МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа
МО «Ахтубинский район»»
Урок русского языка в 7 классе
по теме
«Союз как часть речи»
Учитель русского языка и литературы
Кликунова Елена Петровна
село Золотуха
2012 год
Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: Союз как часть речи.
Цели урока:
— показать союз как часть речи, его роль в предложении и тексте, познакомить учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные, с группами сочинительных и подчинительных союзов;
— формировать умения постановки запятой в СП;
— развивать речевые навыки при построении устных высказываний, творческие и поисковые способности, общую эрудицию учащихся;
— воспитывать культуру общения.
Оборудование:
Презентация к уроку, ватман, маркеры, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока:
Организация класса.
Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Каждый урок — это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.
2. Объявление темы урока, постановка цели.
Учитель: Тема нашего урока: “Союз как часть речи”. Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить знания о союзе. И поверьте, вы сегодня узнаете о союзе много нового. Но для этого необходимо поработать. Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока.
— Для начала давайте вспомним, какой большой раздел лингвистики мы изучаем вот уже два года? (Морфологию) А где нам смогут пригодиться знания, например, о предлоге? (Орфография).
— Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать такую , на первый взгляд, неприметную часть речи как союз? (Чтобы правильно ставить запятые в предложениях). Конечно же, в первую очередь тема «Союз» связана с таким разделом лингвистики, как ПУНКТУАЦИЯ.
— Итак: СОЮЗ. Давайте прочитаем слова выдающегося русского ученого М.В.Ломоносова. Как вы их понимаете?
— Давайте найден подтверждение словам Ломоносова в тексте.
— А теперь займемся уже привычной нам работой, составим КЛАСТЕР.
— Что же мы уже знаем о союзе? А если служебная часть речи, то для чего служит?
— Еще одна морфологическая характеристика вам тоже знакома, но применительно к союзам мы ее еще не употребляли. Давайте я вам помогу:
Что Потому что Не только, но и
— Правильно речь идет о простых и составных союзах.
— А вот со следующей характеристикой союзов вы еще не встречались, но думаю догадаетесь, на какие две группы подразделяются союзы. Для этого запишем под диктовку предложения:
Небосклон всё больше и больше темнеет, и кое-где уже начали загораться звездочки.
Дайте характеристику предложению, нарисуйте схему.
Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.
Дайте характеристику предложению, нарисуйте схему.
— Как называется первое предложение? (ССП)
— Второе? (СПП)
— А как вы думаете, как могут называться союзы, соединяющие ПП в составе ССП? В составе СПП?
— Молодцы! (Или : Не догадались, так и быть – подскажу!)
— Но, к Вашему сожалению, мои подсказки закончились, и дальше вы будете работать самостоятельно.
3. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
— Сейчас каждый из вас будет заниматься своим делом. Я заранее поделила вас на группы, у каждой группы будет свое задание, отчет о выполнении которого вы представите через 15 минут.
4. Представление результатов работы.
5. Проверочная работа.
6. Самопроверка.
7. Подведение итогов урока.
Задание для группы № 1:
Изучить параграф 58 учебника, составить схему, с помощью которой, на ваш взгляд, легче будет запомнить представленный там теоретический материал.
Нарисовать эту схему на ватмане.
______________________________________________________________
Задание для группы № 2:
Изучить параграф 59 учебника, составить схему, с помощью которой, на ваш взгляд, легче будет запомнить представленный там теоретический материал.
Нарисовать эту схему на ватмане.
______________________________________________________________
Задание для группы № 3:
Изучить параграф 58 учебника, осмыслить теоретический материал и подобрать предложения, которые бы проиллюстрировали данный теоретический материал.
На листе ватмана записать эти предложения.
______________________________________________________________
Задание для группы № 4:
Изучить параграф 59 учебника, осмыслить теоретический материал и подобрать предложения, которые бы проиллюстрировали данный теоретический материал.
На листе ватмана записать эти предложения.
Проверочная работа по теме
«Сочинительные и подчинительные союзы»
Прочитайте предложения и запишите в два столбика номера предложений:
С сочинительными союзами с подчинительными союзами.
Темная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу.
Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто.
Чтобы вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.
Незнакомец был невысокого роста, зато плечист.
Через минуту мы услышали, как к дому подъехала машина.
Наука любит трудолюбивых, ибо труд – это талант.
Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что плодородной земли не так уж много.
Сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет волна.
Вот откуда-то доносится тревожный крик птицы, или раздаётся неопределенный звук.
Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум.
Использованная литература:
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2010
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Мнемозина
Книгина М.П. Русский язык. 7 класс. Тесты – Саратов: Лицей, 2008
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2008