Урок русского языка в 5 классе на тему «Словообразование. Значимые части слова»

Урок русского языка в 5 классе на тему

«Словообразование. Значимые части слова».

Богословская О.А.

учитель русского языка и литературы

СШ №5 с ПМЦ

Коксуский район

Алматинская область

Республика Казахстан

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели по содержанию урока.

  1. Образовательная: повторить и углубить знания учащихся по теме.

  2. Развивающая: сформировать умения и навыки разбора слов по составу.

  3. Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к языкам и людям родного края.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

1) ИКТ, Электронный учебник по русскому языку для 5 класса.

2) Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. Алматы, Атамура, 2010.

3) Листы самооценивания, стикеры, дерево пожеланий.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобиться учебник, тетрадь.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

1. Предлагает вспомнить, какой раздел языкознания был изучен, какие лексические группы слов были изучены.

2. Помогает систематизировать знания о лексике как разделе языкознания.

1. Вспоминают лексикологию, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

2. Осуществляют самоконтроль о том, что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Целеполагание и мотивация.

В ходе урока озвучиваются цели:

знать значимые части слова;

— уметь обоснованно выделять морфемы, подбирать однокоренные слова с учётом значения слова.

.

Определяют и осмысливают цели урока.

Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.

  1. Контролирует оформление записи в ученической тетради:

-число,

-классная работа.

2. Организует работу учащихся в группах:

— Игра «Корзина цветов».






3.Словарная работа:

Задание: сделать перевод слов на казахский, английский языки, выделить части слова (морфемы): Родина, дом, семья, отец, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра,

4. Совместно с учащимися формулирует тему урока.


1. Оформляют записи в тетради, оставив строчку для записи темы урока.



  1. Рассаживаются по группам по названию цветов:

Васильки-сильные уч-ся,

Колокольчики – со средними способностями,

Ромашки – слабоуспевающие уч-ся.

  1. Выполняют задание: сделать перевод слов на казахский, английский языки, обозначить морфемы.

Заполняют лист самооценивания.


4. Формулируют тему урока.

Систематизация знаний и умений.









1. Организует работу по учебнику на стр.130. Упр.339

2. Предлагает представить информацию в виде стратегии «Незаконченное предложение».

Стратегия на флипчарте.

3.Предлагает прослушать информацию по электронному учебнику (2 модуль)

4.Чтение теоретического материала.

1. Обсуждают информацию из учебника, делают выводы.

2. Дописывают предложения на доске. (Здоровьесберегающая технология)


3.Слушают объяснение материала, находят ошибки.



4.Осмысление теории.

Физминутка




Применение знаний и умений

  1. Организует работу учащихся по применению знаний.

  2. Работа в группах: Предлагает задания для закрепления. (Упражнения для слабоуспевающих — 340, уч-ся со средними способностями – 342, для сильных – 341).




Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку, самоконтроль, коррекцию. Заполняют лист самооценивания.

Проверка уровня усвоения знаний и умений

  1. Предлагает подобрать однокоренные слова. Обращает внимание на контролируемые умения. Задание для групп: 1-я – составить и записать 2 предложения; 2-я сделать разбор слова по составу; 3-я группа — подобрать однокоренные слова.


  1. Выполняют задание, осуществляют взаимоконтроль.

Информация о домашнем задании

Задает домашнее задание.

  1. Выучить правило в учебнике стр.131.

  2. Выполнить упражнение 346.

Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению.

Рефлексия

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.

Оценивают свою работу. Определяют степень реализации целей.


Задание №1.

На доске записан словарный диктант. Задание: сделать перевод слов на казахский, английский языки, обозначить морфемы.

Родина, дом, семья, отец, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын.

Задание №2

«Незаконченное предложение»

Общая часть родственных слов, в которой выражено основное лексическое значение называется__________________________________________.

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется___________________________________

Значимая часть слова, которая следует за корнем и служит для образования новых слов, называется___________________________________

Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении, называется________________________________.

Часть слова без окончания называется__________________________________



Свежие документы:  Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: