Урок русского языка в 6 классе
Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО»
Тема урока: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные
— научиться применять алгоритм написания сложных имен прилагательных;
— формировать умение применять орфограмму № 40;
— развивать орфографическую зоркость;
— развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку;
— умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку.
Личностные
— создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
— формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности;
— развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
— понимать и строить планируемые действия;
— проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Коммуникативные УУД
— развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
— развивать умение грамотно отвечать на вопросы, слушать и слышать;
— сформулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.
Познавательные УУД
— понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;
— извлекать нужную информацию;
— объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления опорного справочного лингвистического материала.
Технологическая карта урока
Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1 Самоопределение к деятельности | Включение уч-ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Создает условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в деят-ть («хочу»): высказывает добрые пожелания уч-ся, выражает поддержку | Готовятся к уроку Проверяют д/з: взаимопроверка
| Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
|
2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное повторение по теме «Правописание сложных имен существительных», через словарную работу | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.
Выборочный диктант. Задание: слушаем текст и выписываем прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов Н и НН. |
Выписывают слова: единственный, деревянные, обыкновенный, длинный, длинен, длинным-длинным. | Проявление познавательной активности | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать | Повторение по темам: «Н и НН в прилагательных» «Сложение как способ образования слов», |
3. Выявление причин затруднения и постановки цели деятельности
| Выявление места затруднения, его причины и постановка цели урока.
| Подводящий диалог : — Как написано прилагательное длинный-длинный? — Какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока? — Какие цели вы поставите перед собой?
|
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока, цели деят-ти.
| Осознание необходимости в решении учебной задачи | Развитие умения постановки цели своей деятельности |
|
4 Построение проекта выхода из затруднения | Построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Формирование представлений об условиях дефисного и слитного написания сложных прилагательных | Подводящий диалог: — А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий, выражение день-деньской и т.п.? — Сформулируем 1-е правило. — Вспомним, что дефис – это орфографический знак, а тире – знак синтаксический, пунктуационный. Подводящий диалог : — Как мы называем цвет российского флага? — А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный? — Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? — Формулируем второе правило
— Как вы напишете названия промежуточных сторон света? — Как вы напишете географические названия – сложные существительные : Орехово-Зуево, Тянь-Шань?
— Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей? — Какие признаки обозначают при этом прилагательные, входящие в состав сложных? Можно ли между ними поставить союз И?
|
Отвечают на вопросы
Формулируют Первое правило: Через дефис пишутся прилагательные с повторяющимися основами.
Отвечают на вопросы, называют прилагательные: бело-сине-красный, тёмно-красный, кисло-сладкий.
Формулируют Второе правило: Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса.
Формулируют Третье правило: Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный, северо-восточный, орехово-зуевский и т.д. Называют прилагательные: англо-русский, русско-английский. Отвечают на вопросы учителя. Работают с орфограммой № 40 (правило в рамке, учебник с.137-138) | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности | Аргументация своего мнения.
Высказывание своего мнения.
Работа над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания
Развитие умения анализировать, сопоставлять | Повторение по темам: «Словосочетание», «Правописание сложных имен существительных»
Грамотное построение устного высказывания.
Работа со справочной литературой |
5. Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия. Создание у уч-ся представления о том, как используется данная орфограмма, и закрепление её на практике | Дает задание прочитать правило на с. 137-138 учебника, проанализировать обозначение орфогр. №40. Организует работу по «цепочке» | Проговаривают вслух определение орфограммы № 40. Анализируют образец рассуждения Выполняют по «цепочке» упр.330 (устно).. | Развитие умения проявлять самостоятельность в различных видах деятельности | Работа по алгоритму, по предложенному правилу.
Аргументация своего мнения | Закрепление знаний по данной орфограмме |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха | Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия и самопроверку (взаимопроверку) по эталону. Создает ситуацию успеха | Выполняют упр. 332 с взаимопроверкой
| Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
| Рефлексия способов и условий действия. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Закрепление знаний по данной орфограмме |
7. Включение в систему знаний и повторение | Включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление изученного | Предлагает задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным | Выполняют упр 331, 333 (по выбору) – комментированное письмо | Понимание личной ответственности за результаты деятельности | Умение формулировать и аргументироватьсвое мнение, учитывать мнение других | Подготовка к самостоятельной работе дома на закрепление изученного |
8. Рефлексия деятельности.
Домашнее задание | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Организует рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке. Предлагает вопросы: — Что нового узнали? — Достигнута ли цель урока? — Где используется новый способ действия? — Каковы результаты деятельности класса? Ваши собственные результаты? | Фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели | Самооценка на основе критерия успешности | Оценка своей деятельности на уроке | Планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки: С. 137-138 (правило), упр.333 |
Литература:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. М.: Просвещение, 2010
Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Издательство «Экзамен», М., 2013
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2009
Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2011