Сазонова Ирина Анатольевна,
учитель средней школы п. Лески Краснинского района Липецкой области
Урок русского языка в 6 классе «Повторение по теме «Местоимение».
Цели урока:
Образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по теме: «Местоимение»;
• уметь определять разряд местоимения;
• совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении;
• правильно употреблять местоимения в речи, безошибочно писать их.
Развивающие:
• развивать творческое мышление, память учащихся.
Воспитательные:
• воспитывать культуру поведения и общения;
• воспитывать любовь к родному языку
Оборудование урока:
записи на доске, перфокарты, карточки для индивидуального опроса.
На доске эпиграф:
«Вы живёте среди людей …Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
В.А.Сухомлинский
Ход урока.
1.Слово учителя. Сегодня на уроке мы должны с вами повторить местоимения как часть речи, проверить, как вы умеете употреблять их в устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами. Я надеюсь, ребята, вы знаете о том, что прежде, чем высказать свою мысль, необходимо подумать, какие слова вы произнесёте, чтобы они никого не обидели, то есть соблюдать этикет. Этому мы тоже будем учиться сегодня.
2.Лексико-орфографическая работа.
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения (по толковому словарю С.И.Ожегова).
3. Синтаксический разбор предложения: Вежливость собеседника зависит от твоей вежливости.
— Произведите синтаксический разбор предложения.
— Как вы понимаете это высказывание?
(Прежде чем высказать свою мысль, необходимо подумать, какие слова вы произнесёте, чтобы они никого не обидели).
4.Анализ текста.
Жило — было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад – вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать – то
Не
че
го!
( И. Михайлова)
— Местоимения какого разряда играют ключевую роль в тексте стихотворения?
— На что они указывают?
— Что вы знаете о правописании отрицательных местоимений с приставками не- и ни- ?
— Как можно назвать человека, который ведёт себя так же, как герой этого стихотворения? Почему?
5.Выборочный диктант.
— Выпишите местоимения, определите их разряд.
Вредные советы.
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Г.Остер
— Как мы назовём человека, который следует этим советам?
— Почему стихотворение так названо?
— Попробуйте эти советы превратить в полезные! Для этого помните о словах В.А.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей … Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». Эти слова мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку.
6. Объяснительный диктант.
— Сейчас мы запишем высказывания о том, как себя вести, и пословицы. Постараемся запомнить хотя бы некоторые из них.
1. Привычка браниться никуда не годится. 2.Грубость не делает чести никому. 3.Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства. 4. Кому нечего сказать, тому лучше молчать. 5. Честный человек никому не завидует.6. Худо тому, кто добра не делает никому.
7. Осложнённое списывание.
— Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:
— Ка (с, сс) а, выдай мне б…лет!
— Ваше вежл…вое слово!
— (У) меня такого нет.
— Ах, (у) вас такого нет?
(Не) получите б…лет.
— Вежливым ли было обращение к кассиру?
— Как правильно нужно было обратиться?
— Разыграйте по ролям ситуацию общения «У кассы». Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся? Какие формы выражения просьбы и благодарности вы используете?
8. Индивидуальное задание.
-Исправьте предложения:
1. Я укорял меня за невнимательность. 2. Он хвастун: всё время хвалит самого его. 3. Он обиделся на их. 4. Мы с ими давно дружим. 5. Они ждали него. 6. Я горжусь ним.
9. Подведение итогов урока.
— Что нового мы узнали на уроке?
-Как мы должны относиться к людям, чтобы нас любили?
10.Домашнее задание: п. 129. Запишите 5 пословиц о вежливости, 1-2 из них выучите наизусть.
Сегодня, повторяя изученное о местоимении, мы говорили о правилах поведения. Перед вами стихотворение В.Солоухина. Прочитаем его. О чем напомнил нам автор?
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин
Использованная литература:
1. Киселева А.С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка. РЯШ №3, 1989 г., с.27
2.Родионова Н.И. Урок на тему «Искусство быть другим». РЯШ №1, 1992 г., с.44
3. «Русский язык». Практика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова, М., «Дрофа», 2012г.
Запишем предложение (на доске и в тетради). Слово – одежда всех фактов и мыслей (М.Горький).
Произведите синтаксический разбор предложения.
Как вы понимаете это высказывание А.М.Горького?
(Прежде чем высказать свою мысль, необходимо подумать, какие слова вы произнесёте, чтобы они были правильными, никого не обидели).
В каком значении использует автор слово одежда?