Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Харпская средняя общеобразовательная школа»
Приуральский район Тюменской области
Конспект урока словесности в 6 классе
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
(по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петухова Елена Викторовна
п. Харп
2012
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
(по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)
Цели урока:
1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.
2) развитие у учащихся аналитического мышления;
развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;
расширение читательской эрудиции учеников;
3) воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей страны, к отдельным её представлениям.
Ход урока
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы, проводились в России во времена Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя.
— От какого слова, по- вашему, произошло слово «словесность»? (Слово)
Вы правы «в Начале было Слово». Но вы правы отчасти, потому что между ними были ещё слова:
Словесность словесный словеса слово
-С помощью какой морфемы образовалось слово словеса?
С помощью суффикса –ЕС-
Можете назвать слова с этим суффиксом.
Небо + ЕС = небеса
Чудо + ЕС = чудеса
-Вот и произведения словесного искусства является своего рода маленьким чудом
Тайну создания одного чудесного стихотворения А.С.Пушкина мы попробуем раскрыть сегодня на уроке.
-Как вы думаете, а с какими словами сочетается прилагательное «словесный»?
произведение
кастрюля
словесный творчество
каша
искусство
-Вот вы и заулыбались. Почему? (ответ детей)
-Что означает выражение «словесная каша»? (бессвязная невнятная речь)
-Найдите антонимичные (т.е. противоположные по значению СС)
Словесная каша – словесное искусство.
Словесность- это и есть словесное искусство.
И непревзойденным мастером словесного искусства был А.С. Пушкин.
А теперь обратимся к тайне одного пушкинского стихотворения
«И.И. Пущин».
-Кто такой этот загадочный Пущин? Почему именно ему посвятил
А.С. поэтические строки?
… Наступил 1811 г., юному Пушкину, почти как и вам сегодня, шел 12 год. И он поступил в одно из лучших учебных заведений России – Царскосельский лицей.
На перекличке он услышал фамилию мальчика, очень созвучную с его фамилией – Пущин.
Лицеисты с похожими фамилиями сразу обратили друг на друга внимание и с тех пор уже не расставались: они учились в одном классе, жили в соседних комнатах, вместе огорчались и вместе радовались. Они стали лучшими друзьями. Т.е. между ними возникла тесная дружба.
-А как называют человека, с которым ты подружился? (Друг)
Подберите однокоренные слова к слову друг. Молодцы. Давайте запишем некоторые из них.
-Выделить в этих словах общую морфему (часть слова)
Друг – друзья – дружба
-Что вы обнаружили при сравнении корней? (изменилась последняя буква).
— Это языковое явление называется чередованием согласных, которое является традиционным для русского языка.
г//з//ж
-Пушкин и Пущин были друзьями.
А у вас есть друзья?
Как их зовут? (Ф. И. – ответы 2-3 детей)
-Дайте, пожалуйста, определение вашему другу. Какой он? (ответы 3 – 4 детей). (хороший, добрый, озорной, весёлый…)
-А сейчас давайте познакомимся, какие слова нашёл для своего самого близкого друга А.С.Пушкина
Чтение учителем стихотворения
(конечный вариант)
— Какие необычные определения для своего друга нашёл поэт? (первый, бесценный)
— Какой смысл он вложил в слово «первый»? (самый главный, близкий, лучший)
«Первый», «бесценный» — это эпитеты.
Эпитет- это яркое образное определение, основанное на переносном значении слова.
-В каком столбике прямое, а в каком переносное значение слова?
золотые руки твёрдый характер мягкий человек |
-Найдите в тексте определения, употреблённые в переносном значении.
(двор) уединенный, печальным (снегом), святое (провиденье), ясные (дни)
— А теперь определите, к какому стилю- низкому, т.е. разговорному, или книжному, т.е. высокому, относится этот текст. (к высокому)
-Найдите, пожалуйста, слова, относящиеся к высокому стилю, т.е. те, которые в обычной жизни почти не употребляются.
Работа в парах.
бесценный
благословенный
огласил
дарует
провиденье
озарил
заточенье
-Поднимите руки, кто нашёл все слова. Молодцы!
— А теперь работа по вариантам: найдите в словариках толкование эти слов.
Зачитывание значений.
Надеюсь, теперь стихотворение вам стало намного понятнее.
Чтение стихотворения ребёнком.
—
О чём оно? (Определение темы- о встрече двух друзей)
— Что же произошло в их жизни? Почему они находились в разлуке?
…Той зимой 1825 года А.С.Пушкин находился в ссылке в с. Михайловском. Он был совсем один- без близких, без друзей. Рядом была только Арина Родионовна- добрая его нянюшка.
Зажечь свечу.
Долгими темными вечерами при тусклом пламени свечи Пушкин творил, и из-под его пера один за другим рождались истинные шедевры.
И вот однажды вынужденное уединение поэта было внезапно нарушено: к нему приехал нежданный дорогой гость – его давний лицейский друг И.И.Пущин.
Много лет назад И.И.Пущин вспоминал: «С той минуты как я узнал, что Пушкин в изгнании во мне зародилась мысль непременно навестить его(…)
И вот я вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками… Выскакиваю из саней, беру его в охабку и тащу в комнату… Не знаю, что (с нами) делалось.»
Проговорили друзья всю ночь. Простились за полночь. «Прощай, друг!»- это были последние слова Пушкина.
И действительно друзья больше не увиделись. Это была их последняя встреча. Под её впечатлением Пушкин написал стихотворение.
Чтение учителем 1-ой редакции (черновика) стихотворения.
Оказалось, что это был только черновик. Окончательный вариант вышел лишь 13 декабря 1826 г.
Сравнительный анализ 2-х редакций.
-Кем чувствует себя лирический герой 1-го варианта? (Изгнанником)
— Что могут нам сказать о душевном состоянии поэта следующие слова:
Уединенный (двор)
Забытый (кров)
Опальный (шалаш)
Чужой и дальней (стороне)
День печальный
Изгнанник
(Опала- немилость правящих властей)
Обратите внимание: в неволе находится только один человек.
— А теперь прочитаем 2-ой вариант.
-О скольких героях, находящихся в неволе, говорится во втором варианте? (о 2-х)
-Теперь уже не только поэт находится в изгнании, но и его друг? Какое слово свидетельствует об этом? (заточенье- это тюрьма)
— Что же произошло за прошедший год? Как изменилась жизнь друзей? Почему Пушкин изменил своё стихотворение?
-Ответить на эти вопросы сможем, только обратившись к истории нашего Отечества.
Между началом и завершением стихотворения прошло больше года. В промежутке был роковой день- 14 января 1825 года. Это день восстания на Сенатской площади, когда за освобождение народа, победившего самого Наполеона, выступили благородные русские люди. Среди них был и И.И. Пущин. Он был признан одним из руководителей бунта и приговорён к смертной казни. Впоследствии она была заменена 20- летней каторгой.
Итак, друзья поменялись ролями: А.С.П. в 1826 году из Михайловской ссылки был освобождён, а Пущин оказался в Сибири, на каторге.
— А теперь снова обратимся к стихам:
-Мы уже определили с вами слова, которые характеризуют душевное состояние поэта в 1- ой редакции.
Уединенный (двор)
Забытый (кров)
Опальный (шалаш)
Чужой и дальней (стороне)
День печальный
Изгнанник
Чувство одиночества, забытости, печали.
-Если бы вам предложили нарисовать место ссылки, какие бы краски вы использовали: сочные, яркие или тусклые, мрачные? (Цвет тусклый, мрачный.)
-А теперь определите чувства, которые возникают в душе поэта во 2-ой редакции.
В этом вам тоже поможет цветовая палитра. Найдите слова, связанные со светом.
Озарит, лучом, ясных
-Слово, выражающее ясное, позитивное настроение, называется «оптимизм». А кто сможет подобрать антоним к нему? (пессимизм)
-А теперь обратите внимание на знаки препинания.
1 вариант Какой знак препинания стоит в конце 1-го стихотворения? (многоточие)
И мы чувствуем, что поэта тревожит неопределённость и даже безнадёжность его положения.
2 вариант. А каким знаком препинания заканчивается 2-я редакция стихотворения?
-Какие чувства обычно мы передаём с помощью восклицательной интонации? (радость, восторг, восхищение и надежду)
Именно восхищением и надеждой пронизана 2-я часть окончательного варианта стихотворения.
Своё положение в ссылке А.С.П. оценивал пессимистически (хотя он не носил кандалы и не сидел в остроге). А положение друга- оптимистически. Это произошло, оттого что Пущин оказался в заточении из- за высокой и благородной цели. И это вселяет в Пушкина надежду на то, что рано или поздно его друг будет обязательно освобождён! Справедливость восторжествует!
Вот мы и раскрыли тайну 1-го маленького стихотворения, посвященного дружбе двух великих людей, вошедших в историю нашего Отечества.
Приложение 1
А.С. Пушкин
И.И. Пущину
Мой первый друг,
мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил;
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
/13 декабря 1826г., Псков/
Приложение 2
А.С. Пушкин И.И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный, И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил; Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
/13 декабря 1826г., Псков/
|
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (по стихотворен
01.11.2012 11:17 Петухова Елена Школа — Русский язык и литература
1
2
3
4
5 ( 0 Голосов )
Цели урока:
1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.
2) развитие у учащихся аналитического мышления;
развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;
расширение читательской эрудиции учеников;
3) воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей страны, к отдельным её представлениям.
Вложения:Презентация к уроку словесности «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (по сти [Презентация к уроку словесности «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» ] 2410 Kb
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и [Цели урока: 1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства. 2) развитие у уч] 47 Kb
Прикрепить файл
Список использованной литературы
1. Пушкин А.С. Избранная лирика.- М.: Дет. лит., 1989.
2. Пущин И.И. Записки о Пушкине.- М: Просвещение, 1984
10