МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
«Основные группы сложноподчинённых предложений»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2011
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Содержание урока, его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. Это первый урок темы «Виды сложноподчинённых предложений».
Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.
Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.
Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.
Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.
Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.
Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:
«выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
«выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).
Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЦЕЛЬ УРОКА:
обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.
ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.
НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»
Ход урока
I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).
Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие ).
Диагностика: обособление, исследование, разгораться.
Фонетическая часть разминки:
в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.
Развести по значению и написанию:
светит по-весеннему, по весеннему лесу.
6. Определение начальной формы:
обособляет, с нами, висящего.
Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
Определение количества простых предложений в составе сложного: [Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья], и [во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки]; [далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака].
Составление схемы предложения: [ ], и [ ]; […, (где), … ].
Вернуть предложение со знаками:
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
[сущ., | ~~~~~~~ |, …].
II. Введение в ситуацию урока
Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.
Магнитофонная запись:
«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.
Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»
III. Получение новых знаний. Исследование
Постановка проблемы
Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).
Учитель:
Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.
/учащиеся формулируют вопрос-задачу:
«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/
Учитель:
Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
Поиск путей решения проблемы
Учитель:
Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.
/обращаемся к эпиграфу/
Начнём учебное исследование:
1)(см. приложение 1, слайд №3)
Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
— Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
— (чей?) Мой дом находится в новом районе.
— Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
(запуск слайда №4)
2) (см. приложение 1, слайд №5)
Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:
— Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
— Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
— Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3) (см. приложение 1, слайд №6)
Поставим вопросы к придаточным предложениям:
— предчувствовало (что?)
— дом (какой?)
— добрались (когда?)
IV. Сравнение, сопоставление, выводы.
Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):
Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
Учитель:
Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»
Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.
Учитель:
Проведём наблюдение-анализ.
Цель:
выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
каким способом придаточные прикрепляются к главному?
Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).
1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.
3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.
Учитель:
К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
Каким способом придаточные прикрепляются к главному? ( с помощью союзов куда, чтобы, когда).
Формулировка вывода
Учитель:
Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
1 шаг: найти главное предложение;
2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;
3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:
4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);
5 шаг: определить средство связи.
Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:
«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).
Слайд № 10:
V. Заключительный этап урока
Рефлексия: составление синквейна.
Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.
Приложение1
1 слайд:
2 слайд:
3 слайд:
4 слайд:
5 слайд:
6слайд:
7 слайд:
8 слайд:
9 слайд:
10 слайд:
Используемая литература: авторская разработка