Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
№ 256 ГО ЗАТО г.Фокино»
Приморский край
Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией Бабайцевой
Наречие как часть речи
Автор: учитель русского языка и литературы
Балакирева Татьяна Анатольевна
г. Фокино, 2011
Конспект урока
Цель урока: повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значения наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, определять роль наречий в тексте.
Ход урока.
1 учащийся у доски: синтаксический разбор предложений.
Очень тепло одели и отвезли левшу на корабль, который в Россию шел.
Ему тепло.
2 уч-ся у доски: полный морфемный разбор наречия из предложения:
На все манеры с ним по-донски заговаривал.
Задание классу: Прочитайте текст (Слайд № 2)
Жилось ему под Тулой нелегко,
Судьба порой была очень жестока.
Смотрел он косо, на щеке – пятно,
Однако мастер был от Бога.
— О ком эти строки? Кто автор этого произведения? (Н.С. Лесков. «Левша»)
— Какой частью речи являются выделенные слова? (Наречия)
— Что мы знаем о наречии из курса 5 класса? (слайд № 3)
(Наречие – неизменяемая часть речи. Отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) – выводы в виде тезисов выносятся на доску.
— Выпишите наречия вместе с теми словами, к которым они относятся.
— Задайте вопросы к наречиям, укажите, какой частью речи является главное слово в словосочетании (1 уч-ся у доски)
Жилось нелегко; была жестока порой; очень жестока, смотрел косо.
(Новые вопросы выносятся на доску как новая информация о наречии: каким образом? в какой степени?)
— Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом? (Наречия сочетаются с глаголами, прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями) – на доску как новую информацию.
Могут сочетаться с существительными: взгляд исподлобья.
— Почему наречие не может согласовываться с другими частями речи? (т.к. это неизменяемая часть речи)
— Как доказать, что это неизменяемая часть речи? (поизменять словосочетания) – устно.
— Как неизменяемость наречий влияет на их морфемный состав? В чем особенность?
(Проверка работы у доски – морфемный разбор)
— Каково грамматическое значение наречий? (Что обозначает?)
(Обозначает признак признака или признак действия) – на доску как новую информацию.
По своему значению наречия делятся на разряды. (Слайд № 4)
— Что обозначают наречия, отвечающие на вопросы где? куда? откуда? (место)
— Когда? Сколько? (время)
— Почему? (причину)
— Зачем? (цель)
— Как? Каким образом? (образ действия)
— В какой степени? Насколько? (мера) – на доску как новую информацию.
Вывод: какими бывают наречия по разряду?
— Определите разряд наречий (слайд № 5, 6)
1. Уехали они скоро, потому что у государя от военных дел сделалась меланхолия.
(Меланхолия – болезненно-угнетенное состояние, тоска, хандра)
2. Дорогой у них с Платовым очень мало приятного разговора было.
3. Государь этого не хотел долго слушать.
4. Так они и уехали молча.
5. Здесь и ключ перед вашими очами.
6. Насилу государь этот ключик ухватил.
Работа со словарем: насилу – с большим трудом, преодолевая трудности.
7. Будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыжении не будет.
Индивидуальное задание: история происхождения слова «авось».
(Авось – наречие – может быть (от него слово авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов ХХ века).
— По каким еще признакам мы узнаем часть речи? (по грамматическим признакам, по синтаксической роли в предложении)
— Какова синтаксическая роль наречий? (Проверка работы у доски)
Делаем вывод: обычно наречия в предложении бывают обстоятельством. – на доску.
Какую роль выполняют наречия в речи?
Прочитайте текст (слайд № 7)
-В сказе «Левша» остро обозначена проблема творческой одаренности русского человека. Т..лант, в представлении.. писателя, не может существовать, если человек духовно слаб, нравственно беден. Внешне левша неказистый мужич..к. плохо одетый, не боится идти к государю. Так как полностью уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Волею-неволею, оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить верой-правдою Отечеств у.
— Представим, что наречий здесь нет. Что изменилось? (Наречия делают речь более точной и выразительной)
— Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Подчеркните наречия как члены предложения.
(Несколько тетрадей на проверку)
Подведем итоги урока. Что нового вы узнали о наречии? ( Информация на доске)
Выставление оценок.
Использованные материалы: