берёзы шумят…», отрывок из 4 симфонии П.И.Чайковского).



Ход урока:


На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей.

М.Ероха

1. Эмоциональный настрой

(воспроизведение отрывка из песни «Отчего так в России…»)

— Какие чувства вызывает эта песня у русского человека?


2. Постановка цели урока


— Сегодня мы посвятим урок разговору о любимом дереве русских людей – берёзе. Почему любимое? Попытаемся ответить на этот вопрос в конце урока, главной задачей которого будет повторение сведений об имени прилагательном как части речи, то есть над его значением, грамматическими признаками, синтаксической ролью и стилистической ролью в тексте.

(Запись темы урока)

2. Повторение изученного об имени прилагательном.


2.1. Стилистический эксперимент:


— Когда вы слышите слово берёза, то какой её представляете?

— К данным на доске существительным подберите определения, чтобы нарисовать берёзку.

-Какая часть речи помогает обозначить признак? (имя прилагательное).

-Какова роль прилагательного в тексте? (дополняют, уточняют, конкретизируют, обозначая признак предмета)

-Какой можно сделать вывод? (Имена прилагательные делают нашу речь точной, выразительной, яркой)


2.2. Определение грамматических признаков прилагательных.


— Запишем полученные словосочетания в тетрадях, определяя падеж, число и род прилагательных, объясняя их окончания: Белоствольная красавица, тонким стволом, на гибких ветвях, нежную зелень, о ласковом шелесте, к тихому шороху, робкого шёпота, с радостным шумом.

(1 ученик выполняет на доске)

— Какие синонимы к слову шелест встретились в тексте?

— Как изменяются прилагательные? (по падежам, числам, а в единственном числе по родам)

— Чем обычно являются прилагательные в предложении?

— Повторите выводы. Вот мы вывели правило. Сверим свои наблюдения с правилом учебника, которое выучите дома.


3. Работа с текстом стихотворения А.А.Прокофьева «Берёза»: стилистическая роль прилагательного в тексте, прилагательные — средства выразительности.


— Сейчас, подбирая определения к словам, мы попытались украсить берёзку, как это делали наши предки на праздник Троицы – яркими лентами, цветами, что означало приход весны. А как это делают поэты? Прочитаем стихотворение А.А.Прокофьева «Берёза» .

— Какие эпитеты подобрал поэт? (то светлую, то грустную, родную ненаглядную, ясную, кипучую, то грустную, плакучую)

— Давайте запишем словосочетания с прилагательными:

листья:
зеленые косы
кружевные
клейкие
нежные

ствол:
белое платье
тонкий
белый сарафан

ветви:
тонкие
нежные
прозрачные
гибкие

березка:
русская
белоствольная
грустная
молодая

дерево:
сказочное
красивое

(На доске запись: кипучий – бурлящий, пенящийся о водном потоке

(словарь С.И.Ожегова)


— Почему поэт назвал берёзку кипучей? (ветви от ветра шевелятся, бурлят)

Перед нами метафорический эпитет.

— Какие эпитеты противопоставляются?

— Да, берёзка бывает разной, как широкая русская душа, к сожалению или к счастию, не знающая золотой середины в проявлении своих чувств.

-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)

— Заметьте, что противопоставленные друг другу определения помогают автору ярче и полнее нарисовать образ русской берёзки. Значит, противопоставление – средство выразительности.

— Какой ещё троп использован в стихотворении? (кора – белёный сарафанчик, соцветия – зелёные серёжки, отслаивающаяся кора – платочки в карманчиках).

-Да, это сравнения.

— В каком одном слове прямо выражена основная мысль стихотворения? (люблю)

— Какую задачу высказывания ставил перед собой автор? (нарисовать картину)

— Следовательно, какого стиля текст? (художественного).


4. Физкультминутка.


Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).



5. «Картинная галерея». Эмоциональный настрой.


— Если поэты рисуют картины словами, то художники – красками, композиторы – звуками. Сейчас мы побываем в картинной галерее, посвящённой берёзе, и увидим картины русских художников. А музыкальным сопровождением будет 4 симфония (отрывок) И.Чайковского, в которой композитор по-своему рассказал о берёзе.

(Просмотр мультимедийнй презентации)


6. Образ берёзы в фольклоре. Средства выразительности.


-Перед вами фотография С.Есенина у берёзки в его родном Константинове. Вам, ребята, хорошо известно стихотворение «Белая берёза»


(Чтение подготовленным учеником)


-Есенин любил берёзу, посвятил ей много лирических произведений, называл Россию «страной берёзового ситца». А вот русский народ на метафоре часто строил загадки. Отгадайте одну:

Стоит дерево, цветом зелено, в том дереве четыре угодья:

Первое – больным на здоровье,

Другое – от теми свет,

Третье – вялых, дряблых пеленанье,

А четвёртое – людям колодец!

