Урок русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи»

МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа

МО «Ахтубинский район»»









Урок русского языка в 7 классе

по теме

«Союз как часть речи»









Учитель русского языка и литературы

Кликунова Елена Петровна











село Золотуха

2012 год


Конспект урока русского языка в 7 классе.


Тема: Союз как часть речи.


Цели урока:

— показать союз как часть речи, его роль в предложении и тексте, познакомить учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные, с группами сочинительных и подчинительных союзов;

— формировать умения постановки запятой в СП;

— развивать речевые навыки при построении устных высказываний, творческие и поисковые способности, общую эрудицию учащихся;

— воспитывать культуру общения.


Оборудование:

Презентация к уроку, ватман, маркеры, карточки с индивидуальными заданиями.


Ход урока:


  1. Организация класса.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Каждый урок — это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Тема нашего урока: “Союз как часть речи”. Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить знания о союзе. И поверьте, вы сегодня узнаете о союзе много нового. Но для этого необходимо поработать. Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока.

— Для начала давайте вспомним, какой большой раздел лингвистики мы изучаем вот уже два года? (Морфологию) А где нам смогут пригодиться знания, например, о предлоге? (Орфография).

— Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать такую , на первый взгляд, неприметную часть речи как союз? (Чтобы правильно ставить запятые в предложениях). Конечно же, в первую очередь тема «Союз» связана с таким разделом лингвистики, как ПУНКТУАЦИЯ.

— Итак: СОЮЗ. Давайте прочитаем слова выдающегося русского ученого М.В.Ломоносова. Как вы их понимаете?

— Давайте найден подтверждение словам Ломоносова в тексте.

— А теперь займемся уже привычной нам работой, составим КЛАСТЕР.

— Что же мы уже знаем о союзе? А если служебная часть речи, то для чего служит?

— Еще одна морфологическая характеристика вам тоже знакома, но применительно к союзам мы ее еще не употребляли. Давайте я вам помогу:

Что Потому что Не только, но и

— Правильно речь идет о простых и составных союзах.

— А вот со следующей характеристикой союзов вы еще не встречались, но думаю догадаетесь, на какие две группы подразделяются союзы. Для этого запишем под диктовку предложения:

Небосклон всё больше и больше темнеет, и кое-где уже начали загораться звездочки.

Дайте характеристику предложению, нарисуйте схему.

Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

Дайте характеристику предложению, нарисуйте схему.

— Как называется первое предложение? (ССП)

— Второе? (СПП)

— А как вы думаете, как могут называться союзы, соединяющие ПП в составе ССП? В составе СПП?

— Молодцы! (Или : Не догадались, так и быть – подскажу!)

— Но, к Вашему сожалению, мои подсказки закончились, и дальше вы будете работать самостоятельно.

3. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

— Сейчас каждый из вас будет заниматься своим делом. Я заранее поделила вас на группы, у каждой группы будет свое задание, отчет о выполнении которого вы представите через 15 минут.

4. Представление результатов работы.

5. Проверочная работа.

6. Самопроверка.

7. Подведение итогов урока.



































Задание для группы № 1:

Изучить параграф 58 учебника, составить схему, с помощью которой, на ваш взгляд, легче будет запомнить представленный там теоретический материал.

Нарисовать эту схему на ватмане.



______________________________________________________________

Задание для группы № 2:

Изучить параграф 59 учебника, составить схему, с помощью которой, на ваш взгляд, легче будет запомнить представленный там теоретический материал.

Нарисовать эту схему на ватмане.

______________________________________________________________

Задание для группы № 3:

Изучить параграф 58 учебника, осмыслить теоретический материал и подобрать предложения, которые бы проиллюстрировали данный теоретический материал.

На листе ватмана записать эти предложения.

______________________________________________________________

Задание для группы № 4:

Изучить параграф 59 учебника, осмыслить теоретический материал и подобрать предложения, которые бы проиллюстрировали данный теоретический материал.

На листе ватмана записать эти предложения.

Проверочная работа по теме

«Сочинительные и подчинительные союзы»

Прочитайте предложения и запишите в два столбика номера предложений:

С сочинительными союзами с подчинительными союзами.

  1. Темная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу.

  2. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто.

  3. Чтобы вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.

  4. Незнакомец был невысокого роста, зато плечист.

  5. Через минуту мы услышали, как к дому подъехала машина.

  6. Наука любит трудолюбивых, ибо труд – это талант.

  7. Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что плодородной земли не так уж много.

  8. Сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет волна.

  9. Вот откуда-то доносится тревожный крик птицы, или раздаётся неопределенный звук.

  10. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум.





















Использованная литература:



  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2010

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Мнемозина

  3. Книгина М.П. Русский язык. 7 класс. Тесты – Саратов: Лицей, 2008

  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2008







Свежие документы:  Портфолио как средство развития самооценки и рефлексии школьника

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: