Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Г. Мурманска
основная общеобразовательная школа №26
Конспект урока по русскому языку
в 8 классе
«Виды подчинительной связи в словосочетании»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Нозадзе Ирина Николаевна
г. Мурманск
2013
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
— реализация коммуникативно- деятельностного подхода в преподавании
— обучение на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование метапредметных и предметных компетенций.
— формирование универсальных коммуникативных учебных действий( владение всеми видами речевой деятельности ( слушание, письмо, говорение, чтение), адекватно воспринимать устную и письменную речь, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми)
— формирование познавательных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать , систематизировать информацию)
— формирование регулятивных универсальных учебных действий ( планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее,
Исходя из этого, была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательный: научить определять вид подчинительной связи в словосочетании и подбирать синтаксические синонимы.
развивающий: Способствовать развитию мыслительных операций
( логическое мышление), наблюдательности, развитие речи учащихся.
воспитательный: Воспитывать уважительное отношение к родному языку, внимание к происходящим в языке процессам, прививать навыки дружеского общения, чувство любви к родному краю.
Ход урока.
Что это? (на экране большая картинка капли)
(капля воды)
Какая синтаксическая единица у вас получилась?
(словосочетание)
Что такое словосочетание?
(ответ…)
И сегодня на уроке мы поговорим с вами не просто о словосочетании, а о видах подчинительной связи в словосочетаниях.
Тема нашего урока «Виды подчинительной связи в словосочетании».
Цель: научиться определять вид подчинительной связи в словосочетании и переделывать словосочетание с одной связью в другую.
Но сначала давайте вспомним что мы уже знает о словосочетании
Какова структура словосочетания (есть главное и зависимое слово)
Тип словосочетания по морфологическим свойствам главного слова
Именное (сущ+ прил.),( сущ+мест)
Глагольное (гл.+сущ.), (гл.+нар.)
Наречные (нареч+нареч)
Сейчас я предлагаю вам задание.
Разложите данное предложение на словосочетания. Определите по главному слову, к какому типу словосочетания они относятся.
Я очень люблю свой город.
(Вопрос с грамматической основой)
Вы знаете, что совсем скоро нашему городу исполнится 95 лет. (Когда?)
Я предлагаю вам совершить виртуальную прогулку по Мурманску.
Во время прогулки по городу вы должны внимательно наблюдать за улицами нашего города и записывать свои наблюдения в тетрадь для заметок.
К каждой иллюстрации подберите по 1-2 словосочетания ( они могут быть именные, глагольные и наречные)
Посмотрите, какой красивый у нас город!
Будьте внимательны! В ходе нашей прогулки вы можете увидеть разные памятники, которые рассказывают нам об истории города
В составленных словосочетаниях должна отразиться одна из страничек истории города)
Обратите внимание, какие люди живут в нашем городе.
Мы немного прогулялись по нашему замечательному городу.
Ребята, давайте посмотри, какие словосочетания у вас получились. Именные..
Глагольные…
Наречные…
А теперь небольшое творческое задание: используя записанные словосочетания составьте небольшую визитную карточку Мурманска (3-4 предложения)
(Наш город самый….
Город Мурманск…
В нашем городе живут….)
Что мы можем построить из словосочетаний?
А из предложений?
Роль словосочетаний очевидна.
( словосочетания организуют предложение, а предложения организуют текст)
Но словосочетания не только могут быть именными, глагольными и наречными, между словами в словосочетании могут быть разные синтаксические связи. И в правильном определении этих связей нам поможет вопрос и зависимое слово. Условно мы будем их называть словосочетания по зависимому слову.
Обратимся к опорному конспекту. Прочитаем его.
Тип связи
Управление | Примыкание | |
Какой? (род, число, падеж) | ? косвенного падежа | ? обстоятельства, по смыслу |
Прил. (мокрый луг) Прич. ( поющий человек) местоим (прил) (этот день) числит (пятый элемент) | Сущ (оплатить проезд) местоим (сущ) (уговорить её)
| Наречие (ехал быстро) Дееприч. ( проезжал любуясь) Инфинитив. (прошу поговорить)
|
Перед вами опорный конспект.
В русском языке существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
В правильном определении нам помогут вопрос и зависимое слово.
Но начнем мы разбор опорного конспекта с примыкания .
Обратите внимание на первые три словосочетания на доске. Определите главное и зависимое слово. Что объединяет все эти словосочетания по зависимому слову( неизменяемость). Значит с этим типом связи связаны неизменяемые части речи и инфинитив.
Согласование. Следующая группа слов. Чем объединены эти словосочетания по зависимому слову? (Тем, что зав. слова согласовываются с главным в роде, числе и падеже.)
Управление
Сделайте самостоятельный вывод. К зависимому слову ставится падежный вопрос.
Сейчас я предлагаю вам новое задание.
Распределите данные словосочетания согласно схеме, (работа в парах).
По алгоритму:
1 главное и зависимое слово
2.Определить морфологическую принадлежность зав. слова.
3. Определить вид связи.
Бежать быстро
Прекрасный день
Прогулка по городу
Наш город
Ему исполнилось
Любят прогуляться
Составьте словосочетания по картинкам.
Как горит огонь? (горит ярко)
Где спит кот? (спит на диване)
Какая осень? (осень красочная)
Дополните своими примерами опорный конспект.
Итог по типам связи. Три типа связи, примыкание- неизменяемость
Управление- падежный вопрос
Согласование- согласование в роде, числе и падеже.
На следующий год вам предстоит серьезное испытание: прохождение итоговой аттестации в форме ГИА
Следующее задание будет похоже на задание из КИМов ГИА
Но перед его выполнением я хотела бы дать вам несколько рекомендаций (алгоритм).
Определите главное слово, его мы не меняем
Даны две связи: исходная и конечная, меняем зависимое слово
Подготовка к экзамену- экзаменационная подготовка
Задание
Замените словосочетание ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание СМОТРЕТЬ РАДОСТНО , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКИЙ ТРУД , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ЛЕГКО ПРЕВРАЩАЕТСЯ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ВРЕМЯ СЧАСТЬЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования.
Замените словосочетание ПРИМЕНЯТЬ С УМЕНИЕМ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Замените словосочетание ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ К ЯЗЫКУ , построенное на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Замените словосочетание МНЕНИЕ ОБЩЕСТВА, построенное на основе управлении, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Рефлексия
Что изучает синтаксис?
-Назовите способы подчинительной связи?
-Какие конструкции не являются словосочетанием?
Домашнее задание.
Определите тип подчинительной связи в словосочетании
Отвечать, не думая
Писать аккуратно
Папин портфель
Грустный мальчик
Кофе по-турецки
Дежурный класс
Пришёл мириться
Пятый кабинет
Счастливая улыбка
Видеть из окна
Понимаю тему
Сделать по-своему
Свой человек
Поливающий из лейки
Подошёл ко мне
Говорить насчёт погоды
Понятно объяснять
Очень красиво
Неубранная комната
Прийти вовремя
Наш приз
Список использованной литературы
1.Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В. — Русский язык. М.,2003
2.Разумовская М.М. и др. Русский язык: Учебник для 8-го класса. — М.: Дрофа, 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы