Урок русского языка в 5 классе на тему
«Словообразование. Значимые части слова».
Богословская О.А.
учитель русского языка и литературы
СШ №5 с ПМЦ
Коксуский район
Алматинская область
Республика Казахстан
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели по содержанию урока.
Образовательная: повторить и углубить знания учащихся по теме.
Развивающая: сформировать умения и навыки разбора слов по составу.
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к языкам и людям родного края.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
1) ИКТ, Электронный учебник по русскому языку для 5 класса.
2) Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. Алматы, Атамура, 2010.
3) Листы самооценивания, стикеры, дерево пожеланий.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобиться учебник, тетрадь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | 1. Предлагает вспомнить, какой раздел языкознания был изучен, какие лексические группы слов были изучены. 2. Помогает систематизировать знания о лексике как разделе языкознания. | 1. Вспоминают лексикологию, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. 2. Осуществляют самоконтроль о том, что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. |
Целеполагание и мотивация. | В ходе урока озвучиваются цели: — знать значимые части слова; — уметь обоснованно выделять морфемы, подбирать однокоренные слова с учётом значения слова. . | Определяют и осмысливают цели урока. |
Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала. |
-число, -классная работа. 2. Организует работу учащихся в группах: — Игра «Корзина цветов». 3.Словарная работа: Задание: сделать перевод слов на казахский, английский языки, выделить части слова (морфемы): Родина, дом, семья, отец, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, 4. Совместно с учащимися формулирует тему урока.
| 1. Оформляют записи в тетради, оставив строчку для записи темы урока.
Васильки-сильные уч-ся, Колокольчики – со средними способностями, Ромашки – слабоуспевающие уч-ся.
Заполняют лист самооценивания.
4. Формулируют тему урока. |
Систематизация знаний и умений.
| 1. Организует работу по учебнику на стр.130. Упр.339 2. Предлагает представить информацию в виде стратегии «Незаконченное предложение». Стратегия на флипчарте. 3.Предлагает прослушать информацию по электронному учебнику (2 модуль) 4.Чтение теоретического материала. | 1. Обсуждают информацию из учебника, делают выводы. 2. Дописывают предложения на доске. (Здоровьесберегающая технология)
3.Слушают объяснение материала, находят ошибки.
4.Осмысление теории. |
Физминутка
|
|
|
Применение знаний и умений |
|
Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку, самоконтроль, коррекцию. Заполняют лист самооценивания. |
Проверка уровня усвоения знаний и умений |
|
|
Информация о домашнем задании | Задает домашнее задание.
| Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению. |
Рефлексия | Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. | Оценивают свою работу. Определяют степень реализации целей. |
Задание №1.
На доске записан словарный диктант. Задание: сделать перевод слов на казахский, английский языки, обозначить морфемы.
Родина, дом, семья, отец, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын.
«Незаконченное предложение»
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется___________________________________ |
Значимая часть слова, которая следует за корнем и служит для образования новых слов, называется___________________________________ |
Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении, называется________________________________. |
Часть слова без окончания называется__________________________________ |