— Да, это берёза. А угодья? Что это за слово? (угождать, пригодиться, угодья – помощь).

1 – лечение веником в бане,

2 – жгли лучину для света,

3 – берёстой чинили глиняную посуду,

4 – весной поят людей соком.


7. Комплексный анализ текста о роли берёзы в жизни русского человека.


— Прочитаем в тексте, каково значение берёзы в жизни русского человека.

Берёза … символ России. С глубок..й древности славяне любили её и н..деляли ласков..ми именами: белая бере..ка, берёз..нька кудрявая. Берёзу в..личали стройной, весёлой, пушистой сравнивали часто с юной и красивой девушкой в зелёной к..сынке.

В старой (Р,р)уси существовал обычай встр..чать весну. В этот день девушки зав..вали бере..ку венком, нар..жали разноцветн..ми лентами и в..дили х..роводы с песнями вокру.. дерева.

Давно уже канули в вечность времена берёзовой лучины. А белая берёза и ныне в чести у русского человека. Ей посв..щают свои лучшие произведения поэты и художники.

Россия и берёза… Эти два слова слиты воедино.

— Какого типа текст? Почему рассуждение? Какая мысль доказывается? Аргументы.

— Озаглавьте текст строкой из него (Берёза – символ России).

— Замените синонимами устойчивые сочетания канули в вечность (о временах) – прошли, наделяли именами – называли.

— Выполните тест по данному тексту на карточке.


ТЕСТ

1.Найди эпитет. Подчеркните его волнистой линией.

2. Найди сравнение. Подчеркните его пунктиром.

3. Найди словосочетание прил.+сущ:

А) в предложном падеже

Б) в творительном падеже

В) в родительном падеже

Г) в винительном падеже

Выдели окончания прилагательных, над ними надпишите, в каком падеже, числе и роде оно стоит.

4.Впиши в слова пропущенные буквы и выделите орфограммы.

5. Расставь недостающие знаки препинания в предложениях 1-го абзаца.

6. Составь схему предложения В этот день девушки зав..вали бере..ку венком, нар..жали разноцветными лентами и водили х..роводы с песнями вокру..дерева.

7. Произведи синтаксический разбор предложения Ей посв..щают свои лучшие произведения поэты и художники.


(В соответствии с правильностью выполнения теста баллы начисляются следующим образом: 1 – 1 балл, 2 – 1 балл, 3 – 4 балла, 4 – 6 баллов, 5 – 2 балла, 6 – 2 балла, 7 – 2 балла. Оценивать стоит по шкале:

16-18 баллов – «5»,

12-15 баллов – «4»,

7-11 баллов – «3»,

ниже 7 баллов – «2»)


8. Этимология слова берёза. Воспитательный момент.


(Запись на доске: попотчевать берёзовой кашей)

— Обратите внимание: в углу стоят ветки берёзы. Зачем они здесь?

-Да, это розги. Почему берёзовые?

— Оказывается, научное название берёзы – «бетуля альба» (лат.). «Альба» означает белая, а «бетуля» происходит от латинского слова, равнозначного русскому слову «сечь», «пороть». В этом и разгадка: нерадивых учеников «потчевали берёзовой кашей», то есть секли розгами.

Но мы никого сечь не будем. Мы поставим эти веточки в воду, чтобы они дали новые листочки и корешки, а в нашей душе пусть живут русские корни, то есть жива будет память о наших предках, гордость за них, такая же любовь к своей Родине.

Без березы не мыслю России –

так светла по-славянски она,

что, быть может, в столетья иные

от березы – вся Русь рождена.

Потому, знать, березы весною

человеческой жизнью живут:



то смеются зеленой листвою,

то сережками слезы прольют.

Под березками пели, женили,

выбирали коней на торгах;

дорогих матерей хоронили

так, чтоб были березы в ногах.

(О. Шестинский)





9. Подведение итога.


1. Сегодня на уроке я узнал, что …

2. Сегодня на уроке я научился …

3. Больше всего сегодня на уроке мне было интересно тогда, когда …

4. По теме урока я ещё хотел бы узнать …

5. Дома я хотел бы по теме урока сделать

(Обсуждение домашнего задания)

Используемая литература


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2013

  2. Вялкова Г.М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского; А.И.Власенкова). –Москва, Глобус, 2008.

  3. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова др. 5 класс.- Москва, Экзамен, 2009.

  4. Павликовская Н.И. Уроки русского языка в 5-6 классах. Мастер-класс учителя русского языка/разработки уроков». Москва. Глобус, 2009.




Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Обособленные члены предложения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: